Пунктуациявсоюзномсложномпредложении — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Пунктуациявсоюзномсложномпредложении

2022-10-05 28
Пунктуациявсоюзномсложномпредложении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правило Пример Схема
1. Простые предложения всложномобычноразделяютсязапятыми. Садилосьсолнце,икончился. Солнце,когдапришеля,садилось. [ ],и[  ]. [,(когда…),].
2.При однородныхпридаточныхзапятыеставятся также, как приоднородныхчленахпредложения. При однородном подчиненииво2-мпридаточном(идалее)подчинительный союз можетбыть опущен. Он не слышал, как повернулсяключ в замке или как лязгнулзасов. Он злится и когда о немзабывают,икогдаслишкомхорошоего помнят. Онтоскливоуставилсязаокно,где насмешливо сверкалосолнце, таялснегигалделиворобьи. [ ],(как…)или(как…). [ ]и(когда…),и(когда…). [  ],(где…),(…)и(…).
2. Еслиподчинительныйсоюз сложный (потому что,для того чтобы, с тех поркак и др.), запятая ставится взависимостиот смыслаиинтонации1раз: илидовсегосочетания, илипередчто,чтобы,как. Неразбиваютсясоюзытогдакак, словно как, лишькогда, даже если,причинный таккак. Он неявился назанятия,потомучтозаболел(важенсам факт неявки). Он не явился назанятияпотому,чтозаболел(важна причина ее). Онказалсядельным,тогдакакбылглуп. Он не явился,таккакболел. [ ],(потомучто…). […потому],(что…). [ ],(таккак…).
4. Если рядом оказываютсясоюзы, связывающиепредложения (или союз исоюзноеслово),то,пообщемуправилу, между ними ставитсязапятая. В тех же случаях запятой нет,если дальше идет вторая частьдвойного союза (то, так, таки, тем, но, однако). Ученику сказали, что, еслионещеразпрогуляет, вызовутродителей. Январь выдался студеный, и,хотяжаркотопилипечь,окнаобледенели. Ему заявили, что если онещеразпрогуляет, то вызовут родителей. Январь был студеный, и хотяжарко топили печь,но окнаобледенели. Заметьте, что чем большеоб этомдумаешь, тем меньше это нравится. [ ],(что, (если…),…). [ ],и,(хотя…),[       ]. [ ],(что(если…),то…). [ ],и (хотя), но[   ]. [ ],(что(чем…),тем…).

Всоюзномсложномпредложениизапятаянеставится:

Правило Пример
1. Передсоюзоми,да(=и),или,либо соединяющими: а)–двавопросительныхпредложения, - дваназывныхпредложения, - двабезличныхпредложенияссинонимамивсказуемом;   б)двапредложения,имеющих - общий второстепенныйчлен предложения, - общеевводноеслово,словосочетание, - общийсравнительныйоборот, - общеепридаточноепредложение (но:запятаяесть, еслисоюзыповторяются);   в)придаточныйоборотипридаточноеопределительное (но нерекомендуется:нелитературно). г) два однородных придаточных;главноеипервоеизоднородных придаточныхприповторяющемсясоюзе. Которыйсейчасчасисколькоещеосталосьдо отходапоезда? Прогулкавлесуиотдыхвкопне. Нужнопереписатьработуинадообъяснитьдопущенные ошибки.     Каждыйденьснегидетлибодождьльет(общееобстоятельство). Может быть, он устал или у него болитспина. Аглазаунегонаивны игубыпухлы,какуребенка. Звездыужуначиналибледнетьинебосерело, когдаонивернулись. Пополюилюдишли,ипсы бежали.Возможно,ионболен,итыбольна. Человек,постоянноделающийвыбор икоторому наконецпришлосьвыбиратьмеждужизньюи смертью.   Янеслышал,кактыоткрылдверьикаквывошли. Я слышулибочтоонаплачет,либочтоонпоет.
2. а)перед1-йчастьюдвойногосоюза атакжеесли:   б)передподчинительнымсоюзомстоитне:   в) придаточное (неполное или неразвернутое)состоитизодного союзногослова:     г) сказуемое – глагол есть + часть, похожая напридаточное,нонеявляющаясяим:     д)этофразеологизм: какнадо,сколькоугодно,во чтобытонестало,какнивчемнебывалоит.п. Знаю, что если сейчас не выйдет, то невыйдетникогда.Слышал,чтокакаукнется,таки откликнется? Яслушаю нечтоонаговорит,акакона этоговорит.   Онобиделся,нонесказалпочему(=почемуон обиделся). Не знаю как и для чего, но яэтосделал.   Теперьменяесть кому заменить.Тебебудеточем вспомнить! Намбылозачемвстречаться… Делайчтонадоистарайсясделатьвсе какположено! Он кричал что было мочи ибежал неизвестно куда. Они запели ктовочтогоразд.

