Часть III. Будем жить                              – 48 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Часть III. Будем жить                              – 48

2022-02-10 20
Часть III. Будем жить                              – 48 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 5. «Железные» люди                          – 48

Глава 6. Обратно в Орто Дойду                       – 55

Эпилог                                                                – 82

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА

Дорогой читатель!

Данная работа является прямым продолжением первого опуса, надеюсь известного Тебе, как – «Там, где пройдут ваши кони, там будут наши земли!». В этот раз, на фоне описания дальнейших действий далеких предков, хочу «поделиться» с Тобой своим видением истории и возникновения топонимики такой далекой теперь «Дойду». Как и в первый раз, в книге будут даны лишь конечные результаты измышлений,  основанных на схожести современных тюркских языков и «фантазиях воспаленного мозга», но облаченные в некую художественную форму. Хотя почему бы и нет?

Вот, например:

1) учебник «История древнего Казахстана»  за 6-ой класс от издательства «Атамұра» (2011 г.), в параграфе 15 «Хозяйство и быт саков»  на стр. 72, относя нас к другому учебнику, а именно «Рассказы по истории Казахстана»  за 5-ый класс,  поясняет следующее:

– По их (саков) представлениям мир состоял из трёх составляющих – небесный мир, подземный мир и земной мир …

Что мы можем «разглядеть» в этом факте? Ещё в начале восьмидесятых (боже мой, как давно это было) учительница истории Людмила Васильевна Прохорова, объясняла нам, простым сельским школьникам, что саки и скифы, в древности населявшие земли севернее Черного моря и пределы современного Казахстана, это один и тот же народ, только вот по-разному именуемый историками. Народ этот, сражался ещё с «Искандером двурогим», а потом почему-то загадочно исчез. А оказывается, не исчез, если учитывать его «превращение»  в корни казахского родового дерева «Шежире»  и сравнить восприятие мира САКАМИ с восприятием мира САХА!!!

2) всем «кангалассцам» и не только им, известно, что в Дойду есть такие наслеги1 как «КАЧИКАТЦЫ», «НАМЦЫ» и уж не куда не деться – «ОКТЁМЦЫ».

Всё дело в том, что до сих пор, ещё никто не смог объяснить мне сути их названия. Поэтому обратился к «помощи  господина Пекарского», в смысле к помощи его словаря, но это мало, что дало. Пришлось «разбираться» самому, и в какой-то момент времени, стало очень интересно. Результаты применения уже известной Вам методики разбивки и рассмотрения современных якутских названий по составляющим слогам, на мой взгляд, просто поразительны. Вот, например: «КА – ЧИ – КАТ – ЦЫ». Это первый «трансформер», вернее всего правильнее рассматривать как «КАЧИК – АТ – ЦЫ», что в свою очередь является прямым видоизменением современного тюркского «ГАШЫК – АТ – ШИ».

1) наслег – наименьшая административно-территориальная единица в Республике Саха (Якутия), включающая село и прилегающие к нему территории. Соответствует сельскому округу или сельскому совету времен Советского Союза.

Здесь, надо отдельно сказать о том, что русскоязычное окончание – «ЦЫ»  и надо полагать даже «СЫ», есть не что иное, как видоизмененное тюркоязычное, в частности казахское – «ШИ», что означает человек, занимающийся определенным ремеслом, на которое указывает слово, окончанием которого и является наше «ШИ». Вот слово «СУРЕТШИ»  означает - художник, где «СУРЕТ» - рисунок или картина.

А вот другие примеры:

ЭНШИ – певец, где ЭН – песня;

ТИЛШИ – ведущий, где ТИЛ – язык.

И так далее…

Стыдно, как-то признаться, рыбак, а ещё ни разу не спиннинговал на Синей. Но это так, к слову, в смысле того, что не везде побывал, даже не во всех селах родного улуса. Например, не был в ОЙе. Помню, наслег остается справа за лесом, если ехать в Покровск со стороны Якутска.

Так вот, Ой в переводе с якутского языка означает – низина, впадина.

Не уверен на все сто процентов, но все, же думаю, что село стоит не в низине, так вся долина Эркээни - это практически плоскотня, не имеющая ярко выраженных низменностей. К тому же основывать поселение в низменности, как то не логично.

Согласны? Значит дело в чём-то другом.

В современном казахском языке, слово «ОЙ»  имеет несколько значений:

1) ОЙ – всё та же низина, впадина;

2) ОЙ – мысль, мнение, идея, задумка;

3) ОЙ – возглас удивления, испуга.

Сопоставляя месторасположение самого «ОЙ»  и возможных значений перевода,              прихожу к осознанию двух версий.

Первая – «ОЙ», возник на том самом месте, где кому-то и когда-то, в голову пришла какая-то идея, возможно связанная с укрытием в лесу, по аналогии с историей засадного полка в Куликовской битве. Есть такая легенда.

Вторая – другим вариантом может быть …

Однако сочту за необходимость умолчать о его значении тут и направить Вас непосредственно к тексту опуса.

А такие родные – «ОКТЁМЦЫ»? …

Да, ОКТЁМЦЫ! Как много в этом слове! Но … оставим сантименты и попытаемся снова самостоятельно разобраться. Очередной трансформер «ОК – ТЁМ – ЦЫ» получается правильнее рассматривать как «ОКТЕМ – ШИ», из которого на основе древнего якутского или современного казахского языков мы видим следующее:

«ОКТЕМ»  - что-то типа властный;

«ШИ»  = «ШЫ»  = «ЦЫ»  - мы уже знаем, что это человек, занимающийся определенный ремеслом или обладающий чем то.

И что из этого?

А вот, что.

«ОКТЕМЦЫ»  - не что иное, как место проживания, какого-то властелина давно минувших лет.

С осознанием этого в «башке» сразу же возникли другие вопросы, кого именно?                 и каких лет?

Вообще, само местоположение ОКТЁМЦЕВ очень примечательно – село стоит в самом центре долины Эркээни, на высоком берегу речки, выходящей к одной из широких проток Лены, да и сама протока очень рядом, а рядом несколько озер. Как ни крути, а очень продуманно выбрано весьма удобное место. И поэтому, в первом опусе и появляется такой герой – Эркин-боотур.

И как Ты теперь понимаешь, под местом первого лагеря передовой части тумена саков-уранхаев подразумевается место, где теперь расположены небезызвестные ОКТЁМЦЫ. 

Чтобы хотелось ещё сказать?

Наверное, надо кратко объяснить почему, что в первом, так и во втором опусе много «батальных» сцен или другими словами много крови. Занятие чужой территории и столкновение двух культур просто не могли проходить мирно и без пролития крови. По другому просто не могло и быть.

В целом допускаю, что многие из земляков не согласятся с такой интерпретацией «нашей» истории. Но, на мой взгляд - ИСТИНА ГДЕ-ТО РЯДОМ!


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.