Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.

2022-02-11 111
Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 8.

Педагогическои конфликты.

План.

1. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.

2. Виды педагогических конфликтов.

3. Особенности педагогических конфликтов.

4. Рекомендации педагогам по управлению конфликтами.

 

Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация педагога с учащимися и учащихся между собой — составная часть реальности: многие негативные моменты повседневной жизни, которую, к сожалению, сегодня нельзя назвать благоприятной, субъекты педагогической деятельности привносят в сферу делового (профессионального и учебного) общения.

Однако, педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа, из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе 69 возникают по вине учителей. 23% учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15% указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35% всех детских неврозов.

Практически все люди, когда они думают о конфликтах, мыслят в терминах «победа», «поражение», эта ориентация превалирует и в школе. Многие учителя считают, что они могут быть только строгими или попустительскими, твердыми или мягкими, разрешать или запрещать. Взаимоотношение с учениками воспринимается как непрерывная война, соревнование. Вполне понятно, что и школьники считают педагогов своими естественными врагами - диктаторами, которым нужно сопротивляться, либо «тряпками», об которых можно вытирать ноги.

Культура разрешения конфликтов имеет большое воспитательное и дидактическое значение. Для того чтобы дать характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс внутренних и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терминов, с помощью которых описываются те и ли иные закономерности. К основным конфликтологическим понятиям можно отнести: противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, инцидент.

Конфликт - (латинское слово - столкновение) процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.

Признаки конфликта:

 Дискомфорт - интуитивное ощущение, что что-то не так.

 Недоразумение — мы делаем ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за отсутствия понимания.

 Напряжение - состояние человека, когда искажается восприятие другого человека и его действий, взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений, чувство к оппоненту значительно изменяются к худшему.

 Кризис - человек в своем воображении, а иногда и на самом деле, становится способным на крайности.

 Инцидент - какая-то мелочь (реплика, взгляд, реакция), которая может вызвать раздражение или волнение, через несколько дней она нередко забывается, но возможно послужит началом борьбы между участниками конфликта.

Конфликт возникает тогда, когда есть участники (или инициаторы конфликта), противоречия, конфликтная ситуация, инцидент.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникающих противоречий.

При взаимодействии людей всегда существуют противоречия:

 Мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

 Взглядов, убеждений:

 Понимания и интерпретации информации;

 Ожиданий, позиций;

 Оценок и самооценок;

 Знаний, умений, способностей;

 Эмоциональных и психических состояний;

 Целей, средств, способов осуществления деятельности.

Перед наступлением конфликта, когда утрачивается равновесие в классе, происходит нарушение общения.

 

Рекомендации педагогам по управлению конфликтами.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

· контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

· не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

· не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с уча­щимися, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

· стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

· по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей ад­министративных структур;

· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

· дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к учащемуся);

· не бояться конфликтов с учащимися, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

· ценя в учащихся способность, понимать вас, во всем соглашаться с вами, необходимо помнить слова, сказанные в свое время Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».

Не меньше, чем конфликты с учащимися, доставляют неприятности педагогу конфликтные отношения между учащимися. Косвенно педагог всегда втянут в такой конфликт и обязан участвовать в его конструктивном разрешении, особенно, если это проис­ходит во время учебных занятий.

Основные рекомендациипедагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

Правило 1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Например:

«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» — оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а, следовательно, не знает, что нужно изменить.

«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» — высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.

Правило 2.

Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.

Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.

Правило 3.

Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;

— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты…»;

— решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»

— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

Правило 4.

Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».

Правило 5.

Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6.

Демонстрируйте модели позитивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

Изучив приведенные рекомендации, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

• Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

• Второй момент — анализ ситуации без превратности.

• Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

• Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели достичь.

• Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Именно поэтому от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ученике, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является утверждение: «Понимание - начало согласия».


ПЗ 7.

ПЗ 8.

ИГРА «Таинственный друг»

Цель: Создание в группе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.

Материалы: коробка, из которой дети могут тянуть жребий, сложенные вчетверо листочки бумаги с написанными на них именами детей.

Инструкция: «Яхочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Я пройду перед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одного из вас. Никто не должен знать, чьё имя вам досталось».(Далее педагог обходит с коробкой всех ребят и даёт возможность тем детям, которые вытащат своё имя, поменять бумажку.)

