Глава 1. Тема карточной игры и её место в русской литературе XIX века. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 1. Тема карточной игры и её место в русской литературе XIX века.

2022-02-10 277
Глава 1. Тема карточной игры и её место в русской литературе XIX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Карты и карточная игра в русской литературе XIXвека
 

 

 

Руководитель: 

Кренделева Надежда Владимировна

 

 

Выполнил студент:

Ганина Диана Сергеевна

 

 

Группа:

166

Дата защиты:

 

Оценка защиты:

 

Подпись преподавателя

 
     

 

Вологда

 2018

 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………3-4

Глава 1. Тема карточной игры и её место в русской литературеXIXвека…………………………………………………… 4-6

Глава 2. Примеры карточных игр в русской литературе XIXвека.

2.1. Карточная игра в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»……6-7

2.2. Тема карточных игр в произведениях М.Ю. Лермонтова……………………………………………………………7-8

2.3. Карточные игры в произведениях А.П. Чехова……………8-10

Глава 3.Описание карточных игр XIXвека.

3.1. Описание карточной игры «фараон»……………………….10

3.2. Описание карточной игры «штосс»…………………………10-12

3.3.Описание карточной игры «винт»…………………………….12-13

Заключение………………………………………………………13-14

Список использованной литературы………………………………….15

 

Пояснительная записка

Тема: Карты и карточная игра в русской литературе XIXвека.

Руководитель: Кренделева Надежда Владимировна.

Актуальность:Появление игральных карт в России было замечено в середине XVIIвека. Карточная игра стала популярной не только в кругу простых людей, но и одним из видов времяпровождения у аристократов. На сегодняшний день, карточные развлечения остаются актуальным занятием. Я хочу рассказать о том, какие карточные игры существовали в XIXвеке.

Цель: рассказать о карточных играх, описанных в русской литературе XIXвека.

Гипотеза: если я найду информацию о карточных играх в русской литературе XIXвека,то смогу узнать какие игры были в тот период времени.

Задачи:

1)Найти информацию о картах и карточных играх в литературных произведениях XIXвека.

2)Рассказать о видах карточных игр и их правилах.

3)Сделать вывод о наиболее популярных играх 19 века

Объект: Карты и карточная игра.

Предмет: Карты и карточная игра в русской литературе XIXвека.

Проектный продукт: реферат

Тип проекта: информационный

Методы исследования:

1)Нахождение информации из Интернет-ресурсов.

2)Изучение литературных источников.

3)Метод сравнения найденной информации.

4)Вывод о наиболее популярных играх.

Практическое применение: материалы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по русской литературе XIXвека, на уроках литературы в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по литературе.

Этапы работы и краткие итоги:

1)Поиск информации по данной теме.

2)Изучение и сравнение найденной информации.

3)Выявление самых популярных игр.

Отзыв руководителя:

 

 

Глава 2.1 Карточная игра в повести А.С. Пушника «Пиковая дама»

В самом заглавии „Пиковая Дама“ слиты три предметно-смысловых сферы, три плана сюжетного движения. В общей речи „пиковая дама“ - название, термин карты. Следовательно, это имя влечет непосредственно за собой ситуацию карточной игры. Эта игра определяется как игра в фараон (ср. Гофмана „Эликсир Сатаны“). Иначе - в XVIII веке - она называлась „фаро“.

Игра в фараон в „Пиковой Даме“ не столько тема авторского повествования, сколько тема разговора между персонажами. Повествование с ироническим благодушием вводит читателя в забавные последствия игры. Сама же игра, как источник возможных коллизий, в развитии темы „Пиковой Дамы“ отодвинута в скрытую глубь сюжета. Не автор, а сами персонажи обсуждают им известные сюжетно-бытовые функции игры, связанные с нею анекдоты, как бы подсказывая автору решение литературной задачи. В „Пиковой Даме“ выстраиваются в ряд профессионально-технические термины, которыми обозначаются разные приемы и детали игры в фараон:играть мирандолем -играть одними и теми же скромными кушами, не увеличивая ставки. Самый выбор пиковой дамы, как стержня карточной игры и связанной с ней драмы, должен еще более отстранить подозрение о порошковых картах.Таким образом, последняя из трех карт, на которые делал ставки Герман (туз или пиковая дама), была непригодна для шулера, играющего на порошковых картах. Тройка, семерка и туз в пушкинской повести, непосредственно суля выигрыш, могли быть свободно назначены и выбраны понтером.

