ТЕМА 2. Функциональные основы официально-делового стиля. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

ТЕМА 2. Функциональные основы официально-делового стиля.

2022-02-10 48
ТЕМА 2. Функциональные основы официально-делового стиля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разнообразие жанров документов

Понятие функционального стиля. Особенности официально-делового стиля. Приоритет функции воздействия. Сфера применения и важнейшие свойства деловой речи. Канцелярский, юридический и дипломатический подстили, их особенности. Основные требования к стилю служебных документов. Общие функции документа: информационная, социальная, коммуникативная, культурная. Специальные функции документа: управленческая, правовая, функция исторического источника. Взаимодействие жанра и стиля. Речевое оформление документов различных жанров. Унификация языка деловых бумаг.

 

ТЕМА 3. Лексические, морфологические и синтаксические особенности служебных документов

Понятие лексической и стилистической нормы. Значение слова. Виды многозначности. Лексическая сочетаемость. Исконная и заимствованная лексика. Терминология. Плеоназм и тавтология. Синонимия и паронимия. Употребление прописной буквы в наименованиях. Сокращения и аббревиатуры. Правила записи цифровой информации. Понятие грамматической нормы. Понятие грамматического управления. Трудности в употреблении форм различных частей речи. Выбор предлогов. Стандартный порядок слов. Проблема координации главных членов предложения. Синтаксис простого и сложного предложения в текстах документов.

 

ТЕМА 4. Композиционные особенности служебных документов

Структура текста и её влияние на достижение коммуникативных целей. Варианты композиции делового письма. Методы составления текста. Заголовок как элемент текста служебного документа. Логичность изложения. Проверка правильности аргументации. Виды аргументов. Толкование значений терминов в текстах служебных документов. Правила деления понятий. Рубрикация текстов. Разработка типовых и трафаретных текстов.

ТЕМА 5. Общие принципы редактирования служебных документов

Техника правки теста. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Корректурные знаки. Сверка копии с оригиналом.  Новые тенденции в практике русского делового письма. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

 

ТЕМА 6. Языковые уровни и параметры документного текста

Морфологические параметры документных текстов. Лексические особенности документных текстов. Терминология документных текстов. Устойчивые и свободные словосочетания документных текстов. Использование невербальных элементов документного текста. Синтаксические параметры документных текстов. Понятие документной композиции. Высказывания. Рубрикация текста. Документные микротексты.

 

ТЕМА 7. Ошибки в документных текстах, методы их исправления

Ошибки в документных текстах. Причины и особенности орфографических ошибок. Морфологические ошибки и их причины. Пунктуационно-синтаксические ошибки в документных текстах. Композиционные недостатки документных текстов. Логические и фактические ошибки и их исправление. Ошибки в выборе документных средств и в их согласовании. Правка документных текстов: виды, реализация, инструменты, критерии оценки.

 

ТЕМА 8. Устная деловая коммуникация: средства и организация

Особенности устной специально ориентированной коммуникации. Условия и формы устной официально-деловой коммуникации. Параметры устной коммуникации в официально-деловой сфере. Организация типовых устных текстов. Этико-лингвистические особенности телефонной коммуникации. Деловое совещание: лингвистический аспект. Интервью: психолингвистические особенности. Устная публичная речь. Презентация.

 

ТЕМА 9. Развитие документной лингвистики и некоторые ее перспективы

Основные тенденции развития документной коммуникации: лингвистический аспект. Организационная коммуникация и документная лингвистика. Тезаурус документных средств. Документная лингвистика в современном информационном обществе. Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС). Инновационные направления документной лингвистики.

 

Содержание практических занятий

    Практические задания разных форм и видов используются на каждом занятии. Они выполняются как на основе отдельных предложений, так и связных текстов официально-делового характера. Предусматривается работа по редактированию представленных преподавателем документов органов государственной власти и  местного самоуправления, поиску и исправлению ошибок в опубликованных деловых текстах.

Практикуются тестовые задания, письменные работы, доклады и сообщения, а также выполнение контрольных работ с привлечением документов государственных и ведомственных архивов. Студенты выполняют промежуточные и итоговые контрольные работы индивидуальной тематики, знакомятся с образцами правильного языкового оформления документов разных видов.

 

Контрольные вопросы

1.Композиция текста. Средства связи предложений в тексте, присоединительные конструкции. Особенности заголовка текста. Подзаголовки и рубрикация
2. Основные логические законы и их использование при составлении делового текста. Логическое ударение. Значимость порядка слов в предложении.
3. Правила аргументирования. Виды аргументов.
4. Некорректная аргументация. Текст как средство манипулирования сознанием.
5. Правила дефиниции.
6. Основные принципы редактирования и задачи редактора.

7. Проверка фактического материала.
8. Классификация источников информации. Основные типы словарей и справочников.
9. Правка-вычитка.
10. Правка-сокращение.
11. Правка-обработка.
12. Правка-переделка.
13. Методика конспектирования.
14. Жанр рецензии. Научное, редакторское, публицистическое рецензирование.

15. Ошибки в использовании прописных и строчных букв.

16. Ошибки в употреблении именных частей речи.

17. Неправильное употребление глагольных форм.

18. Служебные части речи и особенности их использования в документе.

19. Ошибки в построении словосочетаний и простых предложений.

20. Сложные синтаксические конструкции, их роль в документе.

21. Типичные недостатки в оформлении делового текста.

Тематика контрольных работ

Контрольная работа по документной лингвистике представляет собой развернутый (2-3 страницы машинописного текста) ответ на вопрос. Она выполняется на основании прочитанной студентом литературы по теме, а также анализа служебных документов и содержит:

- обоснование важности проблемы;
- обзор существующих точек зрения;
- изложение собственной позиции автора, подкрепленной примерами из официально-деловых текстов;
- список литературы.

