Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-10-05 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Похожихнаоднородныечленыпредложения,нонеявляющихсяими.
Междудвумяодинаковымисловами:
Запятая, еслиуказывается на длительностьдействия, усиление степени признака,большоечислопредметовилиявлений. Дефис, еслиобразуется сложное слово: - прилагательное, наречие с усилительнымзначением; - глаголысозначениемдействияинтенсивного, непрерывного,ограниченногововремени; - вопросительно-относительноеместоимение,наречие,которымчто-то противопоставляется. | Еду,еду вчистомполе…Длинный,длинный,какжердь.Омного, много виделя! Кругомснега,снега,снега… Белый–белый(«оченьбелый»), далеко–далеко. Онходил–ходилпокомнате,думал– думалирешился. Постоял–постоялиушел. Уж кому–кому,авамнельзя. Где–где,атамвсе есть. |
Нетзапятой:
- между повторяющимися одинаковымиформами,соединеннымичастицами не,так; - между двумя глаголами в одинаковойформе, указывающими на движение, действиеиегоцель, образующимисмысловое единство; - всочетанияхглагола «взять» ссоюзами и,даи и другимглаголомвтойжеформе. | Тянинетяни,аделатьтакделать. Пойдупосмотрю, посидимпоговорим. Возьмуиуйду,взялда иушел. |
Нетзапятойв цельныхфразеологическихвыражениях:
Отомосем,завсепровсе,исмехигоре,истаримлад,и холод и голод,итак исяк,итоти другой,итоисе, нитот нидругой, нитони се, ни рыбанимясо, ни стогониссего, низа чтонипрочто,нисветнизаря, нидатьнивзять, нистатьнисесть, нисномнидухом, ни туданисюда, нисебенилюдям, нибогу свечканичерту кочергаи т.д
|
Дляпривлечениякнимвнимания,смысловоговыделения их.
Определения: | Пример |
- относящиесякличному местоимению (дажеодиночные); - описывающиевнешнийвидлица,предмета, отмечающие его чем-тоинтересные признаки, свойства.Обычностоятпослеопределяемогослова,чаще именисобственного; - стоящие после определяемого слова и поясняющие поотношениюкопределению,стоящему перед этимсловом (особенноуточняющиевес,размери т.п.); - выраженные сравнительнойстепеньюприлагательного спояснительнымисловами; - стоящиеводном рядуссогласованнымиопределениями; - сдополнительнымзначением причины,уступки,условия. Определениес поясняющимзначением, выраженное неопределенной формой глагола сзависимыми словами, обычновыделяется тире. Иногда и другие несогласованныеопределения выделяются с помощьюне запятых, а тире: уже имеющиевнутри себя запятые, для авторского подчеркивания(причины ипр.). | И вы, с вашим умом и сердцем, непонялиего? Внебе ,цветаснятогомолока, пенилиськлочьяоблаков. АннаИвановна ,вшляпеишали, наконецвернуласьспрогулки. Второй мальчик ,сосмеющимсялицом, отвернулся. Этот стул, с гнутыми ножками, ещецел. Самыйбольшой плакат ,метратриначетыре, везгрузовик. Гнедых коней , гораздо резвее местных, мыпривезлиссобой. Вошла молодая женщина, высокая истройная, со смуглым лицом, и селау окна. Машина ,сосломаннымрулевымуправлением, осталасьвполе. Иван , такого роста, не достал! Ребенок , вшубке, незамерзнет. У него была золотая мечта – статьучителем– ионпоступалвпедвуз ужевтретийраз. Девочки – в ярких, нарядных,праздничныхплатьях– шумели,ожидаяначала. Эти кони –гораздорезвееместных– пользовалисьспросом. |
Обособлениеприложений.
