Гендерный аспект в средствах массовой информации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Гендерный аспект в средствах массовой информации

2022-02-10 38
Гендерный аспект в средствах массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем рассмотреть данный вопрос, следует понять, что такое гендер? Гендер – это социальный пол, который определяет обязанности, права и поведение женщины и мужчины в обществе, является неким социальным нормативом. Настоящее понятие следует отличать от биологического пола.

Так называемые мужественность и женственность – понятия исторически изменчивые, а важную роль в создании и актуализации гендерных стереотипах играют массовые коммуникации.

После Второй мировой войны журналы начинают разделяться на женские и мужские. Начинается развитие глянцевых журналов.

Первые глянцевые журналы были созданы в Европе в начале ХVII века. В них можно было найти лишь картинки платьев, шляп и других деталей дамского туалета.

Однако особую популярность «глянец» приобрёл во второй половине 20-го века. В них поднимались вопросы, ориентированные строго на определённую категорию граждан. В женской прессе – косметику, наряды, рукоделие, воспитание детей, отношения с противоположным полом, кулинарию и другие вопросы. В мужских – женские секреты, спорт, вопросы карьеры и многое другое.

«Глянцевые журналы представляют собой сегмент современного массмедийного дискурса, претендующий сегодня на роль важнейшего разработчика и поставщика социокультурных, идейно-содержательных, духовно-нравственных и стилистико-эстетических форм, получающих серьёзное идеологическое обеспечение со стороны ангажированных субъектов социальной сферы. Важнейшей особенностью дискурсивной природы глянцевых журналов является разработка, производство и трансляция тендерных культурно-символических форм, характер которых определяется идеологией успеха и элитарности», – пишет в своей диссертации «Лингвокогнитивные особенности дискурса глянцевых журналов: гендерный аспект » Екатерина Алексеевна Самотуга. [21]

Екатерина Самотуга также считает, что современные глянцевые журналы ориентированы на постмодернистский тип сознания, то есть на обрывочное сознание, ориентированное на свободу личности во всём, свобода, спонтанность деятельности человека, игровое начало становятся главными ценностями.[21]

Постмодернистское сознание отрицает всякого рода авторитеты и ранги, нормы и традиции.[17]

    В чём обнаруживает себя данный тип сознания в «глянце»? Согласно всё той же диссертации Екатерины Алексеевны, это:

· свободная приспосабливаемость знаний к контексту как внутреннему (ментальная, ценностно-смысловая и эмоционально-волевая сферы автора и адресата), так и внешнему - социально-культурным условиям;

· толерантность к разного рода неточностям и противоречиям

· свободное оперирование разными типами знания (понятийно-логическое, интуитивно-практическое, мистико-мифологическое)

· свободный переход от одного типа знания к другому в пределах одного смыслового фрагмента

· бесконфликтное совмещение конкурирующих или корректирующих друг друга знаний и суждений.[21]

Если говорить о теме красоты и здоровье, то можно увидеть, что здесь наиболее очевидны перечисленные черты постмодернистского типа сознания. В материале спокойно могут соседствовать разные типы знания. Это очень распространено в материалах о диетах и народной медицине.

Различия языка и синтаксиса играет важную роль в гендерно-ориентированных журналах. Исследования показали, что в речи женщин и мужчин существуют существенные отличия. Например, для женщин характерно использование имён существительных (не абстрактных, а конкретных), имён прилагательных, связанных с практикой повседневной жизни, выражающих, прежде всего положительную оценку, субъективно-положительные наречия, уменьшительно-ласкательных суффиксов, междометий с положительной оценкой, олицетворений и эпитетов, основанных на личном восприятии какого-либо предмета, явления или тенденции. То есть эмоциональность и оценочность преобладают над действиями. Этим активно пользуются издатели, ведь правильно выбранная стратегия общения гарантирует успех журналу.

Однако не стоит думать, что экспрессия не присуща мужским изданиям. Большую роль в данном вопросе играет и личность автора и стиль издания. Зачастую и сами авторы – творческие натуры, поэтому совсем без экспрессии, а, следовательно, и без восклицательных предложений, в текстах не обойтись.

