Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела

2022-02-10 201
Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   

Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела осуществляет прокурор.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 227 УПК прокурор в пределах своей компетенции не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, дает указания об устранении выявленных нарушений закона.

Следователь и органы дознания обязаны не позднее суток направить прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении такого дела (ч.2 ст. 100 УПК).

Если дело возбуждено без законных оснований, прокурор прекращает его, а в случаях, если по этому делу еще не производились следственные действия, отменяет постановление о возбуждении уголовного дела

В случае необоснованного отказа в возбуждении дела следователем или органом дознания прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело. В этом случае с целью обеспечения наиболее полного и объективного расследования прокурор может поручить производство дознания или досудебного следствия другому лицу.

В случае неосновательного возбуждения уголовного дела или неосновательного отказа в возбуждении уголовного дела судьей или судом прокурор приносит протест на постановление судьи или определение суда в вышестоящий суд (ст. 100 УПК).

 

 

Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением

 

Закон требует, чтобы обвинительное заключение, обвинительный акт и обвинительное постановление были утверждены прокурором (ч. 1 ст. 221, ч. 1 ст. 226 УПК РФ). Данное требование обусловлено назначением прокурора в уголовном судопроизводстве. Напомним, что прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Объем и характер полномочий прокурора после внесений изменений и дополнений в УПК Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ существенно изменились. Если ранее прокурор, обладая административно-властными полномочиями, вправе был на этапе расследования уголовного дела давать указания о направлении расследования, отменять любые решения следователя и дознавателя, то действующее законодательство во многом ограничило надзорные полномочия прокурора. Вместе с тем полномочие утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт, обвинительное постановление, а также другие решения, которые он может принять на этапе окончания предварительного расследования, позволяют прокурору по-прежнему существенно влиять на результаты расследования уголовных дел.

Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему от следователя или дознавателя, зависят от вида итогового процессуального документа предварительного расследования. В этих действиях и решениях проявилось общее положение прокурора в досудебном производстве, характеризующееся разным объемом надзорных полномочий за процессуальной деятельностью органов следствия и органов дознания.

Так, по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор уполномочен принять одно из следующих решений:

1. об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2. о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3. о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Кроме того, прокурор принимает решение об отмене меры пресечения, если установит, что предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек (ч. 2 ст. 221 УПК РФ).

Указанные решения прокурор принимает в течение 10 суток со дня поступления к нему уголовного дела. В случае сложности или большого объема уголовного дела 10-суточный срок может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток. Ходатайство направляется вышестоящему прокурору не позднее трех суток до истечения 10-суточного срока 1 Приказ Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. № 162 (п. 1.15) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. 2011. № 11..

По уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, прокурор в течение двух суток уполномочен принять одно из следующих решений:

1. об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2. о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставлен и я обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям закона со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.

3. о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК РФ;

4. о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Кроме того, прокурор при утверждении обвинительного акта вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое (ч. 2 ст. 226 УПК РФ).

Таким образом, при рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинительным актом, вариативность принятия решений больше. В частности, прокурор вправе принять решение о прекращении уголовного дела, лично исключить из обвинительного акта отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое, изменить форму предварительного расследования.

Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт в случаях, когда согласен с выводами следователя или дознавателя по установленным в ходе расследования обстоятельствам уголовного дела, с правильностью квалификации содеянного, удовлетворен соблюдением уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовкой процессуальных документов.

Если в ходе изучения материалов уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением или с обвинительным актом, прокурор установит обстоятельства, препятствующие рассмотрению уголовного дела, отсутствие достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильную квалификацию содеянного, неполноту проведенного расследования, то он принимает решение о возвращении уголовного дела следователю или дознавателю для производства дополнительного следствия или дознания. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток. Кроме того, прокурор возвращает уголовное дело, если считает необходимым изменение объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта) и устранения выявленных недостатков. Это решение прокурор оформляет мотивированным постановлением.

