Тема 6. Педагогические конфликты — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 6. Педагогические конфликты

2022-02-10 43
Тема 6. Педагогические конфликты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сферы проявления конфликтов: коллектив (организация), семья, общество. Межличностные конфликты и конфликты, возникающие в малых социальных группах и межгрупповых взаимоотношениях. Специфика проявления причин конфликтов в различных видах профессиональной деятельности. Конфликты в социально-педагогическом процессе.Конфликтные факторы в отечественном образовании. Политические, экономические, ценностные, мотивационные, профессиональные, социально-психологические и другие факторы конфликтности в образовании. Генезис, природа, типология и динамика конфликтов в педагогическом процессе. Конфликты в педагогическом коллективе: причины возникновения, структура и классификация. Функции и последствия педагогических конфликтов. Основные факторы возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе. Проблемы взаимного восприятия в диаде «учитель – ученик». Обучающие, воспитывающие и информационные функции образования, их взаимосвязь и противоречия в педагогическом процессе. Девиантное поведение и насилие в образовательных учреждениях. Проблемы взаимоотношения в диаде «учитель – родитель». Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования. Типы межличностных конфликтов в высшей школе: студент – студент; студент – преподаватель; преподаватель – преподаватель; 4) преподаватель – руководство. Специфика конфликтов в системах «преподаватель – студент» и «студент – преподаватель». Характерные причины конфликтов во взаимодействиях студентов и преподавателей: 1) различия в ценностных ориентациях; 2) бестактность в общении; 3) различия во взаимных ожиданиях; 4) уровень профессионализма преподавателя; 5) успеваемость студентов; 6) неадекватная оценка знаний студентов. Специфика конфликтов в системах «преподаватель – преподаватель». Причины конфликтов во взаимодействиях преподавателей: несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме (научной, при обсуждении требований трудовой дисциплины); неравномерного распределения нагрузки; между преподавателями и лидерами.

Особенности конфликтов в системе «преподаватель – руководство». Факторы, влияющие на взаимоотношения между преподавателем и руководством: 1) компетентность руководителя и его искусство управления межличностным взаимодействием; 2) высокий уровень личностного развития каждого преподавателя; 3) предоставление возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника педагогического коллектива; 4) равномерное распределение рабочей нагрузки на всех преподавателей; 5) постоянное совершенствование методики взаимодействия с обучаемыми; 6) культивируемое на кафедре доброжелательное межличностное взаимодействие между руководителем и лидерами.

 

Тема 7. Технологии регулирования и разрешения педагогических конфликтов

Технологии локализации, нейтрализации, урегулирования и разрешения социально-педагогических конфликтов. Роль педагога в урегулировании конфликтов и формировании учащихся навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Проблемы гуманизации отношений между учителем, учащимися, администрацией, родителями на основе диалога, консенсуса и компромисса. Конфликтологическая служба в социально-педагогическом процессе: проблемы и перспективы управления конфликтом.

 

Тема 8. Современная конфликтология

«Круглый стол»: модель мира без конфликтов. Прошлое, настоящее и будущее конфликтологии. Направления развития конфликтологии как науки. Проблемное поле современной конфликтологии. Построение онтологической картины современной конфликтологии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии:

1. Технологии проведения занятий в форме диалогового общения, которые переводят образовательный процесс в плоскость активного взаимодействия обучающегося и педагога. Обучающийся занимает активную позицию и престает быть просто слушателем семинаров или лекций. Технологии представлены: групповыми дискуссиями, конструктивный совместный поиск решения проблемы, тренинг, ролевые игры (деловые, организационно-деятельностные, инновационные, коммуникативные).

2. Для организации процесса обучения и самостоятельной работы используются информационно-коммуникационные образовательные технологии, представленные в виде педагогических программных средств и электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Технологии расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр.

3. Технологии применяемые в образовательном процессе. коллоквиумы, «круглые столы» по теоретическим и проблемным темам курса; экспресс-диагностика по темам и тестирование по разделам курса; традиционные технологии (практические работы, упражнения, собеседования, опросы, дискуссии, доклады, защиты рефератов, презентации, аннотации научных статей и книг, тестирование); инновационные технологии (моделирование ситуаций; работа в малых группах; кейс-метод).

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

6.1 Основная литература

Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / М. Ю. Зеленков. Москва: Дашков и К°, 2013. 323 с. (Учебные издания для бакалавров). Экземпляры: всего:1 - ЭБС Лань(1)

Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие для вузов / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2013. Экземпляры: всего:1 - Сайт РГППУ(1)

Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебное пособие для вузов [Гриф Учебно-методического центра «Профессиональный учебник»] / В.Л. Цветков. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Экземпляры: всего: 5 - ЧЗ(1), АНЛ(4)

6.2 Дополнительная литература

Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М., 2005.

Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 288 с.

Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М Грановская. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 476 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина Санкт-Петербург: Питер, 2000. 464 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 368 с.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В. И. Журавлев. Москва: Российское педагогическое агентство, 1995. 184 с.

Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 352 с.

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 576 с.

Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц, О.А. Митрахович. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 240 с.

Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе [Электронный ресурс] // Интернет и образование: сетевой журнал. 2009. № 9. URL: http://www.openclass.ru/io.

Курочкина И.А. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие / И.А Курочкина, О.Н.Шахматова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2010. 226 с.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. Москва: Изд-во Владос-Пресс, 2006. 400 с.

Платонов О.П. Психология конфликтного поведения / О.П. Платонов. Санкт-Петербург: Речь, 2009. 344 с.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 304 с.

Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я.Л. Коломинского. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 240 с.

Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие / сост. А.К. Быков. Москва: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.

Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. Москва: Издательство института психотерапии, 2001. 630 с.

Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан Я.Л. Коломинский. Санкт-Петербург: Праим-ЕВРОЗНАК, 2008. 574 с.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. Москва, 1991.

Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой / Л.В. Смолова. Санкт-Петербург: Речь, 2008. 384 с.

Смирнова Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Москва: Эксмо, 2009. 176 с.

Тестирование в психологической диагностике [Текст] / сост. С. В. Поздняков. Москва: Сфера, 2004. 128 с.

Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Москва: Издательство института психотерапии, 2002. 490 с.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.