Проверка организации БУ и учетной политики организации при проведении аудита — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Проверка организации БУ и учетной политики организации при проведении аудита

2022-10-04 27
Проверка организации БУ и учетной политики организации при проведении аудита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проверка организации БУ и учетной политики организации при проведении аудита

В соответствии с законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ведение бухгалтерского учета в организации осу­ществляется согласно учетной политике организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организа­ции предусмотрены положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерст­ва финансов Республики Беларусь 17.04.2002 г. № 62.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и включает: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и ре­гистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых; график документооборота.

При формировании учетной политики организации по конкретно­му направлению ведения и организации бухгалтерского учета выбира­ется один из  способов, допускаемых законодательством, или же организацией самостоятельно разрабатывается соответствующий способ.

Принятая организацией учетная политика, как правило, оформля­ется приказом.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формиро­вании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в сос­таве бухгалтерской отчетности, относятся способы погашения стоимо­сти основных средств, нематериальных активов, оценки производст­венных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой про­дукции и др.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. Вновь создаваемая организация оформляет избранную учетную поли­тику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее девяноста дней со дня государственной регистрации.

Изменения в учетной политике организации производится в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности.

Изменения учетной политики излагаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Аудитор устанавливает, имеется ли в организации приказ на учет­ную политику, все ли требования предусмотрены в нем, особое внима­ние уделяется способам ведения бухгалтерского учета, соответствие их нормативным документам по ведению бухгалтерского учета. При нали­чии внесения изменений в учетную политику надо установить их обос­нованность и законность.

 

З-чи и ист-ки инф-ции проверки кассы и кассовых операций.

Проверку могут проводить специалисты обслуживающего банка, налог-ые органы, ведомственные ревизоры и аудиторы.

Цель проверки: установление законности, достовер-ти и целесообразности совершенных операций с ден. ср-вами, правильности отражения в учете.

З-чи проверки: 1. проверка правил приема наличных ден. ср-в, полноты и своевременности их оприходования в кассу; 2. контроль соблюдения лимита кассовой наличности; 3. контроль соблюдения лимита расчета наличными ден. ср-вами м/у субъектами хоз-ия; 4. установление порядка выплаты ден. ср-в из поступивших в кассу сумм в пределах установленного банком лимита и целей; 5. проверка порядка инкассирования ден. выр-ки и отражение ее в б.у.; 6. установление законности, обоснованности и правильности оформления операций по учету ден. сумм; 7. проверка сохранности ден. ср-в и ден. док-тов в кассе.

 Проверку кассовых операций проводят в следующей последовательности: 1. инвентаризация наличных денег и ден. док-тов в кассе орг-ции; 2. проверка усл-ий, обеспечивающих сохранность ден. ср-в; 3. проверка соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций.

 Ист-ки инф-ции: 1. ББ; 2. отчет о движении ден. ср-в; 3. кассовая книга; 4. отчет кассира с приложенными прих. и расх. кассовыми док-тами; 5. корешки чеков используемых чек-ых книжек; 6. гл. книга; 7. ж/о №1; 8. материалы проверок.

 

Аудит кассовых операций.

Проверка кассовых операций позволяет выявить нарушения гос. дисциплины в обеспеч-ии сохранности и правильности расходования ден. ср-в. Основная з-ча: проверка соблюдения орг-цией инструкции №4 (Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 № 4 (с изменениями от 13.10.2008 № 150) при осуществлении кассовых операций. Проверка начинается с установления тождественности остатков по сч 50 на нач. проверяемого пер-да путем сверки записей в кассовой книге, в кассовом отчете, в ж/о №1, в гл. книге и в балансе орг-ции. Проверка кассовых операций проводится сплошным сходством со дня окончания предыдущей проверки по след. направлениям: 1. проверка установленного порядка ведения кассовых операций (необх-мо обратить внимание на правильность док-тального оформления операций по кассе – полнота заполнения реквизитов, прих. и расх. кассовых док-тов, обязательная регистрация прих. и расх. кассовых док-тов, наличие подписей ответственных лиц и получателей ден. ср-в, отсутствие исправлений и подчисток, наличие в РКО сведений о док-те,удостоверяющего личность получателя ден. ср-в, наличие штампа «Оплачено»); 2. проверка достоверности и законности операций с ден. ср-вами (для этого анализируется полнота и своевременность оприход-ия ден. ср-в в кассу, полученных со счетов орг-ции в банке. Это устанавл-ся путем встречной проверки данных банк-их выписок, корешков чековых книжек, ПКО и записей в кассовой книге. При проверке расходования полученных из банка ден. ср-в по целевому назначению рекомендуется составить вед-ть о движении наличных денег); 3. проверка соблюдения кассовой дисциплины.