    Для мужских журналов характерно обилие бессоюзных конструкций, что используется либо, чтобы показать максимальную сконцентрированность информации, передать ощущения героев, либо это следствие стремления к лаконичности и точности передачи у мужчин.

В диссертации Э. Р. Каюмовой «Сопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов» подробнее даны специфические черты синтаксиса и языка в данных изданиях:

· в текстах женских и мужских журналов используются различные стилистические приёмы на всех уровнях языка – фонетико-графическом, лексико-семантическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом

· в женских журналах наблюдается более частотное графическое оформление письменного текста с помощью графона (отклонение от орфографической нормы, что приводит к нарушению фонетической нормы).

·  в мужских журналах преобладают фонологические средства. Как правило, перечисленные средства используются в заголовках, что позволяет привлечь к ним особое внимание, выделить информацию, содержащуюся в этом публицистическом тексте

· текстам мужских журналов свойственны терминологичность, ссылка на авторитетные источники. В женских журналах наблюдается такой приём, как апелляция к истории из жизни или мнению другой женщины

· для текстов женских журналов характерно использование эвфемизмов (описательных выражений), для текстов мужских журналов – инвективной лексики и уголовного, молодёжного, общего жаргонов

· в гендерно-ориентированных изданиях частотны неологизмы для обозначения новых явлений действительности. В женских журналах это лексика, связанная с развлечениями, с психологией межличностных отношений и душевным здоровьем. Специфическим для мужских журналов является употребление неологизмов, обозначающих виды спорта и экстремальные развлечения. При этом наблюдается общая тенденция заимствования английских слов с конечным элементом -инг-

· в текстах женских журналов прослеживается тенденция к интенсификации оценки (прежде всего положительной), выражаемой с помощью эмоционально оценочных слов и конструкций. Для текстов мужских журналов характерна конкретизация экспрессивной оценки с помощью лексических средств, в том числе стилистически сниженной лексики

· для текстов журналов указанного типа характерно использование жаргонизмов, разговорной, фамильярной, стилистически сниженной лексики

· тексты женских изданий характеризуются активным использованием форм императива. Прежде всего, это обилие глаголов в повелительном наклонении. Императивность усиливается употреблением глагола в единственном числе. Обращение к читателю на «ты» создаёт атмосферу дружеского разговора, доверительной беседы. Авторы мужских изданий используют императивные формы 2-го лица единственного числа, как правило, в материалах-рекомендациях, посвящённых отношениям с женщинами.

· для синтаксического уровня характерно использование эмоционально-экспрессивных конструкций, а именно парцеллированных, вставных и усечённых конструкций, а также приёмов диалогизации речи. В текстах женских журналов названные приёмы в целом имитируют особенности спонтанной устной речи женщин, репрезентируют её экспрессивной характер. В мужских журналах они служат, прежде всего, средством актуализации внимания.[14]

Если говорить применительно к нашей тематике, то можно отметить, что в таких материалах наиболее часто употребительно обращение на «ты» и неологизмы, связанные с нею. Также частотно употребление иностранных слов в русской аллитерации.        

     Присущи гендерным изданиям и различия в жанрах. Женщины чаще всего выбирают публикации, написанные в доверительном тоне, поэтому активно используются интервью, беседа, проблемная статья, портретный очерк. Вообще женскому изданию подойдёт любой жанр, главное, чтобы это была доверительная беседа. Однако для материалов о красоте и здоровье чаще всего присуща форма советов или вопрос-ответ. Может это быть и интервью с экспертом в данной области или опрос.

Также стоит упомянуть об эпистолярном жанре – переписке с читателями. Многие женские издания могут похвастаться богатой почтой. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. И даже неопубликованные письма выступают конструктивным основанием в разработке какой-либо темы. Распространены в женской прессе советы и консультации. Встречаются очерки и зарисовки. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор. Реклама в подобных изданиях тоже имеет свою специфику: она ненавязчива, предлагает товары и услуги, которые, скорее всего, заинтересуют в первую очередь женщин.

