Система семейных ценностей, традиционных для отечественной культуры . — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Система семейных ценностей, традиционных для отечественной культуры .

2022-10-04 29
Система семейных ценностей, традиционных для отечественной культуры . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждому человеку присуща собственная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Поскольку «ценности» выступают в качестве регуляторов поведения, взрослое сообщество должно осознанно и ответственно относиться к духовному качеству тех ценностей, которые формируются у подрастающего поколения.

В данном курсе должны быть рассмотрены следующие базовые семейные ценности:

- семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство;

- супружество, мужественность, женственность;

- человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;

- общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака;

- взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие;

- умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других;

- мир в семье, духовное единение супругов, родство душ;

- традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи;

- благочестивое воспитание, почитание старших, послушание;

- семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом);

- любовь к Родине, служение Отечеству;

- дом, достаток, хозяйственность, рачительность.

Принципы преподавания курса

Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуры. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности.

Среди основных принципов следует назвать:

Группу методологических принципов

Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России.

Принцип системности - использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики.

Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности.

Принцип доступности - предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта.

Принцип наглядности - использование в содержании курса выразительных средств - зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр.

Принцип доверительности - достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе.

Принцип диалогичности - раскрытие полноты содержания предмета средствами диалогизации, привлечение старшеклассников к участию в этически значимом диалоге по форме и по мысли.

Принцип этической сокровенности - соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса, поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегания ситуаций напряженности, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников, а также осознание меры собственной дистанцированности от учащихся.

Принцип индивидуального подхода - преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов.

Группу антропологических принципов

Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной (в т.ч. семейной) жизни, что требует осознания половой спецификации.

Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников.

Группу онтологических принципов

Принцип экзистенциального переживания - раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни.

Принцип ценностного восхождения - раскрытие с учетом принципа от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника позитивного восприятия брака.

Принцип соотнесённости опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями.

Принцип событийности - раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества.

Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной семейной жизни.

Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.

 

Структура программы курса

Программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.

 

1.4 Место внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в учебно - воспитательном плане образовательной организации

В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, о взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми, о смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как «Основы религиозной культуры и светской этики», «Обществознание», «Биология», «История», «Литература».

Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.

Курс внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.

 

Требования к результатам освоения учащимися программы «Нравственные основы семейной жизни»

Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся приобретают четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепляют  практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:

развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;

умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;

формирование целостной картины мира;

умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:

- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; 

- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи;

- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком

зарегистрированным в загсе, 

- представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника;

- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений;

- понимание причин супружеских конфликтов и разводов;

- знание святых семейств, покровителей семьи,

- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости, осознание ценности человеческой жизни,

- представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

- знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина.

- Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство.

- Супружество, мужественность, женственность.

- Человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание.

- Общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака.

- Взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие.

- Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других.

- Мир в семье, духовное единение супругов, родство душ.

- Традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи.

- Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание.

- Семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом).

- Любовь к Родине, служение Отечеству.

- Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.