Правило: | Пример |
Обособляется любое приложение,относящеесякличномуместоимению. Обособляетсяприложениесзависимымисловами, группа приложений (2 и более),если стоитпосле определяемогослова. Обособляется распространенноеприложение, стоящее до определяемогослова–нарицательногосуществительного. Обособляются приложения (одиночные ираспространенные) со значениемпричины, уступки, стоящие до или послеопределяемого слова. Обособляются приложения с союзом как,имеющеезначениепричинности(отличатьот как=«вкачестве»). Обособляются уточняющие, поясняющиеодиночные приложения, стоящие послеопределяемого слова (особенно если принем уже есть определение, зависимыеслова;мысленнопередприложением,чащеименем собственным, вставляется«аименно»). Не уточняющее приложение – не обособляется; нарицательное пишетсячерездефис. Всегда обособляютсяуточняющиеприложения, присоединяемые с помощьюслов то есть, или (= т. е.), а именно, даже,например, какнапример, такие как,особенно, в частности, в том числе,главным образоми т.п.; указательныхместоимений(этот);словпоимени,попрозваниюит.п. Обособленное приложениеможетотноситьсякотсутствующемувданномпредложениислову,котороеподсказываетсяконтекстом(частодает эмоциональнуюоценку). | Мы,экономисты,народувлекающийся… Зашел сосед Иван, поклонник «Нежногомая»,нояеговыгнал. Поклонник «Трепетного мая», сосед зашелкомне опять. Инженер, Иванов прочиталчертежшутя. Иванов, инженер,все же непонялчертежа. (Но: Инженер Ивановуехал.) Иванову, какхудожнику,поручилиоформитьхолл. (Но: Иванова какхудожникаясовсемнезнаю). Младшая сестра ее, Женя, молчала.Встретил я там Иванова, инженера, и врача нашейшколы, терапевта. Ср.: Сестра ееЖеня молчала.ОнузналАрхипа-кузнеца. Все дорожает белое золото, или хлопок, и черное,то есть нефть. Многие успели,напримерПетя. А некоторые, такиекакЯниВаня, опоздали. Пришел повар,этотжулик. Мой пес,покличкеСват,спит. Промоталденьги,голубчик,атеперьхвостподжал. И чеголается, старыйчерт! |
Приложениямогутобособлятьсянезапятыми,атире,скобками:
|
а)дляусилениявыразительности, приприложениираспространенном,ужеимеющемвнутризнакипрепинанияилистоящемвконцепредложения,при долгойпаузе; б)дляподчеркиванияпоясняющегосмыслаприложения(«аименно»,«тоесть»); в)дляразличенияприложенийвтомслучае, когдаихможноспутатьсоднороднымичленами. | Познакомилсяс соседом –пожилым,ноещекрепким мужиком– и его женой. Я не люблюэто дерево – осину.Это дерево (старыйдуб)видноиздалека. Пошли начальник партии, Иванов – егозаместитель, Петров –геолог,радист. |
Деепричастия,деепричастныеобороты.
|
Правило | Пример |
Деепричастия, деепричастные обороты выделяютсязапятыми независимоотих меставпредложении. При однородных деепричастиях,деепричастныхоборотахзапятыеставятсятак же, как при однородных членахпредложениявообще. Иногда союз (обычно а) относится кдеепричастию,деепричастномуоборотуизапятой от негоне отделяется. Необособляются Деепричастия,деепричастныеобороты: 1. Соединительныесоюзом и: а)сосказуемым; б) с необособленнымобстоятельством. 2. Теряющие значение добавочногодействия и приобретающие значение признака действия (что сближает их снаречиями): а) ставшие фразеологическими оборотами (засучив рукава, сломя голову,не смыкая глаз, раскрыв рот и т.п. – кромефразеологических вводных словосочетаний, отделяемых запятой:иначеговоря,судяповсемуит.п.) б) несущие основную смысловуюнагрузку (без них сказуемое неполновыражаетсмысл:важнонечтоделается,акак)истоящиеобычнопослесказуемого. «Наречность» такихдеепричастий, созначениемкачествадействия,очевиднавгруппеоднородныхчленов–наречийидеепричастий. 