Предмет, задачи, методы курса «ИГПЗС». — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Предмет, задачи, методы курса «ИГПЗС».

2022-02-10 31
Предмет, задачи, методы курса «ИГПЗС». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет, задачи, методы курса «ИГПЗС».

Предметом курса является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития - с другой. Основными методами изучения истории государства и права являются:

· Структурно-аналитический, который предполагает изучение отдельных элементов права и государства, выявление их статуса и своеобразия.

· Разновидностью структурного метода является структурно-функциональный. Его задача заключается в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития.

· Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона.

· Сравнительно-историч. метод основан на том, что выявленные историч. факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.

· Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов.

· Формально-юридический метод, предполагающий изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций.

 

Государственный и общественный строй Древней Индии. Общая характеристика основных правовых институтов по Законам Ману.

В Др. Индии обычаи, религиозные табу предшествовали появлению права. Все известные источники права в Индии – запись правил поведения человека – дхармы. Выполнение дхармы обеспечивалось юридическими санкциями, религиозными и моральными. Дхарма являлась общеобязательной для всех, но предусматривались отдельны нормы поведения для сословий, варн и даже для каждого периода жизни человека.

Цель Дхармы – указать индусу наилучший путь достижения великой и возвышенной цели, убедить его в смысле бытия. Поведение человека, его поступки должны соответствовать 3 видам соц. норм: Дхармашастрам; «Артхашастре», законам и актам правителей.

Законы Ману были созданы в период со 2 в. Д.н.э. до 2 в. Н.э. Написаны они на санскрите. Всего в Законах Ману 12 глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме. Ученые считают, что законы написаны жрецами – брахманами. Брахманы имели право читать и толковать закон.

Что касается имущ. правоотношений, то в основном все земли составляли собственность царя, но допускалось и общинное землевладение. З-ны Ману закрепили законные способы преобретения имущества: наследование; получение в виде дара или находки; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения (10 лет). Обязат. условием законности люб. договора была публичность.

Семейное право. Характерно обеспечение господства мужчины (муж, отец). Брак заключался по воле родителей, но после смерти мужа вдова обычно становилась женой деверя; муж умершей жены, вступал в брак с ее сестрой. Для жены развод был невозможен. Муж мог бросить жену: если она сварлива, ненавидит мужа, длительное время не рожает. Для женщин допускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность поддерживалась суровыми карами за измену.

Наследство делилось между сыновьями поровну. Если же наследники живут в отцовском хоз-ве, то находятся под управлением старшего брата. Дочерям выделялась доля наследства, только в виде приданного.

В уголв. праве Закона Ману преступления расценивались избирательно: соблюдался принцип снисходительности к высшим кастам и и беспощадной расправы к низшим кастам. Выделялись преступления: гос., против личности, имущест., должностные преступления и правонарушения типа святотатства. Тяжкое преступление для женщины- прелюбодеяние, предусматривалась смертная казнь. Царь применял наказания: смертная казнь, заточение, заковывание в цепи, все виды телесных наказаний, штраф, замечание, выговор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом, причем к брахманам она не применялась, а заменялась исключением из варны и изгнанием за пределы страны.

Суд. процесс был публичным, носил обвинит. характер по угол. и граждан. делам и начинался с подачи искового заявления. В случае уклонения истца или ответчика от суда он признавался виновным. Свидетели д.б. равны по соц. статусу. Ис-пользовались в судах ордалии (испытания огнем, водой, ядом).


 

Гос. и общ. Строй Византии.

Достаточно единым господ. слоем в общ-ве ранней Виз. была греко-римская аристократия (сенаторы). Она же была и самым крупным землевлад-м. Основу этой прослойки сост. старая муниц. Арист-я рим. городов. В целом же он сформ-ся к сер. V в. Вторым привилег. слоем в империи были средние землевладельцы. К низшему слою своб. Нас-я принадлежит и гор. плебс (ордо плебеюс). Он вып. различные повинности, не имел привилегий высших слоев и более жестоко наказывался. В ранней Виз. в его среде сформ-сь устойч. и влият. торгово-ремесл. верхушка. Самая низкая степень общест. структуры занимали рабы. Крупнейшим рабовл-м было гос-во. Труд рабов широко испол-ся в гос. Хоз-вах, мастерских, на приисках. В ранне визан-й п-д несколько укрепилась их имущ. Правосп-ть и было признано их право на брак и семью. Рабы по рождению так и оставались рабами. Из их среды начал выделяться прослойка колонов, который уже в V в. стал господ-м в деревне. Колонны раздел-сь на разряды в завис-ти от размера собст-ти, но оставались соц. Неравнопр-ми, хотя и обладали некоторой имущ. и личному правоспособностью. Значит. Измен-я в соц. Устр-ве империи произ. в VII в. Рабство к этому времени уже утратил свое значение, а вместо колонов на селе появились своб. крестьяне-общинники. Крестьяне стратиоты, служивших в пехоте, коннице и на флоте, освобож-сь от некот. налогов и повинностей. Исчез слой куриалы. Знач. пошатнулось полож. Арист-и, сенаторск. знати. С фемного правителей начал созд-ся будущ. феод. господ. класс Виз., был связан с армией и гос. службой.

