Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-10-05 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Правило | Пример | Схема |
1. Простые предложения всложномобычноразделяютсязапятыми. | Садилосьсолнце,икончился. Солнце,когдапришеля,садилось. | [ ],и[ ]. [,(когда…),]. |
2.При однородныхпридаточныхзапятыеставятся также, как приоднородныхчленахпредложения. При однородном подчиненииво2-мпридаточном(идалее)подчинительный союз можетбыть опущен. | Он не слышал, как повернулсяключ в замке или как лязгнулзасов. Он злится и когда о немзабывают,икогдаслишкомхорошоего помнят. Онтоскливоуставилсязаокно,где насмешливо сверкалосолнце, таялснегигалделиворобьи. | [ ],(как…)или(как…). [ ]и(когда…),и(когда…). [ ],(где…),(…)и(…). |
2. Еслиподчинительныйсоюз сложный (потому что,для того чтобы, с тех поркак и др.), запятая ставится взависимостиот смыслаиинтонации1раз: илидовсегосочетания, илипередчто,чтобы,как. Неразбиваютсясоюзытогдакак, словно как, лишькогда, даже если,причинный таккак. | Он неявился назанятия,потомучтозаболел(важенсам факт неявки). Он не явился назанятияпотому,чтозаболел(важна причина ее). Онказалсядельным,тогдакакбылглуп. Он не явился,таккакболел. | [ ],(потомучто…). […потому],(что…). [ ],(таккак…). |
4. Если рядом оказываютсясоюзы, связывающиепредложения (или союз исоюзноеслово),то,пообщемуправилу, между ними ставитсязапятая. В тех же случаях запятой нет,если дальше идет вторая частьдвойного союза (то, так, таки, тем, но, однако). | Ученику сказали, что, еслионещеразпрогуляет, вызовутродителей. Январь выдался студеный, и,хотяжаркотопилипечь,окнаобледенели. Ему заявили, что если онещеразпрогуляет, то вызовут родителей. Январь был студеный, и хотяжарко топили печь,но окнаобледенели. Заметьте, что чем большеоб этомдумаешь, тем меньше это нравится. | [ ],(что, (если…),…). [ ],и,(хотя…),[ ]. [ ],(что(если…),то…). [ ],и (хотя), но[ ]. [ ],(что(чем…),тем…). |
Всоюзномсложномпредложениизапятаянеставится:
|
Правило | Пример |
1. Передсоюзоми,да(=и),или,либо соединяющими: а)–двавопросительныхпредложения, - дваназывныхпредложения, - двабезличныхпредложенияссинонимамивсказуемом; б)двапредложения,имеющих - общий второстепенныйчлен предложения, - общеевводноеслово,словосочетание, - общийсравнительныйоборот, - общеепридаточноепредложение (но:запятаяесть, еслисоюзыповторяются); в)придаточныйоборотипридаточноеопределительное (но нерекомендуется:нелитературно). г) два однородных придаточных;главноеипервоеизоднородных придаточныхприповторяющемсясоюзе. | Которыйсейчасчасисколькоещеосталосьдо отходапоезда? Прогулкавлесуиотдыхвкопне. Нужнопереписатьработуинадообъяснитьдопущенные ошибки. Каждыйденьснегидетлибодождьльет(общееобстоятельство). Может быть, он устал или у него болитспина. Аглазаунегонаивны игубыпухлы,какуребенка. Звездыужуначиналибледнетьинебосерело, когдаонивернулись. Пополюилюдишли,ипсы бежали.Возможно,ионболен,итыбольна. Человек,постоянноделающийвыбор икоторому наконецпришлосьвыбиратьмеждужизньюи смертью. Янеслышал,кактыоткрылдверьикаквывошли. Я слышулибочтоонаплачет,либочтоонпоет. |
2. а)перед1-йчастьюдвойногосоюза атакжеесли: б)передподчинительнымсоюзомстоитне: в) придаточное (неполное или неразвернутое)состоитизодного союзногослова: г) сказуемое – глагол есть + часть, похожая напридаточное,нонеявляющаясяим: д)этофразеологизм: какнадо,сколькоугодно,во чтобытонестало,какнивчемнебывалоит.п. | Знаю, что если сейчас не выйдет, то невыйдетникогда.Слышал,чтокакаукнется,таки откликнется? Яслушаю нечтоонаговорит,акакона этоговорит. Онобиделся,нонесказалпочему(=почемуон обиделся). Не знаю как и для чего, но яэтосделал. Теперьменяесть кому заменить.Тебебудеточем вспомнить! Намбылозачемвстречаться… Делайчтонадоистарайсясделатьвсе какположено! Он кричал что было мочи ибежал неизвестно куда. Они запели ктовочтогоразд. |
|
Другиезнакипрепинания, кромезапятой,всоюзномсложномпредложении.
