Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-02-10 | 97 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СМШО: Методика преподавания предмета «Человек и мир»
Серединская Ольга Харитоновна – автор учебника, по которому идёт обучение учащихся с ТНР.
26. Формы, методы и приемы обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи предмету «Человек и мир»
«Человек и мир» как учебный предмет обладает большими возможностями в образовании, воспитании и развитии школьников с тяжёлыми нарушениями речи. В процессе обучения комплексно решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
В ходе изучения предмета «Человек и мир» у школьников:
а) формируются основы научного мировоззрения ( учитель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека).
б) формируется социально-бытовая адаптированность детей (социокультурная, гражданско-правовая, семейно-бытовая, субъектная, саногенная и коммуникативная компетенции).
в) осуществляется сенсорное воспитание.
У детей с ТНР обеднённый сенсорный опыт, отмечается фрагментарность восприятия объектов и явлений, неточность сенсорных эталонов, ошибки вербального обозначения свойств предметов. Задача сенсорного воспитания – ознакомление учащихся с отдельными свойствами предметов, обучение приёмам их обследования предметов из ближайшего окружения.
г) осуществляется экологическое, экономическое (доходы семьи,семейный бюджет и его разумное использование), патриотическое, эстетическое, этическое, семейное, правовое, санитарно-гигиеническое воспитание (режим дня, охрана здоровья, профилактика заболеваний и пр.). Имеют место географическая (план и карта, глобус и карта, формы поверхности Беларуси) и астрономическая пропедевтика (небо, звёзды, планеты).
|
д) развиваются познавательные процессы ( мышление, память, восприятие, воображение, речь).
е) обогащаются представления о национальных традициях.
Основные требования к уроку «Человек и мир»:
1. На уроке должны решаться основные задачи данного предмета: формирование элементарных знаний о человеке, природе и обществе; развитие речи учащихся, развитие логических умений, решение воспитательных задач.
2. Изучение строения любого органа нужно проводить во взаимосвязи с выполняемой им функцией.
3. Нужно постоянно подчеркивать, что в природе нет абсолютно полезных и абсолютно вредных организмов.
4. Следует устанавливать межпредметные связи с уроками литературного чтения, математики, «Моя Родина – Беларусь», русский язык, ИЗО.
5. Уроки «Человек и мир» не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Должны преобладать наблюдение, опыты, практическая работа.
6. Уроки должны носить динамичный характер и проходить не только в классе, но и вне класса.
7. Уроки должны быть хорошо оборудованы.
8. Согласовывать план изучения предмета под руководством учителя и соответствующие разделы плана работы воспитателя.
Методы обучения предмету «Человек и мир»
Метод – способ взаимодействия педагога и учащихся, направленный на решение учебно-воспитательных и коррекционных задач.
Классификация методов, предложенная Н. М. Верзилиным. В основу классификации он кладет источник знаний, выделяет 3 группы методов: словесные, наглядные и практические.
Применение метода демонстрации имеет большое значение, когда природный объект невозможно представить детям в натуре.
Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении. Для наблюдений следует разумно отобрать объекты вблизи школы.
|
Этапы наблюдения:
Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).
Работа по рассмотрению частей объекта.
Обобщение увиденного.
Приемы закрепления наблюдения:
Рассмотреть объект, закрыть глаза и мысленно его представить.
Иммитация.
Сравнение.
Работа с иллюстрацией.
Самостоятельное проведение наблюдения.
Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют познавательную деятельность учащихся, практические умения и навыки.
Упражнения — многократное выполнение учащимися действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
правила проведения упражнений:
• доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;
• разнообразие упражнений;
• систематичность проведения упражнений;
• после объяснения нового материала упражнения даются чаще;
• постепенное нарастание трудности упражнений.
Лабораторные работы
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений.
Практические работы
Метод применяется при изучении устройства термометра, свойств воды, почвы, полезных ископаемых и т. п.
Моделирование
На уроках «ЧиМ» можно применить моделирование детьми из песка, глины, пластилина, бумаги и др. материалов. В тетрадях учащиеся вычерчивают разные виды моделей.
