СМШО: Методика преподавания предмета «Человек и мир» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

СМШО: Методика преподавания предмета «Человек и мир»

2022-02-10 97
СМШО: Методика преподавания предмета «Человек и мир» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СМШО: Методика преподавания предмета «Человек и мир»

Серединская Ольга Харитоновна – автор учебника, по которому идёт обучение учащихся с ТНР.

26. Формы, методы и приемы обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи предмету «Человек и мир»

«Человек и мир» как учебный предмет обладает большими возможностями в образовании, воспитании и развитии школьников с тяжёлыми нарушениями речи. В процессе обучения комплексно решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

    В ходе изучения предмета «Человек и мир» у школьников:

а) формируются основы научного мировоззрения ( учитель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека).

    б) формируется социально-бытовая адаптированность детей (социокультурная, гражданско-правовая, семейно-бытовая, субъектная, саногенная и коммуникативная компетенции).

    в) осуществляется сенсорное воспитание.

У детей с ТНР обеднённый сенсорный опыт, отмечается фрагментарность восприятия объектов и явлений, неточность сенсорных эталонов, ошибки вербального обозначения свойств предметов. Задача сенсорного воспитания – ознакомление учащихся с отдельными свойствами предметов, обучение приёмам их обследования предметов из ближайшего окружения.

    г) осуществляется экологическое, экономическое (доходы семьи,семейный бюджет и его разумное использование), патриотическое, эстетическое, этическое, семейное, правовое, санитарно-гигиеническое воспитание (режим дня, охрана здоровья, профилактика заболеваний и пр.). Имеют место географическая (план и карта, глобус и карта, формы поверхности Беларуси) и астрономическая пропедевтика (небо, звёзды, планеты).

    д) развиваются познавательные процессы ( мышление, память, восприятие, воображение, речь).

    е) обогащаются представления о национальных традициях.

Основные требования к уроку «Человек и мир»:

1. На уроке должны решаться основные задачи данного предмета: формирование элементарных знаний о человеке, природе и обществе; развитие речи учащихся, развитие логических умений, решение воспитательных задач.

2. Изучение строения любого органа нужно проводить во взаимосвязи с выполняемой им функцией.

3. Нужно постоянно подчеркивать, что в природе нет абсолютно полезных и абсолютно вредных организмов.

4. Следует устанавливать межпредметные связи с уроками литературного чтения, математики, «Моя Родина – Беларусь», русский язык, ИЗО.

5. Уроки «Человек и мир» не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Должны преобладать наблюдение, опыты, практическая работа.

6. Уроки должны носить динамичный характер и проходить не только в классе, но и вне класса.

7. Уроки должны быть хорошо оборудованы.

8.  Согласовывать план изучения предмета под руководством учителя и соответствующие разделы плана работы воспитателя.

Методы обучения предмету «Человек и мир»

Метод – способ взаимодействия педагога и учащихся, направленный на решение учебно-воспитательных и коррекционных задач.

Классификация методов, предложенная Н. М. Верзилиным. В основу классификации он кладет источник знаний, выделяет 3 группы методов: словесные, наглядные и практические.

Применение метода демонстрации имеет большое значение, когда природный объект невозможно представить детям в натуре.

Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении. Для  наблюдений следует разумно отобрать объекты вблизи школы.

                             Этапы наблюдения:

Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).

Работа по рассмотрению частей объекта.

Обобщение увиденного.

Приемы закрепления наблюдения:

Рассмотреть объект, закрыть глаза и мысленно его представить.

Иммитация.

Сравнение.

Работа с иллюстрацией.

Самостоятельное проведение наблюдения.

Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют познавательную деятельность учащихся,  практические умения и навыки.

Упражнения — многократное выполнение учащимися действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

правила проведения упраж­нений:

• доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

• разнообразие упражнений;

• систематичность проведения упражнений;

• после объяснения нового материала упражнения даются чаще;

• постепенное нарастание трудности упражнений.

Лабораторные работы

   Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений.

Практические работы

       Метод применяется при изучении устройства термометра, свойств воды, почвы, полезных ископаемых и т. п.