При рассмотрении соблюдения установленного лимита остатка наличных ден. ср-в необх-мо сопоставить остатки денег в кассе по данным кассовой книги с лимитом. Необх-мо установить: 1. своевременно ли возвращаются в банк остатки ден. ср-в по невыданной з/п; 2. сдается ли в банк выр-ка от реал-ции мат. цен-тей за наличный расчет; 3. не допускается ли приобретение мат. цен-тей сверх разрешенных предельных сумм. На след. этапе проверки устанавл-ся достоверность кассовых отчетов, правильность указанных в них оборотов при выведенных остатках. По каждому кассовому учету надо посчитать обороты по приходу и расходу, проверить правильность подсчета остатка ден. ср-в, а также сверить месячные обороты по кассовым счетам с оборотами и остатками ж/о №1.

Кассовая дисциплина – это: 1. соблюдение своевременности оприходования ден. ср-в; 2. соблюдение сроков возврата неиспользованных сумм; 3. соблюдение установленных сроков сдачи выр-ки в банк; 4. соблюдение установленного предельного размера расчета наличными ден. ср-вами м/у юр. и физ. лицами, ИП в РБ.

 

При проверке данного вопроса вначале надо проверить соотв данных аналитич учета данным синтетич учета по счету 10 субсчет 9 «Инвентарь и хоз прен-ти» При выявл расхождений необх установить их причины.

Проверка сохранности ОС.

Приступая к проверке сохранности основных средств, следует в на­чале проверить соответствие данных аналитического учета основных средств их остаткам на определенную дату по синтетическому учету. С этой целью списки основных средств по месту их эксплуатации формы № ОС-13 или машинограммы необходимо сопоставить с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге. При выявлении расхо­ждений между данными аналитического и синтетического учета надо установить их причины. На следующем этапе проверки надо устано­вить, все ли объекты основных средств закреплены за материально от­ветственными лицами. Одновременно следует проверить состояние учета, наличие и движение основных средств в аналитическом учете в бухгалтерии и у материально ответственных лиц. Надо проверить, все ли формы первичных документов применяются в учете, правильно ли они заполняются и сохраняются. Сохранность основных средств на строительных площадках, объек­тах контролируется с помощью проведения инвентаризаций. С этой це­лью в первую очередь надо проверить соблюдение действующего по­рядка проведения инвентаризации основных средств, для этого надо рассмотреть материалы последней инвентаризации. Качество инвента­ризации основных средств определяется соблюдением установленного порядка и средств проведения, правильностью оформления, подведе­ния итогов инвентаризации и принятия решений по выявленным не­достаткам и излишкам. Следует проверить инвентаризационные описи основных средств (форма № инв.-1) и сличительные ведомости (форма инв.-18). Если в результате инвентаризации выявлены излишки и не­достачи, надо проверить правильность отражения результатов инвен­таризации на счетах бухгалтерского учета. При этом аудитор должен знать, что выявленные при инвентаризации излишки основных средств приходуются на балансе строительной организации по рыночной стои­мости на дату проведения инвентаризации следующими записями:

Д-т счета 01 «Основные средства»;

К-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Недостача или порча основных средств в соответствии с решением руководителя организации относится за счет виновных лиц. Если ви­новные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убыт­ки от недостачи или порчи в соответствии с решением руководителя ор­ганизации списываются на финансовые результаты.

