Лотос четвертой чакры – анахаты — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Лотос четвертой чакры – анахаты

2022-10-05 30
Лотос четвертой чакры – анахаты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лотос анахаты традиционно изображается как круг с двенадцатью красными лепестками, на которых начертаны слоги: «КАМ», «КХАМ», «ГАМ», «ГХАМ», «НГАМ», «ЧХАМ», «ЧХХАМ», «ДЖАМ», «ДЖХАМ», «ИНЬЯМ», «ТАМ», «ТХАМ». В центре ярко-красного круга расположена пара пересекающихся вершинами треугольников серо-дымчатого цвета. В треугольниках находится слог «ЯМ» - первичный звук чакры. Сами пересеченные треугольники на многих изображениях поддерживает антилопа - импульсивное и быстрое как ветер животное, наездником которого может быть только бог ветра Вайю.

Многие знают, что символ анахаты двойной: под двенадцатилепестковым лотосом изображен меньший лотос (на схеме человеческого тела расположенный на уровне солнечного сплетения). Изображение малого лотоса представляет собой символ украшенного драгоценностями жертвенного камня, над которым поднимается древо исполнения желаний. Этот безымянный центр знакомит душу с загадочным звуком безмолвия.

Следуя за тантрическим рисунком, мы будем говорить символе малого лотоса анахаты в следующей главе.

Метафорически можно сказать, что на основном символе изображены… «большая» и «маленькая» любовь. «Большая любовь» горит своими лепестками наружу; лепестков двенадцать, а это число является самым древним символом целостности или полноты: двенадцать месяцев, двенадцать знаков зодиака, двенадцать апостолов и т.д.

Символ говорит: любовь - это чувство, которое может дать человеку ощущение полноты или целостности бытия.

Каждый человек мечтает о такой любви:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:4–8)»

Слова апостола Павла для нашей повседневной жизни являются выражением идеала или недостижимой мечты. В реальной жизни мы предпочитаем обходиться «маленькой любовью»: взаимным тяготением двух «треугольников».

Но именно это взаимное тяготение оказывается в центре древнего символа. Может быть, тантристы, как и Фрейд, намекают на то, что в основе лежит животный инстинкт?

Вряд ли: два пересекающихся треугольника на символе анахаты или на иудейской «звезде Давида» - один из древнейших знаков взаимопроникновения тезиса и антитезиса в поисках синтеза. Это архетипический символ диалектики мужского и женского начал мирозданья.

Мы делали упражнение с целью постижения этой символики разумом. Теперь нам предстоит понять, что этот символ означает не в области рассудка, а в области человеческих чувств.

Не ведая «большой любви», мы все равно не можем существовать без «малой»… Мы готовы идти на жертвы и на подлость, отказываться от «совести и чести», ради того чтобы пережить мгновение этого чувства. Мы готовы обманываться и терпеть обманы ради своей «маленькой любви».

 

            «…Алина! сжальтесь надо мною.

            Не смею требовать любви.

            Быть может, за грехи мои,

            Мой ангел, я любви не стою!

            Но притворитесь! Этот взгляд

            Всё может выразить так чудно!

            Ах, обмануть меня не трудно!..

            Я сам обманываться рад!».

 

Что значит «притворитесь»? Чего Пушкин хочет от своей «маленькой любви»?

Он добивается не слов «я тебя люблю», слова эти обесценились давным-давно.

Сегодня они могут означать почти все что угодно - от «я хочу с тобой переспать» до «я скажу все что угодно, только отстань от меня».

Нет, влюбленный Пушкин добивается как-то загадочного взгляда, какого-то иного выражения лица. Когда Поэт просит «притвориться», он имеет в виду невербальное выражение чувств. Он просит о знаках внимания к себе - влюбленному мужчине.

Слово «влюбленный» - важное слово. Для нас, это синоним словосочетания «маленькая любовь».

Чувство анахаты для нас начинается с влюбленности. Мы знаем, что влюбленность - это то, что быстро проходит, и не понимаем, каким образом это привычное чувство становится «большой любовью». Возможно, это связано с тем, что в эпоху после Фрейда мы сводим эти чувства к половому влечению, упрощая их, поэтому сами переживания влюбленности остаются где-то за скобками - мы разучились их осознавать и говорить о них.