Важно отметить, что постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору вплоть до Генерального прокурора РФ. Факт обжалования приостанавливает выполнение решения о возвращении уголовного дела. Вышестоящий прокурор в течение 10 суток разрешает этот спор путем вынесения постановления об отказе в удовлетворении ходатайства следователя или об отмене постановления нижестоящего прокурора. В последнем случае обвинительное заключение утверждает вышестоящий прокурор и направляет уголовное дело в суд (ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение не только по причине возникшего между следователем и надзирающим прокурором спора, но и в случаях, когда уголовное дело подсудно вышестоящему суду (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). Подсудность уголовных дел судам определяется правилами ст. 31-33 УПК РФ.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном гл. 15 УПК.

Копии обвинительного заключения и обвинительного акта вместе с приложениями к ним прокурор вручает обвиняемому. Если обвиняемый отказался от получения копии этих документов либо не явился по вызову или иным образом уклонился от их получения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копии обвинительного заключения (обвинительного акта) не была вручена обвиняемому. Если обвиняемый содержится под стражей, то копии указанных документов вручаются ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения (ч. 3,4 ст. 222 УПК РФ).

При наличии ходатайства копии обвинительного заключения (обвинительного акта) вручаются защитнику и потерпевшему (ч. 2 ст. 222, ч. 3 ст. 226 УПК РФ).

Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным постановлением, предусмотрены ст. 226.8 УПК РФ. Так, прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение трех суток принимает по нему одно из следующих решений:

1. об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;

2. о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям ч. 1 ст. 226.7 УПК РФ, устанавливая для этого срок не более двух суток;

3. о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке в следующих случаях: (а) наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ; (б) если при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований закона, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; (в) если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления; (г) наличие достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого;

4. о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24, 25, 27, 28 и 28.1 УПК РФ.

При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного постановления с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ. После вручения копий обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя.

 

 

Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

 

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур необходимо обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 указывается, что приоритетным направлением прокурорской деятельности является зашита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Прокурорам следует более взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства и принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

Принимая решение о передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, прокурорам следует строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурорам необходимо изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, прокуроры обязаны добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения — принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокуроры обязаны выносить мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

На прокуроров возложена проверка законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Им необходимо обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору.

Считается существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения. Прокуроры организовывают незамедлительное представление в прокуратуру проверочных материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.

Раздельно по ведомствам ведутся книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, в них фиксируются решения, принятые в ходе осуществления надзорных полномочий.

Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурорам необходимо изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.

Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление об его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок прокурорам необходимо брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора принимать исчерпывающие меры, но привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении.

Кроме того, прокуроры обязаны извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа, о выявлении нарушений разумного срока уголовного судопроизводства при рассмотрении следственными подразделениями сообщений о преступлениях.

В случае несогласия с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в полном объеме использовать полномочия, предусмотренные п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.и не позднее 5 суток с момента поступления проверочных материалов, при наличии оснований, соответствующий прокурор обязан отменить решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

В органах прокуратуры ведется строгий учет всех направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ постановлений с отражением результатов их рассмотрения следственными органами.

Проверяя законность и обоснованность процессуальных решений, принятых по результатам рассмотрения постановлений прокурора.вынесенных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокурорам необходимо обращать внимание на соблюдение положении ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ, предусматривающих вынесение следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела только с согласия руководителя следственного органа.

На постоянной основе в органах прокуратуры анализируются практика рассмотрения следственными подразделениями указанных постановлений, а также причины их неудовлетворения.

Прокуроры обеспечивают надлежащий надзор за исполнением органами предварительного следствия требований ч. 4 ст. 146 УПК РФ о незамедлительном направлении прокурору копии процессуального решения о возбуждении уголовного дела, а также за законностью вынесенного постановления.

В необходимых случаях они имеют право истребовать у следственных органов материалы, на основании которых были приняты указанные процессуальные решения.

Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов прокуроры имеют право отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.

Прокурорам следует обращать внимание на соблюдение следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц.предусмотренного ст. 448 УПК РФ. В случае выявления нарушений требований закона незамедлительно принимать меры к их устранению.

При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки прокурорам необходимо указывать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий.

Раздельно по ведомствам ведутся книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов.

Прокурор обязан своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании он принимает соответствующие меры прокурорского реагирования.

В ходе проверки прокуроры должны обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела. При выявлении нарушений они обязаны принимать меры к их устранению.

Особо подчеркивается, что прокуроры обязаны пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

Кроме того, в обязанность прокуроров вменяется организация незамедлительного рассмотрения жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных, а также проверка всех изложенных в них доводов с изучением соответствующих материалов уголовного дела.

При обнаружении лиц, незаконно задержанных или лишенных свободы, незаконно помешенных в медицинский или психиатрический стационар либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, прокуроры используют полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 10 УПК РФ.

Прокурор обязательно должен участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

При подготовке к судебному заседанию прокурор изучает приложенные к ходатайству материалы, обращая внимание на соответствие постановления следователя требованиям УПК РФ, установленным в ходе расследования обстоятельствам.

Давая оценку заявленным ходатайствам об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и о продлении сроков содержания под стражей, прокурор должен руководствоваться положениями ст. 97, 100, 106—109 УПК РФ, а также требованиями уголовно-процессуального закона о разумном сроке уголовного судопроизводства, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.

Прокурорам необходимо обращать особое внимание на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), при этом исходить из требований ч. 2 ст. 108 УПК РФ о том, что к несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и лишь в исключительныхслучаях ее избрание допускается в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, совершившего преступление средней тяжести. Им следует исходить из того, что исключительный характер этих обстоятельств должен быть подтвержден конкретными фактами.

Прокурору, участвующему в судебном заседании, необходимо составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения, которое согласовывать с соответствующим руководителем либо его заместителем.

Осуществляя надзор за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, прокурор руководствуется перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц.

В целях пресечения необоснованного уклонения от избрания данной меры процессуального принуждения или незаконного ее изменения прокурор обязан проверять, имеется ли в материалах деда медицинское заключение установленной формы о наличии (отсутствии) у лица тяжелого заболевания. При выявлении нарушений федерального законодательства он принимает необходимые меры реагирования.

В каждом случае установления предусмотренных законом оснований принимаются меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

При освобождении из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу прокурор проводит проверку и составляет мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей.

Прокурор рассматривает вопрос о необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании (продлении) меры пресечения, а также утвердившим обвинительное заключение.

Кроме того, он требует от органов предварительного следствия своевременного направления уведомления о проведении в случаях, не терпящих отлагательства, осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также иных следственных действий, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ. При несоблюдении следственными органами установленного законом срока направления уведомления принимать надлежащие меры прокурорского реагирования.

Давая правовую оценку постановлению следователя, руководителя следственного органа о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, прокурор должен изучить соответствующие материалы, обосновывающие его вынесение.

При поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого прокурор должен обращать внимание на своевременность их направления, соответствие изложенных в них обстоятельств требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Выявляя нарушения законодательства, он требует их устранения согласно и. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Прокурор следит за соблюдением руководителями следственных органов сроков рассмотрения его требований.

В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы прокурор обязан представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

Обеспечение контроля за производством органами предварительного следствия следственных и иных процессуальных действий также возложена на прокурора.

В случаях формального подхода к устранению выявленных нарушений, в том числе путем частичного выполнения указанных в требовании следственных и процессуальных действий, прокурор принимает меры прокурорского реагирования.

Не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела прокурор отменяет незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного следствия, обеспечив проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.

При проверке законности постановлении о приостановлении предварительного следствия по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, прокурор обязан применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-разыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета.

