Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-04 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению контрольной работы раздела
«Устройство автомобилей»-IV курс
по дисциплине «Автомобили»
для студентов заочного отделения специальности 190631
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
г. Псков
2014г.
Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Автомобили» по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Зам. директора по УР
__________О.В.Божкова
«____»_____________2014г.
Содержание
Общие методические указания………………………………………….……………………3
Методические указания по выполнению и оформлению контрольных работ…………….3
Введение……………………………………………………………………….……………..4
Двигатели
1. Общее устройство и основные параметры двигателей………………….………………….5
2. Рабочие циклы……………………………………………………………….……………......5
3. Кривошипно-шатунный механизм………………………………………….……………….6
4. Газораспределительный механизм………………………………………….……………….8
5. Система охлаждения……………………………………………………….…………………9
6. Система смазки……………………………………………………………….……………...11
7. Система питания карбюраторного двигателя……………………………………………...13
8. Системы питания двигателей от газобаллонных установок………………………………15
9. Системы питания дизельных двигателей…………………………………….…………….16
Трансмиссия
10. Общее устройство трансмиссии……………………………………………………………19
11. Сцепление……………………………………………………………………………………19
12. Коробки передач…………………………………………………………….………………20
|
13. Карданные передачи……………………………………………………….…….................22
14. Мосты автомобиля………………………………………………………….………………23
Ходовая часть, кузова, кабины
15. Рама…………………………………………………………………………….…………….26
16. Передний управляемый мост………………………………………………..……………...26
17. Подвески………………………………………………………………………..……………27
18. Колеса и шины……………………………………………………………….………………29
19. Кузова и кабины……………………………………………………………….…………….31
20. Рулевое управление………………………………………………………….………………32
21. Тормозные системы………………………………………………………….……………...33
Рекомендуемая литература…………………………………………………………………37
Общие методические указания
Раздел «Устройство автомобилей» занимает одно из ведущих мест среди специальных дисциплин, поскольку без глубокого знания устройства автомобилей невозможно успешно усвоить такие предметы и разделы, как «Теория ДВС», «Теория и конструкция автомобилей», «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей», «Электрооборудование автомобилей», «Эксплуатационные материалы», «Автомобильные перевозки» и др.
Целью изучения предмета «Устройство автомобилей» является приобретение учащимися прочных знаний по устройству и работе базовых моделей автомобилей отечественного автомобилестроения, глубокое и всестороннее понимание тех процессов, которые происходят в механизмах, системах и приборах автомобиля при работе в реальных условиях эксплуатации.
Подетальное устройство автомобилей следует изучать на основе наиболее распространенных базовых моделях грузовых автомобилей ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, МАЗ-5335, КамАЗ-5320; легковых автомобилей ГАЗ-3110 и ВАЗ; автобусов ПАЗ,, но следует ознакомиться с особенностями устройства агрегатов автомобилей и других моделей (отечественных и зарубежных). Необходимо обратить особое внимание на развитие взаимозаменяемости, унификации и стандартизации в автомобилестроении.
|
Устройство автомобиля рекомендуется изучать в следующей последовательности:
-назначение агрегата, системы, прибора, механизма, узла, детали;
-общая характеристика (тип, модель, группа и т. д.);
-основные части агрегата, системы, прибора и детали;
-принцип действия;
-устройство и работа;
-сравнительная оценка различных конструкций;
-преимущества и недостатки сопоставляемых устройств.
Кроме изучения базовых моделей автомобилей, необходимо усвоить особенности устройства автомобилей повышенной проходимости ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ (заднюю подвеску трехосного автомобиля, раздаточную коробку, передний ведущий мост и др.), автомобилей-самосвалов и тягачей на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. Следует иметь в виду, что принципы работы всех устройств на автомобиле основаны на использовании основных законов физики и механики, поэтому быстрое и правильное усвоение этих принципов возможно при условии знания основ физики и механики. Так, учащийся должен знать понятия: работа, мощность, крутящий момент, сила, ускорение, реакция опоры, ток, напряжение, сопротивление, магнитная индукция и т. д. Для самостоятельной работы с технической литературой безусловным должно быть знание основ черчения (чертеж — язык техники).
