Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-04 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Г.Киров, ул.Уральская, 9
Тел. (8332) 23-09-82, 24-45-10, факс: (8332) 24-54-44
e-mail: [email protected]
http: www.moaulg.com
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ: Директор гимназии _____________ Н.В.Коробкина «___» ____________ 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР _____________ Е.В.Крюкова
«___» _____________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Нравственные основы семейной жизни»
для 10 класса
Срок реализации программы 1 год
Уровень образования | среднее общее образование, 10а, 10б классы |
Составители: | Скопкарева Наталья Александровна, Мальцева Ольга Борисовна учителя иностранных языков |
Киров
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности "Нравственные основы семейной жизни " построена на основе системного подхода, разработана для учащихся 10-11 классов. Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
- федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва);
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
|
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей;
- приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.06.2-17);
- письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Программа рассчитана на 68 часов, в 10 класс – 34ч (1 ч в неделю), 11 класс -34 ч (1 ч. в неделю). Данная программа построена на основе системного подхода, включает одновременно психолого–педагогический, богословский, культурологический анализы. Предполагает изложение современных, полных, упорядоченных представлений о семейной жизни, синтезирует знания разных научных областей: психологии, культурологии, христианской этики.
Предполагается, что в преподавании курса наряду с когнитивным подходом применяется интерактивный и целостный подходы. В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме. Данная внеурочная деятельность несет в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию, готовит старшеклассников к самостоятельной взрослой жизни, заставляет задуматься над многими вопросами и помогает найти на них ответы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Описание программы курса
Актуальность
Социально-педагогическая
Семья - основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Пока крепка семья, государство будет сильным.
|
Иван Александрович Ильин называл семью первичным лоном человеческой культуры. «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».[1] Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья - это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»[2].
В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всём мире. Этот кризис может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность и культуру, в частности.
Начиная с 90-х годов в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности.
Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания.
Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности.
Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.
В содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребенке.
Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно- нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, является одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажения процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни.
|
За прошедшее столетие в нашем Отечестве постепенно нарушилась
трансляция семейных традиций. В связи с социальными преобразованиями XX века, войнами, духовно-нравственными деформациями во многих семьях
прервалась преемственность педагогических традиций. Октябрьская революция явилась переворотом не только в политической системе, но и в системе ценностей, включая семейные. У многих современных родителей отсутствуют четкие представления о закономерностях становления внутреннего мира ребенка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению.
Научно-теоретическая
Семья является феноменом, постижение которого требует не узкодисциплинарного подхода (психологического, культурологического, социологического, утилитарно-правового или этического), а системного, который объединял бы все эти подходы. Он должен основываться на общемировоззренческих основаниях, которые в полном объеме может дать только отечественная духовно-нравственная традиция.
На личностном уровне учащегося
Для старшеклассника, как и для любого человека, характерно внутреннее стремление к счастью.
Достижение этой цели во многом завит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака.
|
Сложность задачи заключается и в том, что в современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существует масса ложных мнений и стереотипов, связанных с семейной жизнью, бытует множество антисемейных и антиродительских установок.
Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью, в таких условиях ему очень трудно их реализовать. Тем более, почти невозможно достичь семейного счастья тем молодым людям, у которых эти позитивные стремления и установки не сформированы.
Неудачные попытки создать гармоничную семью завершаются для многих современников жизненными трагедиями, в конечном итоге - потерей смысла жизни. Цель курса «Нравственные основы семейной жизни» - помочь старшеклассникам справиться с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания гармоничной семьи.
Для воспитательной системы образовательных организаций
Предмет «Нравственные основы семейной жизни» несёт в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. Он предоставляет дополнительную возможность расширить сферу партнёрства и взаимодействия участников педагогического процесса: педагогов, учащихся и их родителей, предполагает привлечь родителей и других членов семей старшеклассников к участию в педагогическом процессе. Это может способствовать гармонизации семейных отношений в семьях на уровне детско-родительских отношений.
