Чувства Мадхавендры в разлуке — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Чувства Мадхавендры в разлуке

2021-06-30 42
Чувства Мадхавендры в разлуке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Пури Мадхавендра проявил образец любви к Кришне. На этот счёт Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати писал: «Чувство разлуки с Кришной, или трансцендентная випраламбха, – единственная практика, благодаря которой душа может достичь совершенства. Материальное чувство разлуки порождает уныние, которое показывает привязанность человека к материи, тогда как уныние, происходящее из чувства разлуки с Кришной, – лучшее доказательство желания доставить удовольствие Его чувствам. Желание доставить удовольствие чувствам Кришны, продемонстрированное Мадхавендрой Пури, великой душой, стоящей у истоков этого движения, – идеальный пример тем, кто хочет служить Господу. В частности, следует отметить, что Махапрабху и Его личные энергии позднее последовали этому примеру, сделав его своим эталоном».

Мадхавендру Пури совершенно не интересовали чувственные наслаждения, а его стремление служить Гопалу было столь велико, что он преодолел тысячу миль пешком по дорогам, полным опасностей. Его готовность принести сандал тем же путём была настолько искренней, что Гопал пролил на него милость. «Гопал велел Мадхавендре Пури принести Ему сандаловую пасту, чтобы всему миру показать глубину его любви. Мадхавендре потребовалось приложить немало усилий, чтобы принести сандал в Ремуну. Но для него это было радостью, а не трудностью. Гопал отдал этот приказ, чтобы испытать его. Всё началось как испытание, но в итоге Господь пролил милость на Своего преданного» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 4.189).

По своей милости Мадхавендра Пури даровал любовь к Кришне санория-брахману из Матхуры. Он принял пищу от этого брахмана, зная, что тот является вайшнавом. Таким образом, он показал, как должна действовать система дайва-варнашарамы. Согласно Шриле Бхактивиноде Тхакуру на западе Индии представители деловых кругов (вайшьи) подразделяются на несколько каст: агарвалы, канвары [ калавары ], санвары и т.д. Агарвалы принадлежат к высшему классу вайшьев, а остальные считаются падшими из-за рода своих занятий. Тех брахманов, которые совершают ритуалы для канваров и санваров (торговцев золотом и ювелирными украшениями) называют санория-брахманами. Из-за своего общения с низкой кастой они считаются падшими, их относят к низшей категории, и санньяси отказываются принимать пищу в домах санория-брахманов. Позже Сам Махапрабху между Своими посещениями Каши и Праяга пришёл в дом этого санория-брахмана и принял от него угощение. Он знал, что Мадхавендра Пури был милостив к нему. Таким образом Он явил пример, а также выразил ему уважение как старшему, сказав: «Ты для Меня как духовный учитель, Я же для тебя – ученик, а учителю не подобает кланяться ученику» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 17.170).

 

Мадхавендра и Ишвара Пури

Есть один последний важный случай в безупречной жизни Мадхавендры Пури. Было два ученика, получивших у него посвящение, – Рамачандра Пури и Ишвара Пури. Из-за неуважения к своему гуру Рамачандра не смог получить его милости, а Ишвара Пури благодаря неуклонной преданности Мадхавендре Пури получил его благословение и, таким образом, смог достичь наивысшего уровня чистой любви к Кришне. Рамачандра не мог понять сладости и превосходства того чувства разлуки, которым обладал его Гурудев, и ему хватило дерзости дать Гурудеву наставление, основанное на знании Брахмана. Мадхавендра Пури очень рассердился и стал полностью игнорировать его. Мадхавендра Пури являлся великим и любящим преданным, но проявил гнев по отношению к своему ученику, когда тот совершил оскорбление. Мадхавендра Пури строго отругал его, используя резкие слова.

«Услышав это наставление, Мадхавендра Пури в великом гневе отругал его, сказав: „Убирайся прочь, прочь, грешный негодяй! Я умираю от горя, что так и не сумел получить милости Кришны и приблизиться к Матхуре, а ты пришёл, чтобы добавить мне боли! Не показывайся мне на глаза, убирайся куда хочешь! Если я умру, глядя тебе в лицо, то приму низкое рождение. Я умираю от боли, не достигнув Кришны, а этот низкий глупец поучает меня, что такое Брахман“» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 3.8.20-25).