Работу над книгой нужно дополнять, по возможности, знакомством с готовыми изделиями материальной части автомобиля или моделями разбираемых устройств.
Очень полезно при изучении какого-либо узла или агрегата самостоятельно изобразить его принципиальную схему без излишних подробностей и уяснить назначение и работу каждого элемента схемы.
Методические указания по выполнению и оформлению контрольных работ
1. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо изучить материал по всем темам, которые входят в данное контрольное задание, и ответить на вопросы для самопроверки по каждой теме.
2. Индивидуальное задание нужно вклеить (за уголок или за один из краев) в выполненную контрольную работу и выслать на проверку.
3. Страницы в тетради следует пронумеровать, оставить поля (3 см.).
4. В тетрадях в клетку писать через строку, в линейку — на каждой строчке.
5. Выполняя контрольное задание, нужно сначала переписать вопрос из задания, а затем дать на него исчерпывающий и четкий ответ.
|
6. Излагая устройство механизма или прибора, нельзя ограничиваться только перечислением деталей, не описывая их назначения, взаимосвязи, способов крепления и места расположения на автомобиле.
7. Не следует перерисовывать сложные чертежи и пространственные изображения (например, коробка передач, сцепления, карбюраторы и т. д.). Их нужно заменять упрощенными схемами, которые должны выполняться карандашом с соблюдением правил черчения, грамотно и аккуратно, в масштабе. На схемах и в тексте необходимо проставлять цифровые обозначения. Допускается копирование из соответствующего источника и вклеивание копии с обязательным текстовым пояснением.
8. После ответа на вопрос нужно оставлять место для замечаний рецензента.
9. После выполнения задания в конце тетради должна быть указана использованная литература, год ее издания, поставлена дата выполнения работы и подпись.
10. Контрольное задание нужно выполнять чернилами или пастой одного цвета, аккуратно, без сокращения слов. Необходимо обращать внимание на правильное построение предложений и грамотность изложения.
11. В конце работы должен быть оставлен чистый лист для рецензии.
Ведение
Цель и содержание предмета. Средства и методы изучения предмета. Рекомендуемая литература.
Значение автомобильного транспорта в народном хозяйстве. Этапы развития автомобильной промышленности РФ. Классификация автомобилей.
Краткая характеристика изучаемых автомобилей.
Общее устройство автомобиля.
Литература — это основной источник приобретаемых знаний. Но ни один учебник, ни одна книга не может вместить в себя полной информации о всех автомобилях. Поэтому в списке рекомендуемой литературы даются наименования дополнительной литературы и названия журналов. Таким образом, учащийся, при желании, может ознакомиться с более детальным разбором каких-либо конкретных марок автомобилей.
Специалист автомобильного транспорта должен разбираться в классификации автомобилей по всем признакам и уметь расшифровывать введенную систему обозначений (индексацию). Каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа), вторые две цифры — модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя.
|
Учащийся должен научиться давать краткую характеристику автомобилей, которая содержит 6 - 8 основных параметров. К этим основным следует отнести:
- вместимость, грузоподъемность;
- тип двигателя, его марка;
- мощность двигателя;
- потребляемое топливо;
- характерная особенность (например, турбонаддув);
- наибольшая скорость движения;
- расход топлива.
Контрольные вопросы
1. Значение автомобильного транспорта в народном хозяйстве.
2. Назовите основные этапы развития отечественного автомобилестроения. Приведите краткую техническую характеристику автомобилей, выпускаемых на каждом этапе.
3. Как классифицируются автомобили:
- по назначению и виду применяемого топлива для двигателей;
- по грузоподъемности и типу кузова (грузовые);
- по рабочему объему цилиндров и типу кузова (легковые);
- по длине кузова и назначению (автобусы)? Приведите примеры.
4. Общее устройство автомобиля.
5. Приведите краткую характеристику новых моделей автомобилей, выпускаемых заводами ГАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, АЗЛК, КамАЗ.