Новизна программы
До революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку трансляция положительного опыта семейной жизни достаточно хорошо осуществлялась в рамках семейного воспитания. Об этом свидетельствуют статистические данные: практически полное отсутствие разводов (только 3%), существование многодетных семей (в среднем пять детей в семье), почти полное отсутствие абортов и случаев отказа от детей и стариков.
После Октябрьской революции многие семейные традиции начали разрушаться.
Возникла необходимость создания специальных учебных программ по подготовке к семейной жизни. В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920 - 30-е гг. XX века были выработаны установки в отношении сознательного поведения в сфере пола, половое воспитание имело определенную связь с другими областями учебно-воспитательной работы.
Половое воспитание в указанный период разрабатывалось в рамках педологии.
Ценной идеей педологии был комплексный подход в изучении развития ребенка, основанный на использовании психологических, анатомо- физиологических, социологических и других знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.
|
В конце 60-х годов XX века после долгого перерыва в советское школьное образование стали вновь вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы; были открыты кружки и клубы, деятельность которых основывалась на освещении тем любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя- предметники.
В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». В течение десяти лет она повсеместно внедрялась в общеобразовательные школы и получила положительные отзывы как учащихся, так и от педагогов.
Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» для учащихся 8-го класса. В ходе осуществления данных программ целью школьники целенаправленно готовились к ответственному супружеству, формированию полового самосознания. Однако реализация этой цели затруднялась, поскольку отсутствовали специалисты-психологи. Занятия проводились учителями-предметниками, методика обучения нередко сводилась к сухому чтению лекций. В постсоветский период начали распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Эти программы были составлены с грубым нарушением принципов культуро- и природосообразности.
Начиная с 90-х годов XX века в нашей стране наметилась тенденция замены полового воспитания сексуальным просвещением.
В частности, была разработана и внедрена программа «Половое воспитание российских школьников». С точки зрения строго научного подхода, подмена понятия «пол» понятием «сексуальность» недопустима. Понятие «пол» гораздо шире, чем понятие «сексуальность», помимо физиологических отношений, оно включает широкий спектр духовно-нравственных и социальных отношений между мужчинами и женщинами. Семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно- экономическую и другие функции.
Подготовка к семейной жизни не может сводиться только к натуралистическому изучению физиологии.
Сужение многообразия семейных отношений до биологического уровня принижает достоинство человеческой личности, игнорирует душевные и нравственные сферы его бытия, препятствует созданию гармоничной семьи, вступает в острое противоречие с традиционными культурными ценностями.
В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.
В 1992 году, после выхода нового закона «Об образовании», преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести занятия пр курсу, однако потребность переработки программы 1982 года по данному предмету была ощутима.
Проблематика семейной жизни рассматривалась в курсе «Мир дому твоему», разработанном доктором психологических наук Т.А. Флоренской. В начале 2000-х годов появились другие программы и учебные пособия православной конфессиональной ориентации (См.: «Нравственные основы семейной жизни» Герасевич Е.В., Рябкова Л.М., Петрова Н.И., 2004; учебное пособие «Культура семьи» / Сост.: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., 2005 и др.).
Предлагаемая примерная программа для старшеклассников общеобразовательных школ является одной из первых в постсоветский период разработок, закладывающих знания, относящиеся к сфере семейной жизни. Впервые представлен учебный курс, объединяющий опыт и знания науки, богословия и традиций российской культуры. Советский вариант курса - «Этика и психология семейной жизни» - рассматривал семейную жизнь как предмет изучения, прежде всего, с идеологической точки зрения и охватывал не все её аспекты. В нём затрагивались, главным образом, психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни. Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались.
В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме, а также проективности личности - в аспекте построения ею будущей семьи и др.
В преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни», наряду с когнитивным подходом, будут применяться интерактивный и ценностный подходы. Это требует от преподавателя особых усилий по созданию условий, благоприятствующих формированию у старшеклассников собственной иерархической системы личностных ценностей, которая была бы ориентирована на традиционную систему ценностей семейных. Интегративный подход будет способствовать не формальному заучиванию учебного материала, а внутреннему принятию его содержания как личностно значимого. Ценности семейной жизни должны переживаться и присваиваться учащимися, выстраиваться в особую иерархию сообразно значимости их для молодых людей.
