III. Методология социологического исследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

III. Методология социологического исследования

2022-10-05 85
III. Методология социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

III. Методология социологического исследования

Социологические исследования в системе социологического знания. Понятие методологии и методики социологического исследования. Этапы социологического исследования.

Социологическое исследование – это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии; способ получения нового знания о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.

Социологическое - система теоретических и методических процедур, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования; и как такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений.

При исследовании любой социальной проблемы, разрабатывают методику социологического исследования, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных методов, процедур и приемов их использования для получения и обобщения эмпирических фактов о состоянии исследуемого явления. Она включает:

- выбор и обоснование методов измерения,

- систему показателей исследуемого явления,

- технику использования этих методов,

- способы обработки, анализа и обобщения полученных эмпирических данных.

Решение этих задач предполагает разработку методической стратегии социологического исследования – обоснованной последовательности использования социологических методов и их технических разновидностей, позволяющей осуществить достоверное измерение состояния исследуемого явления.

Достоверность фактов и выводов зависит от использованного метода. Методология науки - это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теорий. Методология социологического исследования - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания.

Организация проведения социологического исследования. Основные этапы.

Основные организационные действия по проведению социологического исследования:

1. Административные действия – создание исследовательской группы и распределение функций.

Теоретик-руководитель – разрабатывает концептуальную модель, модель показателей и формулирует гипотезы;

Методист – разрабатывает систему индикаторов и шкал, проводит обоснование необходимых методов;

Статистик – рассчитывает выборочную совокупность.

Организатор полевого исследования – проводит обоснование схемы исследования, подбор интервьюеров, их обучение, организует и контролирует их работу;

Специалист по компьютерной обработке первичных данных – готовит макет анкеты, организует ввод данных и его контроль, осуществляет обработку данных, их обобщение в табличном и графическом виде.

2. Теоретические действия – концептуальная разработка исследования

3. Методические действия: Обоснование методов исследования Разработка системы индикаторов и шкал Формулировка вопросов и компоновка инструментария исследованияРасчет выборочной совокупности исследованияОрганизация сбора первичных данных.

4. Задачи организации сбора первичных данных: Обоснование организационной схемы исследования.Создание регламентирующих документов для сбора первичных данных. Подбор и инструктаж интервьюеров. Организация и контроль работы интервьюеров. Прием полученных первичных данных и проверка их достоверности. Обоснование организационной схемы исследования – это определение способов доступа к людям, выступающим в качестве единиц исследования.

5. Аналитические действия: Обработка первичных данных Анализ и обобщение первичных данных Подготовка отчета.

6. Публичные – представление результатов исследования заинтересованной общественности.

 

Позитивисткая модель

Позитивизм трактует социальный мир как ряд переменных, связанных причиннымизаконами, казуальными связями, где переменная есть измеренное понятие.

Первая модель, описывающая роль общих законов в историческом объяснении и предсказании, была предложена К. Гемпелем в 40-г годах.

 Дедуктивная основа модели – о т общего к частному

1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – являются казуальными высказываниями, описывающими причинную связь.

2. Нормативно-логические критерии объяснения:

3. То, что подлежит объяснению, может быть логически выведено из объясняющих высказываний

4. Истинность научных понятий и утверждений устанавливается на основе эмпирических процедур исследования.

5. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.

6. Социология должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Неопозитивизм

Учел особенности социального мира, его отличия от физического мира:

● Причинные законы носят вероятностный, а не детерминистский характер: учитывается свобода воли человека.

● В обществе действуют функциональные законы: воздействие элемента на целое.

● Многозначность толкования исследуемого явления.

Пример: Бедность, богатство толкуется неоднозначно, относительно – в США и в России, например. Бедный в США – обеспеченный в России.

Логическая схема исследования: построение теоретической модели. Построение Гипотезы - конкретизация закономерности. Проведение Исследования. Подтверждение или опровержение гипотезы.

Критика: общие понятия не имеют реального содержания, оторваны от конкретной реальности; общие понятия не могут быть логически сведены к конкретным понятиям; общие понятия не имеют достаточной объяснительной силы.