Контрольная работа № 1
Двигатели
Рабочие циклы
Определение терминов: рабочий цикл, такт, четырехтактный двигатель, двухтактный двигатель. Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей.
Преимущества и недостатки четырехтактных карбюраторных двигателей по сравнению с дизельными и газовыми. Недостатки одноцилиндрового двигателя. Схемы взаимного расположения цилиндров в многоцилиндровом двигателе. Порядки работы многоцилиндровых двигателей.
Работа четырехтактных двигателей с однорядным расположением цилиндров (четырех- и шестицилиндровых) и с V-образным расположением цилиндров (шести- и восьмицилиндровых). Преимущества и недостатки многоцилиндровых двигателей.
Методические указания
При изучении принципа работы карбюраторного и дизельного двигателей следует иметь в виду, что он основан на использовании хорошо известного физического явления: при нагревании газы расширяются. Чем сильнее нагрев, тем сильнее расширение, то есть способность совершать работу. Поэтому в двигателях создают условия для получения высокой температуры газа при сгорании: применяют высококалорийное топливо и предварительный нагрев (за счет сжатия) воздуха, находящегося в цилиндре. Причем, чем сильнее будет сжатие, т. е. предварительный нагрев, тем выше будет температура при сгорании, то есть большая работоспособность газа.
|
В карбюраторных двигателях сжимается смесь, состоящая из воздуха и испаренного топлива, готовая воспламениться в любой момент. Поэтому сильное сжатие этой смеси невозможно, так как она воспламенится до подхода поршня к верхней мертвой точке. В дизельном двигателе сжимается воздух, который при сжатии повышает свою температуру, но воспламениться без топлива он не может. В нужный момент в цилиндр впрыскивается топливо, которое и будет сгорать, а получаемые при этом газы будут совершать работу перемещения поршня к нижней мертвой точке.
В этом отличие карбюраторного и дизельного двигателей. Но рабочий цикл четырехтактных дизельных двигателей такой же, как и рабочий цикл четырехтактных карбюраторных двигателей, и состоит из четырех повторяющихся тактов: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск.
Для лучшей усвояемости материала по этому вопросу необходимо выполнить схему (для одноцилиндрового двигателя) для каждого такта, указать на ней направления движения поршня и положение клапанов во время каждого такта, а также описать давление и температуру в начале и конце каждого такта. Усвойте физический смысл каждого такта.
Изучите рабочий цикл четырехтактного карбюраторного и дизельного двигателей и их принципиальные отличия, сравните технико-экономические показатели дизельного и карбюраторного двигателей, преимущество и недостатки тех и других двигателей.
Коленчатый вал одноцилиндрового двигателя, несмотря на наличие тяжелого маховика, вращается неравномерно, и в моменты вспышек рабочей смеси на картер двигателя передаются значительные толчки, которые будут вызывать сильное сотрясение рамы автомобиля, что создаст неудобства для пассажиров и будет способствовать быстрому износу деталей двигателя и шасси, вследствие чего одноцилиндровые двигатели на автомобилях не применяются.
В многоцилиндровом двигателе вращение коленчатого вала происходит равномернее, так как рабочие такты в различных цилиндрах не совпадают друг с другом. Поэтому, чем больше цилиндров имеет двигатель, тем равномернее вращается коленчатый вал. На отечественных автомобилях устанавливаются 4-цилиндровые, 6-цилиндровые, 8-цилиндровые двигатели.
Многоцилиндровые двигатели выпускают двух вариантов: с расположением цилиндров в один ряд - рядные двигатели, с расположением цилиндров в два ряда с некоторым углом между ними (60 или 90 град.) - V-образные двигатели. Эти двигатели получают все большее распространение, так как имеют преимущества: их длина и вес значительно меньше, чем у однорядных двигателей при одинаковой мощности.
Контрольные вопросы
9. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного и дизельного двигателей. Укажите положение клапанов и поршня при каждом такте, а также давление и температуру в начале и в конце каждого такта. За счет чего создается давление газа на поршень во время рабочего хода?
