Ходовая часть, кузова, кабины — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Ходовая часть, кузова, кабины

2022-10-04 40
Ходовая часть, кузова, кабины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рама

Назначение, типы. Устройство лонжеронных рам. Соеди­нение узлов шасси с рамой. Тягово-сцепное устройство.

 

Методические указания

При изучении конструкций рам автомобилей необходимо представлять их типы: лонжеронные, Х-образные, централь­ные (хребтовые), периметральные, комбинированные.

Х-образные и периметральные рамы применялись на лег­ковых автомобилях типа ГАЗ-13, ЗИЛ-117. Они позволяют понизить центр тяжести автомобиля.

Центральные и комбинированные рамы называются еще хребтовыми. При применении хребтовой рамы картер главной передачи, как правило, закрепляют на центральной трубе, при этом появляется возможность применять разрезной веду­щий мост с независимой подвеской колес, что позволяет уменьшить вес неподрессорных частей подвески.

При наличии лонжеронной рамы ее поперечины служат опорами для крепления двигателя, радиатора и прочих агре­гатов, кроме того, они усиливают раму в местах крепления рессор.

Нужно обратить внимание на то, что при конструировании рам к ним предъявляются следующие требования:

а) лонжероны рамы должны иметь переменное сечение в целях лучшего использования материала и для обеспечения равномерного распределения напряжений по их длине;

б) средняя часть рамы легкового автомобиля должна быть опущена вниз для снижения центра тяжести автомобиля, над балками мостов делаются выгибы;

в) рама должна обладать высокой изгибной жесткостью при приложении как вертикальных, так и продольных нагрузок, а также высокой крутильной жесткостью, что позволит исключить относительные смещения агрегатов при движении автомобиля по неровным дорогам.

У грузовых автомобилей в задней части рамы на специ­альной поперечине устанавливают тягово-сцепное устройство с амортизирующим элементом. Выясните, из каких деталей он состоит и как крепится к раме автомобиля. Соединение уз­лов шасси с рамой подробно рассматривается в теме «Под­веска».

 

Контрольные вопросы

56. Назначение и типы рам автомобилей.

57. Как устроена рама автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-3307, КамАЗ?

58. Как закрепляются на раме изучаемых грузовых авто­мобилей двигатель, передний и задний мосты, кузов и каби­на, промежуточная опора карданной передачи?

59. Что выполняет роль рамы в безрамной конструкции автомобиля?

60. Назначение тягово-сцепного устройства. Как устроен буксирный прибор с пружинным и резиновым буфером? Как им пользоваться?

 

Передний управляемый мост

Устройство неразрезных и разрезных передних управляе­мых мостов. Влияние установки колес управляемых мостов на безопасность движения, износ шин и расход топлива.

 

Методические указания

Передний управляемый мост предназначен для поддержи­вания передней части автомобиля, передачи продольных и боковых сил со стороны колес на раму и, наоборот, для вос­приятия реактивных моментов и осуществления поворота.

Управляемый мост может быть ведущим и неведущим, разрезным и неразрезным. Неразрезной мост применяется при зависимой подвеске и состоит из балки, поворотных пальцев (шкворней) и кулаков (цапф), рычагов рулевого привода, поперечной тяги и колес. Разрезной мост выполняется при независимой подвеске. Он может быть независимым агрегатом и иметь поперечину, которая при установке на автомо­биль жестко соединяется с рамой или кузовом, а функции моста практически выполняет направляющее устройство подвески. В случае отсутствия балки направляющее устройство крепится непосредственно к раме или кузову автомобиля. Существующие типы направляющих устройств подробно рассматриваются в теме «Подвеска».

Передний мост должен обеспечивать:

- легкость управления и необходимую кинематику поворота при всех режимах движения автомобиля;

- высокую долговечность шин;

- устойчивость (стабилизацию) управляемых колес.

Выполнение указанных требований во многом определяется правильностью установки управляемых колес, которая ха­рактеризуется их развалом в вертикальной плоскости и схож­дением в горизонтальной, а также наклоном шкворней или стоек в продольной и поперечной плоскостях.

Для облегчения поворота колес и уменьшения нагрузки на внешний подшипник ступицы существует угол развала колес.