Опыты или эксперимент ( практически синонимы)
Эксперимент бывает демонстрационный и ученический.
Словесные методы являются важными способами воздействия на учащихся. Лекция в процессе изучения предмета «Человек и мир» не применяется. Рассказ — это последовательное описательное изложение учебного материала.
Требования к рассказу:
1. Он не должен быть продолжительным (не более 5—7 мин к концу обучения в начальной школе).
2. Важно, чтобы речь учителя была четкой, доступной, образной.
3.Учителю надо следить за применением научной терминологии.
Беседа — метод обучения, стимулирующий знания и практический опыт учащихся. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов:
|
А) Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Б) Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными.
В) Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В беседу следует включать разные типы вопросов:
--- вопросы, требующие воспроизведения сведений из наблюдений, жизненного опыта, изученного ранее;
--- вопросы, направляющие деятельность детей на осмысление фактических сведений (вопросы и задания на сравнение, классификацию, выяснение причин и взаимосвязей, обобщение);
--- вопросы, направленные на практическое использование знаний.
Объяснение – последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к самостоятельным работам.
Эффективность использования данных методов будет зависеть от учёта индивидуально-психологических и речевых возможностей учащихся с ТНР:
Обобщение понятий.
1. Для формирования умения относить объекты к роду могут быть использованы следующие задания:
1) Даны три круга с надписями «цветы», «деревья», «птицы» и список пронумерованных слов, обозначающих соответствующие предметы:
1) сорока; 2) береза; 3) ель; 4) грач и т. д. Ученики получают задание: в каждом круге написать номера подходящих слов.
2) На доске таблица с озаглавленными столбцами, которую детям предлагают заполнить самостоятельно:
Деревья | Овощи | Цветы |
3) Дана заполненная таблица с неозаглавленными столбцами:
яблоко груша лимон банан | мухомор лисичка сыроежка масленок | огурец редис капуста репа |
Ученики должны озаглавить столбцы.
4) Дана таблица из двух столбцов, в которых записаны слова. Каждое слово из правого столбца является родовым понятием для какого-нибудь слова из левого столбца. Ученики должны найти пары по образцу: тополь – дерево.
тополь птица
пчела дерево
|
окунь насекомое
грач рыба
5) Слова записаны вперемешку: собака, елка, животное, дерево, цветок, птица, ландыш, голубь. Дети получают задание: из данных слов составить предложение по образцу: «Собака — это животное».
6) Учащихся спрашивают, чего больше в лесу:
-- Берёз или деревьев?
-- Земляники или ягод?
-- Ежей или животных?
-- Птиц или дятлов?
7) Игра с мячом на тему «Рыбы», «Птицы», «Звери».
2. На обобщение понятий можно предложить такие задания:
1) На доске чертятся 3 окружности разного радиуса, пронумерованные в порядке его возрастания (маленький – 1, средний – 2, большой – 3). Детям даётся три понятия, например: дерево (2), береза (1), растение (3). Дети должны соответственно пронумеровать слова. Например: растение, роза, цветок; окунь, рыба, животное и пр.
2) Таблица из 3 столбцов, средний - заполнен словами. Дети должны заполнить первый и третий столбцы: 1-ый – обобщающими понятиями, 3-ий – конкретный пример.
животное | домашний зверь | кот |
животное | дикий зверь | волк |
растение | лесная ягода | земляника |
растение | комнатное растение | алое |
3) Заполнить пропуски в следующих предложениях:
Берлога — это дом для....
Скворечник — это дом для....
Конура — это дом для....
Яблоня — это дерево, на котором растут....
Строитель — это человек, который....
4) Дана незаполненная таблица, к ней прилагается список слов: скворечник, берлога, конура.
Для скворца | Для собаки | Для медведя | |
дом | 1 | 2 | 3 |
28. Методика преподавания образовательного компонента «Природа и человек» школьникам с ТНР
Природа — это окружающий нас мир, та его часть, которая не создана человеком. Природа делится на живую и неживую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ. Живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают.
К неживой природе относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля.