10. Что называется порядком работы двигателя? От чего он зависит? Для чего нужно знать порядок работы двигателя? Какой порядок работы имеют двигатели ЗМЗ-53, ЗИЛ-508, ЯМЗ-236, ЗМЗ-402, КамАЗ-740?
11. Чем отличается протекание рабочего цикла четырехтактного дизельного двигателя от рабочего цикла четырехтактного карбюраторного двигателя?
12. Какие преимущества и недостатки дизельных двигателей по сравнению с карбюраторными?
13. Каковы преимущества V-образных двигателей перед рядными?
3 Кривошипно-шатунный механизм
Назначение кривошипно-шатунного механизма. Неподвижные и подвижные группы его деталей: блок цилиндров или блок-картер, головка (головки) блока (цилиндров), цилиндры, шатунно-поршневая группа, коленчатый вал, подшипники, маховики, картер. Устройство деталей.
Конструктивные и технологические мероприятия, обеспечивающие повышение надежности и долговечности деталей.
Установка и крепление двигателей на раме.
Методические указания
Следует уяснить, что кривошипно-шатунный механизм (КШМ) — это основной механизм двигателя.
В работе КШМ имеется два вида движений: линейное (возвратно-поступательное) и вращательное. Следует разобраться в причинах движения деталей КШМ одноцилиндрового двигателя в любой момент времени. При такте рабочего хода газы толкают поршень. Величину силы давления газов определим из формулы:
Рг = рг · Fп;
где Рг — сила давления газов (Н);
рг — давление в цилиндре (Па);
Fп — площадь поршня (для двигателя ЗИЛ-508 Fп ≈ 0,008 м2).
Самое большое давление в цилиндре в момент начала рабочего хода достигает величины 3000…4500 кПа или рг = 3000…4500 кН/м2. Примем 3500 кН/м2.
Тогда Рг = 3500 · 0,008 ≈ 2,8 т.
Если коленчатый вал вращается с частотой 3000 мин-1 и каждый второй оборот будет с рабочим ходом, то это значит, что за одну минуту на поршень действует 1500 раз сила величиной около 2,8 тонны.
Проследим взаимодействие деталей KШM. Газы толкают поршень, который через поршневой палец действует на шатун, через вкладыш давление передается на кривошип коленчатого вала, через болты крепления усилие передается на маховик. Но, как только закончится такт рабочего хода, взаимодействие деталей изменится: по инерции вращающийся маховик через болты будет поворачивать коленчатый вал, который кривошипом через вкладыш толкает шатун, поршневой палец и поршень. Такты выпуска, впуска и сжатия будут происходить за счет инерции маховика, а при такте рабочего хода снова газы совершат полезную работу. Очевидно, что детали КШМ все время испытывают большие переменные нагрузки от газовых сил и сил инерции всех подвижных деталей. Переменные нагрузки являются самыми тяжелыми. Поэтому для обеспечения работоспособности КШМ его детали выполняют из прочных, но доступных материалов, а конструкция деталей выполнена с учетом всех основных факторов воздействий.
Внимательно изучите конструкции всех деталей КШМ и основы технологии и сборки.
Контрольные вопросы
14. Каково назначение кривошипно-шатунного механизма? Какие детали в него входят? Назначение каждой детали, входящей в кривошипно-шатунный механизм.
15. Какие материалы применяются для изготовления блоков цилиндров и головок блока цилиндров?
16. Какие существуют типы гильз цилиндров, как они закрепляются и уплотняются в блоках различных двигателей?
17. Назначение поршня. Из каких элементов он состоит? В чем преимущество поршней из алюминиевого сплава перед чугунными?
18. Почему поршень имеет конусную и эллипсную формы?
19. Какие существуют формы камер сгорания карбюраторных и дизельных двигателей? Ответ иллюстрируйте схемами.
20. Назначение и устройство поршневого пальца. Почему ось поршневого пальца смещена относительно оси поршня на 1,5…2 мм (двигатели ЗМЗ и ЗИЛ)? Какими способами предотвращается осевое смещение поршневого пальца?
