Классификация видов анкетных вопросов. Основные принципы и правила проектирования анкеты. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Классификация видов анкетных вопросов. Основные принципы и правила проектирования анкеты.

2022-10-05 51
Классификация видов анкетных вопросов. Основные принципы и правила проектирования анкеты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анкетные вопросы — все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрица­тельной формулировках, а также и предлагаемые варианты от­ветов.

У анкетного вопроса три функции — индикаторная, коммуникативная и инструментальная. Индикаторная функция состоит в том, что вопрос обеспечива­ет получение искомой информации, а не какой-либо другой. Коммуникативная функция вопроса обусловлена природой со­циально-психологического общения. Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов.

Логика построения анкеты

1. Процесс построения измерения.

Программная логика измерения – это состав вопросов, содержащих индикаторы, используемые для оценки состояния показателей НП и ЗП.

2. Логика построения анкеты отличается от программной логики измерения характером воспроизведения последовательности вопросов в анкете.

Упорядоченная логика построения анкеты выделяет логику постадийного развертывания вопросов по порядку:

1) Фильтрующий вопрос – исключаются ненужные респонденты.

2) Мотивирующий вопрос – побуждает к ответу (блок вопросов).

3) Основные вопросы

Недостаток упорядоченной логики:

Эффективность наведения – свойство ответов на предыдущие вопросы определять ответы на последующие вопросы.

Хаотичная логика – вопросы упорядочены только в соответствии с их внешним смыслом.

1 – вопрос-фильтр

2 – мотивирующий вопрос (ок.10 шт.)

3 – служебные вопросы-связки

4 – основной вопрос

5 – уточняющий второй вопрос

6 – служебные вопросы-связки

7 – основной вопрос первый

8 – уточняющий вопрос к первому

Недостаток хаотичной логики:

Увеличение объема анкеты из-за необходимости использования служебных вопросов-связок.

По предметному содержанию вопросы можно поделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в опред-ой области.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление чел-ка о мотивах своей деят-ти.

Различают вопросы по их функциональному назначению в анкете:

Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

По степени стандартизации ответов принято различать вопросы

Открытые вопросы (без вариантов ответа) предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений.

Полузакрытые вопросы (есть варианты ответов и возможность для самостоятельного ответа респондента).

Закрытые (с вариантами ответов). Закрытые вопросы удобнее как для респондентов (им «не надо долго думать, чтобы сформулировать ответ»), так и для исследователей («проще обрабатывать результаты опроса: возможные варианты ответов заранее кодируются и заносятся в компьютер»).

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необх-мо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да-нет”, носят взаимоисключающий хар-тер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

 

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.