Моделирование

       На уроках «ЧиМ» можно применить моделирование детьми из песка, глины, пластилина, бумаги и др. материалов. В тетрадях учащиеся вычерчивают разные виды моделей.

Опыты или эксперимент ( практически синонимы)

Эксперимент бывает демонстрационный и ученический.

Словесные методы являются важными способами воздействия на учащихся. Лекция в процессе изучения предмета «Человек и мир» не применяется. Рассказ — это последовательное описательное изложение учебного материала.

Требования к рассказу:

1. Он не должен быть продолжительным (не более 5—7 мин к концу обучения в начальной школе).

2. Важно, чтобы речь учителя была четкой, доступной,  образной.

3.Учителю надо следить за применением научной терминологии.

Беседа — метод обучения, стимулирующий знания и практический опыт учащихся. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов:

А)  Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Б) Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными.

В) Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В беседу следует включать разные типы вопросов:

--- вопросы, требующие воспроизведения сведений из наблюдений, жизненного опыта, изученного ранее;

--- вопросы, направляющие деятельность детей на осмысление фактических сведений (вопросы и задания на сравнение, классификацию, выяснение причин и взаимосвязей, обобщение);

--- вопросы, направленные на практическое использование знаний.

Объяснение – последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к самостоятельным работам.

Эффективность использования данных методов будет зависеть от учёта индивидуально-психологических и речевых возможностей учащихся с ТНР:

Обобщение понятий.

 

1. Для формирования умения относить объекты к роду могут быть использованы следующие задания:

1) Даны три круга с надписями «цветы», «деревья», «птицы» и список пронумерованных слов, обозначающих соответствующие предметы:
1) сорока; 2) береза; 3) ель; 4) грач и т. д. Ученики получают задание: в каждом круге написать номера подходящих слов.

 2) На доске таблица с озаглавленными столбцами, которую детям предлагают заполнить самостоятельно:                                      

Деревья Овощи Цветы
     

3) Дана заполненная таблица с неозаглавленными столбцами:

     
яблоко груша лимон банан мухомор лисичка сыроежка масленок огурец редис капуста репа

Ученики должны озаглавить столбцы.

 4) Дана таблица из двух столбцов, в которых записаны слова. Каждое слово из правого столбца является родовым понятием для какого-нибудь слова из левого столбца. Ученики должны найти пары по образцу: тополь – дерево.

                    тополь                        птица

                 пчела                          дерево

                 окунь                          насекомое

                 грач                             рыба

 5) Слова записаны вперемешку: собака, елка, животное, дерево, цветок, птица, ландыш, голубь. Дети получают задание: из данных слов составить предложение по образцу: «Собака — это животное».

 6) Учащихся спрашивают, чего больше в лесу:

-- Берёз или деревьев?

-- Земляники или ягод?

    -- Ежей или животных?

-- Птиц или дятлов?

 7) Игра с мячом на тему «Рыбы», «Птицы», «Звери».

  

2. На обобщение понятий можно предложить такие задания:

1) На доске чертятся 3 окружности разного радиуса, пронумерованные в порядке его возрастания (маленький – 1, средний – 2, большой – 3). Детям даётся три понятия, например: дерево (2), береза (1), растение (3). Дети должны соответственно пронумеровать слова. Например: растение, роза, цветок; окунь, рыба, животное и пр.

2) Таблица из 3 столбцов, средний - заполнен словами. Дети должны заполнить первый и третий столбцы: 1-ый – обобщающими понятиями, 3-ий –  конкретный пример.

 

 

животное домашний зверь кот
животное дикий зверь волк
растение лесная ягода земляника
растение комнатное растение алое

 

3) Заполнить пропуски в следующих предложениях:

Берлога — это дом для....

Скворечник — это дом для....

Конура — это дом для....

Яблоня — это дерево, на котором растут....

Строитель — это человек, который....

4) Дана незаполненная таблица, к ней прилагается список слов: скворечник, берлога, конура.

  Для скворца Для собаки Для медведя
дом 1 2 3
       

28. Методика преподавания образовательного компонента «Природа и человек» школьникам с ТНР

Природа — это окружающий нас мир, та его часть, которая не создана человеком. Природа делится на живую и неживую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ. Живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают.