В символе анахаты, в отличие от звезды Давида, треугольники находятся в начале пересечения. Символ отражает именно влюбленность, как основу понимания любви. Примерно так же чувствует эрос и Платон: он возникает в эротическом чувстве и возносит к познанию божественных идей.

Какие переживания испытывают влюбленные друг в друга люди?  

 

Давайте посмотрим на процесс знакомства мужчины и женщины. Читатель может изучить невербальную психологию знакомства пары самостоятельно, так же как его изучали западные психологи. Они проводили свои исследования в барах, ресторанах и клубах, наблюдая с выбранных позиций развитие обрядов знакомства и ухаживаний.

Исследователи обнаружили существование «танца интимности» - определенной последовательности «шагов» взаимообусловленного поведения пары. Стоит учесть, что наблюдатели не подслушивали разговоров, которые вели пары. Речь идет только о «танце» - невербальном поведении. Главный вывод: двое людей создают пару только в том случае, если выполняют определенную последовательность «танцевальных па». Критерием возникновения пары считался совместный уход из развлекательного заведения.

Последовательность событий выглядит так: 

1. Сигнал на сближение. Его всегда подает женщина посредством «сигнала заинтересованности» — быстрого взгляда, кивка головы или улыбки. После этого мужчина, как бы невзначай, совершает реальные шаги, приближающие его к избранной даме.

2. Первые слова. Как правило, слова произносит мужчина, приблизившись на расстояние около метра. Эти слова не несут смысловой нагрузки - главное, чтобы с ними было легко согласиться, например: «Как здесь накурено!», «Музыка слишком громкая - не перекричать». На эти слова женщина может ответить кивком головы.

3. Поворот. Произнесенные слова являются «проверкой на заинтересованность». Мужчина проверяет, правильно ли он понял взгляд или улыбку. Если девушка заинтересована, то она поворачивает корпус или голову в направлении говорящего. Чем сильнее выражен поворот корпуса навстречу говорящему, тем больше степень заинтересованности. Сидя за барной стойкой, люди поворачивают друг к другу сначала головы, а затем плечи. Пара может довольно долго сидеть повернувшись друг к другу только головой и туловищем. При этом их колени развернуты в разные стороны. Разворот коленей друг к другу - сигнал возникновения интимности.

В семейном общении мы часто замечаем, что наши близкие выражают недовольство тем, как мы их слушаем, хотя с нашей точки зрения мы слушаем внимательно. Ощущение невнимательности обычно связано с тем, что мы недостаточно развернулись в сторону говорящего: например, мы повернули только голову, а плечи оставили «уткнувшимися» в телевизор. Чем более доверительный разговор происходит между людьми, тем более значима степень «разворота». Родители любят говорить детям «Повернись ко мне!» - это то же самое, что «Смотри мне в глаза».

Что сделает родитель дальше, после того, как он развернул чадо лицом к себе для большей убедительности своих слов? Большинство родителей использует прикосновение: возьмет ребенка за руку или положит руку на плечо. То же самое, для большей убедительности своих слов, сделает близкий друг, начальник, и… влюбленный.

4. Первое прикосновение. Ничего более эротичного в наших отношениях не существует. Еле ощутимое прикосновение ее руки к рубашке, когда она снимает волосок или нитку; трогательное касание его руки, когда он передает вам пирожное... Первые прикосновения ощущаются как сладостный ожег. Поэтому здесь важно не переборщить: мгновенное «похищение» хрупкой женской руки или хватание за коленки приводит к прямо противоположной эмоции неприязни. Во время «танца интимности» чувства напряжены: к прикосновению пока еще чужой руки нужно привыкнуть.

Во время знакомства эффект прикосновения выступает в роли «теста на совместимость»: это критический момент «танца». Если первое прикосновение вызовет неприязнь, то встреча рук может больше не повториться.

Если прикосновение вызвало приятное чувство трепета, то «тест» пройден - двое почувствовали внутреннее сходство.

Чувство совместимости найдет свое развитие в удивительном и главном для нас феномене «танца интимности».

Психотерапевты называют этот феномен «синхронизацией», а форму «притворства», позволяющего этот феномен использовать - «подстройкой».

5.Синхронизация.