3. Деепричастие,имеющеевкачествезависимого слова который в составеопределительного придаточногопредложения, от этого предложениязапятойнеотделяется. Надоотличатьотдеепричастий образованныхотних: а) наречия: стоя, сидя, лежа, молча, шутя,нехотя, не глядя, не спеша, играючи,припеваючи,крадучись…Одинаковыепо виду деепричастия сохраняют значениедобавочного действия – благодаряобразованию деепричастного оборота,связанностисдругимидеепричастиями; б)предлоги:начинаяс,исходяиз; «деепричастную»частьихможноопустить. | Мальчик, испугавшись, вскрикнул. Выйдянамороз, онпоежился. Посмеиваясь и лихо подмигивая, Юразакрылдверь. Живу ирадуясь, игорюя. Он молчал ,злясь,нотруся. На людяхонакрепилась, авойдяк себе, зарыдала. Она презирала его и принимая егоухаживания. Онстоялнеподвижноиглядякуда-товдаль. Петя работалспустярукава(оченьплохо). (Но: засучиврукава, онмылрукивтазу). Собственноговоря,гдептички? Он сидел сгорбившись, говорил неулыбаясь. Онаиходиттанцуя. Он отвечал мне не смущаясь (д) иоткровенно (н). Емухотелосьсжечьэтиписьма, читаякоторые он невольно вспоминал своеневеселое прошлое. Целыйчасонехалстоя. Ясправлюсьсэтимшутя(=легко). Стоянавершине,онсмотрелвниз. Всюдорогу,шутяиболтая,оннезакрывалрта. Дождьльетначинаясутра(льетсутра). |
|
Обособленныеобстоятельства
А
Правило | Пример |
Всегда обособляются обстоятельства(уступки) с предлогами: несмотря на,невзираяна; часто –спредлогами (предложными сочетаниями) вопреки(уступки), благодаря,согласно,вследствие,ввиду,по причине,послучаю,в силу, за неимением(причины),ради,воизбежание (цели),при условии,в случае,с согласия, приналичии,отсутствии(условия), всоответствиисинекоторыедругие. | Она пошла погулять, несмотря на мороз. Вопреки прогнозу,пошелснег. Благодаря принятыммерам,эксцессовудалосьизбежать. Я, во избежание печальныхпоследствий,лучшеисчезну. Мы, приналичии материалов,закончимвсевсрок. |
Иногда обособляются обстоятельства снепроизводнымипредлогами(по,при,для,с,за, из-за…)илинаречные. Ониимеюттежезначенияилиобразадействия. | Он, по трусостисвоей,удрал(причины). Я, неожиданно длянее,ушел(=вопрекиожиданиямее). Иван, с помощьюпалки,отбил атакупса(образа действия). |
Чаще обособляются обстоятельствараспространенные,стоящиедосказуемого; зависит обособление и отцелиавтора(хочет ли ончто-либовыделить,подчеркнуть). | Ср.: Он, занеимением времени,вкинонепошел. Оннепошелвкинозанеимениемвремени. |
Б
Правило | Пример |
Обособляютсяуточняющиеобстоятельства,стоящиепослеуточняемых. Обычно это обстоятельствавремениилиместа(иногдаобраза действия). | Застеной,усоседа(места),допоздна,досамойночи(времени),звучаламузыка. Говорилимирно,по-дружески. |
Бываетавторскоеобособлениеобстоятельств,передкоторыминетуточняемых слов,но ониясно подразумеваются. | Видно, и Чичиковы, на несколько минутжизни, обращаются в поэтов (= ненадолго,нанесколько минут). |
Не путать с однородными членамипредложения,которыезапятыми разделяются, а не выделяются (т.е. необособляются). | В лесу, на лугу цвели цветы(перечислениемест–однородныечлены).У села, на лугу, цвели цветы (уточнениеместа–обособляется). |
Обособленныедополнения.
Правило | Пример |
1. Обычно обособляютсяуточняющие дополнения спредлогами кроме, вместо,помимо,включая,исключая,сверх,нарядус,вотличииотидр. со значением исключения,добавления,замещения,различения. 2. Обособление дополнений связано сих распространенностью,подчеркиваниемихролиавтором.Есливместо=за,обособлениянет. Уточняемые и уточняющие словамогут быть разными членамипредложения. | Он не видел ничего, кроме еесмеющихсяглаз. Все, включая новичков, оченьстарались. Иван,вотличииотВани,человексолидный. Ср.:Кромезарплатыонполучилпремию. Яработалвместонего. Вместо бритых скул, была у неготеперь бородка. |
3Уточняющие дополнения могутобособляться с помощью тире(авторское–зачем-либовыделить). | Всех–заисключениемвиновных –строгонаказали. |
|
Обособлениеуточняющих,поясняющихслов.