Наряду со специальными пособиями используются учебники русского языка (школьные и вузовские) и лингвистические словари.

1.Каковы важнейшие особенности официально-делового стиля? Как вы представляете себе пути совершенствования языка служебных документов?
2. Какое место занимает официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного языка? Допустимы ли нарушения нормы литературного языка в текстах служебных документов?
3. Каковы основные принципы редакторской правки? В чем специфика работы редактора над текстом служебного документа?
4. Каковы важнейшие требования к композиции документа? Охарактеризуйте различные варианты организации текста делового письма и укажите, какая композиция, с вашей точки зрения, является предпочтительной.
5. Каковы принципы использования заимствованных слов в текстах служебных документов?

6. Каковы принципы использования терминов в текстах служебных документов?
7. Что такое тавтология и плеоназм? Каковы пути исправления этих стилистических ошибок? Составьте «Рабочий словарь редактора», который можно использовать для решения данной проблемы.
8. Что такое паронимия? Каковы типичные стилистические ошибки, связанные с этим явлением? Составьте «Рабочий словарь редактора», который можно использовать для решения данной проблемы.
9. Почему для языка служебных документов характерны словесные повторы? Каковы пути исправления этой стилистической ошибки? В каких ситуациях целесообразнее сохранять повторы, а не устранять их?
10. В чем специфика синтаксиса официально-деловых текстов?
11. Охарактеризуйте причастный оборот как синтаксическую конструкцию и стилистическое средство. Каковы принципы использования причастных оборотов в текстах служебных документов?
12. Охарактеризуйте деепричастный оборот как синтаксическую конструкцию и стилистическое средство. Каковы принципы использования деепричастных оборотов в текстах служебных документов?
13. Охарактеризуйте типичные ошибки, связанные с выбором падежа имени существительного (проблемой предложного и беспредложного управления). Составьте «Рабочий словарь редактора», который может быть использован для решения данной проблемы.
14. В чем разница между официально-деловым стилем и канцеляритом? Каковы причины широкого распространения канцелярита? Какие пути его искоренения вы видите?…

Примерные вопросы к зачёту

1. История, современное состояние и перспективы развития официально-делового стиля русского языка

2. Официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного языка.

3. Общелитературная норма и стилевое своеобразие деловой речи.

4. Проблема канцелярита.

5. Основные жанры служебных документов. Взаимодействие жанра и стиля.

6. Канцелярские конструкции и клише как строевая основа деловой речи.

7. Использование заимствованных слов в текстах служебных документов.

8. Использование терминов в служебных документах.

9. Тавтология и плеоназм в деловой речи.

10. Ошибки в текстах служебных документов, связанные с паронимией.

11. Графические сокращения и сложносокращенные слова в текстах служебных документов.

12. Цифровая информация в текстах служебных документов.

13. Географические названия; наименования учреждений, предприятий, организаций, должностей, документов в текстах служебных документов (проблемы использования прописных букв и кавычек).

14. Глагол и имя в текстах официально-делового стиля (отглагольные существительные, расщепленное сказуемое, пассивные и безличные конструкции).

15. Причастные и деепричастные обороты в текстах служебных документов.

16. Порядок слов и строение предложения в текстах служебных документов.

17. Композиция текста документа. Понятие этикета в документе.

18. Логические основы композиции текста документа.

19. Правила дефиниции. Ошибки в определениях.

20. Правила аргументации. Приемы проверки аргументов.

21. Основные принципы работы редактора. Специфика редактирования текстов служебных документов.

22. Этапы редактирования. Виды правки. Ответственность редактора

23.Правила правописания различных частей речи и постановки знаков препинания в простом и сложном предложении (по заданию преподавателя)

 

Особенности зачёта

    Зачёт считается сданным, если студент не только успешно ответил на предложенные вопросы, но и выполнил все практические задания, а также опорные контрольные работы, предложенные преподавателем в течение семестра.

Основная литература

2. Кузнецов, Игорь Николаевич. Деловая переписка: учебно-справочное пособие. М. 2009.

 

3. Деловое письмо: учеб.-справ. пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М., 2010.

 

4. Сологуб, Ольга Павловна. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учеб. пособие. М., 2009

 

Дополнительная литература

1. Анодина Н.Н. Деловое письмо: Методика составления и правила оформления. - М.: Омега - Л, 2006.

2. Басаков М.И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо: Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2006.

3. Кирсанова М.В. Курс делопроизводства. - М., 2000.

4. Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю.- М.: Дело, 1999.

5. Кушнерук С.П. Документная лингвистика: Учебно-практическое пособие.- М.,Флинта; Наука, 2012.

5.Лагутина Т.М., Щуко Л.П. Деловое письмо: Справочник. - СПб.: Издательский дом Герда, 2005.

6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1997.

7. Добсон Э. Как писать деловые письма. - Челябинск: Урал LTD, 2000.

8. Загорская А.П.Петроченко П.Ф. Петроченко Н.П. Письмовник для ведения деловой корреспонденции. - М.: Моск. рабочий, 1992.

9. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1996.

10. Стернин И.А. Русский язык делового общения. - Воронеж, 2000.

11. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. - М.: Аудит, 1997.

 

Словари и справочники

1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.

2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник / Сост. А.А. Семенюк и др. – М., 1994.

3. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник для работников печати. – М., 1986.

4. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и стилистике. – СПб, 1997.

5. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983.

6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

 

 

Ресурсное обеспечение курса

Тестовый и раздаточный материал по каждой теме изучаемого курса.

Авторские методические пособия:

- Типичные ошибки в языковом и графическом оформлении делового текста;

- Сборник заданий по редактированию делового текста;

- Контрольные задания по курсу «Документная лингвистика».

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.