Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

2022-02-10 22
Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Методические рекомендации по изучению Правил дорожного движения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

Организация-разработчик: ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Руководитель разработки: Алексеев С.В., заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО

Разработчики:

Данченко С.П., доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО

Шаров С.А., методист кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО

При участии:

Бойкина М.В., ст. преподаватель кафедры начального образования СПб АППО

Волковская И.И., ст. преподаватель кафедры начального образования СПб АППО

Рецензент:

Костецкая Г.А., к.п.н., доцент кафедры методики РГПУ им. А.И.Герцена

Рекомендовано на совместном заседании кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека и кафедры профессионального образования

Протокол № ________ «_____» марта 2013 г.

 

 

Методические рекомендации по изучению Правил дорожного движения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов

  Движение на наших дорогах стало настолько активным, что и взрослый порой теряется в проблемной дорожной ситуации, что тут говорить о детях. Они чаще всего не понимают опасности, которая ждет их на проезжей части, не только от детской беспечности своей, но и по неопытности и безграмотности в области Правил дорожного движения.

Для того чтобы сформировать у ребенка стойкие навыки и умения по соблюдению Правил дорожного движения, необходима выверенная система обучения, использование разнообразных, современных форм и методов.

Обучая детей основам поведения на улицах и дорогах, следует помнить, что правила – это не умозрительные постулаты, они основаны на конкретных дорожных ситуациях.

Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение Правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача всей общественности, административных органов и в первую очередь дошкольных детских учреждений, школ и родителей.

Первые 5 лет жизни дети находятся под присмотром родителей. В возрасте от 6 до 10 лет ребёнок постепенно становится всё более независимым. Этот период характеризуется устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. В этом возрасте он становится полноценным участником дорожного движения, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Именно в это время необходимо формировать у ребёнка безопасные способы поведения на улице и дороге. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий – во многом зависит от учителя начальных классов и школы в целом.

Задача учителя – научить ребёнка правильно вести себя на дороге. И обучение детей должно быть направлено не только на то, чтобы зазубрить Правила дорожного движения, но и научить анализировать дорожную обстановку, предвидеть возникновение опасности, привить навыки безопасного поведения на улице и ответственность за свои действия на дороге. Для достижения этих целей можно использовать принципы развивающего обучения, которые в самом общем виде сводятся к следующему:

1. Усвоение детьми системы научных понятий и способов их получения, а не просто суммы знаний. Вся работа направлена на то, чтобы дети осознали смысл понятия, а не просто выучили его определение.

2. Партнёрское общение учителя с учениками, предполагающее общее взрослого с взрослыми. При этом ученик выступает как активный участник учебного процесса. На уроке должна создаться атмосфера доверия, которая позволяет детям экспериментировать, высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться, сделать что-то не так.

3. Совместная работа учащихся, обсуждение изучаемого материала. Контрольные упражнения, с помощью которых можно проверить те или иные знания, могут придумать сами дети.

При обучении детей ПДД необходимо одновременно решать две задачи:

1. Подавать учебный материал в адекватной для данного возраста форме, то есть с учётом психофизиологических особенностей на основе принципов развивающего обучения;

2. Формировать у детей психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения и использование  знаний, полученных на уроках, в повседневной жизни.

Для того чтобы ребёнок действительно хорошо усвоил знания, полученные в ходе занятий, полезны следующие практические рекомендации:

1. Необходимо использовать хорошо продуманные наглядные пособия. Однако иметь наглядный материал мало,  нужно научить его видеть. В начальной школе дети учатся рассматривать объекты. При этом очень важно поставить задачу – что именно нужно пронаблюдать в воспринимаемом объекте. Очень важно подводить итоги наблюдения. Учителю совместно с детьми следует подытожить и обобщить всё то, что учащиеся узнали в результате целенаправленного восприятия. Во время такой работы нередко обнаруживаются какие-то пробелы: дети что-то пропустили, не заметили.

