Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (19 ч) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (19 ч)

2022-02-11 82
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (19 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная задача данного этапа - формирование навыка правописания безударных надежных окончаний имен существительных и развитие осознанного употребления имен существительных в разных падежах. Работа идет одновременно над именами существительными всех трех склонений. Сначала ученики знакомятся с системой падежных окончаний всех трех склонений, сопоставляют их, находят одинаковые окончания в ряде падежей, упражняются  в склонении существительных с ударными и безударными окончаниями и еще раз убеждаются, что в одном и том же падеже и в одном и том же склонении ударные и безударные окончания одинаковы. Выполняя задания, школьники задумываются над обозначением буквой безударного гласного в окончании имени существительного: купили Вареньк (е, и), сидела в амбар (и, е), учатся пользоваться способами проверки безударною надежного окончания. Учитель обращает внимание на два способа проверки безударного окончания.

1. Вместо существительного с безударным окончанием ставится существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (к Вареньке - к сестре, из моркови - из ржи, в небе - в окне, на верблюде - на коне).

2. Используются грамматические знания по заданному алгоритму: ученик ставит вопрос к существительному от того слова, с которым связано существительное в предложении; по вопросу и предлогу определяет падеж; узнает склонение; вспоминает окончание имени существительного этого склонения в данном падеже и записывает его (Купили (кому?) Вареньк (е, и) - это имя существительное, в дательном падеже, 1-го склонения; существительные в дательном падеже 1-го склонения имеют окончание – е, значит, в существительном Вареньке надо писать окончание – е.)

Дальнейшая работа направлена на отработку правописания падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в такой последовательности: именительный и винительный падежи, родительный падеж, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных, дательный падеж, творительный падеж, предложный падеж.

Работа по каждому падежу начинается с обобщающей таблицы, позволяющей восстановить в памяти формально-грамматические признаки каждого падежа. Затем проводятся упражнения в нахождении имен существительных разных склонений в данном падеже, в обосновании их окончаний, в образовании данной формы имен существительных от их начальной формы, в правописании имен существительных, в составлении словосочетаний и предложений с данной формой. Проводится постоянное сопоставление по сходству и различию одних форм с другими и их надежных окончаний.

Особо обращается внимание на наиболее «опасные окончания»: окончание - в дательном падеже 1-го склонения, в предложном падеже 1-го и 2-го склонения; окончание – в родительной падеже 1-го склонения, в родительном, дательном и предложном падежах З-го склонения.

Программа «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)». Рамзаева Тамара Григорьевна. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Дрофа. 2013.

Время освоения орфограммы: IV класс, II четверть.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Можно ли различать падежи по смысловому вопросу где? откуда?

По вопросу где? родительный, дательный и предложный падежи различать нельзя. Добавляй надежный вопрос: где? у чего? - у речки; где? по чему? - по речке; где? на чём? - на речке.

На вопрос откуда? отвечают существительные только в родительном падеже: а откуда? - из столицы, с Камчатки.

Задания и упражнения:

226. Просклоняй существительные река, город, степь. Сравни окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Спеши таблицу.

Падежи Вопросы 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р.п. Кого? Чего? - И   - И
Д.п. Кому? Чему?  
П.п О ком? О чём?

 

Сделай вывод: 1) в каких падежах пишется окончание – и; 2) в каких падежах пишутся окончания – е, - и. От чего это зависит?

227. Напиши словосочетания, изменяя падеж существительных.

Прочитал (где? в чём?) в (газета, журнал, книга, календарь), написал (кому?) (Елизавета Петровна, дядя Миша), ехал (где? по чему?) по (дорога, шоссе), прилетел (откуда?) из (Рига, Вологда, Пермь. Ярославль), дошли туда?, до чего?) до (вокзал, роща), привезли (на чём?) на (автомобиль, тележка, грузовик).

228. Прочитай. Объясни, какие окончания пропущены.

БОБРЫ.

Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лесной речи.. и увидели удивительное сооружение.