21. Назначение и устройство поршневых колец. Как устанавливаются кольца на поршне?
22. Объясните сущность насосного действия компрессионных колец.
23. Какие конструктивные и технологические мероприятия осуществляются для обеспечения увеличения срока службы поршневых колец?
24. Назначение и устройство шатуна. Как шатун устанавливается в двигателе?
25. Как поршень устанавливается в двигателе?
26. Назначение и устройство коренных и шатунных подшипников.
27. Назначение и устройство коленчатого вала двигателей ЗМЗ-402, ЗМЗ-53, ЗИЛ-508, ЯМЗ-236, КамАЗ-740. Каковы их отличительные особенности?
28. Как осуществляется фиксация коленчатого вала изучаемых двигателей от осевых перемещений?
29. Почему при подтяжке головки блока должно быть определенное усилие затяжки, определенная последовательность и почему чугунную головку подтягивают на прогретом, а алюминиевую — на холодном двигателе?
30. Как крепятся двигатели на автомобилях ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-3110?
4 Газораспределительный механизм
Назначение механизма. Типы механизмов. Устройство механизма, отдельных деталей. Взаимодействие деталей механизмов с нижним и верхним расположением клапанов. Преимущества и недостатки этих механизмов. Конструктивные и технологические мероприятия, обеспечивающие повышение надежности и долговечности деталей. Тепловой зазор в механизме. Фазы газораспределения. Их влияние на работу двигателя.
Методические указания
При изучении темы следует обратить внимание на достоинства и недостатки двух типов газораспределительных механизмов: с верхним расположением клапанов и нижнеклапанных.
Применение того или иного типа газораспределительного механизма неразрывно связано с конструкцией кривошипно-шатунного механизма. Двигатели тихоходные, с малой степенью сжатия имеют, как правило, нижнеклапанный механизм газораспределения. В этом случае проявляется основное достоинство бокового расположения клапанов — простота конструкции, надежность и долговечность.
Двигатели быстроходные, с высокой степенью сжатия требуют применения верхнеклапанных газораспределительных механизмов.
При верхнем расположении клапанов удается довольно легко получить компактную камеру сгорания и придать ей оптимальные очертания. Кроме того, ввиду спрямления впускного тракта улучшается наполнение цилиндров горючей смесью, что в итоге благоприятно сказывается на мощностных показателях двигателя.
В настоящее время распределительные механизмы с верхним расположением клапанов выполняются по двум схемам: с распределительным валом в блоке цилиндров (автомобили ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, КамАЗ) и с распределительным валом в головке блока (автомобили ВАЗ, ГАЗ - 3110). Разберитесь в преимуществах последней схемы.
Далее следует обратить внимание на условия работы впускных и особенно выпускных клапанов. Уясните, что тепловой зазор служит не только для гарантии надежного запирания цилиндра, но и для нормального охлаждения клапана.
Если выпускной клапан не будет полностью садиться в гнездо, то условия его охлаждения резко ухудшатся, так как значительную часть тепла (до 80%), получаемого от горячих газов в такте выпуска (t = 1000°), клапан передает через свою головку непосредственно седлу при условии их плотного контакта. Если же этот контакт нарушится, что возможно при выборе теплового зазора, клапан начинает обгорать, после чего восстановить его невозможно.
Для улучшения охлаждения головки клапанов в современных двигателях применяют натриевый наполнитель, который за счет высокой теплопроводности увеличивает количество тепла, отводимого через стержень клапана в направляющую втулку и далее в головку блока.
Учитывая исключительно тяжелые условия работы клапанов, особенно выпускных, для их изготовления применяют специальные жаропрочные стали, а впускные делают со специальной обработкой рабочей поверхности, например, закалкой ТВЧ, цементацией с закалкой или же с наваркой рабочей поверхности специальными жаростойкими материалами.
Для повышения долговечности клапанов в некоторых случаях применяют механизм проворачивания клапана в процессе работы.
У реального двигателя моменты открытия и закрытия клапанов не совпадают с ВМТ и НМТ. Наглядное представление о работе клапанов дает диаграмма фаз газораспределения.