Живая природа — это растения, животные, грибы, бактерии. Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных, отличается умением работать и создавать продукты труда.
На уроке по теме «Живая и неживая природа» решаются следующие задачи:
- формировать умение отличать предметы живой природы от неживой;
- формировать знания о необходимости бережного отношения к природе;
- формировать знания о человеке как части природы.
Для изучения материала предлагаются следующие задания:
1. Практическая работа (нахождение на рисунках или в коллекциях предметов живой и неживой природы).
|
2. Озаглавливание столбиков (колонок). В одном даны предметы неживой природы, в другом — живой.
3. Найди ошибку.
4. Дидактическая игра «Предметы природы».
5. Распределение картинок, слов или карточек на группы:
-- предметы живой природы;
-- предметы неживой природы;
-- предметы, сделанные человеком и др.
6. Игра «Четвертый лишний».
Тема «Природные объекты» включает в себя подтемы: «Почва», «Вода», «Воздух». При изучении этого материала нужно проводить практические работы, опыты, наблюдения.
Например, при изучении форм земной поверхности (равнина, холм, гора, овраг) проводится экскурсия, на которой создается представление о необходимых объектах. Однако не всегда можно показать изучаемый объект на местности. В этом случае следует использовать модели, картины, диапозитивы, кино- и видео- фильмы, схемы, рисунок на доске.
Методика изучения полезных ископаемых (план):
1) название;
2) внешний вид, свойства: цвет, состояние(твердое, жидкое), запах, величина;
3) использование в хозяйственной деятельности человека;
4) охрана (меры по бережному использованию).
Виды работ:
-- чтение материала из учебника;
-- демонстрация диафильма (кинофильма);
-- описание;
-- практическая работа;
-- дидактическая игра «Угадай, что это?»;
-- нахождение на карте мест добычи полезных ископаемых;
-- отгадывание загадок-описаний.
По схеме
v Овощ или фрукт
v Форма
v Цвет
v Размер
v Вкус
v Что делают из него?
5) Угадывание по описанию.
6) Дидактические игры («Угадай меня», Уборка урожая», «Узнай по части», «Вершки-корешки», «Приготовим блюдо», «Дорисуй»).
7) Раскрашивание овощей и фруктов.
8) Практическая работа с гербарным материалом (части растения).
План описания растений:
Ø название;
Ø высота (высокое или низкое);
Ø ствол (стебель), количество стеблей (величина, цвет, толщина, высота);
Ø ветки (толстые, тонкие, растут вверх или вниз);
Ø листья (величина, цвет, форма);
Ø цветки или плоды (величина, форма, цвет, запах, вкус плодов).
9) Дидактические игры («Деревья, кустарники, травы», «От какого дерева лист», «Узнай по описанию» и др.).
10) Физминутка. Учитель: «Я буду называть растения. Если они растут в Беларуси – хлопаете в ладоши, если нет — подпрыгиваете».
11) Решение задач с экологическим содержанием.
12) Сообщение полезных советов (лист подорожника, чистотел и др.)
13) Знакомство с растениями, занесенными в Красную книгу РБ
Класс
Кто это?
Домашнее или дикое?
Где живёт? В чём живёт?
Чем покрыто тело?
Чем питается?
Как называется детёныш?
Класс
Как передвигается?
Какую пользу приносит?
Класс
Какие звуки издаёт?
Какие повадки?
Как обороняется от врага?
1)Приблизительный план рассказа о птице:
· как называется,
· какая по размеру,
· какого цвета,
· какой клюв (размер),
· как перемещается?
· какие звуки издаёт?
2) Отгадывание загадок.
3) Определение животных по признакам (рыжая, хитрая, ловкая – лиса).
4) Исключение лишнего.
6) Классификация (дикие и домашние животные, насекомые, дикие и домашние птицы).
7) Составление и решение задач по цепи питания.
8) Знакомство с животными, занесёнными в Красную книгу РБ.
Охрана сообщества.
При изучении сообществ проводятся разнообразные виды работ:
1. Ответы на вопросы.