Оценивая законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, прокурор принимает во внимание лишь объективно сложившиеся обстоятельства, подтверждающие выводы следователя о невозможности участия указанных в законе лиц в производстве по уголовному делу.

Проверяя решения о приостановлении предварительного следствия в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого (подозреваемого), он исходит из того, что такие процессуальные решения могут приниматься только при наличии медицинского заключения о невозможности участия лица в следственных и процессуальных действиях по уголовному делу.

Не реже одного раза в полугодие прокурор проводит анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования.

При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования прокурор обращает внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого) при несогласии с прекращением уголовного дела — на доступ к правосудию (судебное исследование уголовного дела) и потерпевшего — на компенсацию причиненного преступлением ущерба. Не допускает прекращения уголовного дела ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый (обвиняемый) по делу установлен и против этого возражает.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо приостановлении производства незаконным или необоснованным прокурор выносит постановление согласно требованиям ст. 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

При несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановления о приостановлении предварительного следствия в соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ не позднее 14 суток с момента поступления материалов дела прокурор отменяет незаконное процессуальное решение.

В обязанность прокурора входит обращать внимание на факты неоднократного вынесения следственными органами постановлении о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановлении о приостановлении предварительного следствия после возобновления производства по делу, оценивая при этом объем проведенных по делу следственных, а также иных процессуальных действий в период его возобновления.

Производство дополнительного расследования по таким делам ставится на особый контроль в целях принятия законного и обоснованного процессуального решения. В необходимых случаях прокурор имеет право обратиться к вышестоящему прокурору с проектами актов прокурорского реагирования, адресованных руководителю вышестоящего следственного органа.

Прокурорам необходимо наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам.

Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства, прокуроры ориентируют руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений.

В ходе осуществления надзора за соблюдением установленного законом порядка продления процессуальных сроков в случае возобновления предварительного следствия по приостановленному или прекращенному производством уголовному делу прокуроры руководствуются положениями определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 352-0 и другими его решениями по данному вопросу.

При поступлении к прокурору копии постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), постановлений о приостановлении производства по делу, а также соответствующих статистических карточек он должен осуществлять сверку содержащихся в них сведений с данными, фиксируемыми в книгах учета. При этом особое внимание должен обращать на невнесение в статистический учет информации о возобновлении производства по уголовным делам после отмены указанных процессуальных решений.

На стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор проверяет соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

При невозможности принять решение в порядке ст. 221 УПК РФ в 10-дневный срок ввиду сложности уголовного дела либо его больших объемов не позднее чем за трое суток до истечения указанного срока прокурор обязан обратиться к вышестоящему прокурору с мотивированным ходатайством о продлении срока рассмотрения уголовного дела до 30 суток.

Следует исходить из того, что вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов, районов, другим территориальным.приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям являются прокуроры соответствующих субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур либо лица, их замещающие.

При утверждении обвинительного заключения прокурором субъекта либо его заместителем ходатайство о продлении возбуждается перед заместителем Генерального прокурора РФ.

Направляя указанное ходатайство вышестоящему прокурору, прокурор рассматривает исключительно объективные причины невозможности принятия решения в течение 10 суток. Процессуальное решение по результатам рассмотрения такого ходатайства оформляется в виде постановления, в котором, в зависимости от сложности и объема уголовного дела, устанавливает подчиненному прокурору срок в пределах не более 30 суток. Постановление приобщается к материалам уголовного дела.

В случае избрания в отношении обвиняемого меры пресечения, связанной с изоляцией от общества, заблаговременно прокурором принимаются исчерпывающие меры, обеспечивающие изучение уголовного дела и утверждение обвинительного заключения до истечения срока содержания лица под стражей, принимая во внимание выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 22 марта 2005 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан».

В силу требований ч. 5 ст. 439 УПК РФ прокурор утверждает постановление следователя о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

Прокурор, рассматривая в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверяет изложенные доводы, а при необходимости изучает материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб.

При выявлении фактов нарушения разум


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.