Это и есть влюбленность или начало «маленькой любви». Два «треугольника» нашли друг друга, образовав новую «геометрическую фигуру». Во вновь образованной «структуре», свойства каждой отдельной индивидуальности на время утрачивают свое значение. Мы говорим: «Я забыл обо всем на свете»; «Все, кроме нее, утратило свой смысл». В этот миг наши тела тоже как будто утрачивают границы. Мы говорим о «головокружении» («она вскружила мне голову») и о том, что все «завертелось и расплылось вокруг». Тело становится легким; появляется чувство полета. Двое видят только друг друга.

«Синхронизацию» видит и внешний наблюдатель: мужчина и женщина в паре начинают двигаться синхронно. Они могут, например, одномоментно протягивать руки за своими напитками и одновременно ставить стаканы на стол. Они одновременно кивают головами в такт музыке, одновременно поворачивают головы, реагируя на приближение официанта, а затем одновременно смотрят друг на друга. Более того - их жесты становятся схожими: оба немного исправляют осанку и позу, в которой сидят. Если присмотреться внимательнее, то выясниться, что они дышат в такт друг с другом.

Тимоти Перпер - один из исследователей, проведший долгие часы в наблюдении за влюбленными, писал: «Однажды синхронизировавшись, пара может оставаться в таком состоянии и выглядеть безразличной к окружению до тех пор, пока не закроется бар, пока они не закончат обед и не допьют напитки, пока им не нужно будет уходить, пока их поезд не доедет до места назначения; другими словами, до тех пор, пока внешний мир не вмешается и не остановит их отношения».

Подобные переживания повторятся только во время счастливой сексуальной близости: мы будем не только психически, но и физически сливаться в единое целое. Дыхание двоих синхронизируется, и два сердца будут сокращаться в унисон. Сексуальная синхронизация - предельный максимум удовольствия, отпущенный человеку его биологией и физиологией.

Правда, подражая «приему Шиндлера», мне хочется сказать: вы никогда не испытывали подлинного сексуального удовольствия!

Физиологическая синхронизация - это синхронизация животного мира. Для того чтобы испытать удовольствие, доступное лишь «властителям мира», нужно сначала пережить синхронизацию психологическую!

Это ее ищет Пушкин во взглядах, жестах и положении тела, когда просит: «Притворись!».

Пушкин - опытный соблазнитель. Он знает, и рассказывает нам: психологическая синхронизация процесс настолько важный и естественный для человека, что от попытки «притвориться» - подыграть мужчине - до подлинного чувства остается лишь один маленький шаг.

«Притвориться» в данном случае означает почувствовать партнера, задуматься о нем,…а это - усилие любви.     

  Тайна максимального сексуального удовольствия, известная лишь избранным тантристам, заключается в том, что во время интимного акта человек должен думать о том, как доставить максимум удовольствия партнеру, а не себе самому. Только в этом случае переживания становятся «божественными» или подлинно человеческими. Мы достигаем синхронизации, пытаясь без слов почувствовать другого.  

  Если убрать из предыдущих предложений секс и оставить только выделенные слова, мы получим определение «большой любви»: это способность без слов и на любом расстоянии чувствовать состояние души других людей. Наши сердца представляют собой единое целое, поэтому на символе чакры двенадцать лепестков. Переживание этого большого чувства требует духовной работы.

Без нее, мы способны только на «маленькую любовь»: влюбленность может «случиться», а любовь «вырабатывается» - она требует познания Смысла - возрастания Кундалини.

Желание влюбленности является естественной потребностью человека - такой же, как потребность в пище или сне. Только это потребность человеческая, а не физиологическая.

Человек не может жить без еды и сна - он умирает; но человек может жить без секса. Ему может не нравиться такая жизнь, но никто еще не умер от невозможности вести сексуальную жизнь.

Я думаю, что человек не может жить без синхронизации - в этом и скрывается причина «любовной зависимости». Ей страдают мужчины-ловеласы и женщины, которых мы пренебрежительно называем «потаскухами»: они становятся «наркоманами влюбленности», а вовсе не «сексуальными маньяками», какими их принято считать.

Читатели, наверное, поняли из описания, что с точки зрения внешнего наблюдателя синхронизация представляет собой особое состояние сознания, некоторую форму транса. Это состояние сходно с легким гипнотическим трансом или алкогольным и наркотическим опьянением. Нет ничего удивительного в том, что появляются «наркоманы влюбленности».

