Экологический контроль. Виды и формы экологического контроля. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Экологический контроль. Виды и формы экологического контроля.

2022-02-11 28
Экологический контроль. Виды и формы экологического контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологический контроль — это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.

В зависимости от субъектного состава отношений в сфере экологического контроля выделяют следующие виды экологического контроля:

1) государственный экологический контроль;

2) Ведомственный экологический контроль;

3) производственный экологический контроль;

4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль осуществляется республиканскими органами управления общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Республики Беларусь и ее субъектов. Важнейшим их них является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и их органы на местах.

Объектами данного вида экологического контроля являются:

─ состояние атмосферного воздуха;

─ обращение с отходами производства и потребления;

─ использование и охрана земель;

─ состояние водохозяйственных систем и сооружений;

─ использование и охрана объектов растительного (в т.ч. лесных ресурсов) и животного мира;

─ проведение государственной экологической экспертизы и др.

Ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления или организациями в целях проверки соблюдения подчиненными им юридическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, осуществления отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и выполнения предписаний Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Производственный экологический контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду. Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды и лимитов природопользования, выполнения требований природоохранительного законодательства и предписаний специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляют общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане республики в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения экологического законодательства.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственного управления, подлежат обязательному рассмотрению.

 

 

29.    Характеристика функциональных систем мониторинга. Классификация мониторинга.

Принцип классификации Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга
Универсальные системы Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг, Национальный, Межнациональный «международный» мониторинг
Реакция основных составляющих биосферы Геофизический мониторинг, Биологич, включая генетич, Экологический мониторинг (включая вышеназванные)
Различные среды Мониторинг антропогенных изменений в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере, биоте
Факторы и источники воздей­ствия Мониторинг источников загрязнений Ингредиентный мониторинг (покомпонентный)
Острота и глобальность проблемы Мониторинг океана, Мониторинг озоносферы
Методы наблюдений Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям, Спутниковый мониторинг
Системный подход Медико-биологический, Экологический, Климатич  

Национальным мониторингом обычно называют систему монито­ринга в рамках одного государства. Такая система отличается от гло­бального мониторинга не только масштабами, но и тем, что основной задачей национального мониторинга является получение информации и оценка состояния окружающей среды в национальных интересах.

Экологический мониторинг является комплексной системой мо­ниторинга и включает в себя как биологический, так и геофизический аспекты. Экологический мониторинг включает в качестве подсистем мониторинг природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, источников антропогенного воздействия.

Глобальный мониторинг (биосферный мониторинг). Обеспечи­вает наблюдение, оценку и прогноз возможных изменений биосферы в глобальном масштабе.

Санитарно-гигиенический мониторинг - это система наблюдений за состоя­нием окружающей среды с точки зрения оценки ее влияния на состояние здоровья человека. Здоровье населения - наиболее важный критерий состояния окружающей среды.

Геосистемный мониторинг Объектом является геосистема - структурная еди­ница геологического ландшафта, объединяющая геоморфологические, климатические и гидрологические элементы и экосистемы на опреде­ленном участке земной поверхности.

Геосистемный мониторинг заключается в наблюдениях над изме­нениями геосистем и их преобразованием в природно-технические (агросистемы, городскую среду, среду индустриальных районов).

Основные цели геосистемного мониторинга:

v изучить естественные ресурсы окружающей среды, используе­мые в хозяйственной деятельности;

v оценить происхождение и взаимосвязи процессов и явлений в
окружающей среде;

v предсказать неблагоприятные для людей и биоты в целом изменения окружающей среды.

Мониторинг состояния лесов решает следующие задачи:

ü На уровне природных зон (глобальный уровень) - изучениеоб­щих тенденций изменения лесных экосистем и их элементов (леси­стость, породный состав).

ü На уровне природных регионов - изучение местных закономер­ностей динамики элементов лесных экосистем (особенности хода рос­
та и производительности лесных пород).

ü На уровне отдельных объектов (заповедник, лесхоз и др.) –

Ø кон­троль и прогноз динамики лесного фонда с учетом почвенно-типологических условий;

Ø изучение хода роста и производительности
древостоев в зависимости от интенсивности антропогенного воздействия;

Ø изучение санитарного состояния лесных насаждений;

Ø изучениевзаимосвязи лесной растительности с лесной фауной; изучение происходящих физиологических процессов; экономическая оценка лес­ных ресурсов;

Ø ведение лесного кадастра.

Мониторинг сельскохозяйственных земель. Существует два под­хода к оценке состояния земель. Первый базируется на характеристи­ке конкретных показателей загрязнения; второй основывается на ис­пользовании признаков-индикаторов, с помощью которых можно су­дить об экологическом состоянии изучаемой территории. В мониторинге земель важным является понятие элементарного земельного участка как элементарного объекта наблюдения.

Мониторинг гидросферы можно разделить на две подсистемы: мониторинг поверхностных и мониторинг подземных вод.

 Мониторинг поверхностных вод можно разделить на 2 подсистемы: мониторинг мирового океана и мониторинг континентальных вод.

Мониторинг подземных вод включает показатели водоотбора, уровня подземных вод, физические показатели (температура, мутность, цветность и др.), химический состав и бактериологические характеристики. Осуществляется организациями коммунального хозяйства, санитарно-эпидемиологической и геологической служб.

 

32. Система государственного управления охраны окружающей среды и природопользованием в Республике Беларусь.

В структуре органов государственного управления различают органы общей и специальной компетенции. К органам государственного управления общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

К органам государственного управления качеством окружающей среды специальной компетенции относятся: 1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) Республики Беларусь. Минприроды является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. В структуру Минприроды входят департаменты и отделы, обладающие правами юридического лица. Главными задачамиМинприроды и подотчетных ему структур являются: - проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.