«В течение следующей недели вы будете «таинственным другом» или «таинственной подругой» того, чьё имя вам досталось. Задача этого «таинственного друга» или «таинственной подруги» - делать своему подопечному время от времени приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать свои сюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого он их получает. Через неделю игра заканчивается, и вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами всё это время... Расскажите, пожалуйста, какими могут быть сюрпризы?»

Можно обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.

Приложение 1

ИГРА «Паутинка»

§ Цель: помочь детям познакомиться друг с другом и в ходе приятного и весёлого общения занять своё место в группе.

§ Необходимые материалы: клубок ярких ниток.

§ Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам своё имя и что - то рассказать о себе.

§ Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в своё свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам осебе...»(Ведущий берёт клубок в свои руки и начинает игру сам, называя своё имя. Затем зажимает свободный конец нити в руке и перекидывает клубок ребёнку, сидящему напротив).

§ « Если хочешь, ты можешь назвать нам своё имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перекинуть следующему.»

§ Таким образом, клубок перекидывается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затеи можно поговорить с детьми обо всём, что может способствовать групповой сплочённости.

§ После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребёнок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени, и может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к Ведущему обратно. При запутывании нити можно с юмором обыграть ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно «связаны между собой».

 

ИГРА «Мы похожи»

Цель: помочь проявить как своеобразие каждого ребёнка, так и общие черты, объединяющие их.

ИГРА «Аплодисменты»

Цель: способствовать сплочению группы, создать в группе атмосферу взаимного принятия и хорошего настроения.

Инструкция; «Кто из вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».

Далее поставить стул в центре комнаты и попросить всех плотно окружить его со всех сторон.

«Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»

В первый раз надо помочь группе рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребёнку, они будут хлопать ещё сильнее.

ИГРА «Двадцать вопросов»

Цель: привлечь внимание всей группы к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы, в то же время это побуждает всю группу думать о каждом отдельном ребёнке как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Двадцать вопросов». Она называется так потому, что вы мне можете задать именно двадцать вопросов, чтобы угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например. О цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о чертах его характера. Когда у кого-нибудь из вас возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все двадцать вопросов, вы можете высказать свои предположения о том, кого же я загадала».

ИГРА «Интервью»

Цель: наладить хороший контакт детей с педагогом.

Эта игра поможет Вам улучшить контакт с детьми. Игра даст возможность создать в группе атмосферу открытости и честности.

Инструкция: «Я хочу предложить вам сыграть в игру, которая протекает следующим образом... Вы получаете десять минут на то чтобы побольше узнать обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать мне какой - нибудь вопрос. Ну, например, «Вы замужем?» После того, как один ученик задаст свой вопрос. Он возвращается на своё место, а я отвечаю. Затем ко мне может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас ровно десять минут, чтобы получше познакомиться со мной. Но я хочу удовлетворить и собственную любознательность, и потому я буду задавать вопросы всей группе. Я

уверена, что после такой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык».

 

ИГРА «Дружная семейка»

Цель: способствовать улучшению контактов детей, развитию инициативы.

Материалы: толстый шнур или листы газет.

Инструкция: «Вы видите перед собой на полу небольшой остров (составленный из газет или при помощи шнура). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом острове. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нём всем вместе».

 

ИГРА «Друг к дружке»

Цель: учить взаимодействовать детей друг с другом.

Инструкция: «Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой всё нужно делать очень - очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнёра и быстро - быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, каким частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

o правая рука к правой руке!

o нос к носу!

o спина к спине!

Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам будет нужно быстро - быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху!»

o бедро к бедру!

o пятка к пятке!

Можно провести 5-6 смен партнёров и всякий раз называть новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Вопросы для обсуждения:

o понравилась ли тебе игра?

o Легко ли тебе было действовать быстро?

ИГРА «Тропинка к сердцу»

Цель: создать дружескую атмосферу в группе, содействовать сплочению коллектива.

Материалы: небольшие сердечки из цветной бумаги по числу детей, чистый лист ватмана, фломастеры.

Инструкция: «Каждый из вас уже подружился с кем -то в группе, то есть нашёл тропинку к его сердцу. Сейчас каждый из вас на маленьком сердечке напишет своё имя и приклеит его на лист ватмана там, где захочет. Затем фломастером нарисует свою тропинку к сердцу своего друга. А если у вас несколько друзей, то рисуйте несколько тропинок».(Если в группе есть дети, которые ещё ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к сердечкам тех ребятам, которые им нравятся).