Определение размера государственного имущества, относящегося к основным средствам и подлежащего взысканию с виновных лиц, про­изводится по первоначальной (восстановительной) стоимости в соот­ветствии с правилами переоценки стоимости основных средств на дату составления акта проверки (ревизии) о взыскании вреда за вычетом фактически произведенных амортизационных отчислений по данному имуществу. При отнесении недостачи на виновных лиц, а при их отсут­ствии — за счет средств организации начисляется налог на добавлен­ную стоимость из остаточной стоимости основных средств и отражает­ся в учете следующей записью:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Налоговой базой является остаточная стоимость основных средств за вычетом стоимости материальных ценностей поступивших в связи со списанием основных средств, в оценке возможного использования или реализации.

На следующем этапе проверки следует ознакомиться в натуре с сох­ранностью основных средств на местах их хранения и эксплуатации (путем осмотра объектов основных средств). Необходимо установить, на всех ли объектах основных средств имеются инвентарные номера, как обеспечивается их сохранность. Фактическая проверка состояния сохранности основных средств дополняется контрольной инвентари­зацией отдельных объектов. Особое внимание надо обратить на объек­ты без инвентарных номеров, не закрепленные за материально ответст­венными лицами, числящиеся под

Аудит операций с НА.

Приступая к проверке данного вопроса, надо изучить «Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов», и «Инструкцию по бух­галтерскому учету нематериальных активов»,. После изучения указанных нормативных документов надо по данным аналитического учета к сче­ту 04 «Нематериальные активы» проверить и установить, правильно ли числящиеся там активы отнесены к нематериальным. При этом ауди­тор должен знать, что для целей бухгалтерского учета признаются не­материальными активами те, которые должны удовлетворять следую­щим условиям: отсутствие материально-вещественной (физической) формы; возможность идентификации (выделения, отделения) органи­зацией от другого имущества; используемые в деятельности организа­ции и способные приносить ей экономические выгоды (доход) в буду­щем; срок полезного использования которых превышает двенадцать месяцев, стоимость которых может быть измерена с достаточной на­дежностью, т.е. имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); наличие до­кументов, подтверждающих права правообладателя..

 На следующем этапе проверки надо установить, правильно ли про­изведена оценка нематериальных активов, которые принимаются к учету по первоначальной стоимости.

При наличии изменений первоначальной стоимости объектов нема­териальных активов надо установить их причину. Первоначальная сто­имость нематериальных активов может изменяться в случаях: проведе­ния переоценки нематериальных активов по решению Правительства Республики Беларусь; внесения установленных в соответствии с зако­нодательством платежей, связанных с подтверждением имуществен­ных прав.

На следующем этапе проверки надо проверить и установить, пра­вильно ли отражены операции, связанные с поступлением нематери­альных активов на счетах бухгалтерского учета. Расходы по приобретению нематериальных активов, непосредст­венно связанные с их получением и доведением их до состояния, в кото­ром они пригодны к использованию, а также подтверждением имущес­твенных прав, учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» как затраты капитального характера. Оприхо­дование нематериальных активов отражается следующей записью:

Д-т счета 04 «Нематериальные активы»;

К-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Затем надо проверить и установить, правильно ли начислена аморти­зация нематериальных активов. Суммы начисленной амортизации по нематериальным активам, которые участвуют в предпринимательской деятельности, относятся на расходы организации и отражаются на сче­тах бухгалтерского учета следующими записями:

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»;

Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»;

Д-т счета 26 «Накладные расходы» и других счетов;