2. Следует чередовать задания, выполняемые устно, с составлением графических схем и рисунков. Это связано с тем, что внимание младших школьников ещё очень неустойчиво и при выполнении простых, однообразных заданий они начинают отвлекаться. Не рекомендуется давать детям выполнять сразу два задания, например, слушать учителя и писать в тетради.

3. Целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Нельзя переходить дорогу на красный свет» предпочтительнее заменить фразой «Переходите дорогу на зелёный сигнал светофора». Если нет возможности избежать отрицательных формулировок, то необходимо такие правила представлять вместе с «альтернативными», содержащими руководство к действию.

4. Необходимо, чтобы дети не просто заучивали Правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребёнок должен уметь объяснить, например, почему прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. Все формы работы на уроке должны преследовать одну цель – осознание детьми важности соблюдения Правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. Очень важно, чтобы у ребёнка была возможность высказаться, чтобы они не боялись этого делать. В противном случае дети из-за боязни быть неодобренными могут прилежно повторить всё сказанное учителем, но основная задача не будет достигнута – знание не станет осознанным, не закрепится как точка зрения, как убеждение. Развивая у детей осознанность, мы развиваем и ответственность за свои действия и поступки. Тогда и чужой пример не будет столь заразительным.

5. Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации, в которой ребёнок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать этот выбор!

У ребёнка три основных источника знаний правильного поведения на дороге: родители, школа, социальная среда. Социальная среда зачастую формирует ошибочные представления о поведении на дороге. Родители, сами игнорируя соблюдение Правил, показывают плохой пример детям, а если и хотят научить ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге, то не знают как. Школа остаётся единственным источником, откуда дети могут почерпнуть знания, как правильно вести себя на дороге, получить квалифицированный ответ на поставленные вопросы. Поэтому на учителя возложена огромная ответственность по воспитанию грамотного, дисциплинированного участника дорожного движения.

Увеличение количества транспортных средств, интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах нашего города создают предпосылки для возникновения различных дорожно-транспортных происшествий с участием детей младшего школьного возраста.

Основными причинами этих происшествий являются:

· несформированная элементарная культура поведения учащихся и их родителей на дорогах;

· незнание и несоблюдение ими Правил дорожного движения;

· неготовность значительного большинства детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам города.

Изучение правил дорожного движения, освоение различных моделей поведения на дороге, проектирование различных известных и неизвестных маршрутов движения существенно расширяют возможности для воспитания грамотного пешехода, позволяют значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм детей.

Освоение и осмысление правил дорожного движения в каждом конкретном образовательном учреждении может быть представлено в следующих вариантах:

1. средствами учебных предметов в начальной школе;

2. средствами факультативного курса во внеурочной деятельности;

3. средствами дополнительного образования за пределами школы;

4. сочетанием вариантов обучения.

 

Рассмотрим, как данный курс может быть реализован с помощью различных предметов учебного плана начальной школы.

    Программа по учебным предметам (часть 1) (М., «Просвещение», 2010 г.) предполагает, что изучение правил дорожного движения содержится в обязательном порядке в учебниках Окружающего мира, рекомендованных МО РФ и включенных в Федеральный перечень учебников 2011 – 2012 учебных годов.

Содержание программы предполагает освоение следующих умений учеников по осмыслению и применению в учебных ситуациях и реальной жизни правил дорожного движения:

· умение выделять в окружающем мире разные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

· объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным правилам дорожного движения в соответствующем документе);

· находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

· раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила передвижения;

· разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир), передавая особенности их поведения в зависимости от ситуации, и др.

Особое внимание уделяется рефлексивным умениям, частью которых является умение оценивать свое поведение и поведение других участников дорожного движения, предвидеть результат возникшей ситуации, предугадывать возможные последствия своего поведения и других участников движения.