Гос. Строй. Важным фактором полит. жизни Виз.гос-ва было одобрение канд-ры императора "народом Константинополя". Возникли гор. Партии – димы. В VIII в. Полит. Орг-и и учреж., ранее сдерживавшие всевластие виз. императора, приходят в упадок или полностью ликвид-ся. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Конст-ля" прекращ.. Полит. роль констан-го сената, упавшая еще в конце VII в., окон-но сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в закон-ве империи. Для гос. строя Виз. на осн. этапах его развития хар-но наличие огромного бюрокр. аппарата, как центр., так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все виз. чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их с-ма была глубоко разработана. В Х в. в виз. "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центр. Упр-е империей сосред-сь в Гос. совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руков-й текущими делами гос-ва. Важные ф-и имели и высшие дворцовые чины: магистр – нач-к дворца и квестор – гл. юрист и председатель консистория. Они осуществляли непоср-но упр-е делами империи с помощью разветвленного бюрокр. аппарата. Общая числ-ть виз. чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражд. чиновников. Суд. Ф-и были раздел. м/д различ. учреж-ми: судом патриарха, судом гор. префекта (эпарха), особым судом для дворц. служб императора.


 

Хабеас корпус акт».

Хабеас корпус акт, или “Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем”. В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения от должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного до суда, либо оставить под арестом, либо освободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеас корпус. Процедура освобождения до суда под денежный залог была известна в Англии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц, виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний. Действия Акта не распространялись на лиц, арестованных за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, а также лиц, арестованных по гражданским делам. Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостанавливать Хабеас корпус акт. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных документов Англии. Хабеас корпус акт был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, история которой развивалась под влиянием таких компромиссов.

Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономич. ситуации.

Причинами образования СССР стали:

пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);

исторические традиции;

участие в совместной защите от внешних врагов.

Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.

Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнитель-ный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Такова краткая история образования СССР. Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполити-ческая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами[1].

По мере необх-сти в текст Конс-ции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конс-ция СССР.

Конституция СССР состояла из двух разделов[2]: Декларация об образовании СССР; Договор об образовании СССР.

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесе-ны: внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республи-кой сохранялось право выхода из СССР, территория м.б. изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Верх. органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

 

Образование ГДР. Конституция ГДР 1949 г.

 

После того, как Германия в мае 1945 года потерпела поражение во Второй мировой войне, она была оккупирована войсками СССР (на востоке), Франции, США и Великобритании (на западе).

Проект Основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Проект был рассмотрен Парламентским советом из депутатов, избранных ландтагами земель. Окончательный проект был принят 8 мая 1949 года и вступил в силу 23 мая.

Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство.

Согласно Основному закону, главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, прежде всего, представительские функции, избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет.

Верховным выборным законодательным органом ФРГ является бундестаг – германский парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина – по партийным спискам.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Если партия этот барьер не преодолела, однако получила три или более прямых мандата, поданные за нее голоса учитываются при распределении мест в бундестаге (в этом случае партия не имеет права образовать фракцию).

Принимая законы, бундестаг взаимодействует с представительным органом земель ФРГ – бундесратом, который не является выборным органом. Его члены (премьер-министры и министры земель ФРГ) назначаются земельными правительствами. Состав бундесрата меняется по мере проведения выборов в ландтаги (парламенты) земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 6 голосов в зависимости от численности населения. В настоящее время в бундесрате 69 мест.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).

Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Конституция ФРГ, выработанная в 1948‑1949 годах только для Западной Германии, в 1990 году стала Основным законом для всей Германии.

Провозглашение ГДР состоялось 7 октября 1949 года — спустя целый месяц в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии.

7 ноября 1949 года совет Народного движения за единство и справедливый мир провозгласил себя Временной Народной Палатой и принял первую конституцию ГДР, согласно который законодательным органом был объявлен Парламент состоящий из двух палат — Палаты Земель, избираемой земельными собраниями, и Народной Палаты, избираемой народом, главой государства — Президент, избираемый парламентом, исполнительным органом — Правительство, назначаемое премьер-министром и нёсшее ответственность перед Народной Палатой, судебным органов — Верховный Суд Правосудия, органом прокурорского надзора — Верховный Прокурор. Также как и Основной закон ФРГ, Конституция ГДР вводила конструктивный вотум недоверия абсолютным большинством голосов по инициативе не менее 1/4 депутатов, однако в отличие Основного закона ФРГ Конституция ГДР вводила обязательность коалиционного правительства (аналогичное положение предусмотрено в Австрии), а также закрепляла принцип назначения премьер-министра из числа крупнейшей фракции. Второе отличие от Основного закона ФРГ - Конституция ГДР предусматривала возможность референдума, народной инициативы и права роспуска народной палаты на основании решения принятого на референдуме. Конституция предоставляла рабочим право участвовать в управлении предприятиями через производственные советы, родителям право участвовать в управлении школами через родительские советы.

Предмет, задачи, методы курса «ИГПЗС».

Предметом курса является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития - с другой. Основными методами изучения истории государства и права являются:

· Структурно-аналитический, который предполагает изучение отдельных элементов права и государства, выявление их статуса и своеобразия.

· Разновидностью структурного метода является структурно-функциональный. Его задача заключается в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития.

· Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона.

· Сравнительно-историч. метод основан на том, что выявленные историч. факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.

· Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов.

· Формально-юридический метод, предполагающий изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.