Транс синхронизации случается и…проходит. У человека, который пережил влюбленность и хочет вернуть это чувство, есть только два выхода:

Он может осознанно или бессознательно искать («снимать») все новых и новых партнеров, вступая в новые «танцы». Собственно, это и есть единственная форма «зависимости от любви», точнее говоря от влюбленности.

Он может разыскивать все новые и новые грани личности и тела того партнера, с которым ему довелось пережить транс синхронизации. Это и есть переход «маленькой любви» в «большую».

Каждый человек несет в себе актуальную бесконечность — только она может быть целостностью или полнотой, изображенной на символе двенадцатилепестковой чакры. Видеть эту бесконечность, чувствовать ее и вступать в транс синхронизации с разными гранями одной и той же личности - и есть большая любовь между двумя людьми, открывающая в другой человеке - Бога, как этому учит христианство.

 Однако два только начавших пересекаться треугольника (влюбленность) находятся внутри двенадцатилепесткового лотоса — цветок любви возникает из них. Это значит, что специализирующиеся на влюбленности психологи, наблюдая и описывая поведение влюбленных парочек, не касаются глубинной сути этого состояния. Если пользоваться терминами психотерапии, то переживания, составляющие смысл «опьянения» двоих, будут именоваться «психодинамикой транса синхронизации».

Давайте вспомним, какими словами мы описываем суть вспыхнувшего чувства. «Я весь провалился в ее глаза»; «Я думаю только о ней»; «Мне ее постоянно не хватает». Если мы говорим о взаимных чувствах, то подобные фразы тоже синхронизируются - их произносят оба члена пары. В случаях отсутствия взаимности («несчастная любовь»), могут последовать обвинения не отвечающего взаимностью партнера в «колдовстве» или «привороте» - настолько неразрывной ощущается связь.

 Обвинения в «колдовстве», в свою очередь являются «симптомом» той самой «любовной зависимости» у ананкаста — человека первой чакры. Влюбленность «взрывает» его «тоннель реальности» и он обвиняет в утрате стабильности…объект своей любви.

Связь между любящим и любимым выражается, как сказали бы психиатры, в «псевдогаллюцинации присутствия»: даже когда любимого человека нет рядом, я ощущаю его чувственное присутствие, и мне мучительно не хватает физической близости с ним. Здесь тоже речь не идет об интимной близости - скорее, о необходимости физического подтверждения чувственных переживаний. Влюбленный сомневается в истинности своих псевдогаллюцинаторных переживаний, и пытается подтвердить их всеми возможными способами. Бесконечные вопросы к партнеру: «А ты меня любишь?», «А ты меня не бросишь?» и просьбы «Не уходи, побудь со мною…» являются способом подтвердить реальность чувства, которое культура истериков, ананкастов или эпилептоидного кризиса не считает чем-то реальным. 

Кстати говоря, подобные вопросы, как мы знаем из опыта, являются врагами влюбленности. Чувство на то и чувство, что его надо чувствовать - оно боится грубости словесного оформления. Описать его можно с помощью поэзии или музыки. На вопрос «ты меня правда любишь?» невозможно ответить правду, поскольку партнер, даже для самого себя, не может сформулировать, что же все-таки такое истинная любовь.

Нам с вами придется попробовать. Треугольники, пересеченные вершинами, образуют что-то вроде математического знака бесконечности: вершина каждого из них присутствует внутри другого. Это и есть метафора того, что влюбленные никак не могут сформулировать словами.

Возникает чувство взаимного переплетения психических границ: я присутствую в тебе, а ты — во мне.

Личность в состоянии «транса синхронизации» не чувствует экзистенциального одиночества - своей отделенности от другого, принципиальной ограниченности души «рамками» тела. Постоянно беспокоящее ощущение «избыточности другого» уходит и сменяется любовью – чувством расширения личности на партнера - вовлеченностью в структуру собственного «я» другой личности. Одновременно «я» ощущает свое присутствие в душе любимого. Наступает миг понимания или взаимопроникновения душ. В мире возникает новый психический организм - больший, чем отдельное «я». «Рождение» этого организма событие настолько важное, что способно изменить реальность или, по крайне мере, отношение к ней. Время и пространство исчезают. Эпилептоидная «концепция» жизненных ценностей вдруг кажется иллюзорной — ничего не значащей и бесконечно мелкой.