Вообще обособляются слова, поясняющие предшествующиечленыпредложения(главныеивторостепенные) и присоединяющиесясловами например, даже,особенно, в особенности,главнымобразом,вчастности,втомчислеидр.; союзамитоесть,аименно(именно),или. Иногда то есть, аименно подразумеваются (их можноподставить). | Пример |
Многиескучали,напримеря. Сталотепло,дажежарко. Он не любит собак, особенно лаек.Люблю разные цветы, в том числеполевые. Церковьбылавновомвкусе,тоестьсколоннами. Кричатьнадо,именноорать! Этоцерковьвновомвкусе,сколоннами. | |
Присоединительные союзы.содержат пояснения,уточнения, дополнительные замечания ковсему предложению (а не к одному егочлену – ср. выше) и обычноприсоединяются словами даже,особенно, в особенности,главнымобразом,вчастности,втомчисле,даивообще,даи,даеще,причем,притом,ипритом,и(= и притом) и др., аиногдаи без этихслов. | Выигратьунего,дажеслучайно, невозможно. Он не любит собак, особенно из-залая. Оннелюбитцветов,даивообщескучен. Я скучал, притом ужасно.Он добился своего, и скоро.Онуехал,ещевчера. |
Иногдаприпояснительныхсловах– тире. Различныепояснения,дополнениямогутзаключатьсявскобки. | Я хочу одного – помочь вам!Оншелрядом–провожалее.Онужеплыл–быстро,ловко. Машинально(самнезаметивкак) онповернулкеедому. |
Междометия
(выражаютчувства,неназываяих)
Правило | Пример |
Междометиявыделяютсязапятымиили восклицательным знаком (привосклицательнойинтонации) Отличатьотмеждометийусилительные частицыо,а,ну,ах,охидр. (невыражаютчувства,аподчеркиваютоттенки значения; чаще стоят передобращением,местоимением,да, нет…). | Ох,не подуше мне это.А,этоты.Ну,поехали.Ура!Нашавзяла!! Ну пошли же, наконец!О поле, как ты заросло.Охвыкакая. Нунет!Ахда,забыл… |
Вводныесловаисловосочетания
(выражаютотношенияговорящеготому,очемонговорит)
Могутиметьтакиезначения: | Пример |
Различныечувстваговорящего:к счастью, по счастью, к не счастью, ксожалению,кизумлению,когорчению,к досаде,кужасу,кстыду,набеду,неровенчас,странноеделоит.п. Большаяилименьшаястепеньуверенности, возможность,предположение: конечно, несомненно, действительно,безусловно,разумеется,естественно,право,правда,неправдали,всамомделе,всущности, видимо, по-видимому, очевидно,вероятно,пожалуй,возможно,кажется,надополагать,думаю, надеюсь и т. п. Источниксведений: посообщению…,пословам…,передают,говорят, слышно, по слухам, по преданию, помнению…,сточкизрения…,намойвзгляд,по-моему, какизвестно,помнитсяи т.п. Порядокизложения,связьмыслей: во-первых,в-…,наконец,далее,так,итак,выходит,значит,такимобразом,сталобытьнаоборот, однако, впрочем, с одной(с другой)стороны, кроме того, в частности, в общем,вообще(говоря), главное, кстати, к слову(сказать)и т.п. Приёмы,способыоформлениямыслей: словом,инымисловами,точнее,корочеговоря,собственно(говоря), откровенно говоря, грубоговоря, мягко выражаясь, так сказать, чтоназываетсяит.п. Привлечение внимания, приглашение ксовместному предположению,соразмышлению: пожалуйста,извините,послушайте,позвольте,знаешь ли, веришь ли, поймите, представьсебе,предположим, скажем ит.п. Ссылкинаобычностьизлагаемого: каквсегда,какводится,какпринято,пообычаю,бывает, случаетсяит.п. Оценкамерытого,очёмговорится: Самоебольшее,самоеменьшее,поменьшей(покрайней)мере… Откровенность,серьёзность,интимностьразговора: по правде(говоря), честно говоря, признаться,по-настоящему,посправедливости,посекрету | Кнашемусчастью,Иванприедет ужезавтра. Иван,чегодоброго,приедет ужезавтра. Иван,безсомнения,приедетужезавтра.Иван приедет уже завтра, не правда ли.