К-т счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

На следующем этапе проверки устанавливается правильность отра­жения операций на счетах бухгалтерского учета по выбытию нематери­альных активов. В первую очередь надо проверить обоснованность выбытия немате­риальных активов и установить, правильно ли оформлены соответству­ющие первичные документы на их выбытие, законность и обоснован­ность их списания с баланса. Затем надо проверить, правильно ли отра­жены операции, связанные с выбытием нематериальных активов, на сче­тах бухгалтерского учета. При этом следует иметь в виду, что для учета выбытия объектов нематериальных активов (продажа, списание, безвоз­мездная передача и др.) к счету 04 «Нематериальные активы» открывает­ся субсчет «Выбытие нематериальных активов». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта нематериальных активов, а в кредит — сумма начисленной амортизации за весь период эксплуатации. Остаточная стоимость выбывших объектов нематериальных активов списывается с кредита счета 04 «Нематериальные активы» в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы», при безвозмездной передаче — в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Следует также иметь в виду, что результаты (доходы и расходы) от выбытия нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором произошло выбытие. Необходимо внимательно проверить, правильно ли определены результаты от реа­лизации (выбытия) нематериальных активов, правильно ли исчислены соответствующие налоги, предусмотренные законодательством.

При наличии операций, связанных с предоставлением имуществен­ных прав на использование нематериальных активов, надо проверить и установить правильность их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Имущественные права на объекты нематериальных активов, полу­ченные на основании лицензионных договоров, учитываются пользо­вателем прав на счете 04 «Нематериальные активы».

Правообладатель исключительных прав, для которого передача имущественных прав на объекты нематериальных активов является второстепенным видом деятельности, поступающие по лицензионным договорам платежи, включает во внереализационные доходы (счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»).

Правообладатель исключительных прав, для которого передача имущественных прав является основным видом деятельности, посту­пающие по лицензионным договорам платежи, включает в выручку от реализации (счет 90 «Реализация»), Организацией-пользователем на­числение платежей за получаемые по лицензионным договорам иму­щественные права на счетах бухгалтерского учета отражается следую­щими записями:

Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сум­му единовременных (паушальных) платежей;

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»;

Д-т счета 25 «Накладные расходы» и других счетов;

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками подразделениями» или К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сум­му периодических платежей (роялти).

На следующем этапе проверки надо установить, проводится ли ин­вентаризация нематериальных активов, в соответствии с действующим законодательством и отражение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

 

Д 98.4 – К 91

 

 

Аудит финансовых инвестиций

Финансовые инвестиции (вложения) представляют собой затраты строительной организации на приобретение ценных бумаг, вложений (вкладов) свободных денежных средств и имущества в уставные фонды акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной от­ветственностью, приобретение государственных облигаций, сертифи­катов, а также предоставленные займы другим юридическим и физическим лицам и другие. Они делятся на краткосрочные (вложение на срок до одного года) и долгосрочные (вложения на срок более одного года).

При наличии на балансе организации финансовых инвестиций сле­дует проверить;

■ реальность и правильность их отражения и оценку в учете;

■ правильность определения расходов и потерь, связанных с финан­совыми инвестициями;

правильность учета операций, связанных с передачей имущества организации в уставные фонды других организаций;

исчисление доходов (дивидендов), полученных от финансовых вложений;

оценку правильности отражения в учете производственных зай­мов;

■ правильность описания разниц между покупкой и номинальной стоимостью ценных бумаг;

■ правильность отражения в учете выкупа и продажи ценных бумаг;

■ оценку правильности отражения в учете вкладов (операций по пе­редаче вкладов), предусмотренных договорами простого товари­щества;

■ проводится ли инвентаризация финансовых инвестиций и другие вопросы, предусмотренные рабочим планом проведения аудитор­ской проверки.

Источниками информации для проверки являются операции, отра­женные на счете 58 «Финансовые вложения».

В первую очередь необходимо установить, правильно ли ведется аналитический учет по счету 58 «Финансовые вложения». Необходимо иметь в виду, что аналитический учет по данному счету ведется по ви­дам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организациям-продавцам ценных бумаг, другим организа­циям, участником которых является данная организация, организаци- ям-заемщикам и т.д.). Затем следует установить, правильно ли произ­ведена оценка финансовых инвестиций, наличие соответствующих до­кументов (договоров) на финансовые инвестиции, правильность отра­жения операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с реализа­цией акций и облигаций.

Аудитор должен знать, что при погашении (выкупе) и продаже ак­ций делаются следующие записи:

а) на стоимость, по которой продаются акции:

Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

б) на балансовую стоимость акций:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

К-т счета 58 «Финансовые вложения»;

в) на дополнительные расходы по продаже акций:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

К-т счета 51 «Расчетный счет»;

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.;

г) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

К-т счета 99 «Прибыли и убытки».