Изучая фазы газораспределения, необходимо ясно представить смысл каждой из них: опережение открытия впускного клапана позволяет ему к приходу поршня в ВМТ полностью открыться, а запаздывание его закрытия — использовать инерцию движения свежей смеси за счет скоростного напора. Опережение открытия выпускного клапана обеспечивает выход отработавших газов за счет избыточного давления. Этим облегчается работа поршня в такте выпуска. Запаздывание, закрытия выпускного клапана позволяет использовать скоростной напор для продолжения выпуска. Таким образом, фазы газораспределения учитывают два важных фактора: пульсирующий характер работы двигателя и инерцию газов. Уясните, какие конструктивные и технологические мероприятия обеспечивают повышение надежности и долговечности деталей газораспределительных механизмов изучаемых двигателей.
Контрольные вопросы
31. Для чего служит газораспределительный механизм? Из каких деталей состоит газораспределительный механизм с нижним расположением клапанов? Назначение каждой детали.
32. Из каких деталей состоит газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов? Назначение каждой детали.
33. Преимущества и недостатки верхнеклапанного газораспределительного механизма по сравнению с нижнеклапанным.
34. Объясните, как передается усилие от поршня до клапана в системе газораспределения с верхним расположением клапанов?
35. Устройство выпускного клапана, устройство и работа его поворотного механизма двигателя ЗИЛ-130.
36. Назначение клапанных пружин. На каких двигателях и с какой целью применяются пружины с переменным шагом витков? Как устанавливают такие пружины?
37. Назначение толкателя. Какие существуют типы толкателей? Ответ иллюстрируйте схемами толкателей с указанием, на каком двигателе применяется тот пли иной толкатель.
38. Назначение распределительного вала двигатели и его устройство. Какими способами устраняется осевое перемещение распределительного вала в различных двигателях?
39. Для чего нужен зазор между стержнем клапана и коромыслом в двигателях ЗМЗ-402, ЗМЗ-53, ЗИЛ-508, ЯМЗ-236? Что предусмотрено для регулировки зазора в данных двигателях?
40. Как отражаются на работе двигателя изменения зазора между толкателем (коромыслом) и стержнем клапана? Внешние признаки нарушенного зазора у впускных и выпускных клапанов.
41. Что называется фазами газораспределения? Для чего впускные и выпускные клапаны открываются с опережением, а закрываются с опозданием? Подсчитайте длительность открытия каждого клапана. Для какой цели клапаны открывают и закрывают не в мертвых точках?
42. Какие конструктивные и технологические мероприятия обеспечивают увеличение срока службы распределительного вала, толкателей и клапанов изучаемых двигателей?
Система охлаждения
Назначение системы. Влияние на работу двигателя излишнего или недостаточного охлаждения. Типы систем охлаждения.
Общее устройство и работа жидкостной системы охлаждения.
Постоянство теплового режима - одно из средств повышения долговечности и экономичности двигателя. Способы поддержания постоянного теплового режима двигателя. Охлаждающие жидкости. Устройство узлов системы охлаждения.
Подогрев системы охлаждения перед пуском двигателя. Преимущество и недостатки жидкостной и воздушной систем охлаждения.
Методические указания
При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов в камере сгорания достигает 2000°С…2500°С. Если не охлаждать двигатель, то от действия газов будут сильно нагреваться стенки цилиндров и камер сгорания, головка цилиндров, поршни и клапаны. Этот нагрев неизбежен, но вовсе не желателен. Чтобы нагреваемые детали оставались прочными, а подвижные соединения не заклинивались, эти детали следует охлаждать. Таким образом, система охлаждения отводит не «излишнее», а потерянное тепло.
В карбюраторном двигателе эти потери составляют до 35% от общего количества выделившегося тепла сгорания, в дизельном двигателе этот показатель составляет 25%.
Температура разных деталей работающего двигателя различна, поэтому температурный режим в целом по двигателю оценивают усреднении по температуре охлаждающей жидкости, находящейся в головке блока цилиндров. Она должна быть в пределах 80°…100°С.