 

Заключение.

Можно утверждать, что карты и карточная игра в русской литературе 19 века обладают функцией литературного образа.

Писателей и поэтов тема карточной игры интересовала в связи с широким бытование карточной игры в обществе ХIХ века, а также признавая страсть к игре «сильнейшей из страстей», являющуюся богатейшим источником интересных сюжетов, а сама карточная игра причиной или поводом порочных нравов, царивших в обществе. В сознании не только писателей, философов и поэтов, но большинства просвещенных россиян ХIХ века «азартная игра принималась как модель и социального мира, и универсума».

Для русского человека карты и карточная игра как раньше, так и сейчас является частью жизни. Поэтому эта тема не могла обойти внимание писателей и поэтов, которые отображают в своих произведениях явления действительности. Тема карточной игры (прямо или косвенно) присутствует в трудах многих авторов, которые так или иначе ее осмысляют и преобразовывают в своих произведениях. Благодаря большому числу карточных игр и их классификации, для автора существовало больше разнообразия тем, а для читателя в наше время не всегда является возможным разобраться в произведении где присутствует карточная игра, без прочтения специальной литературы. В XIX веке карточные игры были весьма популярны благодаря исторической ситуации, сложившейся тогда, поэтому мы так часто встречаем их на страницах произведений, написанных в то время.

В ходе своего исследования я выяснила, что самыми популярными карточными играми XIXвека была игра «фараон». Читая и анализируя собранную информацию, я узнала, что карточная игра «фараон» и карточная игра «штосс» XIXвека – это две одинаковые карточные игры.

 

Список используемой литературы:

1. http://aesthesis.ru/magazine/january17/cardsinliterature

2. https://knowledge.allbest.ru/literature/2c0a65625b2ad68b5d53b88421306d26_0.html

3. https://www.metod-kopilka.ru/statya_quotmotiv_kartochnoy_igry_v_proizvedenii_a.p.chehovaquot-30768.htm

4. http://studbooks.net/771663/literatura/kartochnaya_igra_element_dvoryanskoy_subkultury

5. http://cult-lib.ru/doc/dictionary/russian-life-xix/articles/29/igry.htm

6. Киберленинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-igry-i-ego-funktsii-v-fantasticheskih-povestyah-a-f-veltmana

7. https://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post252596260/

8. https://sites.google.com/site/mihailureviclermontov/proza/-maskarad/tema-kartocnoj-igry-v-russkoj-literature

9. Лотман Ю. М. Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки, 1960—1990.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Карты и карточная игра в русской литературе XIXвека
 

 

 

Руководитель: 

Кренделева Надежда Владимировна

 

 

Выполнил студент:

Ганина Диана Сергеевна

 

 

Группа:

166

Дата защиты:

 

Оценка защиты:

 

Подпись преподавателя

 
     

 

Вологда

 2018

 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………3-4

Глава 1. Тема карточной игры и её место в русской литературеXIXвека…………………………………………………… 4-6

Глава 2. Примеры карточных игр в русской литературе XIXвека.

2.1. Карточная игра в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»……6-7

2.2. Тема карточных игр в произведениях М.Ю. Лермонтова……………………………………………………………7-8

2.3. Карточные игры в произведениях А.П. Чехова……………8-10

Глава 3.Описание карточных игр XIXвека.

3.1. Описание карточной игры «фараон»……………………….10

3.2. Описание карточной игры «штосс»…………………………10-12

3.3.Описание карточной игры «винт»…………………………….12-13

Заключение………………………………………………………13-14

Список использованной литературы………………………………….15

 

Пояснительная записка

Тема: Карты и карточная игра в русской литературе XIXвека.

Руководитель: Кренделева Надежда Владимировна.

Актуальность:Появление игральных карт в России было замечено в середине XVIIвека. Карточная игра стала популярной не только в кругу простых людей, но и одним из видов времяпровождения у аристократов. На сегодняшний день, карточные развлечения остаются актуальным занятием. Я хочу рассказать о том, какие карточные игры существовали в XIXвеке.

Цель: рассказать о карточных играх, описанных в русской литературе XIXвека.

Гипотеза: если я найду информацию о карточных играх в русской литературе XIXвека,то смогу узнать какие игры были в тот период времени.

Задачи:

1)Найти информацию о картах и карточных играх в литературных произведениях XIXвека.

2)Рассказать о видах карточных игр и их правилах.