Приведем пример, как содержание программы отражается в курсе Окружающего мира (1 класс, автор А.А. Плешаков) на примере созданной рабочей программы.

1 класс, раздел «Что и кто» - 20 часов:

Тема урока Характеристика деятельности учащихся
Что вокруг нас может быть опасным? (Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.) - Выявлять потенциально опасные предметы в окружающем мире; - Формулировать правила перехода улицы; - Моделировать устройство светофора; - Оценивать свое поведение на дороге.
Когда изобрели велосипед? (История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.) - Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; - Запомнить правила безопасной езды на велосипеде.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Правила безопасности в автомобиле, в поезде, на железной дороге, а также других средствах транспорта- автобусе, троллейбусе, трамвае. - Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; - Знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; - Рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; - Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации.

Кроме того, изучение правил дорожного движения может быть представлено и в содержании других учебников в начальной школе: учебник русского языка, литературного чтения, математики и т.д.

Например, в учебнике «Азбука» Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (система учебников «Перспектива») на странице 30 – 31 учащиеся знакомятся с элементарными правилами дорожного движения, учатся читать знаки дорожного движения.

Приведем пример фрагмента урока по изучению правил дорожного движения по «Азбуке» Л.Ф. Климановой и др. (1 класс).

- Рассмотрите дорожные знаки. О чем они рассказывают?
- А какие знаки могут быть непонятны Робику? Попробуйте догадаться, почему для знака «Путь закрыт» выбрана поперечная полоса. (Показана преграда.)
- Выполним творческое задание. Обозначим путь к школе с помощью стрелок. Какой самый короткий путь получился? Какой длинный? Какой путь самый безопасный?

- Сформулируйте, какие правила дорожного движения необходимо выполнить, чтобы добраться до школы?
— Нужно ли знать дорожные знаки сельскому жителю? Придумайте историю «Сельский житель в городе».

Изучение правил дорожного движения может быть освоено и средствами внеурочной деятельности.

Например, к завершенной линии учебников А.А. Плешакова по окружающему миру (система учебников «Школа России») разработана программа «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова).

Освоение данной программы может быть интегрировано с учебником по окружающему миру, по математике, литературному чтению и т.д. Также освоение данной программы возможно и в кружке, и на факультативе и пр.

Использование данного пособия позволяет организовать практическую деятельность учащихся по сохранению и безопасности здоровья на дороге.

Определим умения, которые должны быть сформированы у учащихся на дополнительных уроках (в кружках, факультативах).

В первом классе учащиеся должны научиться:

· выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой;

· правильно переходить улицу;

· различать сигналы светофора и регулировщика.

Во втором учащиеся должны:

· знать правила перехода дорог при высадке из транспорта;

· освоить обязанности пассажира: принимать безопасную позу при чрезвычайных ситуациях в транспорте.

В третьем классе учащиеся должны знать:

· правила движения пешеходов с правосторонним и левосторонним движением;

· правила движения пешеходов по загородной дороге;

В четвертом классе учащиеся должны:

· освоить правила движения на велосипеде;

· освоить правила поведения на железнодорожном транспорте.

    В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 2006 году была разработана региональная программа учебного модуля «Дорожная безопасность» для учащихся 1 - 9 классов (авт. коллектив: Мельникова Т.В., Данченко С.П., Форштат М.Л.). Программа была рекомендована Комитетом по образованию правительства Санкт-Петербурга для преподавания в школах города.

    Региональная программа основывается на специфических принципах.

· модульный принцип построения образовательной программы позволяет использовать ее как составляющую часть школьного курса ОБЖ, а так же в виде отдельного спецкурса.

· принцип непрерывности определяется постепенным и этапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования;

· принцип спиралеобразной формы представления содержания программы. Это значит, что уже первоклассники должны знать ПДД, касающиеся движения пешеходов, значение дорожных знаков, сигналов светофора, регулировщика и т.д. Программой предусмотрено, что учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в предыдущие года обучения, постепенно осваивая в старших классах ПДД для водителей.