Можетбыть,Иван приедетужезавтра. Надодумать,приедет. Поимеющимсяуменясведениям,Иванприедетзавтра. Пугают:Иван, мол,вообщенеприедет. Следовательно,Иванприедетужезавтра.Иван,междупрочим, завтраужеуедет. Так,Иван,например,завтранаоборот, уедет. Одним словом, Иван приедет уже скоро.Иван,спозволениясказатьине думалехать. Видители,Иванможетинеприехать. Допустим,Иванвсёжеприедетзавтра… Иван, по обыкновению своему, пришёлпервым. Иван,покрайнеймере,никогданеопаздывает! Иван,кромешуток,всёжеприедет ужезавтра. Этому,междунамибудьсказано,никтоне рад. |
Отличать некоторыевводныесловаотполнозначныхчленовпредложения
некоторыевводныеслова | отполнозначных,членовпредложения: |
наконец,Указывает на связь мыслей, порядокизложения: Во-первых,сядь,во-вторых,успокойся,и, наконец,расскаживсетолком. Имеет значение эмоциональногоподытоживания(выражениячувств,нетерпение,раздражение…): Когдаты,наконец,поймешь,чтоэто,вконцеконцов,просто глупо! вообще Взначении«вообщеговоря»: Вообще,янетакой уж любитель танцев. вобщем Взначенииобобщающеговывода:Вобщем, ничего не вышло. однакоКак правило, в середине или в концепредложения;=«впрочем»: Проститьсяя,однако,немог. значит Указываетнавывод: Значит,такничегоинебыло? Наоборот (напротив) действительноочевидно, видно,кажется Ипрочие,выражающиеавторскуюоценкустепениреальностисообщаемого: Наоборот(напротив),мнетепло. Действительно,яопоздал. В самом деле, не уйти ли мне?Естественно,яэтогоне хочу.Очевидно, им это не нравится.Возможно,меняненакажут. Можетбыть,этои случится. | вконцеконцов Имеетобстоятельственноезначение.Можно заменитьна: - «наконец-то»(ожидаемое): Наконецтыпришел,мыужзаждались; - «в итоге», «под конец»:Давал три бала ежегодноИпромоталсянаконец. Вконцеконцовпришлосьемутожевернуться. вообще Можнозаменитьна: - «вцелом»;«обычно(всегда)»,«вообще- то»: Это свойстволюдей вообще.Вообщеянетанцую,но…Погодатут вообщетеплая. (Ср.:«вообщевсегда»-усиление); - «хоть»;«совсем»: Тывообщечто-нибудьзнаешь? Вообщеничего? в общем Заменяютсяна: - «вцелом»;«вобщем-то»: Твояработавобщемхороша; - «вобщихчертах»: Яоб этомзнаю лишьвобщем. однако Можнозаменитьсоюзомно: Япытался,однаконемог… значит Сказуемоеили=частице«это»:Дляменяэто значитмного. Любить – значит терять (это).несомненно, в самом деле,естественно,возможно,можетбыть.Обстоятельство,сказуемое: Он сделалвсенаоборот! Да,ядействительноопоздал.Яи всамомделеуйду! Этовышлотакестественно…Ихнедовольствоочевидно.Вполневозможнонаказание.Этогонеможетбыть! |
Пунктуацияпривводныхсловах,словосочетаниях.
Правило | Пример |
1. Вводные слова, словосочетания, какправило, выделяются запятыми.Междувводнымисловамизапятаяесть. | Значит,завтравстретимся. Чегодоброго,пожалуй,ижениться, представьсебе. |
2.Тиреставитсяприособом эмоциональномподчеркивании иливместооднойзапятойприпропуске словаввводномсловосочетании. | Значит–недоговорились… Соднойстороны, сделатьэтонужно,с другой–невозможно. |
3. Не отделяются запятой вводныесловаотпредшествующегосоюзаа(режено),еслиобразуютс нимодно целое (ихнельзяпереставить,опустить). Неотносящиесяквводнымсловамсоюзы а,но,атакжевсепрочиесоюзызапятойотних отделяются. | Стоятморозы,азначит,долгонепогуляешь. Уйди!Новпрочем,останься. Неонушел,а,выходит,его «ушли».Этотюношанеглупи,похоже,честен. |