 

Другиезнакипрепинания, кромезапятой,всоюзномсложномпредложении.

Правило Пример
1.Точкасзапятойможетразделять: а) большие по объему простыепредложения в сложносочиненном(частосознакамипрепинаниявнутри),менеетесно связанныепосмыслу; б) однородные придаточные(чащераспространенные,сзапятымивнутри)приподчеркнутоперечислительной интонации.(Внимание:междуглавными придаточнымточкасзапятойнеставится!) Татьяна,по советуняниСбираясь ночью ворожить,ТихонькоприказалавбанеНадваприборастолнакрыть; НосталострашновдругТатьяне…(П.) Я знаю, что он долго был болен;чтоегопокинуливсетакназываемыедрузья;что,наконец,умеронвнищете.
2.Тиреставится: а)всложносочиненном предложении - прирезкомпротивопоставлении, - при подчеркивании быстроты,неожиданности,нежелательностиит.п.следования одного за другим (ср. спричинно-следственной зависимостьюприбессоюзнойсвязи); б) в сложноподчиненномпредложенииприинтонационномподчеркивании, - если придаточное определительное,изъяснительное, условное с ли стоитпередглавным, - если однородные придаточные стоятпередглавнымпредложением. Ятакждал–атынепришла. Взошло солнце – и снег тут же растаял.Онзнакподаст–и всехохочут(П.). Узнаетона–инамвсемнесдобровать… Кто весел – тот смеется.Какониживут–ктознает… Слышулиголосее–трепещу. Что я надеялся напрасно, что ты нелюбишь–поняля.
3. Двоеточие ставится передподчинительнымсоюзом,есливпредыдущейчастисложногопредложениясодержитсяпредупреждениеопоследующим разъяснении (можно вставитьаименно). ХаджиМуратсиделрядомвкомнатеи,хотя не понимал того, что говорили, понял,однако,то,чтоемунужнобылопонять:чтоониспорилионем…
4.Вопросительный знакне ставитсяв конце сложных предложений,включающих придаточное с косвеннымвопросом (но ставится, если главноепредложение–вопросительное). Всекакбудтождали,небудетлионещепеть. (Ср.:Ониидо сих пор ждут,не будет лионещепеть?)

Пунктуациявбессоюзномсложномпредложении

Схема, смысловыеотношениячастей

Можно заменитьсоюзным предложением Пример

Запятая:

Перечислениефактов

[ ],[  ].

  [  ],и[    ].   Травка зеленеет,солнышкоблестит…

Точкасзапятой:

 

Поля,луга–всепокрылснег,крестьянин,торжествуя, обновляетпуть.

Тоже,но болееотдаленныхпосмыслу,

распространенныхпредложениях,вкоторыхчасто

ужеестьзнакипрепинания.

Двоеточие:

[ ]:[указывает

причину].

  [ ],(потомучто)

Он с трудом досидел доконца:емубылоскучно.

 

Павел чувствует: чья-торука касается его.

Он открыл глаза:садилосьсолнце.

Я увидел нечто чудное:поберегуползларыба.

[ ]:[дополняет

смысл].

(что…). [ ],(как…).
    [   ]:[поясняет]. [,аименно]:[    ]

Тире:Быстраясменасобытий,

неожиданность

 

 

Сырвыпал–снимбылаплутовкатакова.

 

Чинследовалему–онслужбувдругоставил.

Противопоставление

[ ]–[  ].

  [ ],a[  ].
  [   ]–[сравнение]. (словно…) [ ],(будто…) Рассмеетсяона– колокольчикзвенит.

Причинно-следственная связь:[время,условие]–[   ].

 

(когда…)

(если…),[     ].

Лесрубят–щепкилетят.Быстрее сделаешь –скорейтебяотпустят.

 

[ ]–[вывод,

следствие].