В сущности - это и есть то «особое» состояние сознания, котором является главной мечтой жизни каждого человека. Мы всю жизнь мечтаем о том, что бы нас кто-то понял: почувствовал нашу подлинность - чистоту и искренность наших чувств, скрывающуюся где-то глубоко под оболочкой из поступков и слов.

Влюбленность - одна из иллюстраций главной мысли «Изумрудной Скрижали» Гермеса Трисмегиста: «Что внизу, то и наверху». «Внизу» - сексуальный инстинкт, «наверху» - человеческие чувства: сущность переживания общая.

Мы физически присутствуем друг в друге во время сексуального акта, но для того чтобы этот акт стал человеческим, он должен возникнуть на уровне анахаты: счастье интимных отношений возможно только в том случае, если партнеры переживают любовь или, хотя бы, влюбленность: присутствуют друг в друге душами.

Я позволяю себе называть любовь единственным человеческим чувством, поскольку все то, что является чисто человеческими, а не инстинктивными (животными) функциями, в своем подлинном виде, то есть в тех проявлениях, к которым мы стремимся и о которых мы мечтаем, является лишь разновидностями любви.

Дружба требует присутствия меня в друге и друга во мне, просто мы обычно именуем это «интересом друг к другу» или «заинтересованностью друг в друге».

Не только дружба - любое общение людей, даже чувства вежливости и такта, требуют заинтересованности друг в друге.

  Чувство веры кажется неподдающимся описанию, однако это те же «два треугольника» только развернутые вертикально: я чувствую себя частью Бога, а Он является частью меня. Вера представляет собой чувство живого и непосредственного общения с Богом.

  Радость - это любовь: радость от получения знаний, например, связана с тем, что знания появляются во мне, тем самым, и я становлюсь частью науки. Радость от чтения книги возникает оттого, что я проникаю в душу автора, а его идеи становятся частью меня самого. Мы так и говорим: «Я люблю книгу» или «Я люблю Пушкина».

  Удовольствие… это любовь к вещам.

Чувства чести и достоинства связаны с сохранением любви к определенному кругу понятий и идей, из которых состоит наша душа: любви к Богу, любви к Родине, любви к профессии. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» посвящен связи чувств любви, чести и долга. Возможно, главная мысль романа заключается в том, что если ты любишь, то знаешь, что должен делать.

Чувство ответственности может рождаться только из любви: человек не в состоянии отвечать за то, чего он не любит. Мы не можем нести ответственность за вещи и события, в суть которых не умеем проникать и (или), которые не затрагивают нашу душу.

Жан-Поль Сартр утверждал, что отвечать за созданное может только его автор или создатель. И он, конечно, прав: «Автора — к ответу!». Как же тогда может человек, лишь временно приходящий в этот мир, отвечать за вещи и других людей, которых создал кто-то другой?

Только с помощью любви: яприсутствую в тебе, а ты - во мне. Когда человек любит вещи, которые хранит, своих сотрудников или свою родину, он способен проникнуть в глубину, к сути этих объектов, а они сами становятся частью его души. Мы превращаемся если не в авторов, то в соавторов людей и вещей. На поверку окажется, что ответственность, которой мы пытаемся научить своих детей — это и есть любовь.

Да и психическое состояние, в котором оказывается коллекционер, разглядывающий предметы из своего собрания, театрал на любимом спектакле или патриот, в час когда родине грозит опасность, точнее всего описывается понятием «транс синхронизации».

Поэтому вера, несомненно, является чувством любви к Богу, а религиозный экстаз, по сути, представляет собой эпизод живого общения с Богом - «влюбленность» в Него. Человек чувствует присутствие Бога в себе, а себя - в Бесконечности, которую именует божественным именем. 

Эта же бесконечность открывается в любой миг влюбленности, вместе с чувством возрастания или увеличения собственной души. Лепестки лотоса пятой чакры всегда распахнуты в бесконечность.

Разумеется, утверждая что любовь - это единственное чувство человека, я имею в виду не только перечень положительных или возвышенных чувств.

 Как мы уже говорили, ненависть всегда подобна несчастной любви: мы ненавидим тех людей или явления, которые не можем полюбить, в суть которых не можем проникнуть - они остаются непроницаемыми или непостижимыми для наших чувств.