4. Если вводные слова например, вчастности, главным образом,возможно,допустим,по-видимому,видимо, очевидно, скажем и т.п.стоят в начале оборота (уточняющего,присоединительного, причастного,деепричастного), ониобычнонеотделяютсяот него запятой. Еслионине стоят вначалеоборота,товыделяютсязапятыми. | Книгапонравиласьмногим,напримермне. Нелюблюлета,вчастностииз-замух.Малыш,очевидноиспуганныйкриком,прижалсякматери. Девочка,видимопотерявизвидумаму,заплакала. Лето нравится многим, мне, например.Малыш убежал, испуганный, очевидно,мной. Девочка,что-то,видимо, потеряв,рыласьвпеске. |
Внимание:не являютсявводнымисловами и не выделяются запятымичастицыведь,даже,именно,какраз,якобы, как бы, все-таки, все же,почти,примерно,приблизительно,просто,только,исключительно;ставшие частицами при глаголе: будто,как будто; частицы вот, едва ли,вряд ли(могутотделяться,есливыражаютподтверждение,сомнение); союз тоесть. Выделяетсязапятымичастицабывало. | Я ведьничегонеслышал. Вы как раз пришли именно вовремя.Этопростодажесмешно,ноявсе-такирад. Якобыонтолькопосмотрел. Якакбудтотебявидел… Вотонедвалипридет. (Вот, я же говорил! Вряд ли, он несумеет.) Тоестьонмнекузен. Я,бывало,унегобывала. |
Пунктуацияприпрямойречи
Схема | Пример |
А:«П». А:«П!или?или…»(одиниззнаков) «П»,-а.(запятаявместоточкипослепрямойречи) «П!?...»-а. «П,-а, -п» «П,-а, -п!?...». (Наместеразрыванебылознакаили,; -:) «П,!?…-а.–П». «П,!?…- а.–П!?…» (Наместеразрыва–точка,!,?или…) А:«П»,-а. А:«П!?...»-а. «П,!?…-а:- П». «П,!?…- а:- П!?…» | Онанапомнила:«Завтражепраздник»Онвозмутился:«Этогоещенехватало!» «Тыбы умылся», -посоветовалиему. «Зачеммнеэтонужно?»-удивилсяон. «Икудавседелось…»-вздохнулаона. «Потом, - пообещал отец, - сходим вцирк». «Странно, - удивился сын, почемупотом?» «Лень, - уверял я, - мать всехпороков…» «Знаю одно, - ответил он, - янесчастлив.» «Спасибо,ненадо,-ответилон.–Ясам». «Какхочешь…-обиделасьона.– Смотри…» «ТаквасзовутСережей?–прервалаТонямолчание.–Прекрасноеимя!» Онудивился:«Неужелиполучилось?»- ирадостнозасмеялся. «Язнаю,зачемтыпришел!–заявилони добавил: - Незачем тебе былоприходить» |
Диалог:примерыпунктуации
1.«П!»А:«П?»-«П»,-а.«П». –«П!» (Репликиразделяютсятире,есликавычки«сталкиваются».) 2.–П! А: - П? -П, -а. - П. - П! | «Проходите!»Худосочныйзаупрямился: «Куда,зачем,позвольтеспросить?»- «Тамобъяснят»,-усмехнулсястраж.«Амне желательно здесь». – «Иди, тебеговорят!» - Проходите! Худосочныйзаупрямился: - Кудаизачем,позвольтеспросить? - Тамобъяснят,-усмехнулсястраж. - Амнездесьжелательно. - Иди,тебе говорят! |
Пунктуацияприцитировании
Правило | Пример |
1. Цитатызаключаютсявкавычки. Но: При цитировании стихов с сохранениемразбивкинастрокикавычкинеставятся. Ср.сцитированиемне «встолбик»,а«в строчку». 2. Еслицитируемоепредложениеприводится не полностью, пропуск в немобозначаетсямноготочием;другогознакав этомместе,хотябыонибылвцитируемомтексте, нет. 3. Прицитированиипрямойречью: - если цитатастоитперед словамиавтора, первое слово ее пишется с большойбуквы,дажеесливисточникеононачинается с маленькой (цитируется не сначала предложения); - если цитата идет после авторских словиприводитсянесначалапредложения,онаначинается со строчной буквы. 4. Еслицитатасливаетсясавторскимтекстом, образует придаточноепредложение, часть предложения, 1-еслово ее пишется с маленькой буквы.Пропускначалаиликонцацитируемогопредложения при этом многоточием необозначается. См.примерцитирования«встолбик»стихов,включенныхвавторскийтекст. 4.Еслипредложениезаканчиваетсяцитатой ивконце еестоит?,!или …,посленихставят кавычкииточку. Еслипередзакрывающимикавычкамистоит !,?, …,те же знаки не повторяются послекавычек. Неодинаковые знаки ставятсяперед закрывающими кавычками и послених 6.