Принципы преподавания курса
Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуры. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности.
Среди основных принципов следует назвать:
Группу методологических принципов
Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России.
Принцип системности - использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики.
Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности.
Принцип доступности - предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта.
Принцип наглядности - использование в содержании курса выразительных средств - зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр.
Принцип доверительности - достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе.
Принцип диалогичности - раскрытие полноты содержания предмета средствами диалогизации, привлечение старшеклассников к участию в этически значимом диалоге по форме и по мысли.
Принцип этической сокровенности - соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса, поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегания ситуаций напряженности, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников, а также осознание меры собственной дистанцированности от учащихся.
Принцип индивидуального подхода - преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов.
Группу антропологических принципов
Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной (в т.ч. семейной) жизни, что требует осознания половой спецификации.
Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников.
Группу онтологических принципов
Принцип экзистенциального переживания - раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни.
Принцип ценностного восхождения - раскрытие с учетом принципа от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника позитивного восприятия брака.
Принцип соотнесённости опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями.
Принцип событийности - раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества.
Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной семейной жизни.
Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.
Структура программы курса
Программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.
1.4 Место внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в учебно - воспитательном плане образовательной организации
В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, о взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми, о смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как «Основы религиозной культуры и светской этики», «Обществознание», «Биология», «История», «Литература».
Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.
Курс внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.
Требования к результатам освоения учащимися программы «Нравственные основы семейной жизни»
Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся приобретают четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепляют практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:
развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;
умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
формирование целостной картины мира;
умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:
приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;
воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:
- овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи;
- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком
зарегистрированным в загсе,
- представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника;
- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений;
- понимание причин супружеских конфликтов и разводов;
- знание святых семейств, покровителей семьи,
- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости, осознание ценности человеческой жизни,
- представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
- знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина.
- Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство.
- Супружество, мужественность, женственность.
- Человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание.
- Общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака.
- Взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие.
- Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других.
- Мир в семье, духовное единение супругов, родство душ.
- Традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи.
- Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание.
- Семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом).
- Любовь к Родине, служение Отечеству.
- Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.
Содержание внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни»
10 класс (1 час в неделю, всего: 34 часа)
Введение. (1 час) | (1 час) | ||||
N / n |
Название раздела, темы | Количество |
Дата | ||
Планир. | Фактич. | ||||
Введение Что такое счастье и как его достичь? | 1 | ||||
Раздел I. | ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | 12 | |||