В итоге Мадхавендра Пури забрал свои благословения у этого ученика, и у того начали пробуждаться материальные желания. Он стал сухим философом, не интересовался Кришной и принялся критиковать всех, целиком посвятив себя этой критике. Бхактисиддханта Сарасвати Шрила Прабхупада прокомментировал эту историю в своей «Анубхашье»: «Несмотря на то, что Рамачандра Пури видел, как его гуру страдал в разлуке с Кришной, он не мог осознать трансцендентную природу этого переноса эмоций. Он считал своего гуру обычным человеком и посчитал его настроения материальными, решив, что это какой-то материальный недостаток. В результате он попытался объяснить своему гуру ценность познания единства с Брахманом. Мадхавендра Пури отреагировал на глупость своего ученика и пренебрежение наставлениями, и, таким образом, перестал желать ему блага. Он отказался от него и прогнал».

Слово васана («материальные желания») означает стремление к сухой спекулятивной философии. Именно из этого возникает склонность критиковать преданных. С другой стороны, Ишвара Пури не только придерживался наставлений своего гуру, но и служил ему физически. Так он обрёл его милость. Он служил стопам своего духовного учителя и даже своими руками убирал за ним мочу и кал, а также помогал ему памятовать об именах и играх Кришны. Таким образом, он полностью удовлетворил своего учителя. Ишвара Пури служил этому великому человеку, лично убирая за ним испражнения. Он постоянно повторял имя Кришны так, чтобы Мадхавендра Пури мог это слышать, и рассказывал об играх Кришны. Довольный Ишварой Пури, Мадхавендра Пури обнял его и благословил: «Обрети же богатство любви к Кришне!» С тех пор Ишвара Пури стал океаном любви к Кришне, а Рамачандра Пури превратился в скопище оскорблений. На примере этих двух людей, Ишвары Пури и Рамачандры Пури, можно увидеть, к чему приводит благословение и проклятие великой личности. Мадхавендра Пури через них преподал урок всем. Духовный учитель всего мира, он принёс дар любви к Богу. Он покинул материальный мир, повторяя следующий стих:

айи дина-дайардра натха хе матхура-натха кадавалокйасе |

хридайам твад-алока-катарам дайита бхрамйати ким каромй ахам | |

«О всемилостивый Господь! О правитель Матхуры! Когда же Я снова увижусь с Тобой? Поскольку Я не вижу Тебя, сердце Моё лишилось покоя. О возлюбленный, что Мне теперь делать?» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 8.34).

Когда Махапрабху произносил этот стих, то пьянел от любви. Нитьянанде приходилось держать Его, чтобы Он успокоился.

День ухода Мадхавендры Пури – Шукла Двадаши месяца Пхалгун.

.............................................

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ума д.д., Ари Мардан д.

«Гауранга». Том 1

Джагад Мохини д.д.

Глава 6. Верховный брат

Встреча с Мадхавендрой Пури

Путешествуя по западным провинциям, волею Проведения Нитьянанда Прабху повстречался с Шри Мадхавендрой Пури. Эта удивительная встреча стала как бы продолжением необычайно сладостных отношений Нитьянанды со своим духовным учителем Лакшмипати Тиртхой, потому что Мадхавендра Пури тоже был его учеником, прославленным на всю Вселенную.

Шри Мадхавендра Пури олицетворял собой самую возвышенную трансцендентную любовь к Господу Кришне. Он любил Кришну так же, как любит Его Шримати Радхарани. Его подобные белым лебедям ученики сияли духовной любовью. Льющиеся нектаром любовные взаимоотношения с Кришной были самой жизнью Пурипады. Кришна никогда не покидает сердца такого чистого преданного, как Мадхавендра Пури. C головы до кончиков пальцев на ногах он весь был насыщен божественной любовью. Поскольку Пурипада не принимал в пищу ничего, кроме сладкого сока этой любви, его тело стало местом игр Господа Кришны. Словами не описать всю силу его любви. Даже прославленный Шри Адвайта Ачарья счастлив был стать учеником Мадхавендры Пури.

