Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-10-04 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Каждому человеку присуща собственная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Поскольку «ценности» выступают в качестве регуляторов поведения, взрослое сообщество должно осознанно и ответственно относиться к духовному качеству тех ценностей, которые формируются у подрастающего поколения.
В данном курсе должны быть рассмотрены следующие базовые семейные ценности:
- семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство;
- супружество, мужественность, женственность;
- человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;
- общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака;
- взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие;
- умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других;
- мир в семье, духовное единение супругов, родство душ;
- традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи;
- благочестивое воспитание, почитание старших, послушание;
- семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом);
- любовь к Родине, служение Отечеству;
- дом, достаток, хозяйственность, рачительность.
Принципы преподавания курса
Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуры. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности.
|
Среди основных принципов следует назвать:
Группу методологических принципов
Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России.
Принцип системности - использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики.
Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности.
Принцип доступности - предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта.
Принцип наглядности - использование в содержании курса выразительных средств - зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр.
Принцип доверительности - достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе.
Принцип диалогичности - раскрытие полноты содержания предмета средствами диалогизации, привлечение старшеклассников к участию в этически значимом диалоге по форме и по мысли.
Принцип этической сокровенности - соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса, поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегания ситуаций напряженности, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников, а также осознание меры собственной дистанцированности от учащихся.
Принцип индивидуального подхода - преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов.
|
Группу антропологических принципов
Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной (в т.ч. семейной) жизни, что требует осознания половой спецификации.
Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников.
Группу онтологических принципов
Принцип экзистенциального переживания - раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни.
Принцип ценностного восхождения - раскрытие с учетом принципа от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника позитивного восприятия брака.
Принцип соотнесённости опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями.
Принцип событийности - раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества.
Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной семейной жизни.
Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.
Структура программы курса
Программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.
1.4 Место внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в учебно - воспитательном плане образовательной организации
|
В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, о взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми, о смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как «Основы религиозной культуры и светской этики», «Обществознание», «Биология», «История», «Литература».
Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.
Курс внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.
Требования к результатам освоения учащимися программы «Нравственные основы семейной жизни»
Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся приобретают четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепляют практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:
развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;
умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
формирование целостной картины мира;
умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
|
Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:
приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;
воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:
- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи;
- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком
зарегистрированным в загсе,
- представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника;
- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений;
- понимание причин супружеских конфликтов и разводов;
- знание святых семейств, покровителей семьи,
- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости, осознание ценности человеческой жизни,
- представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
- знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина.
- Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство.
- Супружество, мужественность, женственность.
- Человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание.
- Общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака.
- Взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие.
- Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других.
- Мир в семье, духовное единение супругов, родство душ.
- Традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи.
- Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание.
- Семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом).
- Любовь к Родине, служение Отечеству.
- Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!