  Ты виноват – покайся!Хвалыприманчивы–какихнепожелать?

Частосовмещается:

[условие] –[следствие].

  Ходишьосторожно–целатвояголова.

2часть–неполноепредложение

Ядумал–волк.

Еслипо смыслунадоставитьдва двоеточияподряд,

вместо2-го ставитсятире.

Я понял: до конца недосижу–оченьскучно.

 

Пунктуацияприпрямойречи

 

 

Схема Пример
А:«П». А:«П!или?или…»(одиниззнаков) «П»,-а.(запятаявместоточкипослепрямойречи) «П!?...»-а.   «П,-а, -п» «П,-а, -п!?...». (Наместеразрыванебылознакаили,; -:)   «П,!?…-а.–П». «П,!?…- а.–П!?…» (Наместеразрыва–точка,!,?или…)     А:«П»,-а. А:«П!?...»-а.   «П,!?…-а:- П». «П,!?…- а:- П!?…» Онанапомнила:«Завтражепраздник»Онвозмутился:«Этогоещенехватало!»   «Тыбы умылся», -посоветовалиему. «Зачеммнеэтонужно?»-удивилсяон. «Икудавседелось…»-вздохнулаона.   «Потом, - пообещал отец, - сходим вцирк». «Странно, - удивился сын, почемупотом?» «Лень, - уверял я, - мать всехпороков…» «Знаю одно, - ответил он, - янесчастлив.»   «Спасибо,ненадо,-ответилон.–Ясам». «Какхочешь…-обиделасьона.– Смотри…» «ТаквасзовутСережей?–прервалаТонямолчание.–Прекрасноеимя!»   Онудивился:«Неужелиполучилось?»- ирадостнозасмеялся.   «Язнаю,зачемтыпришел!–заявилони добавил: - Незачем тебе былоприходить»

 

Диалог:примерыпунктуации

 

 

1.«П!»А:«П?»-«П»,-а.«П». –«П!» (Репликиразделяютсятире,есликавычки«сталкиваются».)   2.–П! А: - П? -П, -а. - П. - П! «Проходите!»Худосочныйзаупрямился: «Куда,зачем,позвольтеспросить?»- «Тамобъяснят»,-усмехнулсястраж.«Амне желательно здесь». – «Иди, тебеговорят!»   - Проходите! Худосочныйзаупрямился: - Кудаизачем,позвольтеспросить? - Тамобъяснят,-усмехнулсястраж. - Амнездесьжелательно. - Иди,тебе говорят!

 

Пунктуацияприцитировании

 

Правило Пример
1. Цитатызаключаютсявкавычки. Но: При цитировании стихов с сохранениемразбивкинастрокикавычкинеставятся.   Ср.сцитированиемне «встолбик»,а«в строчку».   2. Еслицитируемоепредложениеприводится не полностью, пропуск в немобозначаетсямноготочием;другогознакав этомместе,хотябыонибылвцитируемомтексте, нет.   3. Прицитированиипрямойречью: - если цитатастоитперед словамиавтора, первое слово ее пишется с большойбуквы,дажеесливисточникеононачинается с маленькой (цитируется не сначала предложения); - если цитата идет после авторских словиприводитсянесначалапредложения,онаначинается со строчной буквы.   4. Еслицитатасливаетсясавторскимтекстом, образует придаточноепредложение, часть предложения, 1-еслово ее пишется с маленькой буквы.Пропускначалаиликонцацитируемогопредложения при этом многоточием необозначается. См.примерцитирования«встолбик»стихов,включенныхвавторскийтекст.   4.Еслипредложениезаканчиваетсяцитатой ивконце еестоит?,!или …,посленихставят кавычкииточку.   Еслипередзакрывающимикавычкамистоит !,?, …,те же знаки не повторяются послекавычек. Неодинаковые знаки ставятсяперед закрывающими кавычками и послених   6.Способыуказаниявскобкахавтора: «Ц»(Автор). «Ц».(Автор.) «Ц!?...»(Автор). «Ц!?...»(Автор.) «Всевруткалендари!»   Пушкин уверяет: Навсехстихияхчеловек– Тиран,предательилиузник.   Пушкинпишет:«Навсехстихияхчеловек– Тиран,предательилиузник».   «MonsieurLabbe,французубогой…Училеговсемушутя,Недокучалморальюстрогой…» (запятая после «убогой» поглощаетсямноготочием).     «…Надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…»- выноситприговор «лишнимлюдям»Добролюбов.   Добролюбовутверждает:«…надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…»     Добролюбовуверен,что «надвсемиэтимилицамитяготеет…обломовщина». Наставник Онегина «учил его всему шутя»;наверное, потому и вышло, что «труд упорныйемубыл тошен». ОТатьянеговорится, …чтовмилойпростотеОнаневедает обмана, Чтоонадоверчиваинежна.   Всемыпомнимначалопушкинскогоромана: «Мойдядясамыхчестныхправил…».   ЧиталиливыроманЧернышевского«Чтоделать?» Ктонеслышалоромане«Чтоделать?»!     «Всетечет»(Гераклит). «Всетечет».(Гераклит.) «Даздравствуетсолнце,даскроетсятьма!»(А.Пушкин).