Также стоит обратить внимание и на размеры печатной продукции. Например, женский журнал «Cosmopolitan» с формата А4 перешёл на формат А5, таким образом, увеличив свой тираж. Журнал формата А5 удобнее положить в женскую сумочку, легче донести до дома. В настоящее время многие журналы либо переходят на меньший формат, либо издаются в двух вариантах.

А мужской журнал «Maxim» издаётся лишь в формате А4. Опять же это связано с различиями физиологии мужчин и женщин и удобствами для чтения и транспортировки.

Иллюстрации в женских журналах конкретны. Если речь идёт о несчастной любви, то в качестве иллюстрации будет выбрана несчастная женщина, если о взаимоотношениях между полами – счастливая пара. Например, если речь в материале идёт о духах или косметическом средстве, то это будут фотографии с моделями в подходящем антураже, какие-то постановочные фото.

 Женские журналы предпочитают использовать идеализированные образы для фотографий – это счастливые и довольные, красивые и стильные девушки. Очень редки случаи с использованием фотографий, где женщины выставлены в глупом свете. Подобная тактика помогает почувствовать себя частью общества этих успешных и красивых женщин, а покупка нового номера журнала становится ещё одним шагом к мечте.

В мужских изданиях идеализированные образы мужчин используются редко. Зато превалируют изображениях красивых, полуобнажённых женщин, должно подсознательно вселить уверенность даже в самого обычного и заурядного, мужчину привлечь внимание и обладать такими женщинами.

Существует ещё одно отличие, связанное с фотографиями в гендерно ориентированных изданиях. В мужских журналах можно встретить фотографии с изображением жестокости, сопровождаемые ироничными комментариями.

«Такой прием есть не что иное, как заигрывание самыми глубокими мужскими инстинктами, инстинктами первобытного охотника, которого возбуждает и будоражит кровь и страдание жертвы. Подобные фотографии недопустимы в женском журнале. Чужие страдания и жестокость, показанные напрямую, не только не вызовут одобрения у читательницы, но даже отпугнут её», – пишет в своём исследовании А.О. Шатова. [25]

Электронные гендерно-ориентированные СМИ имеют те же специфические черты, что и печатные. Тем не менее они обладают особенностями, присущими сетевым изданиям:

· выбор названия сайта зависит от гендерной ориентации

· женские сайты конструируются по типу «дамская сумочка», мужские – по типу «записная книжка»

· мужские сайты сделаны в более тёмных тонах, без изобилия оттенков и цветов, когда женские – ярче и насыщеннее

· информация на женских сайтах разностороннее и обильнее

· сайты для женщин отличаются большей гипретекстуальностью (отсылки к другим частям данного текста)

· мультимедийные возможности женских сайтов используются чаще, чем на мужских

· чаты, форумы, блоги, комментарии, фотоальбомы, личные кабинеты на мужских сайтах используются значительно реже, чем на женских. [18]

Говоря об интернет-журналистике стоит выделить, что она активно использует современные технологии и явления, особенно, так называемые, социальные медиа. Они позволяют охватывать куда большую аудиторию онлайн-изданиям, нежели традиционным. Это и будет их главное отличие. Также это и дополнительные возможности: гипертекст, мультимедийность, большее количество и лучшее качество фотографий. Также онлайн-СМИ функционирование онлайн-СМИ непохоже на традиционные: тексты пишутся по другим законам, как и заголовки, оперативность – основная категория ценности.

Интернет-издания о красоте и здоровье или гендерно ориентированные в концептуальной части не сильно отличаются от печатных: используются всюду одинаковые приёмы (специфическая реклама, фотографии, построение текстов). Если стоит задача написать о счастливой семье, то подбирается фотография со счастливыми мужчиной, женщиной с одним или несколькими детьми и так далее по аналогии. Используются те же образы (идеализированные женщины и обыкновенные мужчины). Единственное, сетевые издания могут использовать более развитый интерактив (опять же, на женских сайтах он развит больше) и мультимедийные возможности.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.