Схождение колес обеспечивает их правильное (парал­лельное) качение при наличии развала, уменьшение износа шин, а, следовательно, повышение их долговечности. Объяс­няется это тем, что схождение компенсирует разворачивание вращающихся колес, вызванное их наклоном по отношению к вертикальной плоскости (развалом).

Поперечный наклон шкворня способствует повышению устойчивости (стабилизации) управляемых колес, облегчению управления и снижению нагрузок на детали рулевого управления.

Наклон шкворня в продольной плоскости также обеспечи­вает стабилизацию колес в среднем положении движущего­ся автомобиля.

Регулировка углов установки колес осуществляется толь­ко для легковых автомобилей. У грузовых автомобилей и автобусов регулируется лишь одно схождение. Но это не оз­начает, что в процессе эксплуатации величины этих углов не изменяются. Деформации балки и других сопрягаемых с ней элементов вызывают изменение углов установки шквор­ня и колеса. Все это приводит к тому, что плоскость качения колеса начинает не совпадать с продольной осью автомобиля, сопротивление качению увеличивается, а это вызывает уве­личенный расход топлива и износ шин.

Разберитесь со схемами, объясняющими углы установки колес и шкворней, и умейте самостоятельно изображать их.

 

Контрольные вопросы

61. Общее устройство неразрезного переднего управляемо­го моста (ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, КамАЗ).

62. Общее устройство разрезного переднего управляемого моста (ВАЗ-2107, ВАЗ-2108).

63. Назначение и принцип действия:

- развала колес,

- схождения колес,

- поперечного наклона шкворня,

- продольного наклона шкворня.

Ответы поясните схемами.

64. Почему задние колеса автомобилей ГАЗ-3307, ЗИЛ-130 не имеют схождения и развала?

 

Подвеска

Назначение подвески. Типы подвески. Устройство зависи­мых и независимых подвесок. Задняя подвеска трехосного автомобиля. Рессоры: назначение, типы, устройство. Амортизаторы: назначение, типы, устройство. Стабилизатор попереч­ной устойчивости: назначение, устройство. Передача подвес­кой сил и моментов. Влияние подвески на безопасность до­рожного движения.

 

Методические указания

Подвески осуществляют соединение рамы или кузова с мостами (колесами) автомобиля и состоят из упругих эле­ментов, направляющих устройств и амортизаторов, т. е. под­веска представляет собой совокупность элементов, связываю­щих колеса и раму (или кузов) автомобиля.

Каждый из этих элементов выполняет свои функции: уп­ругий элемент смягчает удары и воспринимает вес автомо­биля, приходящийся на данное колесо; направляющее устройство передает усилия от колес на раму (кузов); гасящее устройство способствует быстрому гашению колебаний за счет превращения механической энергии колебаний в тепло­вую энергию с последующим ее рассеиванием.

В некоторых подвесках функции элементов совмещаются. Например, листовые рессоры способны быть одновременно упругим элементом и направляющим устройством, а за счет межлистового трения гасят колебания. Поэтому, чтобы хо­рошо понять данную тему, разберитесь с усилиями и крутящими моментами, действующими на подвеску.

Подвеска воспринимает следующие усилия и моменты:

- тяговое (толкающее) усилие, возникающее между ве­дущим колесом и дорогой;

- реактивный момент, возникающий на ведущем мосту как реакция крутящего момента, подведенного к шестерням главной передачи (реактивный момент выворачивает мост в сторону, противоположную направлению вращения колес);

- тормозной момент, который стремится повернуть мост в сторону вращения колес и возникает от инерции массы ав­томобиля при торможении;

- боковые усилия, возникающие на колесах при поворо­тах и движении по неровной дороге;

- вес автомобиля.

Упругие элементы бывают:

а) по конструкции; металлическими (листовые рессоры, спиральные пружины, упругие стержни-торсионы), резиновы­ми, работающими на сжатие, на срез, на кручение, пневматическими (резинокордные баллоны, диафрагменные, теле­скопические и комбинированные), гидравлическими и комби­нированными (гидропневматические, металлические в комби­нации с резиновыми и т. п.);

б) по виду упругой характеристики: с линейной и нели­нейной характеристикой.

Направляющие устройства по характеру кинематических связей бывают зависимыми, независимыми (индивидуальны­ми). При неразрезной конструкции моста автомобиля применяется зависимая подвеска, при разрезной конструкции - независимая.

