Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

2022-02-11 20
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отечественная бюджетно-налоговая система пере­живает период становления. Правовую основу ее функ­ционирования формируют следующие нормативные акты:

♦ Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г.: одобр. Сове­том Респ. 2 дек. 2002 г. (с дополнениями и изменения­ми). Кодекс устанавливает систему налогов и сборов (пошлин), взимаемых в бюджет республики, основные принципы налогообложения в стране, а также нрава и обязанности плательщиков, налоговых органов и дру­гих участников отношений, регулируемых налоговым законодательством; регулирует как властные отношения по установлению, введению, изменению, прекра­щению действия налогов и сборов (пошлин), так и отношения, возникающие в процессе исполнения налогово­го обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

♦ О бюджетной системе Республики Беларусь и госу­дарственных внебюджетных фондах: Закон Респ. Бела­русь от 4 июня 1993 г. № 2347-3: текст по состоянию на 31 дек. 2005 г. Закон определяет основы функциониро­вания бюджетной системы Республики Беларусь, отно­шения между республиканским и местными бюджета­ми, а также между бюджетами и юридическими и фи­зическими лицами по уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений и исполь­зованию бюджетных ассигнований, устанавливает об­щие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, создания и порядка использо­вания государственных внебюджетных фондов;

♦ О бюджетной классификации Республики Бела­русь: Закон Респ. Беларусь от б мая 1998 г. Л6 158-3: текст по состоянию на 29 дек. 2006 г. В законе пред­ставлена классификация доходов и расходов (в том числе функциональная, ведомственная, экономическая и программная), источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита, в также видов внутреннего и внешнего государственного долга Республики Бела­русь и долгов органов местного управления и самоуп­равления;

♦ Бюджет Республики Беларусь на текущий год, утверждаемый в качестве закона. Например, Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. JNI 303-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» принят Палатой представителей 17 дек. 2007 г., одобрен Сове­том Республики 20 дек, 2007 г. — Республиканский бюджет на 2008 г. утвержден по расходам в сумме40 342 173 851 тыс. руб. исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38 152 173 851 тыс. руб.; пре­дельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 г. установлен в сумме 2 190 000 000 тыс. руб.

Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2 % ВВП. Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно пос­тоянном уровне и не обременителен для государства. По состоянию на 1 августа 2008 г. внешний государ­ственный долг страны (в основном долгосрочный) сос­тавил 13 629,8 млн дол. США.

Согласно Программе социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на 2006—2010 годы на­правлениями бюджетно-налоговой политики являются создание макроэкономических условий для стимули­рования экономического роста и структурной пере­стройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения. Целями осуществляющейся налоговой реформы, обеспечиваю­щей упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени, являются закрепление сложившихся по­ложительных тенденций в области налогообложения, повышение эффективности налоговой системы в це­лом, ее ориентация на экономическое развитие и даль­нейшее наращивание конкурентоспособности нацио­нальной экономики.

В Программе предусмотрена реализации следую­щих мероприятий:

• улучшение налоговой структуры на счет повыше­ния доли и значения прямого налогообложения, при­менении общепринятых моделей построении основных налогов и оборов, пересмотре применяемых налоговых льгот, расширения налоговой беды каждого на установленных налогов и сборов;

• снижение нагрузки на фонд заработной платы;

• оптимизация ставок и совершенствование механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в государ­ственный фонд содействия занятости;

• повышение стимулирующей роли налоговой по­литики;

• выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

• совершенствование системы налогового админис­трирования с целью снижения издержек по исполне­нию налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

• оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюд­жетов за счет увеличения удельного веса имуществен­ных налогов и экологических платежей.

На современном этапе социально-экономического развития бюджетная политика направлена на оптими­зацию государственных обязательств, повышение эф­фективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их фи­нансирования. При этом создание эффективной систе­мы управления государственными финансами преду­сматривает следующие меры:

• совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

• расширение охвата системой государственного казначейства финансовых операций государственного сектора;

• оптимизацию состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций; исключение дублирования этих функций и обеспечение эффективного использования бюджетных средств;

• реализацию принципа общего (совокупного) по­крытия расходов, означающего достаточность общей суммы доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита для покрытия всех рас­ходов бюджета.

Важным элементом совершенствования бюджетной политики является повышение эффективности исполь­зования бюджетных средств посредством постепенного перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования. Они позволяют установить прямую вза­имосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достиже­нием конкретных результатов государственными орга­нами и бюджетными организациями, а также перейти к среднесрочному бюджетному планированию.

В соответствии с белорусской моделью экономиче­ского развития приоритетом в бюджетных расходах яв­ляется социальная сфера. Одно из направлений бюд­жетной политики — обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и удержание дефицита респуб­ликанского бюджета на уровне, не превышающем 1,5 % ВВП.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.