Всеслучаиупотреблениятире

-междуподлежащимисказуемым;

-приоднородныхчленах;

- приобобщающемслове;

- принесогласованныхопределениях;

- приприложении;

- приуточняющих,поясняющихсловах;

- привводныхсловах;

- всложныхсоюзныхибессоюзныхпредложениях;

- припрямойречи.

 

 

Крометого: Пример
1. Тире в неполном предложенииобычно ставится при пропускесказуемого (реже – других членовпредложения), если это слововосстанавливаетсяизпредыдущеготекста,посмыслу; обычно не ставится, если отсутствующеесказуемое–созначениемналичия. Япостелюсебенапечи,аты–налавке.Утром я встану в семь часов, ты – ввосемь.   Снова*дождикзаокном.
2.Тиреставится также: - для обозначения пространственных,временных,количественныхпределов; - междудвумя(несколькими)именами,входящими вназваниечего-либо;   - послеподлежащегопередсменяющимеголичным,указательнымместоимением. Поезд Москва–Томск,вXVI–XVII веках; восемь–десятьчеловек.ТеорияКанта –Лапласа. Жены –ониведьразные. Иван –тотбылумница.
3. Авторское эмоциональное,интонационноетиреможетставится:а) между подлежащим исказуемымдаже - приналичииглагола-связки;   - передспрягаемойформойглагола;   - передприлагательным;   - послевопросительногоместоимения;   б) атакже: - длявыделениякакого-либослова; - частовместо«положенной»запятой приуточнении,вводномсловеипр.;   - после сочинительного союза приподчеркнутом противопоставлении, желании привлечь особое внимание кчему-либо.     Я –будурад.…Эти два годабыли– обман(Ч.).   Закат –погас(М.Г.). Воздух – свеж и ароматен.Кто–этоттвойновыйпоклонник? Большеночевать–негде. Ябудутам–усебя. Ты–пожалуйста–приди. Поет,а–голосанет. Такхотел,и–невышло.Разбежалсяи–прыгнул.

 

Запятаяитире

Правило Пример
1.Единыйзнак: а) перед словом,повторяющимсядлятого, чтобысвязать с ним дальнейшую частьтогожепредложения; б)передэтимпредложениемпослерядапридаточных, еслисложное целое делится большой паузой надвечасти.   Я знал, что они все, эти господа,которыеизнатьнехотятменя,самодовольные,важные,-всеуменявруках. Что он для этого делал, как делал, еслиделал вообще,чтовышло,- обэтом незнаю.
2.Сочетание двух знаков,Каждыйизкоторыхимеетсвоиоснования: Запятая–втораяизвыделяющихсячто-либо запятых, тире – междуподлежащим и сказуемым, всложномпредложении… Дождь,выпавшийвовремя,-радость дляземледельца. Выпадетдождь,котороготакждутздесь,-всезазеленеет.

Внимание:двоеточиенеможетсочетатьсяскаким-либо иным союзом,поглощаетего;например:

Земледелецраддождю,выпавшемувовремя:будетурожай.

 

 

Кавычки

 

Вкавычкиберутсяслова,употребленныевироническом смысле, не в своемобычном значении, необычные,предлагаемыевпервые, новыеили,

наоборот,устаревшие.

Пример
«Толоконныйлоб»значит«дурак».Аэтои естьмой «благодетель». Он «бил» в дудку, подманивая птиц.Этовсебылоназваномоднымсловом «презентация». «Оказия»ещенеприходила.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.