Изучая конструкции металлических упругих элементов, обратите внимание на профили их сечений, способы крепле­ния к подрессоренным и неподрессоренным частям, расположение в подвеске, а в конструкциях листовых рессор - на способы соединения листов между собой. Выясните, с какой целью устанавливаются дополнительные упругие элементы в под­весках, каковы их особенности и способы крепления на ко­леблющихся деталях.

Рассматривая конструкции направляющих устройств, об­ратите внимание на число, расположение и способы соедине­ния между собой рычагов, штанг и балансиров, входящих в конструкции направляющих устройств. Выясните, как сое­диняются составные части направляющих устройств с подрессоренными и неподрессоренными частями, а также с упругими и гасящими элементами.

При изучении гидравлических амортизаторов уясните, как они крепятся в подвеске, обратите внимание на число и рас­положение клапанов сжатия и отбоя, а также на конструк­цию уплотнений в крышке корпуса.

Разберитесь в устройстве стабилизаторов поперечной ус­тойчивости, выясните, на каких отечественных автомобилях они устанавливаются и в какой подвеске (передней или зад­ней) располагаются.

После изучения конструкций подвесок следует рассмотреть их работу. В конструкции рессорной подвески выясните, как компенсируется изменение длины листов при вертикальных колебаниях мостов и рамы. Уясните, как и в какой момент включаются в работу дополнительные упругие элементы (подрессорники, корректирующие пружины, резиновые буфе­ра) при изменении нагрузки на ось.

Рассматривая работу направляющих устройств, уясните, в какой плоскости относительно продольной оси машины пе­ремещается центр колеса при вертикальных колебаниях подрессоренных и неподрессоренных масс, а также, через какие де­тали направляющего устройства передаются горизонтальные силы и моменты от колес на кузов автомобиля.

Разберитесь в работе гидравлического амортизатора при медленном и быстром перемещении колес (мостов) относи­тельно кузова (рамы) автомобиля. Следует также уяснить работу стабилизатора поперечной устойчивости при кренах кузова.

В изучаемых конструкциях найдите расположение точек смазки и регулировочных устройств и выясните, как осуще­ствляется смазка трущихся поверхностей и регулировки.

Разберитесь с особенностями балансирной подвески про­межуточного и заднего мостов трехосного автомобиля.

 

Контрольные вопросы

65. Назначение подвески автомобиля и ее типы.

66. Устройство и работа зависимой подвески колес.

67. Устройство, работа и преимущества независимой под­вески передних колес легковых автомобилей.

68. Отличительные особенности однорычажной и двухрычажной независимых подвесок.

69. Типы рессор и способы их крепления к раме и осям.

70. Устройство передней и задней рессор автомобилей ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, КамАЗ.

71. Особенности устройства подвески среднего и заднего мостов трехосных автомобилей КрАЗ-260, КамАЗ.

72. Назначение, устройство и работа гидравлического амортизатора двойного действия.

73. Назначение и принцип работы стабилизатора попереч­ной устойчивости.

74. Как влияет подвеска на безопасность дорожного движения?

 

Колеса и шины

Назначение колес. Типы колес. Устройство колес с глубо­ким и плоским ободом. Способы крепления шины на ободе колеса. Крепление колес на ступицах, полуосях.

Назначение шин. Типы шин. Устройство камерных и бес­камерных шин. Понятие о диагональных и радиальных ши­нах. Маркировка шин. Нормы давления воздуха в шинах. Влияние конструкции и состояния шин на безопасность дви­жения.

 

Методические указания

При изучении этой темы в первую очередь следует запом­нить определения:

1. Колесо - вращающийся элемент автомобиля, передаю­щий крутящий момент и воспринимающий нагрузку от массы автомобиля. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска.

2. Обод - часть колеса, на которую монтируется и опи­рается шина.

3. Диск колеса - часть колеса, являющаяся соединитель­ным элементом между ступицей и ободом.

4. Одинарное колесо - колесо, установленное на ступице и несущее одну шину.

5. Сдвоенное колесо - колесо, состоящее из двух одинар­ных колес, установленных на одной ступице.

Колеса для автомобилей классифицируются по их при­надлежности к тому или иному типу автомобиля, по конст­рукции и типу устанавливаемых на них шин:

1. Колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с по­лезной нагрузкой до 1,5 т, имеющие нераз­борные глубокие ободья с коническими полками, предназна­ченные для камерных или бескамерных шин постоянного давления.