Правило | Пример |
1.Точкасзапятойможетразделять: а) большие по объему простыепредложения в сложносочиненном(частосознакамипрепинаниявнутри),менеетесно связанныепосмыслу; б) однородные придаточные(чащераспространенные,сзапятымивнутри)приподчеркнутоперечислительной интонации.(Внимание:междуглавными придаточнымточкасзапятойнеставится!) | Татьяна,по советуняниСбираясь ночью ворожить,ТихонькоприказалавбанеНадваприборастолнакрыть; НосталострашновдругТатьяне…(П.) Я знаю, что он долго был болен;чтоегопокинуливсетакназываемыедрузья;что,наконец,умеронвнищете. |
2.Тиреставится: а)всложносочиненном предложении - прирезкомпротивопоставлении, - при подчеркивании быстроты,неожиданности,нежелательностиит.п.следования одного за другим (ср. спричинно-следственной зависимостьюприбессоюзнойсвязи); б) в сложноподчиненномпредложенииприинтонационномподчеркивании, - если придаточное определительное,изъяснительное, условное с ли стоитпередглавным, - если однородные придаточные стоятпередглавнымпредложением. | Ятакждал–атынепришла. Взошло солнце – и снег тут же растаял.Онзнакподаст–и всехохочут(П.). Узнаетона–инамвсемнесдобровать… Кто весел – тот смеется.Какониживут–ктознает… Слышулиголосее–трепещу. Что я надеялся напрасно, что ты нелюбишь–поняля. |
3. Двоеточие ставится передподчинительнымсоюзом,есливпредыдущейчастисложногопредложениясодержитсяпредупреждениеопоследующим разъяснении (можно вставитьаименно). | ХаджиМуратсиделрядомвкомнатеи,хотя не понимал того, что говорили, понял,однако,то,чтоемунужнобылопонять:чтоониспорилионем… |
4.Вопросительный знакне ставитсяв конце сложных предложений,включающих придаточное с косвеннымвопросом (но ставится, если главноепредложение–вопросительное). | Всекакбудтождали,небудетлионещепеть. (Ср.:Ониидо сих пор ждут,не будет лионещепеть?) |
Пунктуациявбессоюзномсложномпредложении
|
Схема, смысловыеотношениячастей | Можно заменитьсоюзным предложением | Пример | ||
Запятая: Перечислениефактов [ ],[ ]. | [ ],и[ ]. | Травка зеленеет,солнышкоблестит… | ||
Точкасзапятой: |
Поля,луга–всепокрылснег,крестьянин,торжествуя, обновляетпуть. | |||
Тоже,но болееотдаленныхпосмыслу, | ||||
распространенныхпредложениях,вкоторыхчасто | ||||
ужеестьзнакипрепинания. | ||||
Двоеточие: [ ]:[указывает причину]. | [ ],(потомучто) | Он с трудом досидел доконца:емубылоскучно.
Павел чувствует: чья-торука касается его. Он открыл глаза:садилосьсолнце. Я увидел нечто чудное:поберегуползларыба. | ||
[ ]:[дополняет смысл]. | (что…). [ ],(как…). | |||
[ | ]:[поясняет]. | [,аименно]:[ ] | ||
Тире:Быстраясменасобытий, неожиданность |
Сырвыпал–снимбылаплутовкатакова.