Страх тоже оказывается «изнанкой» любви: мы боимся того, чего не любим и не понимаем, или того, что, как нам кажется, не любит нас. Объект страха страшен, потому что кажется равнодушным по отношению к субъекту. Такие объекты невозможно понять (невозможно полюбить): это значит… «они могут сделать с нами все что угодно» («они нас не любят»).

Невозможно написать «Люблю грозу в начале мая!»…и бояться грозы. Грозы боится тот, для кого она является обездушенным — «материалистическим» — объектом. Мифология и поэзия одушевляют материальный мир. Любить можно только гром, который «веселится и играет», как человеческий ребенок. Человек и одушевленная туча равны друг другу: «тучу-ребенка» можно понять и полюбить,…гроза становится совсем не страшной.

Скажем к слову, что это и есть единственный способ психологической работы со страхами и паникой. То, чего человек боится, нужно лишить инфернальных - всепроникающих свойств. Как только человек начнет понимать душу или устройство объекта своего страха, ужас и паника начнут отступать.

Понимание приходит при проникновении в тот объект, который мы хотим понять (или при ощущении частичного присутствия этого объекта внутри нашей души). Понимая другого человека, мы входим в легкую форму транса синхронизации. Женщина, говорящая по телефону подруге «я тебя понимаю», хочет сообщить примерно то же самое, что означают слова «я тебя люблю»: «я с тобой».   

Чувство вины мы всегда испытываем за то, что в прошлом не смогли проявить достаточно любви: ответственности, сострадания, понимания, долга и т.д.

Тревогу мы всегда испытываем только за то, что нашей любви окажется недостаточно, для того чтобы противостоять тем самым «инфернальным» или «материальным» силам природы или законам экономики. Мы тревожимся за то, что смысл нашей жизни не сможет воплотиться в реальность из-за воображаемых нами «объективных обстоятельств». Если спросить почти любого человека, о чем он тревожится, то он ответит: «Я тревожусь за детей,…родителей,…близких,…судьбу профессии,…ситуацию в стране…» и т.д. Важно понять: мы очень редко тревожимся за себя. За себя мы испытываем страх. Тревога это чувство, испытываемое нами за тех, кого мы любим.

Я краток, потому что все это уже сказано… в Новом Завете. Жаль только, что мы не любим эту Книгу. Это значит, что мы не хотим проникать в ее суть, и не желаем, чтобы она проникала в нашу реальную, профессиональную и личную жизнь.

  Болезни всех предыдущих чакр, побеждаются с помощью любви.

Находясь на уровне манипуры, мы можем утверждать, что большая часть страданий человечества и его социальных болезней возникают из-за попытки человека по-своему ограничить любовь — «впихнуть» ее в определенные рамки.

Все беды случаются с нами оттого, что мы боимся любить.

  Даже люди, от природы обладающие тонкой эмоциональной чувствительностью и утверждающие, что они живут ради чувств, совершают внутреннее усилие, для того чтобы ограничить свои чувства, то есть - свою любовь. Результатом становятся «застревание» на чувстве вины (депрессия), «зависание» на попытке сохранить ощущение влюбленности (зависимости и мании), и главная социальная болезнь современного общества - социальная изоляция.

  Мы перестали общаться. Мало того, что время, которое мы уделяем общению с реальными собеседниками сократилось до минимума, - сам процесс общения свелся к лихорадочной попытке каждого участника высказать свои чувства или свои концепции. Мы больше не слушаем друг друга. Появилось понятие «формат общения» и большинство вариантов этих «форматов» предлагает формализацию высказываний, вместо искренности.  

Типичный пример - современные корпоративные вечеринки, для организации которых приглашаются «аниматоры». Аниматоры становятся посредниками, заменяющими выражение чувств, мыслей или отношений формализованной игровой средой, в которой каждый высказывается не от первого лица, а от имени порученной ему «роли». Самое неприятное в этой истории то, что здесь, как и всегда, спрос рождает предложение: людям, которые не умеют говорить о собственных чувствах и не способны понимать чувства других, проще, когда тосты и высказывания написаны на бумажке и заранее распределены.

Потребность в общении - одно из проявлений человеческой потребности в любви или в «трансе синхронизации». Бог с ними, с корпоративными вечеринками: отношения внутри корпорации, возможно, и должны быть формализованы. Все выглядит куда хуже, когда точно таким же становится вечер в гостях у друзей (разумеется, если он вообще не превращается в совместный просмотр телепрограмм).