2. Колеса дисковые и бездисковые для грузовых автомо­билей, автобусов, автомобильных прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные обо­дья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин.

3. Колеса дисковые и бездисковые для грузовых автомо­билей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грун­тах, имеющие разборные ободья с рас­порными кольцами или с тороидальными полками без рас­порных колец, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.

При изучении устройства шины обратите внимание на кон­струкцию протектора, брекера (подушечного слоя), каркаса, боковин, бортов с усилителями.

Основой шины является каркас, который ограничивает объем накачанной камеры и передает реакции, действующие со стороны дороги на обод колеса. Каркас состоит из нескольких слоев прорезиненной ткани (корда), наложенных друг на друга, и расположенных между ними прослоек резины.

У шин легковых автомобилей число слоев корда в каркасе равно 4 и 6, а у грузовых 6 - 10 и более (всегда четное).

Нити корда изготовляются из хлопка, вискозы, полиамид­ных волокон (капрон, перлон, нейлон), стальной проволоки толщиной 0,15 мм. Шины, имеющие вискозный или нейлоно­вый корд, более долговечны (их пробег выше на 60…70%), они более прочны по сравнению с шинами, имеющими хлоп­чатобумажный корд.

Применение стального корда в шинах стало возможным лишь в результате разработки технологии, обеспечивающей надежное соединение проволоки с резиной. Для этой цели проволока предварительно подвергается оцинкованию или ла­тунированию.

Высокая прочность металлокорда позволяет выполнить шины с малослойным каркасом (2…4 слоя).

Взаимодействие шины с дорогой осуществляется с помо­щью протектора, который изготовляется из прочной, твердой, хорошо сопротивляющейся износу резины. Рисунок протектора выбирается в зависимости от качества дорожного по­крытия.

Брекер состоит из разреженного корда, обложенного сло­ем резины, и служит для смягчения ударных нагрузок и более равномерной передачи усилий, действующих на колесо, на по­верхность каркаса. Во время работы шины брекер сильно на­гревается, поэтому его изготавливают из термостойкого кор­да (вискозного или полиамидного).

Боковины, изготовляемые из резины, предохраняют боко­вые стенки каркаса от влаги и механических повреждений.

Борта - жесткие части покрышки, служащие для крепле­ния ее на ободе колеса. Они образуются из крыльев, обер­нутых концами слоев корда. Для придания бортам достаточ­ной механической прочности в крыльях заключены стальные проволочные кольца.

В настоящее время широкое распространение получают шины типа Р с принципиально новой конструкцией каркаса и брекера. У этих шин каркас имеет меридиональное расположение нитей корда (в то время как у обычных шин нити корда располагаются под углом 52°) и окружное направление нитей брекера. Восприятие радиальных сил, действующих на колесо, осуществляется каркасом, а тангенциальных - жест­ким поясом брекера.

При изучении типа шин обратите внимание на то, что они классифицируются по следующим признакам:

а) по назначению: шины легкового автомобиля, шины до­рожных грузовых автомобилей и автобусов; шины автомо­билей повышенной проходимости;

б) по соотношению размеров профиля шины: обычного (тороидного) профиля Н/В = 1,0, низкопрофильные Н/В = 0,4…0,9, арочные Н/В = 0,3…0,4, пневмокатки Н/В = 0,2…0,35;

в) по виду рисунка протектора: шины с дорожным ри­сунком, состоящим из продольных зигзагообразных ребер и канавок, шины с универсальным рисунком для дорог смешанного типа, состоящим из шашек различной формы с бо­ковыми грунтозацепами; шины повышенной проходимости для бездорожья, имеющие рисунок, состоящий из крупных рас­члененных грунтозацепов;

г) по способу герметизации: камерные и бескамерные.

Изучите конструкцию бескамерной шины, ее преимущества и недостатки по сравнению с камерной.

Разберитесь с маркировкой шин. Выясните последствия работы шин с пониженным и с повышенным против нормы давлением.

 

Контрольные вопросы

75. Как устроено автомобильное колесо с плоским и глубо­ким ободом?

76. Как осуществляется крепление шины на ободе колеса?

77. Как осуществляется крепление одинарных и сдвоенных колес на ступице?