Чинследовалему–онслужбувдругоставил. | |||
Противопоставление [ ]–[ ]. | [ ],a[ ]. | |||
[ | ]–[сравнение]. | (словно…) [ ],(будто…) | Рассмеетсяона– колокольчикзвенит. | |
Причинно-следственная связь:[время,условие]–[ ]. |
(когда…) (если…),[ ]. | Лесрубят–щепкилетят.Быстрее сделаешь –скорейтебяотпустят. | ||
[ ]–[вывод, следствие]. | Ты виноват – покайся!Хвалыприманчивы–какихнепожелать? | |||
Частосовмещается: [условие] –[следствие]. | Ходишьосторожно–целатвояголова. | |||
2часть–неполноепредложение | Ядумал–волк. | |||
Еслипо смыслунадоставитьдва двоеточияподряд, вместо2-го ставитсятире. | Я понял: до конца недосижу–оченьскучно. |
Пунктуацияприпрямойречи
Схема | Пример |
А:«П». А:«П!или?или…»(одиниззнаков) «П»,-а.(запятаявместоточкипослепрямойречи) «П!?...»-а. «П,-а, -п» «П,-а, -п!?...». (Наместеразрыванебылознакаили,; -:) «П,!?…-а.–П». «П,!?…- а.–П!?…» (Наместеразрыва–точка,!,?или…) А:«П»,-а. А:«П!?...»-а. «П,!?…-а:- П». «П,!?…- а:- П!?…» | Онанапомнила:«Завтражепраздник»Онвозмутился:«Этогоещенехватало!» «Тыбы умылся», -посоветовалиему. «Зачеммнеэтонужно?»-удивилсяон. «Икудавседелось…»-вздохнулаона. «Потом, - пообещал отец, - сходим вцирк». «Странно, - удивился сын, почемупотом?» «Лень, - уверял я, - мать всехпороков…» «Знаю одно, - ответил он, - янесчастлив.» «Спасибо,ненадо,-ответилон.–Ясам». «Какхочешь…-обиделасьона.– Смотри…» «ТаквасзовутСережей?–прервалаТонямолчание.–Прекрасноеимя!» Онудивился:«Неужелиполучилось?»- ирадостнозасмеялся. «Язнаю,зачемтыпришел!–заявилони добавил: - Незачем тебе былоприходить» |
|
Диалог:примерыпунктуации
1.«П!»А:«П?»-«П»,-а.«П». –«П!» (Репликиразделяютсятире,есликавычки«сталкиваются».) 2.–П! А: - П? -П, -а. - П. - П! | «Проходите!»Худосочныйзаупрямился: «Куда,зачем,позвольтеспросить?»- «Тамобъяснят»,-усмехнулсястраж.«Амне желательно здесь». – «Иди, тебеговорят!» - Проходите! Худосочныйзаупрямился: - Кудаизачем,позвольтеспросить? - Тамобъяснят,-усмехнулсястраж. - Амнездесьжелательно. - Иди,тебе говорят! |
Пунктуацияприцитировании
Правило | Пример |
1. Цитатызаключаютсявкавычки. Но: При цитировании стихов с сохранениемразбивкинастрокикавычкинеставятся. Ср.сцитированиемне «встолбик»,а«в строчку». 2. Еслицитируемоепредложениеприводится не полностью, пропуск в немобозначаетсямноготочием;другогознакав этомместе,хотябыонибылвцитируемомтексте, нет. 3. Прицитированиипрямойречью: - если цитатастоитперед словамиавтора, первое слово ее пишется с большойбуквы,дажеесливисточникеононачинается с маленькой (цитируется не сначала предложения); - если цитата идет после авторских словиприводитсянесначалапредложения,онаначинается со строчной буквы. 4. Еслицитатасливаетсясавторскимтекстом, образует придаточноепредложение, часть предложения, 1-еслово ее пишется с маленькой буквы.Пропускначалаиликонцацитируемогопредложения при этом многоточием необозначается. См.примерцитирования«встолбик»стихов,включенныхвавторскийтекст. 4.Еслипредложениезаканчиваетсяцитатой ивконце еестоит?,!или …,посленихставят кавычкииточку. Еслипередзакрывающимикавычкамистоит !,?, …,те же знаки не повторяются послекавычек. Неодинаковые знаки ставятсяперед закрывающими кавычками и послених 6.Способыуказаниявскобкахавтора: «Ц»(Автор). «Ц».(Автор.) «Ц!?...»(Автор). «Ц!?...»(Автор.) | «Всевруткалендари!» Пушкин уверяет: Навсехстихияхчеловек– Тиран,предательилиузник. Пушкинпишет:«Навсехстихияхчеловек– Тиран,предательилиузник». «MonsieurLabbe,французубогой…Училеговсемушутя,Недокучалморальюстрогой…» (запятая после «убогой» поглощаетсямноготочием). «…Надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…»- выноситприговор «лишнимлюдям»Добролюбов. Добролюбовутверждает:«…надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…» Добролюбовуверен,что «надвсемиэтимилицамитяготеет…обломовщина». Наставник Онегина «учил его всему шутя»;наверное, потому и вышло, что «труд упорныйемубыл тошен». ОТатьянеговорится, …чтовмилойпростотеОнаневедает обмана, Чтоонадоверчиваинежна. Всемыпомнимначалопушкинскогоромана: «Мойдядясамыхчестныхправил…». ЧиталиливыроманЧернышевского«Чтоделать?» Ктонеслышалоромане«Чтоделать?»! «Всетечет»(Гераклит). «Всетечет».(Гераклит.) «Даздравствуетсолнце,даскроетсятьма!»(А.Пушкин). |
Всеслучаиупотреблениятире
|
-междуподлежащимисказуемым;
-приоднородныхчленах;
- приобобщающемслове;
- принесогласованныхопределениях;
- приприложении;
- приуточняющих,поясняющихсловах;
- привводныхсловах;
- всложныхсоюзныхибессоюзныхпредложениях;
- припрямойречи.