ИГРА «Волшебные очки»

Цель: учить детей видеть в людях хорошее, доброе.

Материалы: заготовки очков из цветного картона разной формы, материал для аппликации (пёрышки, блёстки и т. д.)

Инструкция: «Сегодня мы будем учиться смотреть на людей через волшебные очки. Их волшебство состоит в том, что они показывают только хорошие качества человека, на которого смотрят в эти очки. (Детям раздаются заготовки очков). Но волшебство не получается просто так, очки ими надо зарядить. Для этого надо их украсить. (Дети под руководством педагога оформляют очки). А теперь я предлагаю одеть наши волшебные очки и посмотреть на...(имя ребёнка) и сказать каким вы его видите: «Я в (имя) вижу...доброту, он... симпатичный... и т. д.

ИГРА «Таинственный друг»

Цель: Создание в группе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.

Материалы: коробка, из которой дети могут тянуть жребий, сложенные вчетверо листочки бумаги с написанными на них именами детей.

Инструкция: «Я хочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Я пройду перед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одного из вас. Никто не должен знать, чьё имя вам досталось».(Далее педагог обходит с коробкой всех ребят и даёт возможность тем детям, которые вытащат своё имя, поменять бумажку.)

«В течение следующей недели вы будете «таинственным другом» или «таинственной подругой» того, чьё имя вам досталось. Задача этого «таинственного друга» или «таинственной подруги» - делать своему

подопечному время от времени приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать свои сюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого он их получает. Через неделю игра заканчивается, и вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами всё это время... Расскажите, пожалуйста, какими могут быть сюрпризы?»

Можно обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.

 

Тема 8.

Педагогическои конфликты.

План.

1. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.

2. Виды педагогических конфликтов.

3. Особенности педагогических конфликтов.

4. Рекомендации педагогам по управлению конфликтами.

 

Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация педагога с учащимися и учащихся между собой — составная часть реальности: многие негативные моменты повседневной жизни, которую, к сожалению, сегодня нельзя назвать благоприятной, субъекты педагогической деятельности привносят в сферу делового (профессионального и учебного) общения.

Однако, педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа, из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе 69 возникают по вине учителей. 23% учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15% указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35% всех детских неврозов.

Практически все люди, когда они думают о конфликтах, мыслят в терминах «победа», «поражение», эта ориентация превалирует и в школе. Многие учителя считают, что они могут быть только строгими или попустительскими, твердыми или мягкими, разрешать или запрещать. Взаимоотношение с учениками воспринимается как непрерывная война, соревнование. Вполне понятно, что и школьники считают педагогов своими естественными врагами - диктаторами, которым нужно сопротивляться, либо «тряпками», об которых можно вытирать ноги.

Культура разрешения конфликтов имеет большое воспитательное и дидактическое значение. Для того чтобы дать характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс внутренних и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терминов, с помощью которых описываются те и ли иные закономерности. К основным конфликтологическим понятиям можно отнести: противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, инцидент.

Конфликт - (латинское слово - столкновение) процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.

Признаки конфликта:

 Дискомфорт - интуитивное ощущение, что что-то не так.

 Недоразумение — мы делаем ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за отсутствия понимания.

 Напряжение - состояние человека, когда искажается восприятие другого человека и его действий, взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений, чувство к оппоненту значительно изменяются к худшему.

 Кризис - человек в своем воображении, а иногда и на самом деле, становится способным на крайности.

 Инцидент - какая-то мелочь (реплика, взгляд, реакция), которая может вызвать раздражение или волнение, через несколько дней она нередко забывается, но возможно послужит началом борьбы между участниками конфликта.

Конфликт возникает тогда, когда есть участники (или инициаторы конфликта), противоречия, конфликтная ситуация, инцидент.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникающих противоречий.

При взаимодействии людей всегда существуют противоречия:

 Мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

 Взглядов, убеждений:

 Понимания и интерпретации информации;

 Ожиданий, позиций;

 Оценок и самооценок;

 Знаний, умений, способностей;

 Эмоциональных и психических состояний;

 Целей, средств, способов осуществления деятельности.

Перед наступлением конфликта, когда утрачивается равновесие в классе, происходит нарушение общения.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.