78. Как устроены камерная и бескамерная шины?

79. Преимущества и недостатки бескамерной шины.

80. Устройство шин типа Р и обычных шин.

81. Влияние нарушения норм давления воздуха в шинах на использование ресурса ходимости.

82. Какие надписи имеются на шине и что они означают?

 

Кузова и кабины

Назначение кузова. Типы кузовов легковых автомобилей и автобусов. Устройство несущего кузова легкового автомобиля и автобуса.

Устройство кабины и платформы грузового автомобиля. Уплотнения кузова и кабины, защита от коррозии. Устрой­ство сидений.

Способы крепления запасного колеса. Устройство двер­ных механизмов: замков дверей и багажника, стеклоподъем­ников, стеклоочистителей, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков. Вентиляция и отопление кузова и кабины.

Оперение: капот, облицовка радиатора, крылья, поднож­ки, защита от коррозии.

 

Методические указания

В этой теме основным вопросом является устройство кузо­ва легкового автомобиля и автобуса. Современные кузова представляют собой пространственные конструкции, выполненные из отдельных элементов. Для технологичности при сборке этих элементов широко применяется сварка. В сборе получается единый кузов, но следует знать составляющие элементы этого единого целого.

В литературе приводятся общие сведения о кузовах лег­ковых автомобилей разных типов, но нет поэлементного раз­бора хотя бы одного из них. Поэтому для более подробного ознакомления с конструкциями кузовов рекомендуется озна­комиться с содержанием каталогов для различных автомоби­лей (в соответствующих разделах).

Выясните, какие бывают типы кузова легковых автомоби­лей, и дайте характеристику кузова седан, лимузин, фаэтон, кабриолет, пикап, универсал; как различают кузова легковых автомобилей по конструкции.

Современные автобусы большей частью имеют цельноме­таллические каркасные кузова вагонного типа, которые по­зволяют наиболее рационально использовать площадь салона для размещения пассажиров. Изучите устройство цельноме­таллического каркасного кузова вагонного типа и его арма­туру (завесы, замки дверей кузова и крышки багажника, стеклоподъемники, стеклоочистители, стеклоомыватели, зерка­ла и т. д.).

Выясните, как устроены сидения и спинки, способы их крепления и расположения в автобусах, как устроена и ра­ботает вентиляция салона.

У стандартных грузовых автомобилей впереди на раме закрепляется отдельная цельнометаллическая двухдверная двух- или трехместная кабина. За кабиной располагается платформа с бортами. Ознакомьтесь с этими конструкциями.

Выясните, как и при помощи каких материалов происхо­дит уплотнение кузова и кабины, как устроены сидения води­теля и пассажиров. Изучите способы крепления запасного колеса.

Пользуясь указанной литературой, изучите устройство и работу дверных механизмов, замков дверей и багажника, стеклоподъемников, стеклоочистителей и зеркал, их влияние на безопасность движения.

 

Контрольные вопросы

83. Назначение кузова и кабины.

84. Типы кузовов современных легковых автомобилей.

85. Приведите краткую техническую характеристику кузо­вов: седан, лимузин, фаэтон, кабриолет, универсал, пикап.

86. Объясните устройство бескаркасного несущего кузова легкового автомобиля ГАЗ-3110 «Волга», его преимущества и недостатки по сравнению с обычным кузовом и рамой.

87. Типы кузовов автобусов. Объясните особенности уст­ройства цельнометаллического каркасного кузова вагонного типа.

88. Как устроены кабина и кузов автомобилей ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, КамАЗ?

89. Как и чем производится уплотнение кузова и кабины?

90. Устройство сидений водителя и пассажиров. Способы их крепления.

91. Способы крепления запасного колеса у различных ав­томобилей.

92. Устройство и работа вентиляции салона автобуса.

93. Устройство дверных механизмов, замков дверей и ба­гажника, стеклоподъемников и стеклоочистителей.

94. Устройство зеркал, их влияние на безопасность движе­ния.

95. Устройство и работа отопления и вентиляции кабины грузовых автомобилей ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, МАЗ-5335, КамАЗ.

 

Рулевое управление

Назначение рулевого управления. Основные части рулевого управления. Схема поворота автомобиля. Назначение ру­левой трапеции.

Рулевой механизм: назначение, типы, устройство и работа.