Многопарадигмальный подход

Философия постмодернизма - стремление к использованию многообразных теоретических подходов при описании, интерпретации и объяснении одних и тех же явлений, процессов. Это совмещение различных парадигм и теорий, способов описания и объяснения одних и тех же социальных явлений для получения многоуровнего знания. Подход появился под влиянием философии постмодернизма. Логическая схема может быть выстроена на основе «колеса науки», предложенного Уолтером Л. Уоллесом.

 

На кафедре МСИ принят неопозитивистский подход. Задается конкретная проблемно-целевая установка исследования и его теоретико-познавательная логика. Изначально строится понятийная модель, которая включает теоретические обобщения, полученные результате использования индуктивно-эмпирической модели. Они предшествует самому акту эмпирического исследования. Эмпирические данные интерпретируется затем исходя из заданного теоретико-методологического подхода. Преимущественно используются количественные методы. Использование гипотетико-дедуктивной познавательной модели позволяет сформулировать систему гипотез, подтверждение которых позволит построить теорию исследуемого явления.

 

Методическая часть

Выборка – представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения признака соответствует закону распределения признака в генеральной совокупности.

Обоснование методов сбора информации: указываются технико-организационные параметры используемых методов сбора данных

Формулировка гипотезы о причинно-следственных связях между переменными представляет собой первую стадию формирования гипотезы. Это гипотеза-основание. Вторая стадия – стадия проверки гипотезы-основания, на которой из нее выводятся гипотезы-следствия.

В качестве гипотетической системы выступают гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотеза основание проверяется по частям, посредством проверки истинности совокупности гипотез-следствий.

Гипотеза основания (ГО) – это выбор переменных из объяснительной модели и определение характера их взаимосвязи (чем больше или меньше, тем больше или меньше)

Гипотеза-основание должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было подтвердить или опровергнуть.

 

Гипотезы-следствия (ГС) – это частные научно-обоснованные предположения, которые входят в структуру гипотез основания и выступают в качестве эмпирического средства или способа доказательства истинности или ложности гипотезы основания.

Логическая структура ТО «Чем больше (меньше) независимый показатель, тем больше (меньше) зависимый показатель»

 

Выводы: 1. Опровержение ГС опровергает ГО;

2. подтверждение ГС окончательно не подтверждает ГО, а только делает ее истинность более вероятной;

3. истинность ГО доказывается практически;

4. для подтверждения ГО надо стремится к:

● Выведению максимального количества взаимосвязанных ГС;

● Конкретизации максимального числа эмпирических признаков для показателей, включенных в ГС.

Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки.

Генеральная совокупность (ГС) — вся изучаемая выборочным методом статистическая совокупность объектов и/или явлений общественной жизни (единиц отбора), имеющих общие качественные признаки или количественные переменные.

Выборочная совокупность (выборка, ВС) — представительная (уменьшенная) часть генеральной совокупности. Процесс выборки основан на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого. Необходимо, чтобы структура выборочной совокупности максимально совпадала со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым качественным характеристикам и контрольным признакам.

Репрезентативной выборкой считается такая выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают с такими же характеристиками генеральной совокупности.

Методом выборки называется способ построения данного типа выборки.

Для обеспечения репрезентативности требуется полный и точный перечень единиц выборочной совокупности. Этот перечень образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Элемент ГС, с которого непосредственно ведется сбор информации, называется единицей наблюдения.

Типами выборки называются основные разновидности статистической выборки: случайная (вероятностная) и неслучайная (невероятностная).

Вероятностные выборки: ( Простая случайная – предполагается, что вероятность быть включенным в ВС известна и является одинаковой для всех единиц совокупности):

Систематическая (механическая) – процедура отбора каждого k-го элемента из списка элементов ГС. Шаг выборки – математический показатель, рассчитанный как отношение объема ГС к объему ВС (каждый 5-й, каждый 20-й в ВС).

Стратифицированная и районированная. Стратифицированная применяется, когда генеральная совокупность не гомогенна. В этом случае составляют различные страты (социальные группы), обладающие большей гомогенностью, и затем проводят дальнейший отбор внутри этих страт. В районированной деление по экономико-географическим районам.

