Местночтимые иконы в Волынской епархии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Местночтимые иконы в Волынской епархии

2022-10-04 24
Местночтимые иконы в Волынской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ныне же, 15-го августа, совершается празднование некоторым местночтимым иконам Богоматери в следующих трех известных местах Волынской губернии:

в селе Несолонь Новгород-Волынского уезда, в Воскресенской церкви, — здесь чтимая икона Богоматери явилась на Успение в колодце, в урочище Проща, и на месте ее явления ныне стоит деревянная часовня;

в селе Христиновка Овручского уезда, — с этой местночтимой иконой Богоматери каждый год 15-го августа при большом стечении народа совершается крестный ход в деревню Ступищи, в кладбищенскую Успенскую церковь; на месте явления этого образа также построена небольшая часовня;

и, наконец, в местечке Межирич, близ города Острога, той же Волынской губернии.

Иконы Богоматери в Греческой церкви

В написанной на греческом языке книге Трифона Евангелида «Жития Святых» под 15 числом месяца августа упоминается до 50 названий икон Божией Матери. Все они причисляются к месточтимым иконам, в различное время прославившимся чудесами в православной Греческой церкви. Некоторые из упомянутых там икон пользуются почитанием и в нашей Русской церкви. Из числа последних назовем, например, Одигитрию, «Милующую», «Троеручицу» и «Скоропослушницу». Большинство же из перечисленных там икон совершенно неизвестны в России, да и трудны для произношения на русском языке. Вот несколько примерных наименований икон Богородицы на греческом языке: Хрисокастритисса, Халкопрусиотисса, Халкоскепасти, Ортокости, Капсидематуса, Клефтрина. Подобные наименования, однако, сравнительно легко переводятся на русский язык и таким образом становятся удобопроизносимыми и понятными, например: Достохвальная, Всеблаженная, Всецарица, Всенепорочная, Медноризная, Новоявленная и пр.

В книге Трифона Евангелида, как было уже сказано, только упоминается около 50 наименований икон Богоматери, но подробных сведений о них не сообщается.

Августа

Феодоровская икона

Сведения о Феодоровской иконе Богоматери помещены под 14 марта.

Августа

Амартийская икона

Амартийская икона Божией Матери называется еще Арматийской, и это последнее ее наименование более правильно, чем первое. Она находилась в Константинополе, в так называемой Арматийской обители, которая в настоящее время уже не существует. Место, где была расположена эта обитель, называлось «Арматиевы» или «в Арматиевых» и получило такое наименование от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зенона (474—491 годах). Празднество чудотворной иконе Амартийской или Арматийской установлено в воспоминание избавления от волновавшей Восточную церковь ереси иконоборчества.

Гефсиманская икона

Иконы Богоматери, носящие такое наименование, имеются в Иерусалиме и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры.

Августа

Сумельская икона

Сумельская икона Божией Матери называется еще Одигитрией. Прежде она находилась в Греции, в городе Афинах. В конце IV века преподобные Варнава и Софроний перенесли ее оттуда в Малую Азию, в страну Трапезонтскую, и поставили в пещерной церкви основанного ими монастыря Мела или Сумела, на Черной горе. Обитель эта и до сих пор существует, привлекая к себе хранящейся в ней иконой Богоматери немало поклонников из окрестных селений и ближайших к Трапезонту провинций Малой Азии, Тавриды и стран Прикавказских.

Августа

Донская икона

С Донской иконой Богоматери соединяются многие светлые воспоминания из далекого прошлого в жизни нашего родного отечества. Кто не помнит, например, о битве русских войск с Мамаевыми полчищами? Именно во время этой войны великого князя Димитрия Иоанновича Донского с татарами все русски земли объединились под его знаменами. Пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой и икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви городка Сипотина. Этот образ был утвержден на древке, как хоругвь, и все время, пока продолжалась война, находился среди русских войск. Когда наступило 8 сентября 1380 года и предстояла славная и решительная битва с Мамаем на знаменитом Куликовом поле, тогда он был носим среди православных воинов для их ободрения. Трогательную картину описывает историк Карамзин: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему»! и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена» перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верой в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские полчища.

После Куликовской битвы донские казаки поднесли князю эту икону в дар. Димитрий сначала поместил ее в Московском Успенском соборе, а потом во вновь построенный Благовещенский собор. Причина, побудившая князя к перенесению иконы из одного собора в другой, пояснена в сделанной на обратной стороне иконы надписи: «Благовещение Богоматери». Икона с тех пор стала известна под именем Донской.

Впрочем, есть еще и другое предание, которое утверждает, что Донская икона Богоматери сначала стояла в Коломенском Успенском соборе. Царь Иван Васильевич Грозный, собираясь в 1558 году в поход на Казанское царство, долго и усердно молился перед ней о даровании победы. Когда Казань была взята, тогда царь распорядился перенести Донскую икону Богоматери в Москву.

В 1591 году вторглись в пределы России крымские татары. Они под предводительством крымского царевича Нурадына и его брата Мурат-Гирея подошли к самой Москве и раскинули свой стан при речке Котлы, на Воробьевых горах. Появление татар было полной неожиданностью для жителей столицы. Царствовавший в то время Феодор Иванович был поставлен в очень затруднительное положение: значительная часть его войск находилась в Новгороде, защищая этот город от шведов, а оставшейся части было недостаточно для отражения внезапно появившихся врагов. Уповая на помощь свыше, царь приказал совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой Богоматери и затем поставить ее среди ополчившегося на брань войска. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богоматери: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан.

В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери, и установлено ежегодное празднование 19-го августа с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В 1686 году, 7-го мая, князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении последняя была встречена государями Иоанном, Петром и царевной Софией.

В настоящее время Донская икона находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Писана она на кипарисовой доске и имеет в высочу 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, которые приняли ее за медную.

В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также — в городе Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.