2. Заполнение таблиц. Например, «Растения леса» (деревья, кустарники, кустарнички, травы).
3. Распознавание растений (гербарий, иллюстрации без подписей, загадки-описания).
4. Составление описаний.
5. Составление цепей питания.
6. Исключение лишнего.
7. Составление рассказов.
8. Работа с правилами поведения в природе.
9. Отгадывание загадок.
10. Проведение дидактических игр.
11. Работа с закрытой картинкой.
12. Создание игровых ситуаций, например, со сказочным героем.
13. Узнавание растений и животных по контуру.
29. Методика преподавания образовательного компонента «Человек и его здоровье» учащимся с ТНР
Раздел «Человек и его здоровье» предполагает овладение детьми основами здорового образа жизни (ЗОЖ), гигиеническими знаниями, навыками и привычками, способствующими сохранению физического и духовного здоровья, а также сведениями о строении и функциях собственного тела.
В разделе можно выделить следующие основные темы:
1 класс: части тела человека;
2 класс: правила поведения за столом, правила ухода за зубами, режим дня, закаливание, медицинские учреждения;
3 класс: причины заболеваний, поведение человека во время болезней, домашняя аптечка;
4 класс: болезни (незаразные и заразные), пути заражения человека, алкоголь и наркотики – яд, правила рационального питания и гигиены;
5 класс: организм человека и охрана его здоровья.
Работая над темой «Гигиена тела человека» учащиеся знакомятся со средствами и предметами гигиены. Практикум «Правильно чистим зубы», «Правильно стрижём ногти», «Ухаживаем за одеждой и обувью» и др. важные темы.
При изучении темы «Рабочее место ученика» обращаем внимание на:
--- оснащение рабочего места;
--- освещение (свет слева);
--- правильный стол и стул (высота);
--- проветрить помещение и др.
Тема «Режим дня» предполагает формировать знания учащихся о чередовании физического и умственного труда и отдыха, смене видов деятельности, о правильном сне, питании, гигиене тела и пр.
Актуализируем знания учащихся о продуктах питания. Игра «Волшебный мешочек». Дети вытягивают карточку (картинку), называют, что изображено и рассказывают, какую пищу можно приготовить из данного продукта. Решение шуточных задач, например, правильно ли питается Карлсон? (варенье, пирожные, конфеты). Игра «Готовим обед» (купить необходимые продукты, составить меню и приготовить). Правила приёма пищи (обсуждаем и показываем).
Постепенно вводим дифференциацию продуктов: молочные, мясные, хлебные, грибы, крупы, овощи, фрукты. Формируем понятие «витамины». В 3 классе актуализируем знания школьников о пользе разнообразной пищи, которая даёт человеку необходимые питательные вещества: белки, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. Углеводы дают человеку энергию. Белки влияют на рост организма. Жир согревает тело человека.
Строение и значение кожи
Гигиена кожи
- несколько раз в день мыть руки с мылом (уточнить когда?);
- каждый день принимать душ;
- ежедневно менять нательное бельё;
- нельзя надевать чужую одежду;
- нельзя пользоваться чужой мочалкой, расчёской и др.
Тема «Органы пищеварения»
Зубы – первая ступень пищеварительной системы. Если не чистить зубы, то на них образуется налет, в котором скапливается много микробов. Они будут разрушать зубы. При пережевывании пищи в работу включается язык. Далее пища проходит изо рта в пищевод, а затем в желудок. В тонкой кишке в основном происходит процесс пищеварения. Толстая кишка — конечная часть пищеварительного тракта.
Органы чувств
Органы нервной системы.
Нервные клетки передают информацию. Нервную клетку называют нейроном. Находятся нейроны по всему телу человека, передают информацию (сигналы) в мозг. В передаче нервных
импульсов принимает участие спинной мозг и
головной мозг. Мозг похож на компьютер. Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части
тела.
30. Методика преподавания образовательного компонента «Человек и общество» учащимся с ТНР
Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет ребенок с ТНР, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека.
Изучение темы «Школа» включает подтемы:
1) Класс, рабочее место ученика, обязанности учащихся.