При наличии долговых ценных бумаг (облигаций, депозитных сер­тификатов и др.) следует проверить и установить, правильно ли списы­ваются разницы между покупной и номинальной стоимостью ценных бумаг. Необходимо иметь в виду, что облигации и другие ценные бума­ги приходуют на счет 58 «Финансовые вложения» по фактической сто­имости, которая может быть выше или ниже ее номинальной. Однако к моменту погашения (выкупа) облигации ее учетная стоимость должна соответствовать номинальной.

Если покупная стоимость приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг выше их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производится списание части разницы между покупной и номинальной стоимостью. На счетах бухгалтерского учета делаются записи по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму причитаю­щегося к получению по ценным бумагам дохода) и кредиту счета 58 «Финансовые вложения» (на часть разницы между покупкой и номи­нальной стоимостью) и 91 «Операционные доходы и расходы» (на раз­ницу между суммами, отнесенными на счета 76 и 58).

Если покупная стоимость приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг ниже их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производится дона­числение части разницы между покупной и номинальной стоимостью.

На счетах бухгалтерского учета делаются записи по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму причитаю­щегося к получению по ценным бумагам дохода) и 58 «Финансовые вложения» (на часть разницы между покупной и номинальной стоимо­стью) и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы» (на об­щую сумму, отнесенную на счета 76 и 58).

Затем надо установить, правильно ли отражаются операции, связан­ные с погашением (выкупом) и продажей ценных бумаг.

При этом аудитор должен знать, что погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг на счетах бухгалтерского учета отражаются следующей записью:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

К-т счета 58 «Финансовые вложения».

При проверке депозитных сертификатов следует обратить внима­ние на то, чтобы организация при наличии сертификатов не имела нес­воевременных платежей в бюджет и поставщикам за поставленные ими материалы и оказанные услуги. Если имели место такие случаи, надо проверить, на какие счета отнесены пени и штрафы за несвоевременные платежи, и установить причины. Следует также установить, правильно ли (в соответствии с договорами) начисляются проценты и своевре­менно ли они отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Аналогично проверяются операции, связанные с предоставлением займов другим организациям. На счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» организа- цией-товарищем учитываются наличие и движение вкладов в общее имущество по договору товарищества. При наличии операций по дан­ному субсчету надо проверить, правильно ли отражены операции на счетах бухгалтерского учета. Следует установить, проводится ли ин­вентаризация финансовых инвестиций и другие вопросы, предусмот­ренные рабочим планом проведения аудиторской проверки.

При проверке финансовых инвестиций надо также проверить на­числение резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.

В условиях рыночных отношений совершаются операции по куп­ле-продаже ценных бумаг на фондовых биржах. При данной операции приобретение акций и облигаций производится по ценам номинальной стоимости или выше. В этом случае в учете возникают разницы, кото­рые увеличивают прибыль либо убыток организации за счет обесцене­ния вложений в ценные бумаги. Для покрытия убытков предусмотрено создание резерва под обесценение вложений в ценные бумаги. Резерв создается в конце отчетного года за счет операционных доходов при со­ставлении годового бухгалтерского баланса и предусматривает доведе­ние их до рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, при­нятой к бухгалтерскому учету. При этом рыночная (курсовая) стои­мость ценных бумаг определяется на основе средневзвешенных цен. Источниками информации для проверки являются операции, отражен­ные на счете 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». В первую очередь по данным аналитического учета надо установить, по какому виду ценных бумаг создан резерв, затем проверить, правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета на суммы созданного резерва. Следует иметь в виду, что на сумму создаваемого резерва на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:

Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

К-т счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». Сумма резерва определяется по каждому виду ценных бумаг.

При повышении рыночной стоимости ценных бумаг на конец следу­ющего отчетного года, по которым были созданы резервы, на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:

Д-т счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»; К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».

