Объект, цели, задачи и принципы изучения курса — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Объект, цели, задачи и принципы изучения курса

2022-10-04 20
Объект, цели, задачи и принципы изучения курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.Киров, ул.Уральская, 9

Тел. (8332) 23-09-82, 24-45-10, факс: (8332) 24-54-44

e-mail: [email protected]

http: www.moaulg.com

_____________________________________________________________________________

                                   

  УТВЕРЖДАЮ:                                            Директор гимназии   _____________ Н.В.Коробкина   «___» ____________ 2021 г.
 

   СОГЛАСОВАНО                                 

Зам. директора по ВР            _____________ Е.В.Крюкова

 «___» _____________ 2021 г.

 

 

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Нравственные основы семейной жизни»

для 10 класса

Срок реализации программы 1 год

 

Уровень образования   среднее общее образование, 10а, 10б  классы
   
  Составители:   Скопкарева Наталья Александровна, Мальцева Ольга Борисовна учителя иностранных языков  

 

 

Киров

2021

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа внеурочной деятельности "Нравственные основы семейной жизни " построена на основе системного подхода, разработана для учащихся 10-11 классов. Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

- федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";

- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва); 

- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей;

- приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.06.2-17);

- письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

Программа рассчитана на 68 часов, в 10 класс – 34ч (1 ч в неделю), 11 класс -34 ч (1 ч. в неделю). Данная программа построена на основе системного подхода, включает одновременно психолого–педагогический, богословский, культурологический анализы. Предполагает изложение современных, полных, упорядоченных представлений о семейной жизни, синтезирует знания разных научных областей: психологии, культурологии, христианской этики.

Предполагается, что в преподавании курса наряду с когнитивным подходом применяется интерактивный и целостный подходы. В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме. Данная внеурочная деятельность несет в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию, готовит старшеклассников к самостоятельной взрослой жизни, заставляет задуматься над многими вопросами и помогает найти на них ответы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Описание программы курса

Актуальность

Социально-педагогическая

Семья - основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Пока крепка семья, государство будет сильным.

Иван Александрович Ильин называл семью первичным лоном человеческой культуры. «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».[1] Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья - это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»[2].

В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всём мире. Этот кризис может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность и культуру, в частности.

Начиная с 90-х годов в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности.

Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания.  

Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности.

 Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.

В содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребенке.

Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно- нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, является одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажения процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни.

За прошедшее столетие в нашем Отечестве постепенно нарушилась

трансляция семейных традиций. В связи с социальными преобразованиями XX века, войнами, духовно-нравственными деформациями во многих семьях

прервалась преемственность педагогических традиций. Октябрьская революция явилась переворотом не только в политической системе, но и в системе ценностей, включая семейные. У многих современных родителей отсутствуют четкие представления о закономерностях становления внутреннего мира ребенка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению.

Научно-теоретическая

Семья является феноменом, постижение которого требует не узкодисциплинарного подхода (психологического, культурологического, социологического, утилитарно-правового или этического), а системного, который объединял бы все эти подходы. Он должен основываться на общемировоззренческих основаниях, которые в полном объеме может дать только отечественная духовно-нравственная традиция.

На личностном уровне учащегося

Для старшеклассника, как и для любого человека, характерно внутреннее стремление к счастью.

Достижение этой цели во многом завит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака.

Сложность задачи заключается и в том, что в современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существует масса ложных мнений и стереотипов, связанных с семейной жизнью, бытует множество антисемейных и антиродительских установок.

Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью, в таких условиях ему очень трудно их реализовать. Тем более, почти невозможно достичь семейного счастья тем молодым людям, у которых эти позитивные стремления и установки не сформированы.

Неудачные попытки создать гармоничную семью завершаются для многих современников жизненными трагедиями, в конечном итоге - потерей смысла жизни. Цель курса «Нравственные основы семейной жизни» - помочь старшеклассникам справиться с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания гармоничной семьи.