Серийная (гнездовая, выборка группировок). Единицы отбора представляют собой статистические серии, т.е. совокупности статистически различимых единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, школьный класс, небольшие производственные коллективы в учреждениях. Предполагает отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а групп, с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Невероятностные выборки:

Стихийная выборка — например, опрос на улице, в магазине, опрос всех, кого удастся опросить.

Метод «снежного кома» — разновидность целенаправленного выбора, при котором предполагается, что отбор дополнительных (последующих) респондентов производится по ссылке на них первоначально отобранных.

Метод основного массива – представляет опрос 60-70% ГС.

Выборки на основе суждений – основана на использовании мнений квалифицированных специалистов, экспертов относительно состава выборки.

Квотная выборка. Выборка, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) предполагает, что известны некоторые важные пропорции генеральной совокупности (распределение по возрастным, профессиональным группам ит.п.).

Многоступенчатая. Тип вероятностной выборки, осуществляемой в несколько этапов. Комбинирует вышеперечисленные. На первом этапе могут выделяться «гнёзда», внутри которых отбор происходит по принципам простой выборки и т.п. Используется при масштабных исследованиях по стране.

Виды социальных индикаторов

По характеру причинно-следственной связи со свойствами социальной реальности:

1. Однозначные индикаторы – индикаторы с однозначной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивидов и значением измеряемого показателя:1показатель = 1однозначный индикатор. Пример: Возраст => год рождения.

2. Неоднозначные индикаторы – индикаторы с неоднозначной, но устойчивой связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивидов и значением измеряемого показателя:1 показатель = несколько неоднозначных индикаторов (используются для оценки состояния латентных переменных и их показателей с множеством наблюдаемых проявлений).

a. Индексные индикаторы – вносят одинаковый вклад в состояние показателя. Пример: «участие в предвыборных действиях»: подписание обращения, денежный вклад, письмо в газету в поддержку.

b. Шкальные индикаторы – степень влияния которого на состояние показателя иерархически упорядочена.

c. Ассоциативные индикаторы – с непрямой связью между состоянием поведенческих актов, свойств индивида и значением измеряемого показателя.

d. Факторные индикаторы – с неоднозначной связью между состоянием поведенческих актов, свойств индивида и значением измеряемого показателя, преобразующие устойчивые сочетания.

Логика построения анкеты

1. Процесс построения измерения.

Программная логика измерения – это состав вопросов, содержащих индикаторы, используемые для оценки состояния показателей НП и ЗП.

2. Логика построения анкеты отличается от программной логики измерения характером воспроизведения последовательности вопросов в анкете.

Упорядоченная логика построения анкеты выделяет логику постадийного развертывания вопросов по порядку:

1) Фильтрующий вопрос – исключаются ненужные респонденты.

2) Мотивирующий вопрос – побуждает к ответу (блок вопросов).

3) Основные вопросы

Недостаток упорядоченной логики: Эффект наведения – свойство ответов на предыдущие вопросы определять ответы на последующие вопросы.

Эффективность наведения – свойство ответов на предыдущие вопросы определять ответы на последующие вопросы.

Хаотичная логика – вопросы упорядочены только в соответствии с их внешним смыслом.

1 – вопрос-фильтр

2 – мотивирующий вопрос (ок.10 шт.)

3 – служебные вопросы-связки

4 – основной вопрос

5 – уточняющий второй вопрос

6 – служебные вопросы-связки

7 – основной вопрос первый

8 – уточняющий вопрос к первому

Недостаток хаотичной логики:

Увеличение объема анкеты из-за необходимости использования служебных вопросов-связок.

Логика построения анкеты

1. Процесс построения измерения.

Программная логика измерения – это состав вопросов, содержащих индикаторы, используемые для оценки состояния показателей НП и ЗП.

2. Логика построения анкеты отличается от программной логики измерения характером воспроизведения последовательности вопросов в анкете.

Упорядоченная логика построения анкеты выделяет логику постадийного развертывания вопросов по порядку:

1) Фильтрующий вопрос – исключаются ненужные респонденты.

2) Мотивирующий вопрос – побуждает к ответу (блок вопросов).