Пурипада занимал исключительное положение на трансцендентном древе преданного служения Шри Чайтаньи Махапрабху. Он впервые проявил сладость мадхурья-расы, супружеской любви к Господу Кришне, и показал высоту и уникальность положения Шримати Радхарани, которая Своей любовью одерживает верх над Кришной, Верховной Личностью Бога.

Супружеская любовь к Богу — это сладкий плод трансцендентного древа преданного служения Шри Чайтаньи Махапрабху. Он и есть это древо трансцендентной любви к Кришне. Он же садовник, который с наслаждением вкушает его сладкие плоды и щедро раздает их людям. «Мое имя Вишвамбхара, — думал про Себя Господь Чайтанья, — «Тот, кто поддерживает Вселенную». Я действительно оправдаю его, когда всю Вселенную напою любовью к Богу». Так Господь принес на Землю древо желаний преданного служения. Он бросил его семя (бхакти-лату) в землю Навадвипы и, как заботливый садовник, стал ухаживать за ним, обильно поливая водой Своей воли. Это древо росло, пока не разделилось на две могучих ветви в лице Нитьянанды Прабху и Адвайты Ачарьи, а потом еще на две — в лице Гададхары Пандита и Шривасы Тхакура. Шри Мадхавендра Пури, кладезь всего преданного служения Кришне, стал первым плодом этого трансцендентного древа, а следующим — Шри Ишвара Пури. Сам садовник, Шри Чайтанья Махапрабху, был могучим стволом. Своей непостижимой силой Он был и садовником, и стволом, и ветвями одновременно. Корнями стали девять санньяси, близких спутников Господа. Из ствола выросло так много ветвей и веточек, что их невозможно сосчитать. Образовалась пышная крона, или общество вайшнавов, она заполнила собой всю Вселенную. Как плодоносит большое фиговое дерево, каждая ветвь древа преданного служения принесла плоды. Поскольку стволом был Сам Господь Чайтанья Махапрабху, плоды эти были слаще сладчайшего нектара. Когда они созрели, Шри Чайтанья Махапрабху стал раздавать их всем и каждому, ничего не требуя взамен, хотя один плод этого древа превосходит богатства трех миров Вселенной. Плоды эти так вкусны, что кто бы ни пробовал их, пьянеет от блаженства и начинает петь, танцевать и смеяться. Видя это, Шри Чайтанья Махапрабху счастливо улыбается. Он и Сам наслаждается этими плодами и точно так же теряет власть над Собой. Во всей Вселенной не найти души, которую бы не захватило движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Даже те, кто злобно называют Его пьяницей, сами, отведав сладкого плода любви к Богу, начинают танцевать, радостно восклицая: «Здорово! Здорово!»

Шри Чайтанья Махапрабху говорил, обращаясь ко всем ветвям и веточкам:

—Древо преданного служения трансцендентно, и потому каждая его часть может выполнять функции всех остальных частей. Обыкновенное дерево неподвижно, а трансцендентное древо находится в постоянном движении. Все его ветви обладают духовным сознанием и разрастаются по всему миру. Я — единственный ухаживающий за ним садовник. Много ли мест Я могу обойти? Много ли плодов соберу и раздам? Одному Мне понадобится немало усилий, и Я боюсь, что кто-то получит их, а кто-то — нет. А если не раздавать эти сладкие плоды, то что делать с ними? Много ли Я могу съесть один? Повинуясь трансцендентному желанию Верховной Личности Бога, на его ветвях созрело бесчисленное множество плодов любви к Нему. Пусть люди вкушают эти плоды и навсегда избавятся от страданий старости и смерти! Каждому во Вселенной Я наказываю присоединиться к движению санкиртаны! Распространяйте его по всему миру!

Увидя Мадхавендру Пури, Шрила Нитьянанда Прабху замер. Он словно остолбенел, а потом упал без чувств от нахлынувшей волны трансцендентной любви. И Мадхавендра Пури, глядя на Господа Нитьянанду, впал в экстатический транс и покинул внешнее сознание. Ишвара Пури и другие его ученики были свидетелями этой необычной встречи. Слезы текли из их глаз, когда они смотрели на этих двух великих личностей, лежавших на земле в трансе любви и преданности. Вскоре сознание стало возвращаться к обоим, и, обливаясь слезами радости, они обнялись. Они катались по песку, неистово кричали, не в силах сдерживать возвышенных чувств. Бесконечные потоки их слез очистили землю, даруя ей величайшие благословения. Оба содрогались от пробегающей волнами дрожи, слез и мурашек на теле; все это свидетельствовало о том, что Шри Чайтанья пребывал в сердцах обоих.