Для воспитательной системы образовательных организаций

Предмет «Нравственные основы семейной жизни» несёт в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. Он предоставляет дополнительную возможность расширить сферу партнёрства и взаимодействия участников педагогического процесса: педагогов, учащихся и их родителей, предполагает привлечь родителей и других членов семей старшеклассников к участию в педагогическом процессе. Это может способствовать гармонизации семейных отношений в семьях на уровне детско-родительских отношений.

Новизна программы

До революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку трансляция положительного опыта семейной жизни достаточно хорошо осуществлялась в рамках семейного воспитания. Об этом свидетельствуют статистические данные: практически полное отсутствие разводов (только 3%), существование многодетных семей (в среднем пять детей в семье), почти полное отсутствие абортов и случаев отказа от детей и стариков.

После Октябрьской революции многие семейные традиции начали разрушаться.

Возникла необходимость создания специальных учебных программ по подготовке к семейной жизни. В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920 - 30-е гг. XX века были выработаны установки в отношении сознательного поведения в сфере пола, половое воспитание имело определенную связь с другими областями учебно-воспитательной работы.

Половое воспитание в указанный период разрабатывалось в рамках педологии.

Ценной идеей педологии был комплексный подход в изучении развития ребенка, основанный на использовании психологических, анатомо- физиологических, социологических и других знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.

В конце 60-х годов XX века после долгого перерыва в советское школьное образование стали вновь вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы; были открыты кружки и клубы, деятельность которых основывалась на освещении тем любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя- предметники.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». В течение десяти лет она повсеместно внедрялась в общеобразовательные школы и получила положительные отзывы как учащихся, так и от педагогов.

Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» для учащихся 8-го класса. В ходе осуществления данных программ целью школьники целенаправленно готовились к ответственному супружеству, формированию полового самосознания. Однако реализация этой цели затруднялась, поскольку отсутствовали специалисты-психологи. Занятия проводились учителями-предметниками, методика обучения нередко сводилась к сухому чтению лекций. В постсоветский период начали распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Эти программы были составлены с грубым нарушением принципов культуро- и природосообразности.

Начиная с 90-х годов XX века в нашей стране наметилась тенденция замены полового воспитания сексуальным просвещением.

В частности, была разработана и внедрена программа «Половое воспитание российских школьников». С точки зрения строго научного подхода, подмена понятия «пол» понятием «сексуальность» недопустима. Понятие «пол» гораздо шире, чем понятие «сексуальность», помимо физиологических отношений, оно включает широкий спектр духовно-нравственных и социальных отношений между мужчинами и женщинами. Семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно- экономическую и другие функции.

Подготовка к семейной жизни не может сводиться только к натуралистическому изучению физиологии.

 Сужение многообразия семейных отношений до биологического уровня принижает достоинство человеческой личности, игнорирует душевные и нравственные сферы его бытия, препятствует созданию гармоничной семьи, вступает в острое противоречие с традиционными культурными ценностями.

В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.

В 1992 году, после выхода нового закона «Об образовании», преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести занятия пр курсу, однако потребность переработки программы 1982 года по данному предмету была ощутима.

Проблематика семейной жизни рассматривалась в курсе «Мир дому твоему», разработанном доктором психологических наук Т.А. Флоренской. В начале 2000-х годов появились другие программы и учебные пособия православной конфессиональной ориентации (См.: «Нравственные основы семейной жизни» Герасевич Е.В., Рябкова Л.М., Петрова Н.И., 2004; учебное пособие «Культура семьи» / Сост.: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., 2005 и др.).

Предлагаемая примерная программа для старшеклассников общеобразовательных школ является одной из первых в постсоветский период разработок, закладывающих знания, относящиеся к сфере семейной жизни. Впервые представлен учебный курс, объединяющий опыт и знания науки, богословия и традиций российской культуры. Советский вариант курса - «Этика и психология семейной жизни» - рассматривал семейную жизнь как предмет изучения, прежде всего, с идеологической точки зрения и охватывал не все её аспекты. В нём затрагивались, главным образом, психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни. Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались.

