История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-02-10 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Создание инициирующей вербальной среды.
Методика формирования представлений и понятий у детей с ТНР в процессе изучения предмета «ЧиМ»
Понятие — это обобщенное представление о существенных признаках предметов или явлений, взаимосвязях их с другими понятиями и явлениями.
Понятие неразрывно связано со словом.
Природоведческие понятия содержат в себе биологические понятия (растения, животные, скелет человека) и географические понятия (полезные ископаемые, горизонт).
Географические понятия:
1) единичные (Минск, Свислочь, Нарочь). Выражаются названиями или собственными именами.
2) общие (город, река, озеро). Выражаются терминами.
Биологические понятия:
А) Родовые /общие (животное, хвойное растение, цветковое растение).
Б) Видовые /частные (собака, сосна, ромашка).
Процесс формирования общих понятий проходит в 4 этапа:
1. Наблюдение (первоначальное ознакомление с изучаемым объектом).
В процесс наблюдения должны быть включены все органы чувств (осязание, обоняние, зрение, голосовой орган, слух, мускульные ощущения). Важно учить детей выделять важное, существенное в объекте или явлении Лучше наблюдать объект в натуральном виде, если нет, то таблицы, рисунки, раздаточный материал и т. д.
2. Выделение главных и второстепенных признаков, обобщение существенных признаков и введение термина.
3. Осознание формулировки определения.
Закрепление понятия, упражнения на применение понятия в новых ситуациях.
Методика работы по формированию родовых и видовых понятий.
Дети с ТНР овладевают природоведческими понятиями с трудностями, т.к. у них недостаточно развита речь и несовершенна аналитико-синтетическая деятельность. Учащиеся затрудняются делать смысловой (семантический) анализ слов. Им иногда нелегко запоминать сложные словосочетания, выражающие понятия (например, высота солнца над горизонтом). Поэтому надо формировать 2 вида логических умений:
|
Умение относить объекты к роду.
Обобщение понятий.
1. Для формирования умения относить объекты к роду могут быть использованы следующие задания:
1) Даны три круга с надписями «цветы», «деревья», «птицы» и список пронумерованных слов, обозначающих соответствующие предметы:
1) сорока; 2) береза; 3) ель; 4) грач и т. д. Ученики получают задание: в каждом круге написать номера подходящих слов.
2) На доске таблица с озаглавленными столбцами, которую детям предлагают заполнить самостоятельно:
Деревья | Овощи | Цветы |
3) Дана заполненная таблица с неозаглавленными столбцами:
яблоко груша лимон банан | мухомор лисичка сыроежка масленок | огурец редис капуста репа |
Ученики должны озаглавить столбцы.
4) Дана таблица из двух столбцов, в которых записаны слова. Каждое слово из правого столбца является родовым понятием для какого-нибудь слова из левого столбца. Ученики должны найти пары по образцу: тополь – дерево.
тополь птица
пчела дерево
окунь насекомое
грач рыба
5) Слова записаны вперемешку: собака, елка, животное, дерево, цветок, птица, ландыш, голубь. Дети получают задание: из данных слов составить предложение по образцу: «Собака — это животное».
6) Учащихся спрашивают, чего больше в лесу:
-- Берёз или деревьев?
-- Земляники или ягод?
-- Ежей или животных?
-- Птиц или дятлов?
7) Игра с мячом на тему «Рыбы», «Птицы», «Звери».
2. На обобщение понятий можно предложить такие задания:
|
1) На доске чертятся 3 окружности разного радиуса, пронумерованные в порядке его возрастания (маленький – 1, средний – 2, большой – 3). Детям даётся три понятия, например: дерево (2), береза (1), растение (3). Дети должны соответственно пронумеровать слова. Например: растение, роза, цветок; окунь, рыба, животное и пр.
2) Таблица из 3 столбцов, средний - заполнен словами. Дети должны заполнить первый и третий столбцы: 1-ый – обобщающими понятиями, 3-ий – конкретный пример.
животное | домашний зверь | кот |
животное | дикий зверь | волк |
растение | лесная ягода | земляника |
растение | комнатное растение | алое |
3) Заполнить пропуски в следующих предложениях:
Берлога — это дом для....
Скворечник — это дом для....
Конура — это дом для....
Яблоня — это дерево, на котором растут....
Строитель — это человек, который....
4) Дана незаполненная таблица, к ней прилагается список слов: скворечник, берлога, конура.
Для скворца | Для собаки | Для медведя | |
дом | 1 | 2 | 3 |
28. Методика преподавания образовательного компонента «Природа и человек» школьникам с ТНР
Природа — это окружающий нас мир, та его часть, которая не создана человеком. Природа делится на живую и неживую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ. Живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают.
К неживой природе относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля.
Живая природа — это растения, животные, грибы, бактерии. Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных, отличается умением работать и создавать продукты труда.
На уроке по теме «Живая и неживая природа» решаются следующие задачи:
- формировать умение отличать предметы живой природы от неживой;
- формировать знания о необходимости бережного отношения к природе;
- формировать знания о человеке как части природы.
Для изучения материала предлагаются следующие задания:
1. Практическая работа (нахождение на рисунках или в коллекциях предметов живой и неживой природы).
2. Озаглавливание столбиков (колонок). В одном даны предметы неживой природы, в другом — живой.
3. Найди ошибку.
4. Дидактическая игра «Предметы природы».
5. Распределение картинок, слов или карточек на группы:
|
-- предметы живой природы;
-- предметы неживой природы;
-- предметы, сделанные человеком и др.
6. Игра «Четвертый лишний».
Тема «Природные объекты» включает в себя подтемы: «Почва», «Вода», «Воздух». При изучении этого материала нужно проводить практические работы, опыты, наблюдения.
Например, при изучении форм земной поверхности (равнина, холм, гора, овраг) проводится экскурсия, на которой создается представление о необходимых объектах. Однако не всегда можно показать изучаемый объект на местности. В этом случае следует использовать модели, картины, диапозитивы, кино- и видео- фильмы, схемы, рисунок на доске.
Методика изучения полезных ископаемых (план):
1) название;
2) внешний вид, свойства: цвет, состояние(твердое, жидкое), запах, величина;
3) использование в хозяйственной деятельности человека;
4) охрана (меры по бережному использованию).
Виды работ:
-- чтение материала из учебника;
-- демонстрация диафильма (кинофильма);
-- описание;
-- практическая работа;
-- дидактическая игра «Угадай, что это?»;
-- нахождение на карте мест добычи полезных ископаемых;
-- отгадывание загадок-описаний.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!