Первым заговорил Шри Нитьянанда:

—Сегодня в одно мгновенье Я обрел величайшее благословение Моему многолетнему паломничеству. Глаза Мои узрели лотосные стопы Шри Мадхавендры Пури, и Моя жизнь обрела смысл благодаря его трансцендентной любви!

Шри Мадхавендра Пури хранил молчание, прижимая Господа Нитьянанду к груди, он захлебывался слезами любви. Это чувство было таким сильным, что он не в силах был выпустить Нитьянанду из своих объятий. Ишвара Пури, Брахмананда Пури и остальные ученики понимали, что сейчас происходит что-то необыкновенное, и поэтому с растущим интересом и симпатией смотрели на Господа Нитьянанду.

До сегодняшнего дня Мадхавендра Пури и Шрила Нитьянанда Прабху повидали много паломников. Были среди них поистине отреченные и святые, но оба понимали, особенно теперь, что никто не обладает трансцендентным даром любви к Богу. В памяти всплывали краткие встречи и дорожные беседы с самыми разными людьми, но все воспоминания вызывали только сожаление в душе. В поисках Кришны и Его преданных слуг Нитьянанда и Пурипада прошли столько земель, но все было напрасно. Жизнь казалась унылой и тяжкой ношей, потому что за долгие годы странствий ни один, ни другой не нашли то, чего искали. Какое же счастье принесла эта встреча, обоим даровавшая сладость любви к Богу!

Это были блаженные дни, полные сокровенных бесед о Кришне. Не в силах утолить свою жажду, Мадхавендра Пури и Шри Нитьянанда не могли расстаться ни на мгновенье. Увидя в небе темное облако, Шри Мадхаву неожиданно уносили волны транса, потому что оно напоминало цвет тела Господа Кришны. Днем и ночью он казался пьяным от любви к Кришне. Он смеялся, а через мгновенье плакал и громко кричал. Шри Нитьянанда тоже пил божественный нектар любви к Господу Говинде. Он спотыкался и вставал, и снова падал, неистово крича или смеясь. Ученики поражались величию их духовного учителя и необыкновенной любви к Верховному Господу Шрилы Нитьянанды Прабху. Радостные, они постоянно пели святое имя Шри Хари. В божественной любви все потеряли счет времени; никто не знал, когда кончался день и начиналась ночь, забылось, где они и куда направляются.

Кто может передать сокровенные беседы Мадхавендры Пури и Нитьянанды Прабху, полные сладостной премы?! Только Господь Кришна, всеведущая Высшая душа, знает все. Шри Пури так привязался к Нитьянанде, что и думать не мог о расставании. Каждое мгновенье близости с Нитаем одаривало божественным блаженством.

—Нигде я не видел такой необычайной любви, которая живым родником бьет из сердца Нитьянанды! Где проявляется эта любовь, там лучшее из святых мест. Господь Кришна благоволит ко мне, раз я обрел такого близкого собеседника, как Нитьянанда Прабху. Встреча с Ним — огромная удача, это место станет самым великим из всех святых мест, потому что в нем проявились все духовные планеты Вайкунтхи. Кто бы ни встретился с Господом Нитьянандой, ни послушал бы Его, без сомнения, обретет чистейшую любовь к лотосным стопам Господа Кришны. Однако тень пренебрежения к Нему лишает милости Кришны даже тех, кто носит одежду вайшнава.

Шри Мадхавендра Пури просто и ясно выражал свою глубокую любовь к Господу Нитьянанде. Нитьянанда отвечал на это не меньшей любовью. Встреча этих двух великих душ дала распуститься сладко пахнущему лотосу братской любви. Однако Нитьянанда почитал Шри Мадхаву как Своего духовного учителя, видя в нем продолжение Лакшмипати Тиртхи, тем более что Мадхавендра Пури был старше Нитьянанды и играл исключительную роль в миссии Господа Чайтаньи. Так расцветали их прекрасные взаимоотношения, оживляя в обоих экстатическую любовь к Кришне.