В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме, а также проективности личности - в аспекте построения ею будущей семьи и др.

В преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни», наряду с когнитивным подходом, будут применяться интерактивный и ценностный подходы. Это требует от преподавателя особых усилий по созданию условий, благоприятствующих формированию у старшеклассников собственной иерархической системы личностных ценностей, которая была бы ориентирована на традиционную систему ценностей семейных. Интегративный подход будет способствовать не формальному заучиванию учебного материала, а внутреннему принятию его содержания как личностно значимого. Ценности семейной жизни должны переживаться и присваиваться учащимися, выстраиваться в особую иерархию сообразно значимости их для молодых людей.

Принципы преподавания курса

Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуры. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности.

Среди основных принципов следует назвать:

Группу методологических принципов

Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России.

Принцип системности - использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики.

Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности.

Принцип доступности - предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта.

Принцип наглядности - использование в содержании курса выразительных средств - зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр.

Принцип доверительности - достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе.

Принцип диалогичности - раскрытие полноты содержания предмета средствами диалогизации, привлечение старшеклассников к участию в этически значимом диалоге по форме и по мысли.

Принцип этической сокровенности - соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса, поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегания ситуаций напряженности, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников, а также осознание меры собственной дистанцированности от учащихся.

Принцип индивидуального подхода - преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов.

Группу антропологических принципов

Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной (в т.ч. семейной) жизни, что требует осознания половой спецификации.

Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников.

Группу онтологических принципов

Принцип экзистенциального переживания - раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни.

Принцип ценностного восхождения - раскрытие с учетом принципа от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника позитивного восприятия брака.

Принцип соотнесённости опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями.

Принцип событийности - раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества.

Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной семейной жизни.

Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.

 

Структура программы курса

Программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.

 

1.4 Место внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в учебно - воспитательном плане образовательной организации

В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, о взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми, о смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как «Основы религиозной культуры и светской этики», «Обществознание», «Биология», «История», «Литература».

Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.

Курс внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.

 

Требования к результатам освоения учащимися программы «Нравственные основы семейной жизни»

Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся приобретают четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепляют  практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:

развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;

умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;

формирование целостной картины мира;

умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:

- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; 

- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи;

- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком

зарегистрированным в загсе, 

- представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника;

- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений;

- понимание причин супружеских конфликтов и разводов;

- знание святых семейств, покровителей семьи,

- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости, осознание ценности человеческой жизни,

- представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

- знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина.

- Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство.

- Супружество, мужественность, женственность.

- Человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание.

- Общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака.

- Взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие.

- Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других.

- Мир в семье, духовное единение супругов, родство душ.

- Традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи.

- Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание.

- Семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом).

- Любовь к Родине, служение Отечеству.

- Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.

Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни»

                                10 класс (1 час в неделю, всего: 34 часа)

Введение. (1 час)   (1 час)

N / n

Название раздела, темы

Количество
часов

Дата

Планир. Фактич.
  Введение Что такое счастье и как его достичь? 1    
Раздел I. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 12    
Глава I. Кто я? 5    
Тема 1.1. Направленность личности 1    
Тема 1.2. Понятие личности 1    
Тема 1.3. Тайна возраста. Особенности общения со сверстниками. 1    
Тема 1.4. Тайна пола. Различия между юношами и девушками в темпах взросления. 1    
Тема 1.5 Подведение итогов изучения главы 1. 1    
Глава II. Я и Другие 7    
Тема 2.1. Быть или казаться. Ценность человеческого общения. Образ и имидж. 1    
Тема 2.2. Стыд и совесть. 1    
Тема 2.3. Дружба и любовь в жизни человека. 2    
Тема 2.4. Мужественность. 1    
Тема 2.5. Женственность 1    
Тема 2.6 Подведение итогов изучения главы 2. 1    
Раздел II. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ 20    
Глава III. Добрачные отношения 8    
Тема 3.1. Любовь и влюблённость. Первая любовь. Испытание чувствами. 3    
Тема 3.2. Предбрачный период 2    
Тема 3.3. Союз двух родов. Две половинки… 2    
Тема 3.4 Подведение итогов изучения главы 3 1    
Глава IV. Свадьба. Начало совместной жизни 4    
Тема 4.1. Самый важный день. 2    
Тема 4.2. Первый год совместной жизни 1    
Тема 4.3 Подведение итогов изучения главы 4 1    
Глава V. Молодые родители 9    
Тема 5.1. Семья в ожидании ребёнка 3    
Тема 5.2. Чудо жизни. Молодая семья с новорожденным 2    
Тема 5.3.  «Не убий» 2    
Тема 5.4 Подведение итогов изучения главы 5 1    
Тема 5.5 Итоговое занятие 1    
ВСЕГО   34    