Глава I. | Кто я? | 5 | |||
Тема 1.1. | Направленность личности | 1 | |||
Тема 1.2. | Понятие личности | 1 | |||
Тема 1.3. | Тайна возраста. Особенности общения со сверстниками. | 1 | |||
Тема 1.4. | Тайна пола. Различия между юношами и девушками в темпах взросления. | 1 | |||
Тема 1.5 | Подведение итогов изучения главы 1. | 1 | |||
Глава II. | Я и Другие | 7 | |||
Тема 2.1. | Быть или казаться. Ценность человеческого общения. Образ и имидж. | 1 | |||
Тема 2.2. | Стыд и совесть. | 1 | |||
Тема 2.3. | Дружба и любовь в жизни человека. | 2 | |||
Тема 2.4. | Мужественность. | 1 | |||
Тема 2.5. | Женственность | 1 | |||
Тема 2.6 | Подведение итогов изучения главы 2. | 1 | |||
Раздел II. | ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ | 20 | |||
Глава III. | Добрачные отношения | 8 | |||
Тема 3.1. | Любовь и влюблённость. Первая любовь. Испытание чувствами. | 3 | |||
Тема 3.2. | Предбрачный период | 2 | |||
Тема 3.3. | Союз двух родов. Две половинки… | 2 | |||
Тема 3.4 | Подведение итогов изучения главы 3 | 1 | |||
Глава IV. | Свадьба. Начало совместной жизни | 4 | |||
Тема 4.1. | Самый важный день. | 2 | |||
Тема 4.2. | Первый год совместной жизни | 1 | |||
Тема 4.3 | Подведение итогов изучения главы 4 | 1 | |||
Глава V. | Молодые родители | 9 | |||
Тема 5.1. | Семья в ожидании ребёнка | 3 | |||
Тема 5.2. | Чудо жизни. Молодая семья с новорожденным | 2 | |||
Тема 5.3. | «Не убий» | 2 | |||
Тема 5.4 | Подведение итогов изучения главы 5 | 1 | |||
Тема 5.5 | Итоговое занятие | 1 | |||
ВСЕГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
П/п |
Наименование тем | Количество |
Дата | |
Планир. | Фактич. | |||
Раздел I. | ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ | 4 | ||
Глава 1. | Особенности зрелой семьи | 4 | ||
Тема 1.1. | Родители и дети. Значение детей в жизни семьи | 1 | ||
Тема 1.2. | Уроки семейного взросления | 1 | ||
Тема 1.3. | Семейные конфликты | 1 | ||
Тема 1.4. | Супружеское многолетие | 1 | ||
РАЗДЕЛ II. | Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО | 18 | ||
Глава 2. | Семья — основа всякого общества | 5 | ||
Тема 2.1. | Типы и функции семьи | 1 | ||
Тема 2.2. | Значение семьи для общества | 1 | ||
Тема 2.3. | Семья и государство. Вопросы демографии | 1 | ||
Тема 2.4. | История семейной политики в России | 2 | ||
Глава 3. | Устроение жизни семьи. Личность и семья | 8 | ||
Тема 3.1. | Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа | 2 | ||
Тема 3.2. | Жена — хранительница домашнего очага | 2 | ||
Тема 3.3. | Положение детей в семье | 2 | ||
Тема 3.4. | Старшие члены семьи | 2 | ||
Глава 4. | Семейное воспитание | 5 | ||
Тема 4.1. | Традиции семьи, рода, народа | 1 | ||
Тема 4.2. | Воспитание чести и долга в семье | 1 | ||
Тема 4.3. | Патриотическое воспитание в семье | 1 | ||
Тема 4.4. | Трудовое воспитание в семье | 1 | ||
Тема 4.5. | Половое воспитание в семье | 1 | ||
РАЗДЕЛ III. | ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ? | 12 | ||
Глава 5. | Религиозные основы семьи | 4 | ||
Тема 5.2. | Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни | 1 | ||
Тема 5.1. | Семья в религиозной традиции | 1 | ||
Тема 5.3 | Святые семейства. Святые покровители семьи | 2 | ||
Глава 6. | Семья в моей жизни | 8 | ||
Тема 6.1. | Радость семейной жизни | 2 | ||
Тема 6.2. | Значение семьи в жизни человека и смысл жизни | 2 | ||
Тема 6.3. | Семейное счастье — миф или реальность? | 3 | ||
Итоговое занятие | 1 | |||
Всего | 34 часа |
Оборудование
1. Мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
Список литературы
1.Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436с.
2. «Домострой» и его значение для современности отв.ред. А. Блинский М.: Сатись, 2000. – 128с.
3. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.
5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. – 384с.
6. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Хрестоматия по учебному курсу/Сост. Н.Н. Крыгина, Д.А. Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008-705с.
7. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2ое изд.; стер.М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.
Г.Киров, ул.Уральская, 9
Тел. (8332) 23-09-82, 24-45-10, факс: (8332) 24-54-44
e-mail: [email protected]
http: www.moaulg.com
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ: Директор гимназии _____________ Н.В.Коробкина «___» ____________ 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР _____________ Е.В.Крюкова
«___» _____________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Нравственные основы семейной жизни»
для 10 класса
Срок реализации программы 1 год
Уровень образования | среднее общее образование, 10а, 10б классы |
Составители: | Скопкарева Наталья Александровна, Мальцева Ольга Борисовна учителя иностранных языков |
Киров
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности "Нравственные основы семейной жизни " построена на основе системного подхода, разработана для у
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!