3)Сделать вывод о наиболее популярных играх 19 века

Объект: Карты и карточная игра.

Предмет: Карты и карточная игра в русской литературе XIXвека.

Проектный продукт: реферат

Тип проекта: информационный

Методы исследования:

1)Нахождение информации из Интернет-ресурсов.

2)Изучение литературных источников.

3)Метод сравнения найденной информации.

4)Вывод о наиболее популярных играх.

Практическое применение: материалы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по русской литературе XIXвека, на уроках литературы в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по литературе.

Этапы работы и краткие итоги:

1)Поиск информации по данной теме.

2)Изучение и сравнение найденной информации.

3)Выявление самых популярных игр.

Отзыв руководителя:

 

 

Глава 1. Тема карточной игры и её место в русской литературе XIX века.

Игральные карты - есть примечательное изобретение человеческой мысли. Многообразие правил и игровых ситуаций, самоценность игрового процесса придают этим небольшим листкам с изображениями мастей и фигур устойчивую популярность без возрастных, социальных и этнокультурных границ. На время своего развертывания игровой процесс создает особую реальность, типизирующую действия играющих посредством специфических правил и психологических универсалий игрового поведения. В то же время, реализация игры в различных социокультурных средах и конкретная историческая обстановка придают игре и игровому инвентарю определенные особенности и значения в жизненном укладе, задают способы организации игровой ситуации, определяют поле культурных смыслов, символов, бытовых сюжетов, связанных с игрой.

Таким образом, игра существует не только сама в себе, но и развертывается во вполне определенную и нуждающуюся в описании историческую реальность, связанную с культурной, экономической, правовой жизнью. Подходя к карточной игре не с точки зрения игрока-профессионала, интересующегося коллизиями и результатами каждой единичной игры, но с точки зрения историка, для которого важны личные и социальные обстоятельства людей, во множестве повторяющихся игр,возможно, внести вклад в реконструкцию и детализации картин русской бытовой действительности, в формирование частного измерения истории, в изучение мировоззрения и типов поведения, характерных для различных социальных групп русского общества. В современных гуманитарных исследованиях эти сюжеты рассматриваются как важнейшие направления научного поиска.

Карты обладали социальной функцией, т.е. составляли неотъемлемую часть русского быта в XIX века.Также они являлись и культурной реалией.

Составляя классификацию карточныхигр, которые встречаются в литературе, выделяют: коммерческие и азартные игры. К коммерческим играм относятся игры, требующие от игроков острой наблюдательности, хорошей памяти, быстрой реакции и неукоснительного соблюдения правил. Примером коммерческой игры в литературе служит игра «винт» (Л. Андреев «Большой Шлем»). Азартными называют игры, выигрыш в которых зависит только от случая и везения, но не от расчета и умения игрока. Страстными поклонниками азартных игр были и древнеримские императоры, и французские короли, и китайские мандарины; на кон ставились дети, жёны, владения. Примером азартной игры в литературе служат игры «фараон» (А. С. Пушкин «Пиковая дама») и «штосс» (М. Ю. Лермонтов «Штосс»)

Карточную игру и карточные термины впервые встречаем уже в творчестве А.Д.Кантемира, Г.Р.Державина, А.П.Сумарокова. Ироикомическая поэма В.И.Майкова стала первым литературным произведением, полностью посвященным карточной игре. Более глубокую и тонкую разработку эта тема получила в XIX веке. В произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого отражены автобиографический игровой опыт, описан внутренний мир игрока, рассмотрены личностные и внешние обстоятельства, побуждающие к игре.

Игра в карты была одним из важнейших символом светской жизни (не только способом занять время, но отличным качеством, означающим принадлежность человека к свету, определенному кругу). Игра была средством социальной ориентации, идентификации себя с окружающими, самоопределения. Специфика темы карт и карточной игры в повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама» раскрыта Ю.М.Лотманом: «азартная игра воспринималась как модель социального мира и универсума. Это с одной стороны, как мы видим, определялось тем, что некоторые черты этих миров воспринимались аналогичными карточной игре. Однако возникла противонаправленная аналогия: карточная игра, становясь языком, на который переводились разнообразные явления внешнего для него мира, оказывала активное моделирующее воздействие на представление о самом объекте…».Русская литература буквально пропитана духом игрового азарта! Писатели и поэты, гении русской словесности, играли сами и об игре со знанием дела и с удовольствием писали.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.