Календарно-тематическое планирование 11 класс

П/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата

Планир. Фактич.
Раздел I. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ 4    
Глава 1. Особенности зрелой семьи 4    
Тема 1.1. Родители и дети. Значение детей в жизни семьи 1    
Тема 1.2. Уроки семейного взросления 1    
Тема 1.3. Семейные конфликты 1    
Тема 1.4. Супружеское многолетие 1    
РАЗДЕЛ II. Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО 18    
Глава 2. Семья — основа всякого общества 5    
Тема 2.1. Типы и функции семьи 1    
Тема 2.2. Значение семьи для общества 1    
Тема 2.3. Семья и государство. Вопросы демографии 1    
Тема 2.4. История семейной политики в России 2    
Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья 8    
Тема 3.1. Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа 2    
Тема 3.2. Жена — хранительница домашнего очага 2    
Тема 3.3. Положение детей в семье 2    
Тема 3.4. Старшие члены семьи 2    
Глава 4. Семейное воспитание 5    
Тема 4.1. Традиции семьи, рода, народа 1    
Тема 4.2. Воспитание чести и долга в семье 1    
Тема 4.3. Патриотическое воспитание в семье 1    
Тема 4.4. Трудовое воспитание в семье 1    
Тема 4.5. Половое воспитание в семье 1    
РАЗДЕЛ III. ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ? 12    
Глава 5. Религиозные основы семьи 4    
Тема 5.2. Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни 1    
Тема 5.1. Семья в религиозной традиции 1    
Тема 5.3 Святые семейства. Святые покровители семьи 2    
Глава 6. Семья в моей жизни 8    
Тема 6.1. Радость семейной жизни 2    
Тема 6.2. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни 2    
Тема 6.3. Семейное счастье — миф или реальность? 3    
  Итоговое занятие 1    
Всего   34 часа    

Оборудование

1. Мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Список литературы

1.Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436с.

2. «Домострой» и его значение для современности отв.ред. А. Блинский М.: Сатись, 2000. – 128с.

3. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.

5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. – 384с.

6. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Хрестоматия по учебному курсу/Сост. Н.Н. Крыгина, Д.А. Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008-705с.

7. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2ое изд.; стер.М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.

 

 


 

 

Г.Киров, ул.Уральская, 9

Тел. (8332) 23-09-82, 24-45-10, факс: (8332) 24-54-44

e-mail: [email protected]

http: www.moaulg.com

_____________________________________________________________________________

                                   

  УТВЕРЖДАЮ:                                            Директор гимназии   _____________ Н.В.Коробкина   «___» ____________ 2021 г.
 

   СОГЛАСОВАНО                                 

Зам. директора по ВР            _____________ Е.В.Крюкова

 «___» _____________ 2021 г.

 

 

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Нравственные основы семейной жизни»

для 10 класса

Срок реализации программы 1 год

 

Уровень образования   среднее общее образование, 10а, 10б  классы
   
  Составители:   Скопкарева Наталья Александровна, Мальцева Ольга Борисовна учителя иностранных языков  

 

 

Киров

2021

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа внеурочной деятельности "Нравственные основы семейной жизни " построена на основе системного подхода, разработана для у


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.