Отклонения от этой температуры в любую сторону нежелательны, так как вызовут перегрев или переохлаждение. Разберитесь с последствиями перегрева и переохлаждения двигателя.
К системе охлаждения предъявляется ряд требований, основными из которых являются следующие:
1. Недопустимость перегрева или переохлаждения двигателя на всех режимах его работы при движении в различных дорожных и климатических условиях.
2. Небольшие относительные затраты мощности на охлаждение.
3. Компактность.
4. Эксплуатационная надежность, определяемая сроком службы, безопасностью, простотой и удобством регулирования и обслуживания.
5. Небольшой вес системы.
Разберитесь, как в рассматриваемых конструкциях удовлетворяются перечисленные выше требования.
Выясните, из каких составных частей состоит система охлаждения и места их расположения на автомобиле и двигателе.
Обратите внимание, почему в систему охлаждения необходимо заливать только чистую и мягкую воду. Кроме воды, в системе охлаждения рекомендуют использовать жидкости, имеющие низкую температуру замерзания (антифризы). Наибольшее распространение получили жидкости: тосол - А40 и тосол - А65. Первая жидкость не замерзает до температуры - - 40°С, а вторая до - 65°С. Эти жидкости ядовиты, поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно. При попадании их в человеческий организм возможна потеря зрения, а при сильном отравлении — смертельный исход.
Обратите внимание на устройство клапанов пробки радиатора и расширительного бачка и объясните их работу.
Уточните, для какой цели в системе охлаждения установлен расширительный бачок.
Разберитесь в устройстве и работе жидкостного термостата и термостата с твердым наполнителем.
Обратите внимание на пути циркуляции воды в системе при закрытом и открытом клапане термостата.
Обратите внимание на слив воды из закрытой системы охлаждения, особенно в V-образных двигателях.
Изучите устройство и работу системы отопления и вентиляции кабин кузовов автомобилей и автобусов.
Познакомьтесь с подогревом системы охлаждения разных двигателей перед пуском.
Контрольные вопросы
43. Для чего служит система охлаждения? Какие существуют типы систем охлаждения? Их преимущества и недостатки.
44. Из каких приборов состоит жидкостная система охлаждения? Их назначение, расположение и принцип действия.
45. Из каких приборов состоит воздушная система охлаждения? Их назначение, расположение и принцип действия.
46. Что такое открытая и закрытая система охлаждения? Какое преимущество дает применение закрытой системы?
47. Назначение радиатора и его устройство.
48. Устройство и работа клапанов в пробке радиатора и расширительном бачке при закрытой системе охлаждения.
49. Назначение водяного насоса и его устройство.
50. Как устроены и работают термостаты с жидкостным и твердым наполнителями? Ответ поясните схемами.
51. Каково назначение, устройство и работа жалюзи в системе охлаждения двигателя?
52. Для какой цели в системе охлаждения двигателя устанавливается вентилятор? Устройство и работа приводов вентилятора у различных двигателей.
53. Какой должен быть нормальный температурный режим работы двигателя, как он регулируется? К каким последствиям приводит переохлаждение или перегрев двигателя?
54. Чем отличается малый круг циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя от большого круга циркуляции? Выполните самостоятельно схему и последовательно покажите на ней циркуляцию жидкости по малому и большому кругу.
55. Какие существуют способы подогрева системы охлаждения перед пуском холодного двигателя? Их преимущества и недостатки.
56. Объясните устройство и работу пускового подогревателя двигателя автомобиля ЗИЛ-131. Ответ поясните схемой.
57. Как устроена и работает гидромуфта привода вентилятора? Для каких целей она установлена на автомобилях КамАЗ?
58. Назначение расширительного бачка в системе охлаждения. Его устройство.
59. Какие жидкости применяются в системе охлаждения двигателя? Их свойства. Правила пользования ими.
60. Устройство и работа пускового подогревателя двигателя КамАЗ-740.10.