Рулевой привод: назначение, типы, устройство, работа. Понятие о люфтах рулевых тяг и люфте рулевого колеса.

Усилители рулевого привода: назначение, типы, устрой­ство, работа.

Конструктивные и технологические мероприятия, обеспе­чивающие повышение надежности, долговечности и упроще­ние обслуживания рулевого управления

Влияние состояния рулевого управления на безопасность движения.

 

Методические указания

Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота его управляемых колес.

Совокупность механизмов, служащих для поворота управ­ляемых колес, называется рулевым управлением.

В рулевое управление входят: рулевой механизм, рулевой привод, усилитель рулевого привода (в большинстве - гидро­усилитель).

Условно можно представить это так: рулевое управле­ние = рулевой механизм + рулевой привод + усилитель.

Каждый из названных механизмов имеет свое назначение.

Рулевой механизм уменьшает усилие, затрачиваемое во­дителем при повороте автомобиля. Для этого рулевой меха­низм делают в виде замедляющей передачи (редуктора) с передаточным числом i = 12…25. Конструкции рулевых механизмов отличаются большим разнообразием и должны удовлетворять многим требованиям, в том числе: высокий КПД и минимальное число точек регулировки при обяза­тельной возможности регулировки зазора в зацеплении руле­вой пары.

Под рулевым приводом понимается система тяг и рычагов, осуществляющая передачи необходимых для поворота управ­ляемых колес усилий от рулевого механизма и усилителя и обеспечивающая правильную кинематику движения автомо­биля на повороте. В зависимости от типа подвески рулевые приводы имеют различные конструкции. Ответственным узлом привода являются шарниры, люфты в которых недопу­стимы. Разберитесь с конструкцией устройств, обеспечиваю­щих компенсацию износов трущихся поверхностей шарнирных соединений.

Усилитель рулевого привода устанавливается с целью об­легчения труда водителя, а также повышения безопасности движения.

В общем случае усилитель включает:

- источник энергии (насос);

- распределительное устройство, которое регулирует подачу энергии (жидкости под давлением) к исполнительно­му механизму;

- исполнительный механизм, выполняемый в виде сило­вого цилиндра.

На разных автомобилях, имеющих усилитель рулевого привода, составляющие его элементы могут устанавливаться в разных местах и в различных комбинациях. Например, на автомобиле ГАЗ-66 насос, распределительное устройство и силовой цилиндр выполнены отдельно, а на ЗИЛ-130 насос отдельно, а распределительное устройство и силовой цилиндр скомпонованы в одном агрегате, где расположен еще и руле­вой механизм. Функции же всех этих элементов не меняются в зависимости от их компоновки, и поэтому их не следует пу­тать.

Изучая взаимодействие элементов усилителя, разберитесь с моментом включения усилителя в работу и проследите путь жидкости от насоса до бачка при различных положениях распределительного устройства. Путь жидкости в усилителе должен всегда замыкаться от насоса до бачка.

Изучение рулевых управлений начните с автомобиля ГАЗ-3307, потом ВАЗ-2108 и ЗИЛ-130, КамАЗ. Остальные рулевые уп­равления изучаемых автомобилей будут восприниматься бы­стрее и как бы в непрерывном сравнении с названными.

 

Контрольные вопросы

96. Назначение рулевого управления. Какие применяются типы рулевых механизмов?

97. Для чего необходим центр поворота автомобиля и где он находится? Выполните схему поворота двухосного авто­мобиля.

98. Назначение рулевой трапеции. Из каких деталей она состоит при зависимой подвеске передних колес и при неза­висимой подвеске передних колес? Ответ поясните схемами.

99. Назначение рулевого механизма, типы механизмов изучаемых автомобилей, их устройство и принцип действия.

100. Что называется передаточным числом рулевого меха­низма?

101. Назначение рулевого привода. Какие детали в него входят при зависимой подвеске передних колес? Их устрой­ство и взаимодействие.

102. Понятие о люфте рулевого колеса, чем он вызван, как его измерить и отрегулировать?

103. Устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей ГАЗ-3307, МАЗ-5335 (без гидро­усилителя).

104. Назначение, устройство и принцип действия гидравли­ческого усилителя рулевого привода автомобиля ЗИЛ-130.

105. Каковы конструктивные и технологические мероприя­тия, обеспечивающие повышение надежности, долговечности и упрощение обслуживания рулевого управления?

