Исключение перегрузки вербальной информации. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Исключение перегрузки вербальной информации.

2022-02-10 38
Исключение перегрузки вербальной информации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создание инициирующей вербальной среды.

Методика формирования представлений и понятий у детей с ТНР в процессе изучения предмета «ЧиМ»

Понятие — это обобщенное представление о существенных признаках предметов или явлений, взаимосвязях их с другими понятиями и явлениями.

Понятие неразрывно связано со словом.

Природоведческие понятия содержат в себе биологические понятия (растения, животные, скелет человека) и географические понятия (полезные ископаемые, горизонт).

Географические понятия:

 1) единичные  (Минск, Свислочь, Нарочь). Выражаются названиями или собственными именами.                           

 2) общие (город, река, озеро). Выражаются терминами.

Биологические понятия:

   А) Родовые /общие (животное, хвойное растение, цветковое растение).

  Б) Видовые /частные (собака, сосна, ромашка).

    Процесс формирования общих понятий проходит в 4 этапа:

1. Наблюдение (первоначальное ознакомление с изучаемым объектом).

В процесс наблюдения должны быть включены все органы чувств (осязание, обоняние, зрение, голосовой орган, слух, мускульные ощущения). Важно учить детей выделять важное, существенное в объекте или явлении Лучше наблюдать объект в натуральном виде, если нет, то таблицы, рисунки, раздаточный материал и т. д.

 2. Выделение главных и второстепенных признаков, обобщение существенных признаков и введение термина.

3. Осознание формулировки определения.

Закрепление понятия, упражнения на применение понятия в новых ситуациях.

Методика работы по формированию родовых и видовых понятий.

Дети с ТНР овладевают природоведческими понятиями с трудностями, т.к. у них недостаточно развита речь и несовершенна аналитико-синтетическая деятельность. Учащиеся затрудняются делать смысловой (семантический) анализ слов. Им иногда нелегко запоминать сложные словосочетания, выражающие понятия (например, высота солнца над горизонтом). Поэтому надо формировать   2 вида логических умений:

Умение относить объекты к роду.

Обобщение понятий.

 

1. Для формирования умения относить объекты к роду могут быть использованы следующие задания:

1) Даны три круга с надписями «цветы», «деревья», «птицы» и список пронумерованных слов, обозначающих соответствующие предметы:
1) сорока; 2) береза; 3) ель; 4) грач и т. д. Ученики получают задание: в каждом круге написать номера подходящих слов.

 2) На доске таблица с озаглавленными столбцами, которую детям предлагают заполнить самостоятельно:                                      

Деревья Овощи Цветы
     

3) Дана заполненная таблица с неозаглавленными столбцами:

     
яблоко груша лимон банан мухомор лисичка сыроежка масленок огурец редис капуста репа

Ученики должны озаглавить столбцы.

 4) Дана таблица из двух столбцов, в которых записаны слова. Каждое слово из правого столбца является родовым понятием для какого-нибудь слова из левого столбца. Ученики должны найти пары по образцу: тополь – дерево.

                    тополь                        птица

                 пчела                          дерево

                 окунь                          насекомое

                 грач                             рыба

 5) Слова записаны вперемешку: собака, елка, животное, дерево, цветок, птица, ландыш, голубь. Дети получают задание: из данных слов составить предложение по образцу: «Собака — это животное».

 6) Учащихся спрашивают, чего больше в лесу:

-- Берёз или деревьев?

-- Земляники или ягод?

    -- Ежей или животных?

-- Птиц или дятлов?

 7) Игра с мячом на тему «Рыбы», «Птицы», «Звери».

  

2. На обобщение понятий можно предложить такие задания:

1) На доске чертятся 3 окружности разного радиуса, пронумерованные в порядке его возрастания (маленький – 1, средний – 2, большой – 3). Детям даётся три понятия, например: дерево (2), береза (1), растение (3). Дети должны соответственно пронумеровать слова. Например: растение, роза, цветок; окунь, рыба, животное и пр.

2) Таблица из 3 столбцов, средний - заполнен словами. Дети должны заполнить первый и третий столбцы: 1-ый – обобщающими понятиями, 3-ий –  конкретный пример.

 

 

животное домашний зверь кот
животное дикий зверь волк
растение лесная ягода земляника
растение комнатное растение алое

 

3) Заполнить пропуски в следующих предложениях:

Берлога — это дом для....

Скворечник — это дом для....

Конура — это дом для....

Яблоня — это дерево, на котором растут....

Строитель — это человек, который....

4) Дана незаполненная таблица, к ней прилагается список слов: скворечник, берлога, конура.

  Для скворца Для собаки Для медведя
дом 1 2 3
       

28. Методика преподавания образовательного компонента «Природа и человек» школьникам с ТНР

Природа — это окружающий нас мир, та его часть, которая не создана человеком. Природа делится на живую и неживую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ. Живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают.

К неживой природе относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля.

Живая природа — это растения, животные, грибы, бактерии. Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных, отличается умением работать и создавать продукты труда.

На уроке по теме «Живая и неживая природа» решаются следующие задачи:

- формировать умение отличать предметы живой природы от неживой;

- формировать знания о необходимости бережного отношения к природе;

- формировать знания о человеке как части природы.

Для изучения материала предлагаются следующие задания:

1. Практическая работа (нахождение на рисунках или в коллекциях предметов живой и неживой природы).

2. Озаглавливание столбиков (колонок). В одном даны предметы неживой природы, в другом — живой.

3. Найди ошибку.

4. Дидактическая игра «Предметы природы».

5. Распределение картинок, слов или карточек на группы:

-- предметы живой природы;

 -- предметы неживой природы;

 -- предметы, сделанные человеком и др.

6. Игра «Четвертый лишний».

Тема «Природные объекты» включает в себя подтемы: «Почва», «Вода», «Воздух». При изучении этого материала нужно проводить практические работы, опыты, наблюдения.

Например, при изучении форм земной поверхности (равнина, холм, гора, овраг) проводится экскурсия, на которой создается представление о необходимых объектах. Однако не всегда можно показать изучаемый объект на местности. В этом случае следует использовать модели, картины, диапозитивы, кино- и видео- фильмы, схемы, рисунок на доске.

Методика изучения полезных ископаемых (план):

1) название;

2) внешний вид, свойства: цвет, состояние(твердое, жидкое), запах, величина;

3) использование в  хозяйственной деятельности человека;

4) охрана (меры по бережному использованию).

Виды работ:

-- чтение материала из учебника;

-- демонстрация диафильма (кинофильма);

-- описание;

-- практическая работа;

-- дидактическая игра «Угадай, что это?»;

-- нахождение на карте мест добычи полезных ископаемых;

-- отгадывание загадок-описаний.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.