Москва в творчестве Марины Цветаевой. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Москва в творчестве Марины Цветаевой.

2022-02-10 44
Москва в творчестве Марины Цветаевой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б класс Литература  Период 15.11-19.11

Пишем

Пятнадцатое ноября

Классная работа

 

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

 

Жизнь и судьба Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди.

УСТНО

 Стихотворения: "Генералам двенадцатого года", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Моим стихам, написанным так рано...", "О сколько их упало в эту бездну...", "О, слезы на глазах...". "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Тоска по родине! Давно…". М.И. Цветаева. Стихотворения: "Все повторяю первый стих...", "Идешь, на меня похожий", "Кто создан из камня...", "Откуда такая нежность", "Попытка ревности", "Пригвождена к позорному столбу", "Расстояние: версты, мили...". Очерк "Мой Пушкин".

Смотрим видео               https://youtu.be/zhi-T-Ohwdg

                                          https://youtu.be/DyqVkR8eFnE

Цветаева родилась в центре Москвы 26 сентября 1892 г. в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки. Потом она напишет о своём рождении: (5 СЛАЙД)

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. Особенно тёплые отношения были Марины с сестрой Анастасией, по-домашнему её звали Ася.

Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков, лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. 

Москва была обжитой и уютной российской усадьбой, раскинувшейся на семи холмах  

Московская тема в творчестве Цветаевой появляется очень рано.

Москва в творчестве Марины Цветаевой.

Наизусть ученик

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, -ах, нельзя!

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

 В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья перееха ла в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие мета ния по Франции. Об этом времени так вспоминала её дочь Ари адна Эфрон.

По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито, тве новским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Бер лином, ни Прагой, ни Парижем (у кого она в моде сейчас...).

Если бы она была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».

Если бы она была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе?

Если бы она была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные про чие, то богемные кафе богемных кварталов послужили бы ей убежищем...

Если бы она не была собой! Но собой она была всегда!

1914 – Начинается Первая мировая война.

В годы революции и гражданской войны она вынуждена была жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках уже с двумя детьми. Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Умирает дочь Ирина. Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В 1921 в частном издательстве «Костры» вышел небольшой сборник «Версты». 1922 год – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины.

Цветаева гордилась своей родиной и мечтала вернуться домой в Россию. В 1937году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же

39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Чтение и анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

  В стихотворении заявлена традиционная тема Поэта и Толпы. Свой соб­ственный характер, и женский, и поэтический, Цветаева склонна объяснять своим именем, но не просто звучанием, а главным образом этимологией име­ни — «морская». Лирическая героиня сопоставляется с морской пеной, волна­ми, сменяющей одна другую. В стихотворении сталкиваются суша и морская стихия, как неподвижность и полёт;  

17 лет она проживёт за границей. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). Здесь был роман с белым офицером. Через несколько месяцев после расставания с Константином Родзевичем Цветаева создает стихотворение «Попытка ревности», которым хочет подвести черту под своим бурным романом. Поэтесса понимает, что никогда не испытывала глубоких чувств к своему избраннику. Да и он нуждался в обычной женщине, способной создать домашний уют, а не витающей в облаках.

В 1928в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России»

В 1934 году написано удивительное стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

  Чтение и анализ стихотворения «Тоска по родине! Давно…»

В 1936-1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехали дочь и муж. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

  Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы, всё это резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала писать, переводить…

Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном было отчуждение. Встреча с читающей Россией не состоялась.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой.

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь – выть. Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как Н. Заболотский, Осип Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

 

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

ЧТО звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли... –

И пусть тебя не смущает

 Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве. Вот одно из таких стихотворений.

 

В этом итоговом стихотворении тесно связаны такие понятия, как жизнь и стихи, т.е. поэтическое творчество. И действительно, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие», т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.

 

Нет, она не отказывалась жить — она любила жизнь. Но она отказывалась так жить. Она покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года.

  Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф.   Но Марина хотела быть похоронена в Тарусе, поэтому там сооружен каменьс надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.
Отпевание состоялось в московском храме Вознесения Господня. И когда его спросили, что позволило ему сделать для Марины Цветаевой исключение, он ответил: «Любовь народная».

  Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: «Моим стихам настанет свой черёд». Надеюсь, что вы хоть чуть-чуть «заболели» творчеством М. Цветаевой и захотите еще не раз «остановиться», почитать ее стихи. А может, кто-то из прохожего станет почитателем ее таланта, сможет с искренностью произнесет: «Моя Цветаева», как однажды она написала «Мой Пушкин».