106. Влияние технического состояния рулевого управления на безопасность движения.

 

Тормозные системы

Назначение тормозной системы. Основные части тормоз­ной системы. Тормозные механизмы: назначение, типы. Уст­ройство и работа колесных и трансмиссионных тормозных механизмов.

Тормозные приводы: назначение, типы приводов. Устрой­ство и работа механического, гидравлического и пневматиче­ского приводов тормозных механизмов.

Усилители тормозных приводов: назначение усилителей, типы. Устройство и работа усилителей тормозного привода. Свободный ход педали в тормозном приводе. Конструктивные и технологические мероприятия, обеспечивающие повышение надежности, долговечности и упрощение обслуживания тор­мозной системы.

Влияние состояния тормозной системы на безопасность движения.

 

Методические указания

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к тор­мозным системам автотранспортных средств, тормозные системы включают следующие элемен­ты:

- рабочую или основную тормозную систему, обычно приводимую в действие от педали и широко используемую на всех режимах движения;

- стояночную тормозную систему, удерживающую авто­мобиль на месте при стоянке;

- запасную или резервную тормозную систему, обеспечи­вающую эффективное (не менее 30% от эффективности основного тормоза) торможение при выходе из строя основной системы;

- вспомогательную тормозную систему (тормоз-замедли­тель), предназначенную для длительного торможения автомо­биля на затяжных спусках.

Обязательными для всех моделей автомобилей являются основной и стояночный тормоза.

Тормозная система автомобиля состоит из тормозных ме­ханизмов и тормозного привода, обеспечивающего их сраба­тывание в нужный момент с требуемой эффективностью.

Тормозные механизмы различают:

а) по месту расположения: колесные, трансмиссионные;

б) по конструкции: барабанные колодочные, дисковые.

Преимущественное распространение на автомобилях име­ют барабанные колодочные тормозные механизмы. На легко­вых автомобилях в последнее время все больше используются дисковые тормозные механизмы.

Принципиальные схемы барабанных тормозов по распо­ложению опор колодок отличаются большим разнообразием. Тормоза с внутренними колодками по способу прижатия ко­лодок к барабану могут быть разделены на следующие типы:

1. Тормозной механизм с активной и пассивной колодками, установ­ленными на двух жестких опорных пальцах или на одном, общем для обеих колодок пальце. Активная колодка допол­нительно прижимается к тормозному барабану силой трения и работает как заклиниваемая. Пассивная колодка силой тре­ния отжимается (ЗИЛ-130, задний тормоз ГАЗ-3110).

2. Тормоз с двумя активными колодками, установленными на разнесенных опорных пальцах (передний тормоз ГАЗ-24, УАЗ-31512).

3. Тормоз с колодками плавающего тина, т. е. не имеющи­ми жесткой связи с опорной поверхностью (задний тормоз ВАЗ-2107).

4. Тормоз с серводействием, когда нижние концы колодок шарнирно связаны друг с другом через промежуточный рычаг (стояночный тормоз МАЗ-5335).

На некоторых автомобилях (например, КамАЗ, «Икарус») устанавливаются вспомогательные тормоза-замедлители, ко­торые предназначены для плавного снижения скорости авто­мобиля или для предотвращения разгона при движении под уклон. Тормоза-замедлители могут быть гидравлическими, электрическими, компрессионными (с устройством для изменения фаз газораспределения двигателя, с заслонкой для уве­личения противодавления в системе выпуска двигателя). Ис­пользование тормозов-замедлителей уменьшает нагруженность основных рабочих тормозов, повышает их надежность и долговечность.

Привод к тормозным механизмам может быть механиче­ский, гидравлический, пневматический, комбинированный. Механический привод представляет собой систему рычагов и тяг; он обычно применяется для включения стояночного тор­моза автомобилей.

Гидравлический привод распространен на легковых и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Это один из лучших видов приводов, отличающийся малым временем срабатывания, нетребовательностью к обслуживанию, высокой чувствительностью. Пневматический привод, исполь­зующий энергию сжатого воздуха, применяется в тормозных системах тяжелых автомобилей и автобусов. Привод этого типа позволяет получать практически любые значения тор­мозных моментов, но у него относительно большое время срабатывания, хуже чувствительность. В комбинированных приводах (гидроваккуумном, пневмогидравлическом и др.) конструкторы сочетают достоинства разных типов тормозных приводов, расширяя в конечном итоге их возможности.