К неживой природе относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля.

Живая природа — это растения, животные, грибы, бактерии. Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных, отличается умением работать и создавать продукты труда.

На уроке по теме «Живая и неживая природа» решаются следующие задачи:

- формировать умение отличать предметы живой природы от неживой;

- формировать знания о необходимости бережного отношения к природе;

- формировать знания о человеке как части природы.

Для изучения материала предлагаются следующие задания:

1. Практическая работа (нахождение на рисунках или в коллекциях предметов живой и неживой природы).

2. Озаглавливание столбиков (колонок). В одном даны предметы неживой природы, в другом — живой.

3. Найди ошибку.

4. Дидактическая игра «Предметы природы».

5. Распределение картинок, слов или карточек на группы:

-- предметы живой природы;

 -- предметы неживой природы;

 -- предметы, сделанные человеком и др.

6. Игра «Четвертый лишний».

Тема «Природные объекты» включает в себя подтемы: «Почва», «Вода», «Воздух». При изучении этого материала нужно проводить практические работы, опыты, наблюдения.

Например, при изучении форм земной поверхности (равнина, холм, гора, овраг) проводится экскурсия, на которой создается представление о необходимых объектах. Однако не всегда можно показать изучаемый объект на местности. В этом случае следует использовать модели, картины, диапозитивы, кино- и видео- фильмы, схемы, рисунок на доске.

Методика изучения полезных ископаемых (план):

1) название;

2) внешний вид, свойства: цвет, состояние(твердое, жидкое), запах, величина;

3) использование в  хозяйственной деятельности человека;

4) охрана (меры по бережному использованию).

Виды работ:

-- чтение материала из учебника;

-- демонстрация диафильма (кинофильма);

-- описание;

-- практическая работа;

-- дидактическая игра «Угадай, что это?»;

-- нахождение на карте мест добычи полезных ископаемых;

-- отгадывание загадок-описаний.

По схеме

v Овощ или фрукт       

v Форма       

v Цвет    

v Размер    

v Вкус   

v Что делают из него?

5) Угадывание по описанию.

6) Дидактические игры («Угадай меня», Уборка урожая», «Узнай по части», «Вершки-корешки», «Приготовим блюдо», «Дорисуй»).

7) Раскрашивание овощей и фруктов.

8) Практическая работа с гербарным материалом (части растения).

План описания растений:

Ø название;

Ø высота (высокое или низкое);

Ø ствол (стебель), количество стеблей (величина, цвет, толщина, высота);

Ø ветки (толстые, тонкие, растут вверх или вниз);

Ø листья (величина, цвет, форма);

Ø цветки или плоды (величина, форма, цвет, запах, вкус плодов).

9) Дидактические игры («Деревья, кустарники, травы», «От какого дерева лист», «Узнай по описанию» и др.).

10) Физминутка. Учитель: «Я буду называть растения. Если они растут в Беларуси – хлопаете в ладоши, если нет — подпрыгиваете».

11) Решение задач с экологическим содержанием.

12) Сообщение полезных советов (лист подорожника, чистотел и др.)

13) Знакомство с  растениями, занесенными в Красную книгу РБ

Класс

Кто это?

Домашнее или дикое?

Где живёт? В чём живёт?

Чем покрыто тело?

Чем питается?

Как называется детёныш?

Класс

Как передвигается?

Какую пользу приносит?

Класс

Какие звуки издаёт?

Какие повадки?

Как обороняется от врага?

1)Приблизительный план рассказа о птице:

· как называется,

· какая по размеру,

· какого цвета,

· какой клюв (размер),

· как перемещается?

· какие звуки издаёт?

2) Отгадывание загадок.

3) Определение животных по признакам (рыжая, хитрая, ловкая – лиса).

4) Исключение лишнего.

6) Классификация (дикие и домашние животные, насекомые, дикие и домашние птицы).

7) Составление и решение задач по цепи питания.

8) Знакомство с животными, занесёнными в Красную книгу РБ.

Охрана сообщества.

При изучении сообществ проводятся разнообразные виды работ:

1. Ответы на вопросы.