Еще хуже, когда такая ролевая формализация касается юношеской и молодежной среды. Примером является общение в рамках современных молодежных субкультур.

«Готы» или «эмо» не изучают готической культуры или романтической поэзии, - их объединяет «мода» или «стиль». Здесь, одежда и грим выступают в роли эмоционального высказывания. Внешний вид является способом проявления чувств.

Стиль не предполагает никакого содержания - никакого смыслового наполнения. Вне клуба, в котором аниматоры заботливо продают все ту же игровую среду, молодым людям просто не о чем говорить. Если среда общения не заполнена живыми человеческими чувствами, которые мы обычно называем заинтересованностью друг в друге, то возникает «синдром пустого общения». С одной стороны, необходимо провести время вместе, с другой стороны — говорить решительно не о чем. Свято место пусто не бывает: если пространство общения не заполнено манипулятором, то его место занимают алкоголь или наркотики. То же самое происходит и в компании взрослых: смысл общения подменяется химическими веществами.

 А смысл общения - это…транс синхронизации.

Если вы захотите посмотреть на типичную современную «дружескую тусовку» со стороны — как психолог, изучающий влюбленных в баре, — то легко заметите, что компания делиться на три неравных части: две трети тихо напиваются, одна треть (как правило, помоложе) лихорадочно флиртует друг с другом. То есть, большая часть компании находится в поиске транса синхронизации. Одни пытаются «синхронизироваться» химически, другие - сексуально. Третья часть «тусовки» почти незаметна, но на вечеринке практически всегда есть пара, которая сидит отдельно от других и о чем-то увлеченно разговаривает. Собственно говоря, только эта пара и получает удовольствие от общения. Разумеется, они не обязательно говорят о чувствах - это может быть разговор о бизнесе или выяснение отношений, но в любом случае только они заняты общением, только их объединяет некая общая тема.

Возможно, на примере этой пары можно понять, что такое… «большая любовь».

Солнце разума - энергия четвертой чакры, так же необходима для существования человека, как и уводящая за пределы ограниченности человеческого существования энергия чувств. Чувства возносят энергию разума на невероятную высоту; достаточно вспомнить платоническую любовь Данте к Беатриче.

Большая любовь это постоянный поиск общих тем и общих смыслов друг в друге и в жизни. Большая любовь - это работа разума, повинующегося волне открывшегося чувства.

Миг влюбленности - транса синхронизации - нам дарит жизнь или Бог, а дальше,…дальше все зависит от того, какой смысл разум обнаружит в глубине подаренных чувств. Данте обнаружил в них свой поэтический дар, а следом за ним строение Вселенной и сущность Божественного. Чувствовать мало: человек должен осознавать то, что он чувствует и искать в этих чувствах смысл своей жизни. Искать - значит формулировать его, учиться говорить, рисовать или писать о нем. Для того чтобы любить мужчину или женщину всю жизнь, нужно обнаружить в партнере семантическую бесконечность…и тайну, которая остается интересной всю жизнь.

Но и этого мало. Примеры Данте или Петрарки свидетельствуют о том, что чувство, открывающееся в трансе синхронизации, не принадлежит ни одному из партнеров. Это синхронное чувство - в его возникновении оба человека играют равную роль, и принадлежит оно в равной степени каждому из них и им обоим. 

Его могут ощущать два человека одновременно, - мы называем это «взаимной влюбленностью». Но, как мы знаем на примере того же Данте, это может быть чувство, охватившее только одного из участников встречи. Мы часто забываем о том, что второй человек вовсе не обязан испытывать ответное чувство - и это тоже проявление равноправия партнеров в любви.

Дело в том, что взыскуемое всеми нами чувство свободы - это тоже одно из проявлений любви. Любовь - единственная и естественная противоположность фроммовской «некрофилии», стремлению к разделению на части и дальнейшему поглощению или присвоению объекта.

Неразделенное, или вспыхнувшее в душе одного человека чувство - тоже естественный дар жизни или Бога.

Так почему же мы переживаем это как величайшее несчастье, как трагедию, доводящую бесчисленное количество молодых людей до попыток самоубийства?

