История аулов Башкортостана весьма уникальна и интересна. Мы исследовали историю деревни Шулганово Татышлинского района Республики Башкортостан — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История аулов Башкортостана весьма уникальна и интересна. Мы исследовали историю деревни Шулганово Татышлинского района Республики Башкортостан

2022-10-05 43
История аулов Башкортостана весьма уникальна и интересна. Мы исследовали историю деревни Шулганово Татышлинского района Республики Башкортостан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Ну, нашли вы это чертово золото. Как делить его будете? – Голос женщины был недовольным. – С братьями и сестрами не перессоритесь?

– Вначале надо найти это золото, – сухо ответил муж. – А дальше видно будет. Перед богатством не все думают о родственниках.

Женщина, взглянув на переднее стекло автомобиля, резко оцепенела. Испугавшись, вскрикнула:

– О, боже!

Немного успокоившись, посмотрела на мужа, разинув рот: она хотела что-то сказать, но не могла. Далее она долго всматривалась в машинное стекло. И уже изрядно проехав, вздохнув полной грудью, она стала дышать глубоко и спокойно. Улыбнулась. Еще раз взглянула на мужа.

– Вроде это только сон, – сказала она, придав голосу уверенность. – Видимо сладко задремала…

Муж взглянул на нее удивленно.

– Что, черная корова?

Жена, конечно же, не видела широко раскрытые от удивления глаза мужа в темной машине. Но она это чувствовала всей своей душой и телом.

– Да, я видела черную корову, – сказал она, будто радуясь своей глупой наивности. – Она шла прямо на нашу машину и вдруг резко пропала.

– Говоришь, черная корова…

– Да, она очень большая была. – Женщина усмехнулась. – Я даже подумала, разве бывают такие большие коровы. Если такая корова встретиться наяву, то она просто разорвет машину в клочья. Да, ладно, это был только сон.

Мужчина промолчал. Закурил сигарету. Ничего не сказав, затянулся пару раз и выкинул сигарету в окно. Далее повернулся к жене.

– Говоришь, разные сны снятся? – Сказал он, делая ударение на каждое слово. – А ведь, ты не спала.

– Как так…

– Вот так. Ты сидела и со мной разговаривала.

– Разыгрываешь…

– Ну, конечно, шучу… – Голос мужа был твердым и сухим. – Говорила про золото. И вдруг резко вскрикнула и замерла. И начала рассказывать про черную корову.

Жена молчала. Она не знала ни что думать, ни что сказать.

– Мы доехали до горы, где по преданию зарыто золото, – не желая надолго затягивать молчание, сказал муж. – Это на самом деле суеверное опасное место. И черную корову здесь видела не только ты одна. А вот я не видел, сказки все это, – сказал муж, но продолжить разговор не успел.

…На дороге впереди стояла огромная черная корова, готовая разом боднуть машину, он резко нажал на тормоз и повернул руль на обочину дороги. Гул и скрежет тормозов разорвали ночную тишину, послышался хруст деревьев и шум искореженного металла. «Жигули» рванула в кювет, машина несколько раз перевернулась, ударилась в толстую пихту и вновь мир охватила тишина.

Так я и представил автоаварию случившуюся близ деревни Шулганово Татышлинского района Республики Башкортостан. Эти края привлекают к себе внимание не только паронормальными явлениями, но и своей древней историей.

Этот район был издавна под прицелом историков и археологов. Источники, доказывающие проживание с начала нашей эры в этих местах людей, притягивали ученых. А в 1967 году под руководством академика Н.А. Мазитова археологи находят древнее городище (Шулгановское городище, Шулгановское селище), оно располагалось в местах-горах под названием «Калатау», «Акуптау», «Буртау», «Такмантау». Это городище было окружено глубоким рвом и тыном в 4-5 метров. В низовьях гор на речках Гаря и Шашкип располагались и древние деревни. По мнению ученых, эти городища функционировали во втором веке нашей эры и относятся к Бахмутинской археологической культуре. Это культуру сформировали гунские и финно-угорские племена. В то же время есть ученые, которые относят данные находки к Мазунинской археологической культуре, которая образовалась как поглощение скифско-сарматской общности финно-угорскими, мадьярскими и балтскими племенами. Во втором веке она подвергается сильнейшему влиянию гунн, а далее тюрков и в VII веке рождает Бахмутинскую культуру. Эти процессы являются следствием Великого переселения народов.