3) Основные вопросы

Недостаток упорядоченной логики:

Эффективность наведения – свойство ответов на предыдущие вопросы определять ответы на последующие вопросы.

Хаотичная логика – вопросы упорядочены только в соответствии с их внешним смыслом.

1 – вопрос-фильтр

2 – мотивирующий вопрос (ок.10 шт.)

3 – служебные вопросы-связки

4 – основной вопрос

5 – уточняющий второй вопрос

6 – служебные вопросы-связки

7 – основной вопрос первый

8 – уточняющий вопрос к первому

Недостаток хаотичной логики:

Увеличение объема анкеты из-за необходимости использования служебных вопросов-связок.

По предметному содержанию вопросы можно поделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в опред-ой области.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление чел-ка о мотивах своей деят-ти.

Различают вопросы по их функциональному назначению в анкете:

Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

По степени стандартизации ответов принято различать вопросы

Открытые вопросы (без вариантов ответа) предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений.

Полузакрытые вопросы (есть варианты ответов и возможность для самостоятельного ответа респондента).

Закрытые (с вариантами ответов). Закрытые вопросы удобнее как для респондентов (им «не надо долго думать, чтобы сформулировать ответ»), так и для исследователей («проще обрабатывать результаты опроса: возможные варианты ответов заранее кодируются и заносятся в компьютер»).

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необх-мо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да-нет”, носят взаимоисключающий хар-тер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

 

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование.

Отличительные черты:

1. Количество опрашиваемых всегда меньше

2. Качество опрашиваемых: более высокий уровень квалификации.

3. Получение специальных знаний, которыми не обладает социолог

4. Уникальность знаний эксперта, а не повторяемость

5. Данные нужны не для проверки гипотез, а для того, чтобы разобраться в новой области.

Основное назначение экспертного опроса состоит в выявлении наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций бл0агодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения: может быть использован при изучении всех сфер деятельности; в диагностике, в оценке состояний социального объекта, нормировании, проектировании, прогнозировании, в принятии решений.

Основные нормативные требования: тщательность подбора экспертов (обязательная оценка их компетентности), учет факторов, влияющих на мнение эксперта, создание условий опроса, сохранение информации без искажения. Данные экспертного опроса носят субъективный характер, поэтому их надо дополнять объективными данными.

Основной инструментарий – анкета или бланк интервью, разработанные по специально программе. Число экспертов не должно превышать 10-15 человек.

Экспертные оценки – это суждения знатоков, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Метод экспертных оценок основан на их применении при анализе проблем.

Виды экспертного опроса:

Письменный опрос: заполнение опросных листов. 50-90% открытых вопросов. Трудности возврата. Проводится для выявления новых идей.

Формализованный опрос: анкетирование с открытыми и закрытыми вопросами. Выяснение оценок готового решения.

Метод независимых характеристик: обобщенная оценка одного явления, информация о котором из разных источников. Сравнение и сопоставление разных мнений, обработка их математическими процедурами, формулируются достоверные выводы. Изучение личностных качеств индивида (опрашиваются знакомые с ним люди).

Дельфийская техника. Опрос экспертов в несколько туров, обработку результатов каждого тура, информирование их об этих результатах и вновь повторение такой же процедуры. В первом туре ответы даются без аргументации. После обработки выделяются крайние и средние суждения и сообщаются экспертам. Во втором туре опрашиваемые вновь обращаются к своим оценкам. Им предоставляется возможность пересмотреть свои взгляды либо, напротив, аргументировать. После второго тура обрабатываются новые оценки: крайние и средние мнения обобщаются, итоги вновь докладывают экспертам. Так повторяется 3—4 раза. Практика показывает, что после третьего или четвертого тура мнения экспертов не меняются.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - метод коллективного принятия творческих решений. Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы, спонтанно предлагаемых участниками. При обычных приемах обсуждения возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания.

Метод коллективного блокнота («банка» идей) — способ, осно­ванный на сочетании независимого выдвижения идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой.

Метод KJ — так называется метод антропологических исследо­ваний, когда исследователи сначала собирают коллекцию фактов о жизни племени, а затем просят туземцев объяснить их значение. Японский бизнес адаптировал метод KJследующим образом: слу­жащих компании просят набросать на листочках бумаги свои по­желания об усовершенствованиях процесса производства и пред­ложения о том, что компании следует делать.