2) Школьные помещения, их расположение, оборудование помещений.
3) Профессии работников школы.
4) Школьный двор.
5) Режим дня и гигиена школьника.
6) Правила поведения в классе, спальне, столовой, на прогулке и т.д.
Тема «Класс. Рабочее место ученика». Обращаем внимание на содержание в порядке учебных принадлежностей, на правилах посадки за партой, держать книгу при чтении на расстоянии 30-35 см от глаз и пр.
Изучая школьные помещения, проводим экскурсию по школьным помещениям и описываем их по плану:
Название.
Назначение.
Оборудование.
При изучении профессий работников школы формируем умения:
--- соотносить названия профессий и их действия («Кто что делает?»);
--- определять профессию по описанию («Угадай, кто это?»).
--- соотносить профессию и инструменты, материалы («Кому что нужно?»);
При изучении темы «Режим дня» надо, чтобы учащиеся поняли, что режим включает обязательные каждодневные дела, которые выполняются в определённой последовательности. Не забывать о формировании знаний о гигиене школьника (умываться, чистить зубы, мыть руки перед каждым приёмом пищи и после прогулки, принимать душ каждый день, менять нательное бельё, ухаживать за волосами, ногтями и т.д.).
Тема «Правила поведения». Знакомим учащихся с правилами культурного общения. При изучении правил создаются и обсуждаются проблемные ситуации, используется беседа, рассказ учителя, чтение литературного материала, анализируются конкретные случаи из жизни самих детей.
СМШО: Методика преподавания предмета «Человек и мир»
Серединская Ольга Харитоновна – автор учебника, по которому идёт обучение учащихся с ТНР.
26. Формы, методы и приемы обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи предмету «Человек и мир»
«Человек и мир» как учебный предмет обладает большими возможностями в образовании, воспитании и развитии школьников с тяжёлыми нарушениями речи. В процессе обучения комплексно решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
В ходе изучения предмета «Человек и мир» у школьников:
а) формируются основы научного мировоззрения ( учитель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека).
б) формируется социально-бытовая адаптированность детей (социокультурная, гражданско-правовая, семейно-бытовая, субъектная, саногенная и коммуникативная компетенции).
в) осуществляется сенсорное воспитание.
У детей с ТНР обеднённый сенсорный опыт, отмечается фрагментарность восприятия объектов и явлений, неточность сенсорных эталонов, ошибки вербального обозначения свойств предметов. Задача сенсорного воспитания – ознакомление учащихся с отдельными свойствами предметов, обучение приёмам их обследования предметов из ближайшего окружения.
г) осуществляется экологическое, экономическое (доходы семьи,семейный бюджет и его разумное использование), патриотическое, эстетическое, этическое, семейное, правовое, санитарно-гигиеническое воспитание (режим дня, охрана здоровья, профилактика заболеваний и пр.). Имеют место географическая (план и карта, глобус и карта, формы поверхности Беларуси) и астрономическая пропедевтика (небо, звёзды, планеты).
д) развиваются познавательные процессы ( мышление, память, восприятие, воображение, речь).
е) обогащаются представления о национальных традициях.
Основные требования к уроку «Человек и мир»:
1. На уроке должны решаться основные задачи данного предмета: формирование элементарных знаний о человеке, природе и обществе; развитие речи учащихся, развитие логических умений, решение воспитательных задач.
2. Изучение строения любого органа нужно проводить во взаимосвязи с выполняемой им функцией.
3. Нужно постоянно подчеркивать, что в природе нет абсолютно полезных и абсолютно вредных организмов.
4. Следует устанавливать межпредметные связи с уроками литературного чтения, математики, «Моя Родина – Беларусь», русский язык, ИЗО.
5. Уроки «Человек и мир» не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Должны преобладать наблюдение, опыты, практическая работа.
6. Уроки должны носить динамичный характер и проходить не только в классе, но и вне класса.
7. Уроки должны быть хорошо оборудованы.
8. Согласовывать план изучения предмета под руководством учителя и соответствующие разделы плана работы воспитателя.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!