Государственный и общественный строй Древнего Вавилона. Общая характеристика основных институтов права по Законам Хаммурапи. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Государственный и общественный строй Древнего Вавилона. Общая характеристика основных институтов права по Законам Хаммурапи.

2022-02-10 32
Государственный и общественный строй Древнего Вавилона. Общая характеристика основных институтов права по Законам Хаммурапи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древне-Вавилонскоецарство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной.

Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии: Ниппур, Сиппар и Вавилон имели льготные грамоты, дававшие им привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было.

Как всякое рабовладельческое государство Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего.Купля-продажа,совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущенникупозволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Ряд статей Законов Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц.

Множество статей Законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленное воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел.

Наряду с сословиями Законы Хаммурапи называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них Законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебнойлестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесенники, поденщик

З-ны Хаммурапи состоят из введения, текста и заключения. Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам. К-рые затем были изложены в нормах законов. Если систематизировать эти нормы, то можно изложить их: ст.1-5 имеют отношение к процессу; ст.6-126- имущественные отношения и ответственность за имущественное преступление; ст.127-195- семейно-брачные, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц; 196-214- защита личности; 215-282- нормы. Регулирующие договор найма и др. сходные имущ. правоотношения.

 В Др. Вавилоне преобладала общинная собственность на землю (80%). В Др. Вавилоне была весьма развита система договорного закрепления права личной собственности. Жители государства пользовались договорами: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения

. Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

В законахХаммурапи разделялось наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делилось между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось к определенной доле наследования сыновей.Преступления делились на гос., религиозные, должностные, воинские, преступления против личности, против собственности, нравственности. Наказания: смертная казнь, телесные наказания, изгнание из общины, штраф, отстронение от должности судьи, если тот брал взятки.Суд и процесс не был отделен от администрации. Судьями были чиновники. А высшим судьей – царь. Суд осуществлялся публично. Право на обжалование принадлежало только царю.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.