Даже в наше время эти места своими легендами привлекают внимание деревенских обывателей. В этих горах, а точнее под ними, слышатся странные звуки похожие на звон железа. Местные жители по сохранившимся сказаниям считают, что там зарыто золото Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева.

А какое золото без хозяина? Вот этой хозяйкой золота и является, как многие считают, черная корова, которая является тем, кто забыл о духовных ценностях и только думает о богатстве.

Деревенские старожилы рассказывают, что в этих местах постоянно воевали повстанцы с царскими войсками. И видно в то время и закопали клад восставшие. Однако до сих пор эти богатства не найдены, хотя многие искали их. Если вопрос золота остается открытым, то, несомненно, что здесь часто случаются трагедии.

К представителям бахмутинской археологической культуры в VII-XII веках приходят знатные булгарские племена буляр, биляр, гайна, джаней, юрматы, юрми и основываются на берегах Агидели, Камы, Буя, Таныпа, Гаря. Влияние булгарских племен сохранилось и в топонимике. Например, деревня Юрмияз и одноименная река Юрми были названы в честь булгар, также деревня Болгар, да и сам районный центр Татышлы от булгарского племени Татыш (по-русски Тетуши).

Позже сюда приходят башкирские племена, которые были ассимилированы булгарами. А в XIII–XV веках эти земли попадают под владычество Золотой Орды и к здешним племенам присоединяются монгольские, тюркские, огуские – печенежские, уранские племена, они так же были отатарены. Таким образом, во времена Великого Булгара (VIII–XII вв.), Золотой Орды (XIII–XV вв.), Казанского ханства (1438–1552 гг.) эти земли были подвластны мощным государствам и, соответственно, здесь перемешалось многих этносов – скифов, сармат, гунн, тюрков, финно-угров, мадьяр, башкир, монгол и образовался типтярско- татарский этнос.

Расположенный в Уфе институт биологии и генетики провел сравнительный анализ генетики населения края и пришел к такому выводу, что северный и северо-западный регион Башкортостана по своей генной принадлежности очень близок к татарам, а юго-восточная часть к народам Сибири.

Родословная известного поэта Гали Чокрыя также подтверждает нашу позицию. Его род исходит из племени Кара Табын, которое кочевало по реке Миас и затем переселилось в Татышлы. Его пращур был знаменитый Муйтан-бий, который верой и правдой служил Чингисхану, за оказанную доблесть он был награжден всеми башкирскими землями по Уралу и Агидели. Далее его внуки Исен-бий служили казанскому хану, защищали северо-восточные границы ханства, за что получили прозвище Иректы (крепость). С представителями казанского хана они охотились по берегам озера Сырган, что близ деревень Чокыр и Джиримзи.

Во времена казанского ханства эти земли подвергались нападению ногайских татар, но все же сломить сопротивление казанцев им не удалось. Вскоре они смешались с местным населением. Остатки ногайского языка до сих пор чувствуются в таких аулах как Илмат, Булегарт – Кайпан, Кодаш, разговаривая они используют ногайское слово «кый».

Между деревнями Шулган, Кашкак, Сабанчы есть лесок под названием Нугай (ногайский). На этом месте в средние века располагалась ставка ногайского хана и его войско вместе с юртами. Отсюда нападали на гору Такмантау, где держали оборону казанцы, скидывавшие на них дубовые бревна, через крепостные стены и ров, который был вырыт китменем, что, вероятно, и дало название горе (переиначено от Кетментау в Такмантау).То есть можно с уверенностью говорить что уже в период Казанского ханства деревня существовала.

За ногайским леском есть местечко под названием Чардугантау. По преданию здесь похоронен татарский или булгарский мурза, а далее есть древнее кладбище Алыплар зираты. По сказаниям здесь похоронены воины со времен Великого Булгара.

Таким образом, мы видим, что история аула отразилась в противоречиях между Казанским ханством и Ногайской Ордой после распада Золотой Орды.