 2.  Заполнение таблиц. Например, «Растения леса» (деревья, кустарники, кустарнички, травы).

 3. Распознавание растений (гербарий, иллюстрации без подписей, загадки-описания).

 4. Составление описаний.

 5. Составление цепей питания.

 6. Исключение лишнего.

 7. Составление рассказов.

 8. Работа с правилами поведения в природе.

 9. Отгадывание загадок.

 10. Проведение дидактических игр.  

 11. Работа с закрытой картинкой.

 12. Создание игровых ситуаций, например, со сказочным героем.

 13. Узнавание растений и животных по контуру.

29. Методика преподавания образовательного компонента «Человек и его здоровье» учащимся с ТНР

Раздел «Человек и его здоровье» предполагает овладение детьми основами здорового образа жизни (ЗОЖ), гигиеническими знаниями, навыками и привычками, способствующими сохранению физического и духовного здоровья, а также сведениями о строении и функциях собственного тела.

В разделе можно выделить следующие основные темы:

1 класс:  части тела человека;

2 класс: правила поведения за столом, правила ухода за зубами, режим дня, закаливание, медицинские учреждения;

3 класс: причины заболеваний, поведение человека во время болезней, домашняя аптечка;

4 класс: болезни (незаразные и заразные), пути заражения человека, алкоголь и наркотики – яд, правила рационального питания и гигиены;

5 класс: организм человека и охрана его здоровья.

Работая над темой «Гигиена тела человека» учащиеся знакомятся со средствами и предметами гигиены. Практикум «Правильно чистим зубы», «Правильно стрижём ногти», «Ухаживаем за одеждой и обувью» и др. важные темы.

При изучении темы «Рабочее место ученика» обращаем внимание на:

--- оснащение рабочего места;

--- освещение (свет слева);

--- правильный стол и стул (высота);

--- проветрить помещение и др.

    Тема «Режим дня» предполагает формировать знания учащихся о чередовании физического и умственного труда и отдыха, смене видов деятельности, о правильном сне, питании, гигиене тела и пр.

Актуализируем знания учащихся о продуктах питания. Игра «Волшебный мешочек». Дети вытягивают карточку (картинку), называют, что изображено и рассказывают, какую пищу можно приготовить из данного продукта. Решение шуточных задач, например, правильно ли питается Карлсон? (варенье, пирожные, конфеты). Игра «Готовим обед» (купить необходимые продукты, составить меню и приготовить). Правила приёма пищи (обсуждаем и показываем).

Постепенно вводим дифференциацию продуктов: молочные, мясные, хлебные, грибы, крупы, овощи, фрукты. Формируем понятие «витамины». В 3 классе актуализируем знания школьников о пользе разнообразной пищи, которая даёт человеку необходимые питательные вещества: белки, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. Углеводы дают человеку энергию. Белки влияют на рост организма. Жир согревает тело человека.

Строение и значение кожи

Гигиена кожи

 - несколько раз в день мыть руки с мылом (уточнить когда?);

 - каждый день принимать душ;

 - ежедневно менять нательное бельё;

 - нельзя надевать чужую одежду;

 - нельзя пользоваться чужой мочалкой, расчёской и др.

Тема «Органы пищеварения»

Зубы – первая ступень пищеварительной системы. Если не чистить зубы, то на них образуется налет, в котором скапливается много микробов. Они будут разрушать зубы. При пережевывании пищи в работу включается язык. Далее пища проходит изо рта в пищевод, а затем в желудок. В тонкой кишке в основном происходит процесс пищеварения. Толстая кишка —  конечная часть пищеварительного тракта.

Органы чувств

Органы нервной системы.

Нервные клетки передают информацию. Нервную клетку называют нейроном. Находятся нейроны по всему телу человека, передают информацию (сигналы) в мозг. В передаче нервных
импульсов принимает участие спинной мозг и
головной мозг. Мозг похож на компьютер. Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части
тела.

30. Методика преподавания образовательного компонента «Человек и общество» учащимся с ТНР

 

Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет ребенок с ТНР, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека.

Изучение темы «Школа» включает подтемы:

 1) Класс, рабочее место ученика, обязанности учащихся.