Способыуказаниявскобкахавтора: «Ц»(Автор). «Ц».(Автор.) «Ц!?...»(Автор). «Ц!?...»(Автор.) | «Всевруткалендари!» Пушкин уверяет: Навсехстихияхчеловек– Тиран,предательилиузник. Пушкинпишет:«Навсехстихияхчеловек– Тиран,предательилиузник». «MonsieurLabbe,французубогой…Училеговсемушутя,Недокучалморальюстрогой…» (запятая после «убогой» поглощаетсямноготочием). «…Надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…»- выноситприговор «лишнимлюдям»Добролюбов. Добролюбовутверждает:«…надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…» Добролюбовуверен,что «надвсемиэтимилицамитяготеет…обломовщина». Наставник Онегина «учил его всему шутя»;наверное, потому и вышло, что «труд упорныйемубыл тошен». ОТатьянеговорится, …чтовмилойпростотеОнаневедает обмана, Чтоонадоверчиваинежна. Всемыпомнимначалопушкинскогоромана: «Мойдядясамыхчестныхправил…». ЧиталиливыроманЧернышевского«Чтоделать?» Ктонеслышалоромане«Чтоделать?»! «Всетечет»(Гераклит). «Всетечет».(Гераклит.) «Даздравствуетсолнце,даскроетсятьма!»(А.Пушкин). |
Всеслучаиупотреблениятире
-междуподлежащимисказуемым;
-приоднородныхчленах;
- приобобщающемслове;
- принесогласованныхопределениях;
- приприложении;
- приуточняющих,поясняющихсловах;
- привводныхсловах;
- всложныхсоюзныхибессоюзныхпредложениях;
- припрямойречи.
Крометого: | Пример |
1. Тире в неполном предложенииобычно ставится при пропускесказуемого (реже – других членовпредложения), если это слововосстанавливаетсяизпредыдущеготекста,посмыслу; обычно не ставится, если отсутствующеесказуемое–созначениемналичия. | Япостелюсебенапечи,аты–налавке.Утром я встану в семь часов, ты – ввосемь. Снова*дождикзаокном. |
2.Тиреставится также: - для обозначения пространственных,временных,количественныхпределов; - междудвумя(несколькими)именами,входящими вназваниечего-либо; - послеподлежащегопередсменяющимеголичным,указательнымместоимением. | Поезд Москва–Томск,вXVI–XVII веках; восемь–десятьчеловек.ТеорияКанта –Лапласа. Жены –ониведьразные. Иван –тотбылумница. |
3. Авторское эмоциональное,интонационноетиреможетставится:а) между подлежащим исказуемымдаже - приналичииглагола-связки; - передспрягаемойформойглагола; - передприлагательным; - послевопросительногоместоимения; б) атакже: - длявыделениякакого-либослова; - частовместо«положенной»запятой приуточнении,вводномсловеипр.; - после сочинительного союза приподчеркнутом противопоставлении, желании привлечь особое внимание кчему-либо. | Я –будурад.…Эти два годабыли– обман(Ч.). Закат –погас(М.Г.). Воздух – свеж и ароматен.Кто–этоттвойновыйпоклонник? Большеночевать–негде. Ябудутам–усебя. Ты–пожалуйста–приди. Поет,а–голосанет. Такхотел,и–невышло.Разбежалсяи–прыгнул. |
Запятаяитире
Правило | Пример |
1.Единыйзнак: а) перед словом,повторяющимсядлятого, чтобысвязать с ним дальнейшую частьтогожепредложения; б)передэтимпредложениемпослерядапридаточных, еслисложное целое делится большой паузой надвечасти. | Я знал, что они все, эти господа,которыеизнатьнехотятменя,самодовольные,важные,-всеуменявруках. Что он для этого делал, как делал, еслиделал вообще,чтовышло,- обэтом незнаю. |
2.Сочетание двух знаков,Каждыйизкоторыхимеетсвоиоснования: Запятая–втораяизвыделяющихсячто-либо запятых, тире – междуподлежащим и сказуемым, всложномпредложении… | Дождь,выпавшийвовремя,-радость дляземледельца. Выпадетдождь,котороготакждутздесь,-всезазеленеет. |
Внимание:двоеточиенеможетсочетатьсяскаким-либо иным союзом,поглощаетего;например:
Земледелецраддождю,выпавшемувовремя:будетурожай.