Пишем

Мотивы лирики

Направление. Не принадлежала ни к какому направлению.

Задание Собери карточки поэзий М. Цветаевой:

Карточки Например

1. Это стихотворение входит в цикл «Стихи о Москве» – тема родины.

2. «Новый год я встретила одна» – тема одиночества (философская лирика.

3"Генералам двенадцатого года"-

4 "Мне нравится, что вы больны не мной..."-

5"Моим стихам, написанным так рано..."-

6 "О сколько их упало в эту бездну..."-

7 "О, слезы на глазах..."-

8"Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке...")-

9 "Тоска по родине! Давно…".-

10"Идешь, на меня похожий" -

11 "Кто создан из камня..."-

12 "Откуда такая нежность"-

13 "Попытка ревности"-

14 "Пригвождена к позорному столбу"--

15 "Расстояние: версты, мили..."

16 Очерк "Мой Пушкин»-

Семнадцатое ноября

Классная работа

Борис Леонидович Пастернак- лауреат Нобелевской премии

Смотрим видео              https://youtu.be/_GLOCwtuop0

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.

УСТНО

Стихотворения: "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Марбург", "Зимняя ночь", "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Август", "Давай ронять слова...", "Единственные дни", "Красавица моя, вся стать...", "Июль", "Любимая - жуть! Когда любит поэт...", "Любить иных – тяжелый крест...", "Никого не будет в доме...", "О, знал бы я, что так бывает...", "Определение поэзии", "Поэзия", "Про эти стихи", "Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе...", "Снег идет", "Столетье с лишним – не вчера…"

Звучит романс-видео (через интернет)

«Зимняя ночь» (на столе зажжённая свеча). https://vk.com/video116039401_168238061?t=7s

 

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946

– Вы прослушали стихотворение «Зимняя ночь » Б.Пастернака. Выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин был кумиром для юного Бориса, мечтавшего стать музыкантом. Пока звучит фрагмент «Этюда» этого композитора, мне бы хотелось, что бы вы записали ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак».

–У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

– Дайте определение слова «лирика» (произведения, в которых выражаются чувства и переживания поэта).

Б.Л.Пастернак – один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

Сегодня мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак – атмосферу музыки, живописи, философии, и, конечно же, поэзии.

(На фоне видео-ролика «В гостях у Пастернака» уч-ся читает сообщение)

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович родился 10 февраля 1890 в Москве. Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов, Врубель. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере под влиянием великого композитора Скрябина. В 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

  1. Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой целью автор использует лексический повтор? (Выделяется ключевое слово, на которое нужно обратить внимание).
  2. С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).
  3. Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Мело, мело по всей земле, Во все пределы… – жизнь также полна бурь и ненастий; Пастернак родился в феврале).
  4. Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Сгорел как свечка)

– Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало судьбой для Пастернака?

- Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов сходна с музыкальной.

Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью, заметно влияние отца художника, краски природы метафоричны и напоминают стиль художника – импрессиониста.

- Вспомните, какое направление в живописи называется импрессионизмом. (ответ уч-ся)

Среди русских импрессионистов мы можем вспомнить имена М.Врубеля, М.Нестерова, К Коровина, Б Кустодиева, К.Сомова.

 

Слово учителя.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Поэт – как колокол на башне вечевой…

-Тема поэта и поэзии звучала по-разному в творчестве многих поэтов. Сегодня мы обратимся к стихотворению Б. Пастернака «Определение поэзии» из раздела «Занятие философией».

Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.

И если Пушкин говорил:

«Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим…»,

то у Маяковского:

«Пришла, взяла сердце

И пошла играть, как девочка мячиком…»

Совсем по-иному у Сергея Есенина:

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить…»

Любовь Анна Ахматова представляла такой:

«То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком на белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»

Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест». Чтение наизусть.

- Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

Мы продолжаем знакомство с лирикой Пастернака. Наша задача - исследовать еще одно стихотворение «Золотая осень».

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

 

  Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…». Звучит «Ария» Баха.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают.
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
1931

«…дышат почва и судьба»… Поэзия для Пастернака не забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые слова. Поэзия – это «строчки с кровью», это судьба. Теперь мы можем без тени сомнения рядом с записанным словом «судьба» написать слово «поэзия».

Слово учителя.

- На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича: «Смерти не будет».

И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

Так уже полвека – начинаю про себя бормотать

Стихи Пастернака.

Из мира его не выгонишь. Они живут!