Мы рассматривали общерайонную историю, сейчас перейдем к истории непосредственно деревни Шулгана. Старожилы говорят, что была письменная история шажаре – родословная Шулгана, по одной версии она пропала во время гражданской войны, по второй сгорела во время пожаров в 1906 или 1931 годах, по третьей, ее потерял один мулла, когда его репрессировали. Есть также версия, что она хранится у какого-то старика вблизи лежащей деревни.

Есть легенда и том, что ее вывез в Турцию грамотный мулла, экстрасенс, врач Рахимджан. Что бы ни говорилось, но письменная история деревни до сих пор не найдена.

Как рассказывали аксакалы, официально деревня Шулган была основана в начале XVIII века. В документальных источниках она впервые упоминается в пятой ревизии в 1795 году. В то время в Шулгане было 22 двора с 86 жителями. В 1816 году дворов было 25. При 53 дворах 291 человек показала восьмая ревизия 1834 года. В 1859 году насчитывалось 567 человек – 92 дома. 297 мужчин и 280 женщин при 100 дворах отметили в 1870 году. Советская перепись 1920 г. взяла на учет 1278 человек при 253 дворах.

…Вся округа была в непроходимых лесах. Поселенцы их тщательно выкорчевывали, сжигали и сеяли хлеб, разводили скот, охотились, рыбачили, занимались пчеловодством и разными ремеслами. Немного позже появилось пять водяных мельниц. Так как население было мусульманским, воздвигли две двухэтажные мечети.

Деревенские аксакалы, особенно бывший председатель колхоза Габдевали Гараевич Гараев рассказывал, что деревню организовал род Чуры (то есть батыров), это Аккуз Чура и его братишки Байчура, Ятим чура, Факырь чура, они пришли с запада из местечка Буртюк Гарай (Бертөк Гәрәй). Эти братья также основали деревни Кашкак и Тау. Далее к ним присоединились такие роды как: Тубала, Гали, Талкара, Ар, Кафер – Тафер, Казан бая и др. Вероятнее всего Род Чуры Батыров исходит от беженцев татар, которые обороняли Казань.

Когда восстание Пугачева было разгромлено, всюду рыскали каратели. В это время в Шулгане появилась женщина, переодетая в мужской костюм. Работники Файзуллы бая быстро схватили ее думая, что это вор и привели к хозяину.

– Я близкий друга Емельяна Пугачева, – говорит пленник, – за мной гонятся царские каратели. Пожалуйста, не погубите, не выдайте!

Файзулла в раздумье. Хотя он сам с оружием в руках в восстании не участвовал, но симпатизировал повстанцам и оказывал им всяческую помощь. Но он также понимал, что восстание разгромлено вконец и его могут жестоко наказать, если узнают, что он укрывает приближенного Емельяна Пугачева. Каратели даже могут сжечь всю деревню.

– Пожалуйста, спасите, – умоляет пленник, – они вот-вот будут здесь. Сжальтесь не сгубите душу, не выдайте врагам.

Файзулла, чувствуя некое противоречие в манерах пленника, приказывает ему раздеться.

– Да ты ведь женщина… – серьезно говорит дед. – А я-то думал, что разговариваю с воином.

Он уже хотел было уйти, но, повернувшись, приказал слугам:

– Состригите ее наголо, лицо обмажьте золой. Когда придут солдаты пусть притворится немой и пусть лишь слюни текут с ее рта. Пускай подумают, что это сумасшедшая девушка.

Работники бая сделали все как надо, приготовили несчастную к прибытию карателей. Она изменилась до неузнаваемости. А солдаты даже не обратили на нее внимания, подумав: «Это же сумасшедшая дочь Файзуллы».

Беженка долгое время пряталась у Файзуллы. Через некоторое время она влюбилась в своего спасителя. Они поженились, у них родились сыновья. И когда Файзулла был чем-то недоволен на них, он, шутя и с любовью, ворчал – род кяфиров – тяфиров. Так и прикрепилось это прозвище к этому роду.

Особенностью шулгановцев является также то, что они испокон веков активно участвовали в национальных движениях за свободу своего народа и за веру. Например, здесь вырос старшина Урман-гарейской волости Джумгакай (Җомгакай) Аскаров, деревенские аксакалы о нем до сих пор с теплом и гордостью вспоминают. По архивным данным он активный сподвижник Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева. Под его руководством восставшие в декабре 1773 года захватывают город Усу, 24 мая 1774 года – Бирск, в том же году разрушают Ангасякский завод. Во время крестьянской войны Салават Юлаев, когда готовил войска на захват Бирска, Усы, Кунгура несколько раз проезжал через Татышлинский район. По сохранившимся сказаниям, в 1774 году он с Джамгакай Аскаровым и закопал клад на горе Такмантау.