· принцип личной ответственности за собственную безопасность на дороге. Этот принцип является необходимым дополнением к принципу строгого соблюдения правила перехода дороги, который утверждает, что переход дороги необходимо осуществлять только на пешеходных переходах (или в других разрешенных местах в соответствии с п.4.3 ПДД) и только по зеленому сигналу светофора, если он имеется. Однако такой подход формирует у детей неправильную модель поведения, построенную на убеждении, что для безопасного перехода дороги достаточно соблюдать ПДД. В сознании детей укореняется представление, что если он не нарушает правила, то с ним ничего не случится. Принцип личной ответственности за собственную безопасность предполагает двойственный подход к обучению детей: а) знание и строгое выполнение ПДД; б) перед началом движения убедись в собственной безопасности, т.е. что другие участники дорожного движения также соблюдают ПДД.

    Программа «Дорожная безопасность» для начальной школы обеспечена методическим пособием и рабочей тетрадью для учащихся.

Также изучение и освоение правил дорожного движения может рассматриваться и в системе дополнительного внешкольного образования. В системе дополнительного образования может быть использована программа «Безопасность дорожного движения» под редакцией П.В. Ижевского.

В эту программу вошли теоретические и практические знания по безопасности на дороге. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся осваивали не только информацию, но и могли ею пользоваться в практической деятельности. С этой целью необходимо оформить

· уголок безопасности дорожного движения;

· макет многосекционного электрического светофора;

· изображения дорожных знаков соответственно Правилам дорожного движения;

· уголок юного инспектора движения;

· уголок юного велосипедиста.

Кроме того, сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

· проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

· привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению мероприятий по освоению правил дорожного движения;

· создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

       Обучение правилам дорожного движения является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе. В программе образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, определяются задачи формирования социальных представлений, навыков осознанного выбора поступков и поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Изучая правила дорожного движения, учащиеся приобретают знания и навыки движения на дороге, учатся анализировать и оценивать дорожные ситуации. Правила дорожного движения ребенок усваивает как на уроках обучения грамоте, окружающего мира, чтения, технологии, так и во внеурочной деятельности. В учебные пособия по данным предметам включены материалы по правилам дорожного движения. Во внеурочной деятельности возможно использование различных дидактических пособий, книжек-раскрасок. Чтобы усвоение правил действительно состоялось, педагогам могут быть полезны следующие советы.

1) Необходимо использовать хорошо продуманные наглядные пособия,

т. к. накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогащает жизненный опыт учащихся и способствует формированию осмысленного восприятия. При этом очень важно поставить задачу на восприятие (что надо пронаблюдать в воспринимаемом объекте), подвести итоги наблюдения, что способствует развитию навыка самоконтроля. Например: на экскурсии детям дается задание определить как машины «разговаривают» друг с другом, о чем они «говорят». После высказываний детей учитель делает вывод о том, что при переходе проезжей части улицы нужно внимательно осмотреть дорогу, определить, куда поворачивают машины.

2) Следует чередовать задания, выполняемые устно, с составлением рисунков, графических схем, игровые задания, инсценирование. Это связано с неустойчивостью внимания младших школьников и неумением его распределять.

3) Целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Если нет возможности избежать отрицательных формулировок, то такие правила необходимо представлять вместе с альтернативными, «утвердительными». Например, сразу же после формулировки «Нельзя переходить проезжую часть улицы на красный сигнал светофора» должна следовать рекомендация «Переходи проезжую часть улицы по зеленому сигналу светофора».

4) Необходимо, чтобы дети не просто заучивали правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребенок должен уметь объяснить, например, почему, прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. Если возникают на уроке затруднения в понимании каких-либо правил, полезно организовать совместное обсуждение их детьми: предоставить им возможность задавать друг другу вопросы, поправлять ответы друг друга, рассуждать. Работая с ребенком над осознанностью правил дорожного движения, мы развиваем у детей ответственность за свои действия и поступки. Тогда и чужой пример не будет заразителен.

5) Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации, в которой ребенок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать свой выбор.

        Основными путями подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через учителей, воспитателей и родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для учащихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы и искусства.

        Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) идет в трех направлениях: с учащимися, с учителями, с родителями.

        Работа с родителями важная составляющая профилактики ДДТТ. Подчас не все родители знают, на что необходимо обращать внимание ребенка, в каких формах предъявлять информацию. Чтобы воспитательная работа с ребенком была эффективна, педагогу нужно грамотно направлять родителей. Данные памятки (см. приложение) учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности.                                                                                                                    - Через информационные стенды, листовки, памятки.                                                  - Через родительские собрания и индивидуальные беседы.                                       - Распечатывая задания-письма родителям о том, что нужно понаблюдать на дороге в течение недели, с последующим обсуждением наблюдений в классе.                                                                                                                        - Возможно использование материалов памяток на уроках русского языка как орфографический, грамматический материал или для работы с текстом.                                             

        Работа с педагогами строится как взаимообучение на показательных мероприятиях по безопасности жизнедеятельности с детьми, участие в семинарах, оказание методической и консультационной помощи при подготовке уроков. Учителя, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования должны знать модель формирования безопасного поведения юного пешехода на улице. Работу школы по профилактике дорожно-транспортного травматизма необходимо строить через различные формы учебной и внеурочной деятельности.

   Структура плана работы школы по профилактике ДДТТ.

(Из опыта работы ГОУ НОШ №453 Колпинского района Санкт-Петербурга)

Информационно-просветительская деятельность:

-   изучение правил дорожного движения;

-   беседа с нарушителями;

-   демонстрация видеофильмов

-   проведение инструктажа перед каникулами и праздниками;

-   встреча с сотрудниками ГИБДД;

-   проведение бесед перед экскурсиями, поездками и походами;

-   проведение родительских собраний.

Организационно-подготовительная работа:

-   оформление уголков по ПДД;

-   выбор безопасного маршрута в школу;

-   назначение ответственного за профилактическую работу;

-   создание методической базы;

-   изготовление и приобретение наглядных пособий.

Мероприятия по распространению и закреплению знаний, умений и навыков по ПДД:

-   проведение практических занятий на улицах города во время экскурсий;

-   выпуск листовок по ПДД;

-   игры по станциям, смотры знаний, викторины, КВН;

-   конкурсы рисунков по ПДД;

-   сочинения «Улица и мы»

-   участие в районных соревнованиях;

-   организация агитбригад, театрализованных представлений для школьников по тематике ПДД.

 

Формы работы общеобразовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

(Из опыта работы ГОУ НОШ №453 Колпинского района Санкт-Петербурга)

Учебная деятельность

· изучение ПДД в интегрированных курсах и на общеобразовательных предметах (технологии, окружающий мир, обучение грамоте);

· проведение ситуационного минимума в конце урока.

· изучение ПДД в курсе ОБЖ;

· изучение ПДД как отдельного курса;

 

Внеурочная деятельность

· проведение классных часов по тематике ПДД;

· изучение ПДД как отдельного курса;

· проведение практических занятий на улицах города (отдельно или во время проведения экскурсий);

· оформление стенных газет, листовок (совместно с учащимися);

· участие в школьных радиопередачах;

· проведение внеклассных мероприятий – викторин, КВН, тематических вечеров и утренников, игр по станциям и пр.;

· организация агитбригад, театрализованных представлений для школьников по тематике ПДД;

· проведение школьных туров конкурсов рисунков, сочинений поделок, фотографий и пр. со сдачей лучших работ на районный тур;

· организация работы школьного отряда юных инспекторов дорожного движения;

· работа с учащимися-нарушителями ПДД;

· организация и проведение встреч с работниками ГИБДД;

· проведение экскурсий в «Автогородок» ДТДиМ, «Автоград» СПб, музей транспорта, автотранспортные предприятия по предварительной договоренности.