Прошло несколько счастливых дней, а потом Господь Нитьянанда простился со Шри Пури и направился на юг, где Господь Рамачандра построил мост на Ланку. Шри Мадхавендра Пури вместе с учениками пошел к святой реке Сараю. В блаженстве любви к Кришне не чувствуя земли под ногами, они разошлись каждый своей дорогой. Жизнь в таких чистых преданных поддерживается только сильной любовью к Господу. Если они вдруг очнутся от этой любви, они не проживут и мгновенья, терзаемые болью разлуки с Господом.

Нитьянанда прибыл в Сетубандха. Он искупался в Дханстиртхе и зашел в храм Рамешвары. Потом направился в Видьянагару, и оттуда через храм Нрисимхадева — в Геоду. Он посетил Маяпури, Аванти и реку Годавари. Там Нитьянанда решил идти в Джаганнатха Пури и по дороге побывать в Тирумале и Курмакшетре.

Издали показался развевающийся на высоком куполе флаг храма Джаганнатхи, и Господь Нитьянанда сразу почувствовал величайшее духовное волнение. Это была Нилачала. Здесь Он увидел Господа Джаганнатху, владыку Двараки, в окружении Своих божественных спутников и преданных, которые жили в самом святом из святых месте. Это вызвало у Шри Нитьянанды столь сильный восторг, что Он без сознания упал на землю. Временами сознание возвращалось к Нему, и тогда Его била дрожь, Он весь покрывался холодным потом, из глаз лились слезы, из горла вырывались непонятные звуки — но потом чувство реальности снова исчезало. Кто может постичь всю глубину любви Шрилы Нитьянанды к Богу?!

Проведя несколько дней в Нилачале, Он в великой духовной радости направился на север, к Гангасагару. Путешествуя по святым местам, Шри Нитьянанда пришел в Матхуру. Поглощенный мыслями о Кришне, Он сбился с пути и несколько дней и ночей блуждал в поисках Вриндавана. «Где Кришна? Вы не видели Его?» — спрашивал Нитай всякого, кого встречал на пути. Он забыл о еде и сне и только пил немного молока, если кто-нибудь приносил Ему.

Пока Господь Гаурачандра подрастал в Навадвипе, Нитьянанда оставался во Вриндаване. Это были счастливые дни, когда Он мог позабыть обо всем, с головой уходя в холодные темные воды Ямуны и чувствуя Себя мальчиком-пастушком, вечным спутником Господа Кришны.

Однажды Нитьянанда Прабху подошел к Шригара-вате — прекрасному баньяновому дереву, которое потом получило название Нитьянанда-вата — и здесь просто обезумел от любви к Кришне. Он садился, потом вставал, потом снова садился. Лежа под деревом, подбирал осыпавшиеся цветы и бросал на Себя, а потом резко вставал на ноги, и цветы дождем сыпались на землю. Эта духовная болезнь любви не могла долго продолжаться, она овладела Его сердцем и умом и, казалось, вот-вот вырвется наружу. В порыве возвышенной любви, Нитьянанда воскликнул: «Где Кришна?! Где Моя жизнь и душа?!» И как только эта фраза сорвалась с Его дрожащих губ, волна дрожи пробежала по всему телу, и слезы любви, словно потоки дождя, хлынули из глаз. В это мгновенье внутреннее видение показало Ему, что Махапрабху завершает Свои детские игры. Господь Чайтанья начинал великую миссию санкиртаны, являя миру Свою божественную волю. Эта новость вызвала в Нитьянанде взрыв безудержного смеха, полного любви к Своему духовному брату. Он покинул Шригара-вату и отправился в Навадвипу, чтобы войти в игры Махапрабху.

