IX . Внешняя политика Горбачева между идеализмом и реализмом. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

IX . Внешняя политика Горбачева между идеализмом и реализмом.

2022-10-04 24
IX . Внешняя политика Горбачева между идеализмом и реализмом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Назначение Горбачева 10 марта 1985 г. В октябре 1985 г. новый советский руководитель отправился с официальным визитом в Париж. Во время пребывания в Париже в октябре 1985 г. М.С.Горбачев в одной из парадных речей огласил ставшую позднее широко известной идею строительства «общего европейского дома» (commonEuropeanhome), сославшись на высказывавшуюся еще президентом Ш. де Голлем мысль о Европе «от Атлантики до Урала». Заявление об «общем европейском доме» было воспринято с интересом, поскольку оно могло подразумевать революционную по тому времени идею преодоления раскола Европы, хотя понять, что конкретно имеет в виду М.С.Горбачев, было невозможно. Во всяком случае, внимание средств массовой информации к личности нового советского руководителя было обеспечено[10].

В ноябре 1985 г. М.С.Горбачев и Р.Рейган встретились. Их переговоры в Женеве стали началом серии советско-американских саммитов, которые с небольшими интервалами стали проводиться в по­следующие годы и были посвящены вопросам контроля над воору­жениями. Гражданские руководители обеих держав, таким, образом, резко повысили уровень диалога по стратегическим вопросам, фактически подчинив его своему непосредственному контролю. Поскольку саммиты следовали один за другим, фак­тически стороны отказались от практики длительных, зани­мавших несколько лет предварительных проработок соглаше­ний на уровне военных экспертов, как это происходило в 60-х и 70-х годах. Прежде такой практики ведения военно-полити­ческих переговоров не было. Она указывала на молчаливое со­гласие сторон подчинить военно-технические вопросы обсуж­дения политическим.

Возможно, относительная неудача горбачевской внешней политики была связана с особенностями текущего момента – внутренний кризис в СССР и его сфере влияния стал системным. Мне кажется, что осознание этого факта было публично признано еще при Ю.В. Андропове.

Советское руководство полагало, что время работает против СССР, и торопило переговорный процесс. Что трудно было скрыть от противника-соперника.

Почему «относительная неудача» - считаю, что удалось избежать худшего: США готовы были нанести ядерный удар.

Х. Доктринальные основания новой внешнеполитической стратегии Советского Союза были утверждены на XXVII съезде КПСС, который состоялся в феврале — марте 1986 г. в Москве.

. Во-первых, советское руководство призывало великие державы прийти к согласию о неприемлемости ядерной войны как средства решения международных споров. Во-вторых, Советский Союз фактически предлагал Западу отказаться от попыток добить­ ся силового превосходства над СССР, обещая со своей стороны тоже не стремиться к превосходству над Западом. Эта идея была воплощена в тезис об одинаковойбезопасности, которая, как го­ворилось в докладе М.С.Горбачева, должна была прийти на смену концепции «одинаковой опасности», определявшей логику взаимоуст­рашения на базе доктрины взаимно гарантированного уничтожения. В-третьих, в материалах съезда впервые за несколько десятилетий была дана позитивная оценка политики Китая и провозглашена ли­ ния на улучшение советско-китайских отношений.

. Общая то­нальность материалов настраивала на режим диалога с Западом.

Специфика внутреннего момента ощущалась в том, что на уровне понятийного аппарата в документах все еще использовался привычный фундаменталистский стиль коммунистической риторики. Это был явный реверанс в сторону ортодоксов.

Но добившись от съезда одобрения своей политики в целом, новое руководство СССР полу­чило возможность действовать в сфере международных отношений более смело. «Отталкиваясь» от решений съезда, М.С.Горбачев и его сотрудники в последующие годы разработали систему взаимо­увязанных тезисов и положений, образовавших основу того, что в литературе стало называться концепцией «нового политического мышления». В развернутом виде ее положения были представлены в речи М.С.Горбачева на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке 8 декабря 1988 г. Содержание концепции определя­лось двумя принципиальными положениями.

Во-первых, она утверждала приоритет общечеловеческих ценностей, их преобладающее значение по отношению к интересам отдельных держав и социальных групп. Советский Союз отказы­вался от тезиса о том, что в международной политике главенствуют классовые ценности и интересы классовой борьбы во всемирном масштабе. По сути, это означало призыв к деидеологизации между­народных отношений, разрыв с традицией политического и силового противопоставления Востока и Запада по принципу будто бы прису­щей им ориентации на защиту противоположных классовых интересов.

Во-вторых, в ряду общечеловеческих ценностей главной провоз­глашалось выживание человечества. В центр международных от­ношений помещалась проблема обеспечения мира и избежания ми­ровой ядерной войны. Этот интерес провозглашался всеобщим и объединяющим («синтезирующим») для всех стран мира, независи­мо от их общественного строя, идеологии, силы, величины и т.д.

Из концепции нового политического мышления для внешней по­литики СССР следовали важные установки, главными из которых во второй половине 80-х годов были:

1)  достижение компромисса с США в вопросах сокращения по­тенциалов стратегических вооружений;

2) экономическое и политическое сближение с западноевропей­скими странами — в том числе ценой возможных уступок в вопросах
объединения Германии;

3) нормализация межгосударственных отношений с КНР и рас­ширение советско-китайского политического и экономического со­трудничества;

4) сотрудничество с Западом в урегулировании региональных конфликтов в Азии, Латинской Америке и Африке;

5) содействие реформированию политических режимов стран Восточной Европы по образцу реформирования СССР, каким его представляло себе новое советское руководство;

6) изменение политики в отношении прав человека и приведение внутреннего законодательства и политической практики СССР в большее соответствие с международными нормами.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.