Тема 1. Конфликтология как наука. Психолого-педагогические основы конфликтологии — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 1. Конфликтология как наука. Психолого-педагогические основы конфликтологии

2022-02-10 39
Тема 1. Конфликтология как наука. Психолого-педагогические основы конфликтологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины Управление конфликтами в образовательной организации является формирование у магистра Психолого-педагогического образования готовности к самостоятельному решению профессиональных задач, успешно применять знания и умения по конфликтологии, а также личностные качества (профессиональные компетенции) в практике педагогической и управленческой деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Обеспечить магистров знаниями из области  науки  конфликтологии и научить применять полученные знания в  профессиональной деятельности.
  • Вооружить студентов конструктивными средствами и способами деятельности для управления, разрешения и профилактики конфликтов.
  • Сформировать у студентов способность конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, как в профессиональной деятельности, так и в каждодневной жизни.
  • Повысить уровень социально-психологической компетентности будущих магистров.
  • Способствовать развитию социально-психологической адаптации магистрантов.
  • Создать благоприятную, психологически комфортную среду инновационной деятельности для участников образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Управление конфликтами в образовательной организации» относится к вариативной части  учебного плана.

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:

1. Методология научного исследования.

2. Психология профессионализма.

3. Современное состояние и перспективы развития системы образования.

 

Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

1. Психология менеджмента образовательной организации.

2. Управление конфликтами в образовательной организации.

3. Управленческий анализ и принятие решений.

 

 

3.  Результаты освоения дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

  • УК-5 способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
  • ПКС-5 способен оказывать помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса, системы позитивных межличностных отношений, психологического климата в организации, осуществляющей образовательную деятельность

ПКС-5.1. Знает: проблемы взаимодействия, характерные для современного образования или выявленные в образовательной организации; технологии оптимизации профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

ПКС-5.2. Умеет: планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений; создавать и реализовывать условия для позитивных межличностных отношений, психологического климата в организации, осуществляющей образовательную деятельность; оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

ПКС-5.3. Владеет: современными технологиями выявления в образовательной организации проблем взаимодействия специалистов и оказания помощи в формировании психологической культуры субъектов образовательных отношений и системы позитивных межличностных отношений.

 

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

З1. теоретические основы конфликтологии;

З2. механизмы возникновения конфликтов; 

З3. психологические основы и правила межкультурной коммуникации;

З4. современные технологии в образовании;

З5. Психологические основы управленческой деятельности;

 

Уметь:

У1. применять конструктивные модели разрешения конфликтов в педагогической и управленческой деятельности;

 У2. осуществлять технологии посредничества в конфликте;

У3. проводить мониторинг конфликтности в образовательной организации и социальной напряженности в них;

У4. применять правила и технологии диагностики конфликтов.

 

Владеть:

В1. понятийно-категориальным аппаратом в области конфликтологической науки;

В2. технологиями конструктивного взаимодействия в профессиональных;

В3. навыками создания позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 2, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения
очная
Семестр изучения
2 сем.
Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108
Контактная работа, в том числе: 30
Лекции 14
Практические занятия 16
Самостоятельная работа студента 78
Промежуточная аттестация, в том числе:  
Экзамен 2 сем.

 

*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.

4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2. Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Сем.

Всего, час.

Вид контактной работы, час.

СРС

Лекции Практ. занятия Лаб. работы
1.Конфликтология как наука. Психолого-педагогические основы конфликтологии   - - - - -
2.Общая теория конфликта   - - - - -
3.Внутриличностный конфликт   - - - - -
4.Межличностный конфликт         - - - - -
5.Межгрупповой конфликт. Управление межгрупповыми конфликтами   - - - - -
6.Педагогические конфликты   - - - - -
7.Технологии регулирования и разрешения педагогических конфликтов   - - - - -
8.Cовременная конфликтология   - - - - -

 

*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплин

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии:

1. Технологии проведения занятий в форме диалогового общения, которые переводят образовательный процесс в плоскость активного взаимодействия обучающегося и педагога. Обучающийся занимает активную позицию и престает быть просто слушателем семинаров или лекций. Технологии представлены: групповыми дискуссиями, конструктивный совместный поиск решения проблемы, тренинг, ролевые игры (деловые, организационно-деятельностные, инновационные, коммуникативные).

2. Для организации процесса обучения и самостоятельной работы используются информационно-коммуникационные образовательные технологии, представленные в виде педагогических программных средств и электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Технологии расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр.

3. Технологии применяемые в образовательном процессе. коллоквиумы, «круглые столы» по теоретическим и проблемным темам курса; экспресс-диагностика по темам и тестирование по разделам курса; традиционные технологии (практические работы, упражнения, собеседования, опросы, дискуссии, доклады, защиты рефератов, презентации, аннотации научных статей и книг, тестирование); инновационные технологии (моделирование ситуаций; работа в малых группах; кейс-метод).

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

6.1 Основная литература

Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / М. Ю. Зеленков. Москва: Дашков и К°, 2013. 323 с. (Учебные издания для бакалавров). Экземпляры: всего:1 - ЭБС Лань(1)

Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие для вузов / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2013. Экземпляры: всего:1 - Сайт РГППУ(1)

Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебное пособие для вузов [Гриф Учебно-методического центра «Профессиональный учебник»] / В.Л. Цветков. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Экземпляры: всего: 5 - ЧЗ(1), АНЛ(4)

6.2 Дополнительная литература

Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М., 2005.

Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 288 с.

Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М Грановская. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 476 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина Санкт-Петербург: Питер, 2000. 464 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 368 с.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В. И. Журавлев. Москва: Российское педагогическое агентство, 1995. 184 с.

Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 352 с.

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 576 с.

Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц, О.А. Митрахович. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 240 с.

Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе [Электронный ресурс] // Интернет и образование: сетевой журнал. 2009. № 9. URL: http://www.openclass.ru/io.

Курочкина И.А. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие / И.А Курочкина, О.Н.Шахматова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2010. 226 с.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. Москва: Изд-во Владос-Пресс, 2006. 400 с.

Платонов О.П. Психология конфликтного поведения / О.П. Платонов. Санкт-Петербург: Речь, 2009. 344 с.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 304 с.

Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я.Л. Коломинского. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 240 с.

Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие / сост. А.К. Быков. Москва: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.

Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. Москва: Издательство института психотерапии, 2001. 630 с.

Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан Я.Л. Коломинский. Санкт-Петербург: Праим-ЕВРОЗНАК, 2008. 574 с.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. Москва, 1991.

Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой / Л.В. Смолова. Санкт-Петербург: Речь, 2008. 384 с.

Смирнова Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Москва: Эксмо, 2009. 176 с.

Тестирование в психологической диагностике [Текст] / сост. С. В. Поздняков. Москва: Сфера, 2004. 128 с.

Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Москва: Издательство института психотерапии, 2002. 490 с.

 

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины Управление конфликтами в образовательной организации является формирование у магистра Психолого-педагогического образования готовности к самостоятельному решению профессиональных задач, успешно применять знания и умения по конфликтологии, а также личностные качества (профессиональные компетенции) в практике педагогической и управленческой деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Обеспечить магистров знаниями из области  науки  конфликтологии и научить применять полученные знания в  профессиональной деятельности.
  • Вооружить студентов конструктивными средствами и способами деятельности для управления, разрешения и профилактики конфликтов.
  • Сформировать у студентов способность конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, как в профессиональной деятельности, так и в каждодневной жизни.
  • Повысить уровень социально-психологической компетентности будущих магистров.
  • Способствовать развитию социально-психологической адаптации магистрантов.
  • Создать благоприятную, психологически комфортную среду инновационной деятельности для участников образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Управление конфликтами в образовательной организации» относится к вариативной части  учебного плана.

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:

1. Методология научного исследования.

2. Психология профессионализма.

3. Современное состояние и перспективы развития системы образования.

 

Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

1. Психология менеджмента образовательной организации.

2. Управление конфликтами в образовательной организации.

3. Управленческий анализ и принятие решений.

 

 

3.  Результаты освоения дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

  • УК-5 способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
  • ПКС-5 способен оказывать помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса, системы позитивных межличностных отношений, психологического климата в организации, осуществляющей образовательную деятельность

ПКС-5.1. Знает: проблемы взаимодействия, характерные для современного образования или выявленные в образовательной организации; технологии оптимизации профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

ПКС-5.2. Умеет: планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений; создавать и реализовывать условия для позитивных межличностных отношений, психологического климата в организации, осуществляющей образовательную деятельность; оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

ПКС-5.3. Владеет: современными технологиями выявления в образовательной организации проблем взаимодействия специалистов и оказания помощи в формировании психологической культуры субъектов образовательных отношений и системы позитивных межличностных отношений.

 

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

З1. теоретические основы конфликтологии;

З2. механизмы возникновения конфликтов; 

З3. психологические основы и правила межкультурной коммуникации;

З4. современные технологии в образовании;

З5. Психологические основы управленческой деятельности;

 

Уметь:

У1. применять конструктивные модели разрешения конфликтов в педагогической и управленческой деятельности;

 У2. осуществлять технологии посредничества в конфликте;

У3. проводить мониторинг конфликтности в образовательной организации и социальной напряженности в них;

У4. применять правила и технологии диагностики конфликтов.

 

Владеть:

В1. понятийно-категориальным аппаратом в области конфликтологической науки;

В2. технологиями конструктивного взаимодействия в профессиональных;

В3. навыками создания позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 2, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения
очная
Семестр изучения
2 сем.
Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108
Контактная работа, в том числе: 30
Лекции 14
Практические занятия 16
Самостоятельная работа студента 78
Промежуточная аттестация, в том числе:  
Экзамен 2 сем.

 

*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.

4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2. Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Сем.

Всего, час.

Вид контактной работы, час.

СРС

Лекции Практ. занятия Лаб. работы
1.Конфликтология как наука. Психолого-педагогические основы конфликтологии   - - - - -
2.Общая теория конфликта   - - - - -
3.Внутриличностный конфликт   - - - - -
4.Межличностный конфликт         - - - - -
5.Межгрупповой конфликт. Управление межгрупповыми конфликтами   - - - - -
6.Педагогические конфликты   - - - - -
7.Технологии регулирования и разрешения педагогических конфликтов   - - - - -
8.Cовременная конфликтология   - - - - -

 

*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Конфликтология как наука. Психолого-педагогические основы конфликтологии

Возникновение и развитие конфликтологии. Философско-социологическая концепция конфликта. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки. Развитие отечественной конфликтологии.  Предмет и объект конфликтологии. Понятийный аппарат науки о конфликте. Методы исследования конфликтов. Применение методов психологии в конфликтологии. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности. Возможности тестов в определении конфликтности человека. Ситуационный метод исследования конфликтов. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов. Изучение конфликтных отношений в социальных группах. Методы исследования межгрупповых конфликтов.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.