 

«Гауранга». Том 2

Глава 2. Путешествие

(Стр. 33-40)

 

Однажды Шрила Мадхавендра Пури, чья любовь к Кришне не знала себе равных, пришел во Вриндавану. Он хотел поклониться и обойти холм Говардхану. Чувства его при этом невозможно описать, иным он показался бы безумцем. Он постоянно пел о славных подвигах Кришны и не различал дня и ночи. Иногда он замирал, не в силах двинуться с места, а иногда в изнеможении падал на землю, не замечая колючек или камней под ногами. День уже клонился к вечеру, и святой Мадхавендра от холма Говардхан спустился к Говинда-кунде принять омовение. Он чувствовал в теле приятную усталость и сел под деревом немного отдохнуть. Долгим взглядом он скользил по ландшафтам Вриндавана: в лучах заходящего солнца все казалось розоватым, словно неземной лотос, и особенно Говардхан. Как прекрасны эти озера, холмы и рощи, хранящие память о Кришне!

От сладостных мыслей его отвлек мальчик-пастушок, неожиданно представший перед его задумчивым взором. Пурипада не заметил, откуда Он пришел. В руках мальчик держал горшок молока и дружелюбно улыбался. Тут Он поставил горшок перед Шрилой Мадхавендрой и сказал:

— Я принес тебе молока, выпей! Почему ты за весь день ничего не попросил в деревне? О чем ты думаешь?!

Простой деревенский мальчик, Он вызвал в сердце Мадхавендры прилив трансцендентного блаженства. Незнакомец был божественно красивым, голос Его нектаром вливался в уши, заставляя позабыть о голоде и жажде.

— Кто ты? Где живешь? Кто сказал тебе, что я здесь? — словно очнувшись от оцепенения, спросил Мадхавендра.

— О господин, — ответил мальчик. — Я пастушок из деревни. У нас никто не голодает. В каждом доме можно попросить что-нибудь попить и поесть. Всем хватает молока. Но если путник ни к кому не заходит, Я приношу ему еду. Тебя заметили женщины, ходившие сюда за водой. Они дали Мне этот кувшин и велели отнести тебе. Ну, ладно! Мне пора доить коров. Но скоро Я вернусь за кувшином!

И пастушок исчез, словно Его и не было, а перед Мадхавендрой остался горшок молока. Изумленный Мадхавендра Пури взял в руки горшок и медленно выпил сладкое на вкус молоко. Отставив в сторону пустой горшок, он стал ждать. Однако сколько он ни вглядывался в даль, сколько ни смотрел на дорогу, мальчика не было. Уже стемнело, но Мадхавендра не мог спать, он сидел и в ожидании повторял мантру Харе Кришна. Кругом по-прежнему никого не было, стояла глубокая ночь, когда неодолимая дремота сомкнула ему глаза. И тут Мадхавендра снова увидел чудесного пастушка. Мальчик стоял перед ним с почтительно сложенными руками, а потом повел в джунгли.

— Вот здесь Я живу, — показал Он рукой на густые заросли. — И страдаю от холода, ливней, ветра и зноя. Прошу тебя, приведи людей из деревни и заберите Меня отсюда. Воздвигни храм на вершине холма, он станет Моим новым домом. Омой Меня чистой, свежей водой! Столько дней Я ждал тебя, Мадхавендра! Я терпел все невзгоды и думал: «Когда же он придет послужить Мне?!» Почему ты так долго не приходил? Я принимаю твою любовь. Я вновь хочу явиться людям, чтобы спасти падших. Мое имя Гопал, а Мой дом — Говардхан. Мне поклонялся Браджа, внук Господа Кришны, и Я — господин этих мест. Но однажды пришли мусульмане, и Мой священник спрятал Меня в этих зарослях, а сам убежал, в страхе спасая свою жизнь. С тех пор Я здесь. Как хорошо, что ты пришел! Прошу, помоги выбраться отсюда и позаботься обо Мне!

Мальчик исчез, и Мадхавендра открыл глаза. Ему показалось, что он вовсе не спал. «Я видел Господа Кришну, Он Сам пришел ко мне, но я не узнал Его!» — схватился он за голову. Но в следующее мгновенье прилив божественной любви унес его скорбь, и он в блаженстве повалился наземь. Слезы потекли из его глаз, волны экстаза завладели телом. Однако слова Гопала, эхом звучавшие в ушах, заставили Мадхавендру успокоиться.

Настало утро. Мадхавендра Пури совершил омовение и спустился в деревню, чтобы собрать людей.