 2) Школьные помещения, их расположение, оборудование помещений.

 3) Профессии работников школы.

 4) Школьный двор.

 5) Режим дня и гигиена школьника.

 6) Правила поведения в классе, спальне, столовой, на прогулке и т.д.

    Тема «Класс. Рабочее место ученика». Обращаем внимание на содержание в порядке учебных принадлежностей, на правилах посадки за партой, держать книгу при чтении на расстоянии 30-35 см от глаз и пр.

Изучая школьные помещения, проводим экскурсию по школьным помещениям и описываем их по плану:

Название.

Назначение.

Оборудование.

При изучении профессий работников школы формируем умения:

 --- соотносить названия профессий и их действия («Кто что делает?»);

 --- определять профессию по описанию («Угадай, кто это?»).

--- соотносить профессию и инструменты, материалы («Кому что нужно?»);

    При изучении темы «Режим дня» надо, чтобы учащиеся поняли, что режим включает обязательные каждодневные дела, которые выполняются в определённой последовательности. Не забывать о формировании знаний о гигиене школьника (умываться, чистить зубы, мыть руки перед каждым приёмом пищи и после прогулки, принимать душ каждый день, менять нательное бельё, ухаживать за волосами, ногтями и т.д.).

Тема «Правила поведения». Знакомим учащихся с правилами культурного общения. При изучении правил создаются и обсуждаются проблемные ситуации, используется беседа, рассказ учителя, чтение литературного материала, анализируются конкретные случаи из жизни самих детей.

СМШО: Методика преподавания предмета «Человек и мир»

Серединская Ольга Харитоновна – автор учебника, по которому идёт обучение учащихся с ТНР.

26. Формы, методы и приемы обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи предмету «Человек и мир»

«Человек и мир» как учебный предмет обладает большими возможностями в образовании, воспитании и развитии школьников с тяжёлыми нарушениями речи. В процессе обучения комплексно решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

    В ходе изучения предмета «Человек и мир» у школьников:

а) формируются основы научного мировоззрения ( учитель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека).

    б) формируется социально-бытовая адаптированность детей (социокультурная, гражданско-правовая, семейно-бытовая, субъектная, саногенная и коммуникативная компетенции).

    в) осуществляется сенсорное воспитание.

У детей с ТНР обеднённый сенсорный опыт, отмечается фрагментарность восприятия объектов и явлений, неточность сенсорных эталонов, ошибки вербального обозначения свойств предметов. Задача сенсорного воспитания – ознакомление учащихся с отдельными свойствами предметов, обучение приёмам их обследования предметов из ближайшего окружения.

    г) осуществляется экологическое, экономическое (доходы семьи,семейный бюджет и его разумное использование), патриотическое, эстетическое, этическое, семейное, правовое, санитарно-гигиеническое воспитание (режим дня, охрана здоровья, профилактика заболеваний и пр.). Имеют место географическая (план и карта, глобус и карта, формы поверхности Беларуси) и астрономическая пропедевтика (небо, звёзды, планеты).

    д) развиваются познавательные процессы ( мышление, память, восприятие, воображение, речь).

    е) обогащаются представления о национальных традициях.

Основные требования к уроку «Человек и мир»:

1. На уроке должны решаться основные задачи данного предмета: формирование элементарных знаний о человеке, природе и обществе; развитие речи учащихся, развитие логических умений, решение воспитательных задач.

2. Изучение строения любого органа нужно проводить во взаимосвязи с выполняемой им функцией.

3. Нужно постоянно подчеркивать, что в природе нет абсолютно полезных и абсолютно вредных организмов.

4. Следует устанавливать межпредметные связи с уроками литературного чтения, математики, «Моя Родина – Беларусь», русский язык, ИЗО.

5. Уроки «Человек и мир» не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Должны преобладать наблюдение, опыты, практическая работа.

6. Уроки должны носить динамичный характер и проходить не только в классе, но и вне класса.

7. Уроки должны быть хорошо оборудованы.

8.  Согласовывать план изучения предмета под руководством учителя и соответствующие разделы плана работы воспитателя.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.