- Какой вам запомнилась поэзия Б.Л.Пастернака? Свои ответы вы офомите в виде сиквейна (время на создание сиквейна, заслушать ответы каждой группы)

- Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением  певца И.Талькова

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.

Но и уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

 

Задание Письменно

1 Анализ стихотворения по выбору. Указать название (из тех, что выше)

Тема

Идея

Композиция

Пройти тесты

1. Кем был отец Бориса Пастернака?

А) музыкантом; Б) искусствоведом; В) скульптором; Г) художником.

2 Куда, втайне от родителей, водила няня маленького Б. Пастернака?

А) в православную церковь; Б) в военную казарму;

В) в анатомический театр; Г) в охотничий кружок.

3 Кто из композиторов поощрял занятия Пастернака музыкой?

А) С. Рахманинов; Б) Е. Рубинштейн; В) Ц. Кюи; Г) А. Скрябин.

4 Чем стал увлекаться Б. Пастернак после поступления в Московский университет?

А) экономикой; Б) политикой; В) философией; Г) социологией.

5 В какой немецкий город уехал Пастернак в апреле 1912 года?

А) Марбург; Б) Геттинген; В) Нюрнберг; Г) Кёльн.

6 В каком году Б. Пастернак написал первые стихотворения?

А) в 1906 году; Б) в 1910 году; В) в 1913 году; Г) 1918 году.

7 Как называлась первая книга стихотворений Б. Пастернака, вышедшая в 1914 году?

А) Поверх барьеров; Б) Близнец в тучах; В) Сестра моя – жизнь; Г) Темы и вариации.

8 В какую литературную группу Пастернак вошел вместе с Н. Асеевым и С. Бобровым?

А) Цех поэтов; Б) Среда; В) Обэриуты; Г) Центрифуга.

9 В период создания книги «Сестра моя – жизнь» Пастернак, по его словам, жил с ощущением …….

А) повседневности; Б) безысходности; В) обреченности; Г) неизвестности.

10 В послании, к какому писателю, Б. Пастернак признавался: «И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не поднимаюсь с ней?»

А) к А. Платонову; Б) к Б. Пильняку; В) к В. Каверину; Г) к Д. Хармсу.

11 В 30-е годы у Б. Пастернака стало преобладать мнение, что сложность мира требует «….… ……» выражения.

А) неведомой страсти; Б) невероятной гибкости;

В) неслыханной простоты; Г) излишней многословности.

12 В какой книге стихов видно стремление поэта писать просто, ясно, прозрачно?

А) Сестра моя – жизнь; Б) Темы и вариации; В) На ранних поездах; Г) Второе рождение.

13 Какая книга Б. Пастернака была написана в годы Великой Отечественной войны?

А) Сестра моя – жизнь; Б) Темы и вариации; В) На ранних поездах; Г) Второе рождение.

14 В каком своем произведении Б. Пастернак говорил: «В замысле у меня было (…) понять московскую жизнь, интеллигентную, символистскую….»?

А) Детство Люверс; Б) Доктор Живаго; В) Охранная грамота; Г) Лейтенант Шмидт.

15 Как называется стихотворение Б. Пастернака, в котором есть такие строки: «Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей»?

А) Во всем мне хочется дойти…; Б) Нобелевская премия; В) Перемена; Г) Единственные дни.

 

Контрольная работа

Б класс Литература  Период 15.11-19.11

Пишем

Пятнадцатое ноября

Классная работа

 

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

 

Жизнь и судьба Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди.

УСТНО

 Стихотворения: "Генералам двенадцатого года", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Моим стихам, написанным так рано...", "О сколько их упало в эту бездну...", "О, слезы на глазах...". "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Тоска по родине! Давно…". М.И. Цветаева. Стихотворения: "Все повторяю первый стих...", "Идешь, на меня похожий", "Кто создан из камня...", "Откуда такая нежность", "Попытка ревности", "Пригвождена к позорному столбу", "Расстояние: версты, мили...". Очерк "Мой Пушкин".

Смотрим видео               https://youtu.be/zhi-T-Ohwdg

                                          https://youtu.be/DyqVkR8eFnE

Цветаева родилась в центре Москвы 26 сентября 1892 г. в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки. Потом она напишет о своём рождении: (5 СЛАЙД)

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. Особенно тёплые отношения были Марины с сестрой Анастасией, по-домашнему её звали Ася.

Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков, лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. 

Москва была обжитой и уютной российской усадьбой, раскинувшейся на семи холмах  

Московская тема в творчестве Цветаевой появляется очень рано.

Москва в творчестве Марины Цветаевой.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.