— В густых диких зарослях, недоступных для людей, безвестно лежит Говардхана Дхари — ваш хозяин, — говорил он. — Мы должны забрать Его оттуда. Это глухое заброшенное место, поэтому возьмите с собой лопаты и топоры, чтобы расчистить дорогу.

С нескрываемым восторгом пастухи слушали Мадхавендру Пури. Тут же собрались они и пошли за ним, топорами расчищая себе в джунглях дорогу. Вдруг Мадхавендра увидел Гопала. Он лежал на земле весь в глине, покрытый травой и сухими листьями. Еле сдерживая изумление и радость, пастухи осторожно расчистили Божество. Теперь Его нужно было перенести в деревню.

— Гопал очень тяжелый, нам не поднять Его! — говорили они между собой и решили вернуться в деревню, чтобы позвать местных силачей. Вместе с Мадхавендрой Пури силачи подняли Гопала на вершину холма.

Два огромных валуна служили Гопалу троном и опорой. У холма собралась вся деревня. Брахманы-священнослужители принесли из святой Говинда-кунды девять больших кувшинов воды и процедили ее, чтобы омыть Гопала от глины. Однако воды для этого понадобилось в сто раз больше. Вновь и вновь ее несли из Говинда-кунды и процеживали. Воздух оглашался мелодичным звоном колокольчиков пуджари, стучали барабаны, женщины пели. Начинался прекрасный праздник возвращения Гопала в Свою деревню.

Люди пели и танцевали. Все, что могли, они принесли сюда, опустошив свои дома, — молоко, йогурт, топленое масло, рис... Невозможно описать всех блюд, сладостей и подарков для Гопала — бесчисленные подносы с листьями туласи, море цветов, красивая одежда... В воздухе пахло благовониями, ароматными маслами и цветами. Покой и благоденствие воцарились вокруг. Брахманы пели ведические мантры, а Гопала с головы до пят растирали маслами, пока Он не засиял светом миллионов лун. Шри Мадхавендра Пури торжественно начал абхишеку — церемонию купания.

Одно омовение следовало за другим. В первом кувшине была смесь даров матери коровы — молоко, йогурт, топленое масло, моча и навоз. В другом стояла панча-мрита — йогурт, смешанный с молоком, маслом, сахаром и медом. Следующее омовение называлось маха-снана, когда Божество омыли топленым маслом, а потом чистой водой, которую заготовили в ста кувшинах. Тело Гопала снова растерли благоуханным маслом, и оно заблестело. В довершение церемонии Его из раковины омыли ароматной водой.

Кругом горели красивые светильники на топленом масле, курились благовония. Гопалу начали предлагать бесконечное разнообразие блюд, и каждое — в огромных количествах! Прежде всего йогурт и молоко, сладости и конфеты, затем остальные яства, вкусные напитки в новых глиняных кувшинах и воду для ополаскивания рта. И наконец, смесь пряностей — гвоздики, кардамона и других, чтобы освежить рот.

Теперь можно было начать бхога-арати. Каждый возносил Господу молитвы и клал поклоны, падая перед божеством ниц и выражая полную Ему преданность. Жители деревни понимали, что Гопал Сам пожелал придти к ним, чтобы принять их любовь и служение, поэтому они с готовностью выражали Ему свою преданность. Все свои запасы риса, гороха и пшеничной муки они принесли к Его стопам. Эти подношения покрыли холм. Деревенские гончары принесли новую посуду, в которой утром брахманы начнут готовить для Гопала. Десять брахманов готовили блюда из зерна, и еще пять — сухие и жидкие овощи. Здесь было все, что дарила людям земля в этих местах — несколько видов шпината, корнеплоды, фрукты. Пять или семь мужчин пекли чапати (пшеничные лепешки), густо смазанные топленым маслом. Весь приготовленный рис горками выкладывался на листья пайлаши. Его расставляли прямо на земле, расстелив красивые новые ткани. Рядом с горами риса вырастали горы чапати. Овощи и жидкие блюда стояли в чашах вокруг. Возле них были кувшины с йогуртом, молоком, маслом, сладким рисом, взбитыми сливками и сметаной. Эта церемония называлась анакута. Мадхавендра Пури сам предлагал Гопалу каждое блюдо.