Пневматические и комбинированные тормозные приводы значительно сложнее по устройству, чем механические и гид­равлические. Пневматический привод тормозов одиночного автомобиля включает компрессор, ресиверы, регулятор и ог­раничитель давления, тормозной кран, тормозные камеры (или цилиндры), контрольные приборы, соединительные трубопроводы и др.

При изучении пневматических приводов следует уяснить назначение, устройство и работу всех основных элементов схе­мы ЗИЛ-130. Особое внимание следует обратить на устрой­ство и работу тормозных кранов и клапанов управления тор­мозами прицепов. Разберитесь в том, как обеспечивается со­ответствие между силой нажатия на педаль тормоза и разви­ваемым тормозными механизмами моментом (следящее дей­ствие).

Разберитесь с устройством и принципом работы тормозного пневмопривода автомобилей семейства КамАЗ. Уясните назначение и работу каждого элемента. Рассмотрите деление привода на отдельные контуры.

Широко используемыми типами комбинированных тормоз­ных приводов являются гидровакуумный (автомобили ГАЗ-3110, ГАЗ-3307 и др.) и пневмогидравлический (автомобили «Урал»-4320, ЗИЛ-5301 «Бычок»).

Одним из основных элементов гидровакуумного привода является гидровакуумный усилитель, устройство, работу и следящее действие которого необходимо изучать с особой тщательностью. Пневмогидравлический привод, сохраняя до­стоинства пневматического в смысле обеспечения любых тор­мозных моментов, позволяет в значительной степени изба­виться от такого недостатка, как относительно большое время срабатывания. Разберитесь, за счет чего это получается.

Запасная тормозная система приводится в действие той же педалью, что и основная (рабочая) система, либо может быть объединена со стояночной тормозной системой. Поэтому наи­более распространены в практике запасные тормозные систе­мы, являющиеся частью основной. В случае выхода из строя какой-то ветви основной тормозной системы оставшаяся ее часть продолжает выполнять свои функции, обеспечивая со­хранение эффективности на 30…70% (в зависимости от кон­струкции привода). Это достигается применением двухпоршневых главных тормозных цилиндров тандемного типа (например, автомобиль ВАЗ-2107) или специальных тормозных кранов (КамАЗ), обеспечивающих раздельный привод на тормоза передних и задних колес. Могут также использоваться специальные раз­делители (ГАЗ-24) или защитные клапаны (КамАЗ), которые в случае обрыва трубопровода одного из контуров тормозно­го привода обеспечивают изоляцию поврежденного контура, сохраняя работоспособность оставшейся части привода.

При изучении пневматического привода тормозов автомо­биля КамАЗ выясните устройство и работу двойного и трой­ного защитных клапанов, двухсекционного тормозного крана, ускорительного клапана, тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором, а также их взаимодействие.

 

Контрольные вопросы

107. Назначение тормозной системы. Требования, предъяв­ляемые к ней.

108. Типы тормозных механизмов изучаемых автомобилей. Схема барабанно-колодочного тормозного механизма с одним и двумя гидроцилиндрами. Силы, действующие на колодки.

109. Классификация тормозных приводов и требования, предъявляемые к ним.

110. Общее устройство тормозной системы с гидравличе­ским приводом тормозов и принцип ее действия.

111. Общее устройство тормозной системы с пневматиче­ским приводом тормозов и принцип ее действия.

112. Устройство и работа тормозных механизмов колес. Как закрепляется опорный тормозной диск на картере моста и на поворотной цапфе?

113. Как подвешены колодки к опорному диску в легковых и грузовых автомобилях? Как крепится тормозной барабан к ступице?

114. Устройство, работа и возможные регулировки тормоз­ной системы автомобиля ГАЗ-3110 и ВАЗ.

115. Назначение, устройство и возможные регулировки тормозной системы автомобилей ГАЗ-3307.

116. Устройство и работа главного тормозного цилиндра гидравлического привода тормозов. Назначение перепускного и компенсационного отверстий главного тормозного цилинд­ра.

117. Устройство и работа рабочего колесного тормозного цилиндра.

118. Выполните схему и покажите на ней последовательно взаимодействие всех деталей гидравличес<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.