Аналогичная запись делается при списании или продаже с баланса ценных бумаг, по которым были созданы ранее резервы. Если до конца года, следующего за годом создания резерва, этот резерв не будет ис­пользован, то неизрасходованные суммы подлежат восстановлению в составе операционных доходов следующей записью:

Д-т счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»; К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».

Аудит уставного фонда

Приступая к проверке данного вопроса, аудитор должен ознако­миться с учредительными документами и установить дату Государст­венной регистрации организации, постановку ее на учет в налоговой инспекции, состав учредителей и сумму вклада каждого из них, осущес­твляемые виды деятельности, наличие лицензий на виды деятельности, которые подлежат лицензированию, соответствие финансово-хозяй­ственной деятельности целям и задачам, определенным уставом.

На следующем этапе проверки надо определить, сформирован ли уставный фонд в соответствии с учредительными документами в пол­ной сумме и правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета.

Проверка формирования уставного фонда зависит от организаци­онно-правовой формы хозяйственной деятельности организации.

Аудит уставного фонда в хозяйственных товариществах. Устав­ный фонд в хозяйственных товариществах (полных и коммандитных) формируется в форме складочного фонда учредителей. При создании полного и коммандитного товарищества сумма складочного фонда в размере, зафиксированном в учредительных документах на счетах бух­галтерского учета, отражается следующей записью;

Д-т счета 75 «Расчеты с учредителями»;

К-т счета 80 «Уставный фонд».

Следует проверить и установить фактическое формирование устав­ного фонда. По данным приходных кассовых ордеров, выписок банка с расчетного и валютного счетов с приложенными к ним оправдательны­ми документами, проверяется полнота и своевременность поступления денежных средств. На сумму поступления денежных средств в отечест­венной и иностранной валюте в счет вкладов учредителей в уставный фонд делают следующие записи:

Д-т счета 50 «Касса»;

Д-т счета 51 «Расчетный счет»;

Д-т счета 52 «Валютные счета»;

К-т счета 75 «Расчеты с учредителями».

Затем надо проверить фактическое поступление вкладов участни­ков товарищества в части внесенного имущества. Необходимо знать, что материальные ценности и нематериальные активы, вносимые в счет вклада в уставный фонд, оценивают по согласованной между товари­щами стоимости или экспертным путем.

На сумму внесенного имущества на счетах бухгалтерского учета де­лают следующие записи:

Д-т счета 01 Основные средства»;

Д-т счета 04 «Нематериальные активы»;

Д-т счета 07 «Оборудование к установке»;

Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы;

Д-т счета 10 «Материалы;

Д-т счета 41 «Товары» и др.;

К-т счета 75 «Расчеты с учредителями».

При наличии изменений уставного фонда (увеличение или умень­шение) надо проверить и установить, правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета.

При проверке полноты поступления взносов учредителей в устав­ный фонд следует составить ведомость следующей формы (табл. 19.1).

Аудит уставного фонда в унитарных предприятиях. Уставный фонд унитарного предприятия формируется путем выделения органи­зации имущества в виде денежных средств и материальных ценностей государством или муниципальным органом. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Проверка уставного фонда осуществляется аналогично, как и в из­ложенных ранее организационно-правовых формах хозяйственной де­ятельности.

При изменении уставного фонда аудитор должен знать, что увели­чение или уменьшение уставного фонда унитарного предприятия про­изводится государством (в лице Министерства, ведомства, фонда иму­щества или другой организации), а муниципального — местными органами власти.

Оформление результатов ревизии

Результаты комплексной документальной ревизии оформляют ак­том (справками). Акт составляет руководитель ревизионной бригады. Этот документ основывается на данных бухгалтерского учета, его со­держание определяется программой и заданиями, которые были преду­смотрены при назначении ревизии. В нем отражается производствен­ная и финансово-хозяйственная деятельность строительной организа­ции, а также указываются недостатки в работе, нарушения законов, по­ложений и случаи злоупотреблений, хищений, потерь и недостач. В ак­те ревизии в обязательном порядке следует отражать положительные стороны в работе, применение передовых приемов и методов в произ­водственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Материалы ревизии подразделяют на основные акты, накопитель­ные ведомости к ним, частные (промежуточные) и разовые акты. В ос­новном акте излагаются результаты ревизии. Его составляют по окон­чании ревизии на основании частных (промежуточных) и разовых актов.