Метод неспециалиста заключается в том, что решение проблемы предлагается лицам, которые никогда ею не занимались, но являются специалистами в смежных областях.

Центральный критерий отбора экспертов – их компетентность. Методы определения компетентности: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Виды экспериментов:

1) Полевые (проходят в естественных для изучаемого процесса условиях). Лабораторные эксперименты (моделирование деятельности индивида в специальных условиях, позволяющих контролировать ход Э.);

2) Параллельные эксперименты - использование контрольных групп, в которых состояние независимых и зависимых переменных измеряется параллельно с их состоянием в экспериментальной группе, причем экспериментальные воздействия в контрольной группе не производятся. Последовательные (линейные) эксперименты – измерения сначала в экспериментальных группах, затем в контрольных.

3) Активные эксперименты (целенаправленное изменение изучаемой ситуации за счет введения экспериментатором контролируемой переменной) и пассивные эксперименты (подбор в естественных условиях объектов, обладающих нужным экспериментатору сочетанием переменных).

4) Эксперименты «улучшающие» и «дублирующие реальный мир»;

5) Многофакторные и однофакторные эксперименты;

ПРИМЕР: Хоторнский эксперимент Мэйо, Хоманс (работницы реагировали на любые изменения)

По предмету исследования:

1)    общеличностные - фиксируют целостность психических свойств личности;

2)    личностные — для диагностики той или иной особой черты, характеристики субъекта;

3)    групповые - для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп, особенностей группового психологического климата, силы «давления» группы на ее членов и др.

Тесты способностей

– ориентированы на выполнение испытуемым определенного задания

♦ социально-психологические - объектом анализа являются межличностные отношения в малой группе;

♦ ситуационные — изучается поведение человека в определенной ситуации.

 

От формы ответов                                                                                                   

Свободные тесты предполагают ответы или действия, содержание которых определяет сам испытуемый (тесты с открытыми вопросами). Сильная сторона - легкость формулировки вопросов и низкие временные и другие расходы на подготовку этого типа исследовательских методик. Их слабость — трудная оценка и интерпретация полученных результатов.

Структурированные тесты содержат вопросы с ответами в формах: «да»-«нет»; задания с выбором правильного ответа, лучшего ответа и т.п.. Сильная сторона - легкость оценки. Вместе с тем существует опасность угадывания ответов и, кроме того, для этого типа тестов характерны трудоемкость при разработке формулировок и большие подготовительные расходы в целом.

Недостатки:

·      опирается на единичный случай, и это ограничивает возможности стратегии саsestudy к обобщению,

·      сильно зависит от личности исследователя,

·      неизбежная избыточность информации,

·      недостаточная репрезентативность

·      не является проверкой научной гипотезы

 

Стадии однофакторного ДА

1. Определение зависимой и независимой переменных

2. Разложение полной вариации

3. Измерение эффектов

4. Проверка значимости

5. Интерпретация результатов

Двухфакторный ДА позволяет одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных, проверять гипотезы о причинных связях между ними.

Сравниваются две различные оценки дисперсии генеральной совокупности: межгрупповая дисперсия и внутригрупповая дисперсия. Если нет разницы в средних, то оценки межгрупповой и внутригрупповой дисперсий приблизительно равны и значение F -критерия близко к 1, поэтому нулевая гипотеза принимается.

Если различие в средних значительно, межгрупповая дисперсия будет гораздо больше, чем внутригрупповая. Значение F -критерия будет значительно больше 1 и нулевая гипотеза будет отвергнута.

Тем самым, при проверке гипотезы о равенстве средних, мы используем сравнение дисперсий. При применении двумерного дисперсионного анализа исследователь проверяет влияние двух независимых переменных (факторов) на зависимую переменную. Может быть изучен также эффект взаимодействия двух переменных.

Многомерный дисперсионный анализ (MultivariateAnalysisofVariance – MANOVA) применяется для случая двух и более метрических зависимых переменных. Одновременно проверяет групповые различия в отношении нескольких зависимых переменных.

III. Методология социологического исследования


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.