                        Формы внеурочной работы с учащимися.

1.Викторины

Позволяют определить общие знания правил дорожного движения

При подготовке учитывать:  - возраст, имеющуюся базу знаний

Особенности:  - определяется тематика (одна тема или несколько)

                    - вопросы строятся от простых к сложным

                      - поставленные вопросы должны предполагать конкретные      

                      ответы;

                    - проводятся как блиц-опрос, брейн-рин, КВН и т.д.

Беседы

 Дают первоначальные понятия о правилах дорожного движения, историческую справку о возникновении транспорта, дорожных знаков и др.

При подготовке учитывать: возрастные особенности

а) у детей есть начальные знания – надо продолжить обучение  

б) использовать опорные фразы, наглядность

в) не смешивать темы

г) занятие проводить не более 10-15 минут

д) сделать акцент на управление велосипедом

  3.Конкурсы, соревнования

Позволяют учесть возрастные потребности детей в соревновательных видах деятельности, получить признание своих достижений в изучении ПДД

Особенности:

1. Необходимо разработать положение о конкурсе:

- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;

- указываются цели и задачи;

- условия проведения;

- возраст участников;

- критерии определения результатов;

- список рабочей группы и жюри;

- финансовое обеспечение

2. Четко определить временные рамки каждого этапа.

3. Определить ответственных за каждый этап.

4. Провести подробный инструктаж рабочей группы, жюри и участников конкурса.

Игры

а) С правилами (подвижные и дидактические) - позволяют формировать понятия, закреплять навыки самостоятельных действий на основе использования полученных знаний о правилах дорожного движения, моделировать дорожные ситуации, вести диалог.

Виды игр: настольные, компьютерные, подвижные, дидактические и др.

Учитывать:

санитарно-эпидемиологические нормы работы за компьютером; сменяемость видов деятельности; при обучении игре допускается прямое руководство взрослого с последующим наблюдением его за игрой.

б) Творческие

Сюжетно-ролевые:  - позволяют моделировать типовые варианты       дорожной обстановки в помещении, на улице, в транспорте.

  Учитывать:

· что это первые игры, где ребенок учится соотносить свои действия с тем, что он видит в окружающей действительности;

· на развитие сюжета игры значительное влияние оказывает используемый дидактический игровой материал;

· игры на основе сюжетов дорожно-транспортной тематики требуют предварительного специального обучения детей;

· сюжетно-ролевая игра имеет социальный характер, следовательно, ее сюжет меняется с изменением условий жизни людей и правил дорожного движения;

· на начальных этапах организации и проведения сюжетно-ролевых игр допускается прямое руководство игрой со стороны взрослого, постепенно роль взрослого становится косвенной;

· сюжетно-ролевая игра организуется с помощью действий, которые сопровождаются активной речью;

· в ходе игры педагог может создавать проблемную ситуацию, из которой дети самостоятельно находят выход (например: сломался светофор, идут ремонтные работы на дороге и т. п.)

Театрализованные: позволяют активизировать творческий потенциал детей, расширить его знания, обогатить личный опыт.

Особенности:

· дети любят разыгрывать спектакли по сюжетам сказок и показывать их тем, кто младше, а часто и своим сверстникам

· простые по содержанию литературные произведения привлекают детей возможностью участия.

· использовать различные по способу изготовления атрибуты, театральные костюмы (полные и неполные), куклы-марионетки.

5.Экскурсии, «образовательные» путешествия.

Позволяют отработать и закрепить на практике имеющиеся    

теоретические знания, провести анализ ситуации в конкретных дорожных условиях.                

Особенности:

· заочные: используются фото-видео материалы, схемы;

· очные: пешие и автобусные


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.