В накопительных ведомостях указываются факты нарушений в рас­ходовании материальных, денежных и трудовых ресурсов, недостатки в ведении бухгалтерского учета, отчетности и другие нарушения, если они были оформлены промежуточными или разовыми актами.

Частные (промежуточные) акты ревизии оформляют в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть под­тверждены документами. Их составляют по результатам инвентариза­ции наличных денежных средств в кассе, товарно-материальных цен­ностей, разными дебиторами и кредиторами и по другим операциям. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них. Разовые акты состав­ляют по результатам обследования и технического контроля, а также в случаях, если результаты ревизии не оформлялись частными (проме­жуточными) актами.

Акты ревизий и проверок должны быть составлены грамотно, напи­саны кратко, ясно и отражать действительность. Конкретные факты на­рушений, выявленные при проведении ревизии, должны быть изложе­ны четко. Если в процессе проведения ревизии использовались приемы экономического анализа и составлялись таблицы, их надо прилагать к акту ревизии в виде приложений.

В акте ревизии излагаются только результаты изучения и проверки вопросов, которые предусматривались программой ревизии. Вопросы, изученные не полностью, в акт ревизии не включаются. Нецелесооб­разно отражать в акте ревизии факты, не содержащие элементов нару­шений и не свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизу­емой организации, а также мелкие нарушения. В акте не должно быть предположений. Каждый факт надо проверять полностью и всесторон­не. В акте ревизии не следует излагать личные выводы и замечания в ад­рес руководителей ревизуемой организации, а также применять терми­ны, имеющие характер юридической квалификации действий должно­стных лиц, например, злоупотребление служебным положением, хище­ние, бесхозяйственность и т.д.

Выявленные ревизией факты нарушений и недостатков надо изла­гать в акте ревизии так, как они в действительности имели место. По всем нарушениям следует указывать, какие приказы, инструкции, по­ложения, законы были нарушены, кем и когда, способ нарушения; при­чинен ли организации ущерб и в каком размере; сколько возмещено ущерба в ходе ревизии (если он возмещался). Эти данные необходимы для привлечения к ответственности виновных лиц.

При выявлении фактов совершения подлога документов ревизор имеет право изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставля­ются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ре­визора и главного бухгалтера проверяемого субъекта. Изъятые доку­менты прикладываются к акту ревизии.

К акту ревизии должны быть также приложены письменные объясне­ния виновных лиц по вскрытым фактам нарушений и злоупотреблений.

Акт или справка подписывается руководителем ревизионной груп­пы (ревизором), руководителем организации, при его отсутствии — за­местителем руководителя организации, а при необходимости — други­ми участниками проверки (ревизии).

При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписываю­щие его должностные лица проверяемого субъекта хозяйствования де­лают об этом запись перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возра­жения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший про­верку (ревизию). По истечении установленного 5-дневного срока воз­ражения к рассмотрению не принимаются.

При получении от должностных лиц возражений по акту проверки (ревизии) руководитель ревизионной группы обязан проверить обос­нованность доводов, изложенных в них и составить письменное заклю­чение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие долж­ностные лица проверяемой организации.

 

Аудит финансовых инвестиций

59. Аудит операций по переоценке незавершенных строит-вом объектов и неустановленного оборудования

60. Задачи и источники проверки расчетов с персоналом по оплате труда

61. Аудит соблюдения трудового зак-ва и исп-я рабочего времени

62. Аудит операций по начислению заработной платы

проверка организации БУ и учетной политики организации при проведении аудита

В соответствии с законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ведение бухгалтерского учета в организации осу­ществляется согласно учетной политике организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организа­ции предусмотрены положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерст­ва финансов Республики Беларусь 17.04.2002 г. № 62.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и включает: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и ре­гистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых; график документооборота.

При формировании учетной политики организации по конкретно­му направлению ведения и организац<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.