История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-02-11 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как известно, многие дети имеют определенные отклонения в своем психофизиологическом развитии. Среди них чаще всего наблюдаются:
· нарушения эмоционально-волевой сферы, приводящей к нарушению общения;
· снижение психоэмоционального контроля, приводящее к преобладанию негативных эмоций и состояний;
· ограничение взаимодействия с социальной средой приводит к фрустрациям (неудовлетворенности потребностей в социальных контактах).
Для решения данных проблем социализации ребенка детского дома как нельзя лучше могут помочь средства культуры и искусства и построенные на их основе две группы технологий развивающего воспитания. Во-первых, это культурно-досуговые технологии (участие в художественной самодеятельности, обучение музыке, участие в культурных мероприятиях и различного рода музыкально-художественных кружках); во-вторых, - коррекционно-развивающие технологии (музыкотерапия, танцетерапия, ритмикотерапия, физкультурно-оздоровительные технологии, туротерапия, библиотерапия и др.).
Особую эффективность для социализации детей через творчество приобретают коррекционно-развивающие технологии и среди них так называемая арт-терапия.
Впервые термин «арт-терапия» (буквально терапия искусством) был введен А.Хиллом (в 1938 г. при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях). По М.Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущений. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действия которых и связано творчество.
Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особо задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картины, лепит и т. п. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения, поэтому невербальные средства, часто являются единственно возможным для выражения и проявления сильных переживаний. И это обстоятельство является одним из преимуществ арт-терапии.
|
Особенности арт-терапии.
1. Практически каждый человек независимо от возраста и способностей может участвовать в арт-терапевтической работе.
2. Арт-терапия является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.
3. Продукты арт-терапевтической деятельности являются свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния детей.
4. Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
5. Арт-терапия в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации, раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуального способа бытия в мире.
С педагогической точки зрения технология обеспечивает укрепление психического здоровья ребенка и выполняет профилактические и коррекционные функции. В настоящее время применяются две формы арт-терапии: индивидуальная и групповая. Технологии арт-терапии еще могут делиться и на различные разновидности в зависимости от того или иного вида искусства.
|
Так, разновидность арт-теропия изотерапия (терапия рисованием) при ее правильной организации и проведении способна совершенствовать не только познавательную деятельность (восприятие, воображение, внимание и т. п.), но и эмоционально-волевую сферу:
· умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное;
· творческую активность, свободу мышления, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость;
· способность ориентироваться в духовных ценность общества;
· радость общения с товарищами, умение сопереживать;
· совершенствование двигательно-моторной сферы.
Правила проведения изотерапии.
1. Обеспечить рабочее место.
2. Определить вид работы.
3. Сформулировать цели, задачи и порядок работы.
4. Создать спокойную деловую обстановку.
5. Пробудить интерес к рисованию.
6. Временной промежуток 20-3- мин.
7. Подведение итогов (никакой критики, сравнения работ и т. п.).
8. Менять формы занятий.
9. Главное: рисование должно всегда доводиться до конца, недопустимо бросать начатую работу незавершенной – иначе воспитывается неуверенный в себя человек.
В изотерапии применяются различные техники (формы). Кроме традиционного рисования, цветными карандашами, фломастерами, акварельными красками и т. д., могут применяться, например, техника «Овощных печатей» или «Монотипия» (сдавливание разлитых красок сложенным пополам листом бумаги) и др.
Фототерапия.
Психологические функции данной разновидности:
1. Фокусирующая (актуализирующая) функция: связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию происходивших ранее событий.
2.Стимулирующая функция: происходит активизация различных сенсорных систем – прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
3. Удерживающая функция: фотография удерживает чувства в их бессознательном реагировании в реальности.
4. Защитная функция: обеспечивает дистанцирование от травматических и малопонятных переживаний и определенную степень их контроля.
Методики фототерапии: оформление фотоальбома или фотоколлажа, составление плаката. Для развития социальной компетентности рекомендуется составление карт района, города, поселка, дома, сада, магазина и пр. Для укрепления образа «Я», осмысления или переоценки смыслов жизни могут использоваться, например, темы «Жизненный путь», «Линия жизни», «Воспоминания детства», «Грани моего детства» и т. п.
|
Сказкотерапия.
В самом общем виде сказкотерапия (сказкокоррекция) – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений и на этой основе коррекция своего понимания мира и собственного отношения к нему. Кроме того, сказкотерапия позволяет активизировать ресурсы и потенциал личности для улучшения внутреннего мира и природы вокруг.
В коррекционной работе сказки могут выполнять следующие функции.
1. Функция зеркала: содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир ребенка, облегчая таким образом процесс идентификации с ним.
2. Функция модели: сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают различные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов, таким образом помогают учиться на основе сказочной модели.
3. Функция опосредования: сказка выступает в качестве посредника между ребенком и взрослым, снижая сопротивление.
4. Функция хранения опыта: сказки продолжают действовать в жизни ребенка даже после завершения работы над ней.
5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности.
6. Функция изменения позиции: сказки неожиданно вызывают у ребенка новое переживание, изменяющее позиции в его сознании.
В сказкотерапии используются сказочная имидж-терапия: ребенок добровольно принимает на себя образ того или иного сказочного героя, корректируя свое поведение. Коме того, - сказочная куклотерапия: воплощение сказочных образов с помощью кукл-марионеток, пальчиковые куклы, куклы-рукавички, теневые куклы.
Игротерапия.
Не менее эффективные и различные виды игротерапии.
Например, песочная терапия – игры с песком: ожитворение абстрактных символов (геометрических фигур, букв, цифр, различных фигурок и т. п.) или пуговичное ожерелье, родовое дерево, игры со спичками и т. п.
Гарденотерапия.
Это особое направление психосоциальной, трудовой и профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Разновидности: работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики или фитодизайна).
Компьютерные технологии.
Компьютерные технологии важны, прежде всего, как источник информации при использовании сети Интернет.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!