Крометого: | Пример |
1. Тире в неполном предложенииобычно ставится при пропускесказуемого (реже – других членовпредложения), если это слововосстанавливаетсяизпредыдущеготекста,посмыслу; обычно не ставится, если отсутствующеесказуемое–созначениемналичия. | Япостелюсебенапечи,аты–налавке.Утром я встану в семь часов, ты – ввосемь. Снова*дождикзаокном. |
2.Тиреставится также: - для обозначения пространственных,временных,количественныхпределов; - междудвумя(несколькими)именами,входящими вназваниечего-либо; - послеподлежащегопередсменяющимеголичным,указательнымместоимением. | Поезд Москва–Томск,вXVI–XVII веках; восемь–десятьчеловек.ТеорияКанта –Лапласа. Жены –ониведьразные. Иван –тотбылумница. |
3. Авторское эмоциональное,интонационноетиреможетставится:а) между подлежащим исказуемымдаже - приналичииглагола-связки; - передспрягаемойформойглагола; - передприлагательным; - послевопросительногоместоимения; б) атакже: - длявыделениякакого-либослова; - частовместо«положенной»запятой приуточнении,вводномсловеипр.; - после сочинительного союза приподчеркнутом противопоставлении, желании привлечь особое внимание кчему-либо. | Я –будурад.…Эти два годабыли– обман(Ч.). Закат –погас(М.Г.). Воздух – свеж и ароматен.Кто–этоттвойновыйпоклонник? Большеночевать–негде. Ябудутам–усебя. Ты–пожалуйста–приди. Поет,а–голосанет. Такхотел,и–невышло.Разбежалсяи–прыгнул. |
Запятаяитире
Правило | Пример |
1.Единыйзнак: а) перед словом,повторяющимсядлятого, чтобысвязать с ним дальнейшую частьтогожепредложения; б)передэтимпредложениемпослерядапридаточных, еслисложное целое делится большой паузой надвечасти. | Я знал, что они все, эти господа,которыеизнатьнехотятменя,самодовольные,важные,-всеуменявруках. Что он для этого делал, как делал, еслиделал вообще,чтовышло,- обэтом незнаю. |
2.Сочетание двух знаков,Каждыйизкоторыхимеетсвоиоснования: Запятая–втораяизвыделяющихсячто-либо запятых, тире – междуподлежащим и сказуемым, всложномпредложении… | Дождь,выпавшийвовремя,-радость дляземледельца. Выпадетдождь,котороготакждутздесь,-всезазеленеет. |
Внимание:двоеточиенеможетсочетатьсяскаким-либо иным союзом,поглощаетего;например:
Земледелецраддождю,выпавшемувовремя:будетурожай.
Кавычки
Вкавычкиберутсяслова,употребленныевироническом смысле, не в своемобычном значении, необычные,предлагаемыевпервые, новыеили, наоборот,устаревшие. | Пример |
«Толоконныйлоб»значит«дурак».Аэтои естьмой «благодетель». Он «бил» в дудку, подманивая птиц.Этовсебылоназваномоднымсловом «презентация». «Оказия»ещенеприходила. |
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!