Система смазки
Назначение системы смазки. Применяемые масла. Способы подачи масла к трущимся поверхностям. Общее устройство и работа системы смазки. Устройство узлов системы смазки. Тщательная фильтрация масла одно из средств повышения надежности и долговечности двигатели. Сравнение различных видов фильтров по качеству фильтрации и постоянству фильтрующей способности.
Вентиляция картера двигателя, назначение и типы систем вентиляций, их устройство и работа. Влияние вентиляции картера двигателя на загрязнение окружающей среды.
Методические указания
Смазка деталей в зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям может осуществляться разбрызгиванием, под давлением, самотеком. В современных двигателях используется комбинация всех этих видов, поэтому система смазки двигателя относится к разряду комбинированных систем смазки.
При изучении систем смазки двигателей проследите путь масла от маслоприемника до его возвращения в картер, отмечая при этом, какие детали смазываются под давлением, какие разбрызгиванием и самотеком.
Циркуляция масла в системах смазки осуществляется насосом. Наибольшее распространение из-за простоты устройства и высокой надежности работы получили шестеренчатые насосы. Необходимо изучить их конструкцию, варианты привода и расположение его на двигателе.
Работу системы смазки двигателя регулируют специальные клапаны. Необходимо четко разграничивать их роль. Редукционный клапан ограничивает давление масла, создаваемое насосом, и обычно устанавливается в корпусе масляного насоса или в главной масляной магистрали. Перепускной клапан служит для перепуска масла в главную магистраль при засорении фильтра или при повышении давления перед ним во время пуска холодного двигателя. Клапан включения радиатора ограничивает расход масла через радиатор с целью предотвращения чрезмерного падения давления в системе смазки. В системе смазки некоторых двигателей имеется также сливной клапан, который поддерживает в требуемых пределах давление в главной магистрали, независимо от износа двигателя.
При работе двигателя масло нагревается, а также загрязняется продуктами износа трущихся деталей и частицами нагара. Поэтому в систему смазки включены масляные радиаторы и фильтры очистки масла. Радиаторы и фильтры могут включаться в систему последовательно или параллельно. Необходимо обратить на это внимание при изучении системы смазки двигателя каждой конкретной модели автомобиля. Разобраться в способах очистки масла, в преимуществах и недостатках каждого из них.
В систему смазки входят контрольные приборы, с помощью которых осуществляется контроль: за уровнем масла в картере, давлением масла в главной магистрали и его температурой, а также вспомогательные устройства, которые осуществляют вентиляцию картера, облегчают заливку масла в систему и его слив. Надо знать конструкцию и принцип работы каждого прибора и устройства, проследить движение воздуха и картерных газов для случаев открытой и закрытой вентиляции картера.
Контрольные вопросы
61. Для чего служит система смазки? Классификация систем смазки. Какие существуют способы подачи масла к трущимся поверхностям?
62. Из каких приборов состоит комбинированная система смазки? Назначение каждого прибора и его расположение на двигателе.
63. Для какой цели в системе смазки устанавливается масляный насос? Устройство и работа односекционного и двухсекционного масляного насоса. Расположение насосов на двигателях.
64. Назначение, устройство и работа маслоприемника.
65. Для какой цели в системе смазки устанавливаются фильтры грубой и тонкой очистки масла? Устройство и работа фильтров грубой и тонкой очистки масла изучаемых двигателей.
66. Назначение, устройство и принцип действия фильтра центробежной очистки масла. На каких двигателях он устанавливается? Ответ поясните схемой.
67. Назначение редукционного и перепускного клапанов в системе смазки. Где они устанавливаются и как работают в системе смазки двигателей ЗМЗ-402, ЗМЗ-53, ЗИЛ-508, ЯМЗ-236, КамАЗ-740?
68. Перечислите все места, где очищается масло у изучаемых двигателей.
69. Перечислите марки двигателей, на которых устанавливаются двухсекционные масляные насосы, и объясните назначение каждой секции.
70. Назначение и устройство масляного радиатора. Каким образом осуществляется охлаждение масла в радиаторах различных двигателей? Когда и за счет чего выключается радиатор из системы смазки?
71. Как устроены и как работают центрифуги
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!