Кавычки
Вкавычкиберутсяслова,употребленныевироническом смысле, не в своемобычном значении, необычные,предлагаемыевпервые, новыеили, наоборот,устаревшие. | Пример |
«Толоконныйлоб»значит«дурак».Аэтои естьмой «благодетель». Он «бил» в дудку, подманивая птиц.Этовсебылоназваномоднымсловом «презентация». «Оказия»ещенеприходила. |
Обобщающеесловоприоднородныхчленахпредложения.
Правило | Схема | Пример |
Послеобобщающегослова передоднороднымичленами –двоеточие. | О: О,О,О… | Яслышу звуки: рев,шипенье,крики… |
После однородных членов передобобщающимсловом–тире. | О,О,О-О | Поля,луга,леса –всё зазеленело. |
Обобщающее слово можетупотребляться дважды: до ипослеоднородныхчленов. | О:О,О,О-О | Хочу знать про все: встречи,письма,сны–про всё, чтобыло. |
Еслиобобщающеесловостоитдо однородных членов, а послених предложениепродолжается,топослеоднородныхчленов–тире. Тиреможетопускаться,если в этом же месте требуетсяставитьзапятую. | О:О,О,О- | Всюду: ивлесу,ивполе, и на дорогах – былоужесухо. Многое ониспытал:нужду,голод,страх,нонесломался. |
Отделяютсязапятойотобобщающего вводные слова и то есть,а именно,как-то, стоящиепослеобобщающегословапередоднороднымичленами или после однородныхчленовперед обобщающимсловом(см.схемы). | О,вв:О,О, О… О,О,О–вв,О | Вмузеебыли ценные экспонаты, например: шпага Берга, дубинанароднойвойны… Вымок,замерз,устал– словом,намаялся. |
Группа однородных членовможетвыделятьсятире сдвухсторон, если имеет характер уточнения, пояснения. | О– О,О,О– | Разные цветы – желтые,синие, белые, красные –покрыливсю равнину. |
Безобобщающегословадвоеточиепередоднороднымичленамистоитдляпредупреждения, что следуетперечисление. | :О,О,О… | Тут были: Иван Иванович,его супруга, его дочь изять. |
Однородныеинеоднородныеопределения.
Однородные | Неоднородные | ||||||
Равноправны между собой, в одинаковойстепениподчиненыопределяемомуслову,объединеныинтонацией перечисления.
- Характеризуют предмет по одномупризнаку (цвет,формаит.п.);междунимиможно поставитьи:
красные,синиеижелтыецветы - Можетбыть градация признака: страшная,ужасная,кошмарная… - Называютразныепризнаки,нохарактеризуют в одном отношении; естьобщий, объединяющий смысл ( внешнийвид,производимоевпечатление,причиннаясвязь, противопоставление признаков,перечисление достоинств и недостатков,вообщечем-тосвязанныхсвойств): длинные, прямые волосы;маленькие,подслеповатыеокна;горький, несправедливый упрек (горький, ибо несправедливый); милое, серое северное небо ичужое,бирюзовоенебоИталии; унегобольшой,каменныйдом (домоченьхороший, онбогат).
- Врядуопределений есть эпитет: егодлинное,лошадиноелицо. - 2-е определение поясняет 1-е: другой,кожаныйпортфель (прежнийпортфельбылнекожаным).
-1-еопределение–прилагательное,2-е–причастный оборот (или иноераспространенноеопределение) белые,сохнущиенаветру простыни. - Согласованныеопределения,стоящие послеопределяемогослова: тумангустой,желтый. Поясняющее определение послеопределяемогословаобособляется: взялпортфельдругой, кожаный,и ушел. | Неравноправны: одно определениеотноситсясочетанию другогосопределяемымсловом;поинтонацииперечисления. | ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
длинныйтоварныйпоезд. Определенияназываютразныепризнаки,связанныекаким-либообщимсмыслом.
Обычно неоднородные определения,выраженные качественным и относительным прилагательными.
НО: Относительные прилагательные могут втексте приобретать «качественное»значение–объединенныескачественнымиобщим смыслом характеристики чего-либоводномотношении(см. «каменный»). Становясь художественными эпитетами(см. «лошадиное»)или являетсяпоясняющимипоотношениюккачественнымприлагательным(см.пример «кожаный»).
Ср .: большойкаменныйтопор
Ср.: длиннаялошадинаягрива
Ср.: другойкожаныйпортфель(прежнийтожебылкожаным)
Ср.: сохнущиенаветрубелые простыни
Ср.: густойжелтыйтуман | |||||||
Пунктуацияприсловах(дефисвсловах),
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!