Оно было сделано из поваленных деревьев, веток и ила. Эту плотину соорудили бобры. Около самой воды у бобров домик-хатка. В нижней част.. домика - вход, внутри - коридор и комнаты. В домик.. бобры чувствуют себя в безопасност... Вход скрыт под водой, и к хатк.. трудно подобраться.

232.Выбери существительные З-го склонения и напиши их в родительном, дательном и предложном падежах.

Картофель, морковь, портфель, тетрадь, помощь, помощник, насыпь, площадка, площадь. прорубь, мышка, мышь.

Образец. Р.п. ~ насып и, Д.п. – насып и, П. п. - насып и.

236. Прочитай. Из каких сказок взяты эти предложения?

1.Не лежалось на окошк.. покатился по дорожк... 2. Краска девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц.. тяжко, слёзы льёт бедняжка! 3. Нет ни речк... ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк.. от копытца!

(А. Шибаев.)

Учебное издание. Серия «Школа России». Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (в 2 частях). – М.: Просвещение, 2013.

Время освоения орфограммы: IV класс, II четверть.

Существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют      окончания – и, в дательном и предложном падежах – окончание – е.

Существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание – и.

Существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание – е.

94. Выполните самостоятельною. Определите окончания существительных в скобках.

Здоровое яблоко не падает с (ветка).

Человек без (Родина) что соловей без (песня).

Кто с (честь) дружит, тот верно (Родина) служит.

99. Выполните самостоятельно.

Ж..л в деревн.. Егор Зарубин, по прозвищу Колдун. Этот уд..вительный человек ловил рыбу и зверя без сет.., без удочк.., без ружья. В подполь.. у Егора жили змеи. Совы дневали в клетк.., а к ночи выл..тали за добыч...

* Объясните правописание существительных с безударными окончаниями – е и – и.

Поурочные разработки: Русский язык. Технологические карты уроков. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.

УРОК № 70

ТЕМА: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

ЗАДАЧИ:

· Развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

· Учить сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания – е, - и;

· Учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

· Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

· Выбирать нужный способ проверки при написании окончания;

· Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Метапредментые:

· Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

· Применять установленные правила в планировании способа решения;

· Вносить коррективы в действия после проверки.

· Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Личностные:

· Понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию

Межпредметные связи: чтение.

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя.

· Создает условия для самостоятельной работы учащихся по заданию в учебнике.

· Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу.

· Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию в рабочей тетради.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу.

1.Прочитай предложение. Укажи имя существительное, в котором окончание является орфограммой.

На доске висел плакат по математике.

A) доске;

B) плакат;

C) математике

2. Укажи стрелочку, в которой перечислены имена существительные  2-го склонения.

A) победа, семья, папа;

B) метель, честь, дрожь;

C) пекарь, совет, мыло.

3. Укажи слово, которое может быть проверочным при написание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения.

A) стена;

B) солома;

C) сумка.

4. Укажи слово, в котором пишется окончание – и.

A) от речк..;

B) на стенк..;

C) к деревн…

5. У имён существительных какого склонения в предложном падеже пишется окончание –и?

A) 1-го склонения;

B) 2-го склонения;

C) 3-го склонения.

6. Прочитай слова. Сколько имён существительных имеют окончание – е?

В повест…, у собак…, от дяд…, в вазочк…, на берёзк…, около деревн…, на плакат….

A) 3 имени существительных;

B) 4 имени существительных;

C) 5 имён существительных.

Задания и упражнения из учебника: Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. По программе Т.Л.Рамзаевой. М.: ЮНВЕС. 2005 – 320с.

4 класс.

· Спешите. Определите падежи, вставьте пропущенные буквы.

на пончик..     о коридор..      о маяк..

на цикл..         на союзник..     на пилот..

о хозяин..       о трамплин..     на кубик..

на болот..       о букетик..        о зайчик..

· Спешите. Определите падежи, вставьте пропущенные буквы.

о чащ..               у сорок..

о гряз..               об упругост..

к послушност..   в справочк..

при утк..         по бляшк..

в мелочност..       в сеялк..

об умелост..         о призёр..

к рисинк..             к горст..

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.Часть 2. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.