Карьера:понятие, модели,виды — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Карьера:понятие, модели,виды

2022-02-11 29
Карьера:понятие, модели,виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Понятие карьеры и её основные аспекты

Обращение к проблематике карьеры в последнее время большого числа исследователей различных областей деятельности породило множество определений понятия «карьера».

Карьера- это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это личностный аспект карьеры, который предполагает рассмотрение этого явления с позиции человека личности, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем. С этим связаны выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных результатов развития его карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения.

В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под «деловой карьерой» понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную сторону.

Наконец можно выделить социальный аспект, представления о карьере с точки зрения общества. Во-первых, это выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, «проторенные» пути достижения определенных высот профессиональной деятельности, в той или иной области общественной жизни. Во-вторых, это устоявшиеся представления о характере движения по этим путям, связанные с быстротой, стремительностью траектории карьеры. Эти выработанные общие схемы движения к успеху, а также особенности их реализации в жизни влияют на оценку обществом частных карьер индивидов, выступая своего рода эталонами для сравнения.

Но, в любом случае, карьера - это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами признанными в обществе или организации.

Таковыми являются:

- должностные ступени, уровни иерархии;

- ступени квалификационной лестницыи связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;

- статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, уникальные рациональные предложения, судьбоносные для организации) его положение в коллективе;

- ступени власти как степени влиятельности в организации (участие в принятии важных решений, близость к руководству);

- уровни материального вознаграждения, дохода (уровень заработной платы и разнообразие социальных льгот).

При этом следует подчеркнуть, что перечисленные блага могут быть рассмотрены как через призму субъективности человека, так и с точки зрения его среды (организации профессиональной сферы, общества). Субъективно, в форме самоощущений, самооценки достижений или подкреплены признанием их в среде, в виде повышения в должности, уровня оплаты труда и т.д. Например, человек может ощущать изменения своих навыков, знаний, но окружающие воспримут, «увидят» его профессиональный рост только после того, как ему повысят квалификационный разряд.

Виды карьеры

И так, карьера сотрудника в организации –это совокупность его желания реализовывать собственный профессиональный потенциал и заинтересованность организации в продвижении именно этого сотрудника. Его должностной и профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице изменение навыков, способностей квалификационных возможностей, размеров вознаграждения, которые связаны с деятельностью работника.

Деловая карьера –это поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с его деятельностью в этой сфере.

Прежде всего выделяют классификацию видов карьеры по месту в системе управленческих отношений:

1)Профессиональная карьера

- характеризуется специализацией в профессиональной неуправленческой деятельности; составом стадий профессионального развития и должностного роста, начиная с обучения и заканчивая уходом на пенсию, которые конкретный работник последовательно проходит за свою трудовую жизнь в разных организациях. Профессиональная карьера может идти по линии специализации в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения или может быть неспециализированной, то есть характеризоваться овладением другими областями человеческого опыта и расширением сфер деятельности.

2)Административная или менеджерская

- специализация в профессиональной управленческой деятельности; ключевой задачей является управление другими работниками с целью достижения необходимого результата.

3)Предпринимательская

- развитие своего бизнеса; подразумевает и профессиональную и менеджерскую карьеру.

По количеству организаций:

Внутриорганизационная

-означает, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных и профессиональных способностей, уход на пенсию.в стенах одной организации.

Межорганизационная

-означает, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития,работая на различных должностях в разных организациях.

Так же введены понятия специализированной и неспециализированной карьеры.

Профессиональная специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры,которыеон может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник коммерческого отдела одной организации стал начальником коммерческого отдела в другой организации. Такой переход был связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо с перспективами продвижения по службе. Или начальник отдела кадров назначен на должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает.

Профессиональная неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Так, считается вполне нормальным, если руководитель одного отдела меняется местами с руководителем другого отдела.

В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

В зависимости от направления реализации выделяют такие основные виды карьеры как: вертикальная, горизонтальная, ступенчатая, центростремительная.

Вертикальная карьера –вид карьеры, с которым чаще всего связывают понятие «деловой», так как в этом случае продвижение наиболее очевидно. Происходит подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается повышением уровня оплаты труда).

Горизонтальная карьера – предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления ворганизационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения без изменения должности).

Ступенчатая карьера – совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Карьера скрытая (Центростремительная)вид карьеры, наименее очевидный для окружающих. Доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под скрытой или центростремительной карьерой понимается «движение к ядру», руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.