Потому что мы путаем или не умеем видеть подлинного смысла вспыхнувшего чувства. Данте и Петрарка ничего не путали: они видели в своей любви вспышку вдохновения - чувства, о котором в нашей культуре как-то начали забывать.

Это прекрасно понимали мудрецы античности. Вдохновение - это любовь к музам, которые, как и Кундалини, всегда имели женское лицо. Не страстную любовь, а именно вдохновение должны были пробуждать в мужчинах японские гейши и греческие гетеры — они были обязаны приносить мужчинам вдохновение. Вдохновение могло относиться к самым разным областям жизни: воинской доблести, политике, философии или торговле - вспыхнувшая в душе энергия чувства становилась толчком к свершениям.

На взаимную чувственную любовь клиенты гетер не имели прав — гетеры были вольны свободно дарить ее мужчинам, синхронизацию с душами которых чувствовали.

Мы никак не можем понять Данте или Петрарку, но Беатриче и Лаура не были объектами их сексуальных вожделений - они были музами. Мы, не без участия Фрейда и церкви, прочно перепутали первое и второе.

 Чувство любви - это единственное чувство человека, и единственное чувство Бога, известное человеку. Это чувство объединяет человека и Бога или человека и «основной процесс жизни», если пользоваться терминологией трансперсональной психотерапии. Это и есть «вдыхание духа» или вдохновение.

Вдохновение становится нужным только в том случае, если человек уже переживает еще одну форму любви: мы называем ее увлеченностью. Собственно, мы уже говорили о ней, когда говорили о любви к профессии, родине или карьере. Говорили мы и о том, что человек не может испытывать тревогу за себя самого: он тревожится за любимых. Наличие человека, за которого мы тревожимся, делает тревогу осмысленной, понятной.

Любовь - единственное человеческое чувство, поэтому и увлекаться чем-либо, точно так же как и тревожиться, мы можем только ради кого-то. Наши увлечения должны быть нужны людям, которых мы любим. Такими людьми могут быть родные, друзья, ученики или…все человечество.

Я пишу эту книгу ради неизвестного мне читателя, который сможет понять и полюбить изложенные в ней мысли. Я надеюсь, что такой читатель есть - без этой надежды книгу написать невозможно.

Надежда - это тоже форма любви. Может быть поэтому, автору проще всего писать книгу, надеясь, что она будет важна одной-единственной читательнице - женщине, которую он любит. 

Наши увлечения имеют смысл только в том случае, если они могут дать что-то любимому человеку. Как минимум, они могут дать любимым людям радость, вспыхивающую искорками восхищения в их глазах. Увлекаться чем-либо для себя, практически невозможно. Точнее говоря - возможно, но это форма ананказма. Большинству людей она достаточно быстро перестает приносить удовлетворение.

Наше мнение кто-то должен слышать, наши книги - кто-то читать, музыку - слушать, а картины - смотреть. Даже погоня за деньгами и карьерой приобретают смысл только в том случае, если обеспечивают благосостояние любимого человека и наших детей, иначе слишком быстро наступает чувство насыщения: так ли много денег нужно человеку, чтобы купить все то, в чем он нуждается.

Процесс, происходящий в душе клиента гетеры, в современной психотерапии получил название «фокусировки». Воинская доблесть, политические успехи, философская значимость становились нужны мужчине не «вообще», и не потому что «так принято», а для того чтобы завоевать взаимность прекрасной женщины… Это фокусировало усилия - наделяло их смыслом. Неразделенная любовь дает человеку психическую энергию чувства - ту самую энергию единения с Вселенной, которую отражает символ анахаты.

Гетеры прекрасно знали и оборотную сторону медали: вступление мужчин в интимные отношения с ними быстро приводило к тому, что партнер терял интерес к гетере, а вместе с интересом и вдохновение. Мужчина был увлечен не ею, а…музой - Анимой Карла Юнга - мифологическим образом, который гетера подняла из глубин его собственной души.

Данте не стремился к близости с Беатриче, а Петрарка - с Лаурой: они боялись разочарования. Я думаю, что они действовали абсолютно осознанно. Эпоха Возрождения стала временем возвращения философии античности и «Искусство Любви» Овидия, в отличие от нас, оба поэта читали и любили.

Неразделенное чувство приводит к зависимости только в том случае, если в нашей душе…нечего вдохновлять. «Искусство» потребления, подражания и сле


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.