Посмотрите видео с этими прекрасными стихотворениями в ютубе. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Посмотрите видео с этими прекрасными стихотворениями в ютубе.

2022-02-10 40
Посмотрите видео с этими прекрасными стихотворениями в ютубе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семнадцатое ноября

Классная работа

Борис Леонидович Пастернак- лауреат Нобелевской премии

Смотрим видео              https://youtu.be/_GLOCwtuop0

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.

УСТНО

Стихотворения: "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Марбург", "Зимняя ночь", "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Август", "Давай ронять слова...", "Единственные дни", "Красавица моя, вся стать...", "Июль", "Любимая - жуть! Когда любит поэт...", "Любить иных – тяжелый крест...", "Никого не будет в доме...", "О, знал бы я, что так бывает...", "Определение поэзии", "Поэзия", "Про эти стихи", "Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе...", "Снег идет", "Столетье с лишним – не вчера…"

Звучит романс-видео (через интернет)

«Зимняя ночь» (на столе зажжённая свеча). https://vk.com/video116039401_168238061?t=7s

 

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946

– Вы прослушали стихотворение «Зимняя ночь » Б.Пастернака. Выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин был кумиром для юного Бориса, мечтавшего стать музыкантом. Пока звучит фрагмент «Этюда» этого композитора, мне бы хотелось, что бы вы записали ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак».

–У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

– Дайте определение слова «лирика» (произведения, в которых выражаются чувства и переживания поэта).

Б.Л.Пастернак – один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

Сегодня мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак – атмосферу музыки, живописи, философии, и, конечно же, поэзии.

(На фоне видео-ролика «В гостях у Пастернака» уч-ся читает сообщение)

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович родился 10 февраля 1890 в Москве. Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов, Врубель. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере под влиянием великого композитора Скрябина. В 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

  1. Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой целью автор использует лексический повтор? (Выделяется ключевое слово, на которое нужно обратить внимание).
  2. С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).
  3. Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Мело, мело по всей земле, Во все пределы… – жизнь также полна бурь и ненастий; Пастернак родился в феврале).
  4. Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Сгорел как свечка)

– Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало судьбой для Пастернака?

- Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов сходна с музыкальной.

Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью, заметно влияние отца художника, краски природы метафоричны и напоминают стиль художника – импрессиониста.

- Вспомните, какое направление в живописи называется импрессионизмом. (ответ уч-ся)

Среди русских импрессионистов мы можем вспомнить имена М.Врубеля, М.Нестерова, К Коровина, Б Кустодиева, К.Сомова.

 

Слово учителя.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Поэт – как колокол на башне вечевой…

-Тема поэта и поэзии звучала по-разному в творчестве многих поэтов. Сегодня мы обратимся к стихотворению Б. Пастернака «Определение поэзии» из раздела «Занятие философией».

Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.

И если Пушкин говорил:

«Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим…»,

то у Маяковского:

«Пришла, взяла сердце

И пошла играть, как девочка мячиком…»

Совсем по-иному у Сергея Есенина:

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить…»

Любовь Анна Ахматова представляла такой:

«То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком на белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»

Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест». Чтение наизусть.

- Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

Мы продолжаем знакомство с лирикой Пастернака. Наша задача - исследовать еще одно стихотворение «Золотая осень».

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

 

  Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…». Звучит «Ария» Баха.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают.
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
1931

«…дышат почва и судьба»… Поэзия для Пастернака не забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые слова. Поэзия – это «строчки с кровью», это судьба. Теперь мы можем без тени сомнения рядом с записанным словом «судьба» написать слово «поэзия».

Слово учителя.

- На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича: «Смерти не будет».

И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

Так уже полвека – начинаю про себя бормотать

Стихи Пастернака.

Из мира его не выгонишь. Они живут!

- Какой вам запомнилась поэзия Б.Л.Пастернака? Свои ответы вы офомите в виде сиквейна (время на создание сиквейна, заслушать ответы каждой группы)

- Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением  певца И.Талькова

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.

Но и уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

 

Задание Письменно

1 Анализ стихотворения по выбору. Указать название (из тех, что выше)

Тема

Идея

Композиция

Пройти тесты

1. Кем был отец Бориса Пастернака?

А) музыкантом; Б) искусствоведом; В) скульптором; Г) художником.

2 Куда, втайне от родителей, водила няня маленького Б. Пастернака?

А) в православную церковь; Б) в военную казарму;

В) в анатомический театр; Г) в охотничий кружок.

3 Кто из композиторов поощрял занятия Пастернака музыкой?

А) С. Рахманинов; Б) Е. Рубинштейн; В) Ц. Кюи; Г) А. Скрябин.

4 Чем стал увлекаться Б. Пастернак после поступления в Московский университет?

А) экономикой; Б) политикой; В) философией; Г) социологией.

5 В какой немецкий город уехал Пастернак в апреле 1912 года?

А) Марбург; Б) Геттинген; В) Нюрнберг; Г) Кёльн.

6 В каком году Б. Пастернак написал первые стихотворения?

А) в 1906 году; Б) в 1910 году; В) в 1913 году; Г) 1918 году.

7 Как называлась первая книга стихотворений Б. Пастернака, вышедшая в 1914 году?

А) Поверх барьеров; Б) Близнец в тучах; В) Сестра моя – жизнь; Г) Темы и вариации.

8 В какую литературную группу Пастернак вошел вместе с Н. Асеевым и С. Бобровым?

А) Цех поэтов; Б) Среда; В) Обэриуты; Г) Центрифуга.

9 В период создания книги «Сестра моя – жизнь» Пастернак, по его словам, жил с ощущением …….

А) повседневности; Б) безысходности; В) обреченности; Г) неизвестности.

10 В послании, к какому писателю, Б. Пастернак признавался: «И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не поднимаюсь с ней?»

А) к А. Платонову; Б) к Б. Пильняку; В) к В. Каверину; Г) к Д. Хармсу.

11 В 30-е годы у Б. Пастернака стало преобладать мнение, что сложность мира требует «….… ……» выражения.

А) неведомой страсти; Б) невероятной гибкости;

В) неслыханной простоты; Г) излишней многословности.

12 В какой книге стихов видно стремление поэта писать просто, ясно, прозрачно?

А) Сестра моя – жизнь; Б) Темы и вариации; В) На ранних поездах; Г) Второе рождение.

13 Какая книга Б. Пастернака была написана в годы Великой Отечественной войны?

А) Сестра моя – жизнь; Б) Темы и вариации; В) На ранних поездах; Г) Второе рождение.

14 В каком своем произведении Б. Пастернак говорил: «В замысле у меня было (…) понять московскую жизнь, интеллигентную, символистскую….»?

А) Детство Люверс; Б) Доктор Живаго; В) Охранная грамота; Г) Лейтенант Шмидт.

15 Как называется стихотворение Б. Пастернака, в котором есть такие строки: «Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей»?

А) Во всем мне хочется дойти…; Б) Нобелевская премия; В) Перемена; Г) Единственные дни.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.