С особым уважением рассказывают в ауле о роде Казан бая. Этот род обосновался на реке Буй. Казан бай там родился и вырос, затем он отделяется от отчего гнезда и поселяется в Шулганово, строит дом в Гарибашево. (Гарибашево – находится на царском тракте, который обслуживали проживающие здесь удмурты, которых переселили из деревень Кашия и Кызыляр. Они отвечали за участок от аулов Чишма-Кодаш).

До революции деревня была свободной, бытовые проблемы решала сама через институт земств. Центром правления был Джиен (Шура), его возглавляли аксакалы, муллы, баи, голос середняков тоже был слышен. Был также свой кади, он регулировал уголовные отношения по шариату. В большинстве случаев уголовные дела решались через деревенского мусульманского судью.

Деревенские дороги, больницы, школы ездил и проверял земской. С 1865 по 1917 гг. Шулган относился к Уфимской губернии, Бирскому уезду, Кызыляровской волости. В одну волость входили до двенадцати деревень. Их представителем избирался волостной и при нем писарь.

Для выборов специального помещения не было, они проводились в разных деревнях. Последним волостным был житель деревни Акбулат Мухаметгарей Карабаев, а при нем писарем был некто по имени Сашка. Волостному подчинялся деревенский староста. Аул жил на основах самоуправления. Может быть, поэтому и народ жил зажиточно. В деревне было до двадцати богатых семей, а основная масса являлась середняками, пауперов было мало. Исходя из данных ревизий и переписей, каждое хозяйство держало по 3-5 коров, несколько лошадей, множество овечек, бортей. Купцы на телегах, проезжая из аула в аул, успешно торговали. В деревне были развиты народные промыслы и ремесло.

До революции 1917 года в ауле очень влиятельным был род Ахматхановых. Это были очень богатые кулаки(байгурялар). В деревенском управлении они имели большой вес.

Во времена гражданской войны двадцать человек ушли воевать в башкирскую дивизию Заки Валиди.

Трагедии 20-30 годов ХХ века не обошли и Шулган. У тридцати хозяев было отобрано все имущество, нажитое собственным потом и кровью, а их сослали в Сибирь. В конце октября 1920 года в деревню приезжает комиссар по фамилии Малютин. Он просит, чтобы деревня помогла Красной армии с продовольствием и одеждой. Потребовав у деревенского старосты Кашфуллы Хусаинова помощников, аул разделили на четыре участка и стали отбирать продовольствие. С середняков забирали – 200 пудов, с богачей – 400 и все отправляли в армию. У Ахметхан бая забрали 1000 пудов спрятанного в амбаре зерна…

Во времена Великой Отечественной войны на фронт уходит более шестисот человек, возвращается только 120, и то большинство либо с одной ногой или рукой.

В 1947 году в период военных учений маршал Г.К. Жуков приезжает в Башкирию. Основная цель маневров – форсирование водных преград, совершенствование наступательных возможностей войск. Он приезжает в Шулган, обустраивает свою cтaвку на горе Кабантау, оттуда руководит ученьями. С деревенскими, особенно с фронтовиками, он очень душевно общается. Кормит всю деревню из полевой кухни. Об этом до сих пор с теплом вспоминают шулгановцы. Светлые следы знаменитостей и сегодня сохраняются в памяти сельчан. Знаменитый поэт Ангам Атнабаев работал здесь учителем, писал и исполнял свои первые пьесы. Также известная поэтесса Сажида Сулейманова в 1944–1946 годах учила шулгановских ребятишек. Ее скромностью, светлой душой, искренностью до сих пор восхищаются старожилы.

В истории Шулгана было немало светлых и темных периодов. Но жители деревни, несмотря ни на что, с надеждой смотрят в свое лучшее будущее. У тех же, кто не знает своей истории, будущего нет. А потому мы знаем, что золото Шулгана не в толще земной, а в душах людей.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.