Чтобы напоить Шри Гопаладжи, Ему поднесли множество кувшинов ароматной воды. Сколько времени Он не ел и не пил! И теперь Он с удовольствием принимал все, что Ему предлагали, хотя блюда, казалось, оставались нетронутыми. Как такое могло случиться? Это великое таинство Господа, и только Мадхавендра Пури, Его великий преданный, видел, как Господь Своей трансцендентной рукой прикасался ко всему. Праздник продолжался весь день.

Мадхавендра Пури подал Гопалу воду, чтобы Господь ополоснул рот, и орехи бетеля, а затем стал предлагать светильник на топленом масле, опахало из павлиньих перьев и чамару. Повсюду звучали прославления:

— Джая! Джая Гопалу! Слава Верховному Господу!

Теперь Гопалу нужно было отдохнуть, и Мадхавендра Пури устроил для Него новую легкую постель, застелив простой соломенный матрац красивым покрывалом.

Пока Господь отдыхал, Мадхавендра сказал поварам-брахманам:

— А теперь накормите всех от мала до велика! Здесь столько прекрасного прасада!

Люди расселись рядами. Первыми сидели брахманы с женами, а потом все остальные. Здесь собрались не только жители деревни Говардхан, но и жители из окрестных деревень. Все пришли почтить Гопаладжи и вкусить прасад. Разносчики предлагали все новые и новые блюда, раздавали добавку, и не было конца этому пиршеству.

Всех, кто был на этом празднике, поражало сияние, исходившее от Мадхавендры Пури. По его милости во Вриндаване повторилась знаменитая церемония аннакуты, которую пять тысяч лет назад проводили в присутствии Кришны. Маленький Кришна попросил тогда Своего отца Нанду Махараджа и пастухов отдать свои подношения, предназначенные для Индры, холму Говардхану. И когда все было готово, Он проявил Себя холмом Говардханом и поглотил огромные горы прасада. Теперь, спустя столько времени, Мадхавендра Пури, чистый преданный Кришны, вновь провел чудесную церемонию. Брахманы, собравшиеся на праздник, приняли у Шрилы Мадхавендры посвящение в ученики и стали преданными Господа Кришны. Они счастливы были служить Ему.

Вечерело, Гопал пробудился ото сна и снова стал милостиво принимать бесчисленные подношения из пищи, воды, масла, цветов и благовоний. По всей Враджа-бхуми разнеслась весть о том, что на вершине холма Говардхана явился Господь Гопал, хозяин этих мест, и к Его лотосным стопам шел нескончаемый поток людей, которые жаждали увидеть Его и почтить подарком. Узнав у Мадхавендры Пури, когда начнется церемония аннакуты, они с радостью готовили свои подношения Господу. Прекрасная аннакута продолжалась еще много-много дней, и все это время Шри Мадхавендра Пури не принимал никакой пищи. Только ночью, уложив Гопала отдохнуть, он выпивал немного молока.

С восходом солнца из разных деревень приходили новые люди. Они возносили молитвы и служили Божеству, предлагая Гопалу все свои запасы зерна, масла, молока и йогурта. И снова начиналась чудесная аннакута. Брахманы готовили пищу, и Гопал принимал ее. Земля Вриндавана вдохновляет на служение Господу. Любовь к Кришне пробуждается здесь сама собой в каждом, и Кришна сразу отвечает преданным такой же любовью. Сотни людей наслаждались великолепным прасадом. Глядя на прекрасного Гопала, они освобождались от несчастий и печали. Все ощущали присутствие Господа и были счастливы.

Постепенно слава о Гопале разлетелась по всей округе. Увидеть Господа пришли жители Матхуры. Они принесли с собой в подарок много золота, серебра, богатой одежды и украшений. И снова с восходом солнца начиналась церемония аннакуты, и так изо дня в день. Наконец один богатый и влиятельный человек, исполняя царский указ, выстроил для Гопала большой храм. Кто-то сделал кухонную посуду, а кто-то оградил храм высокими стенами. Каждая семья из Враджа-бхуми привела по одной корове, и теперь у Гопала были тысячи белых коров, которые давали много молока.

Из Бенгалии во Вриндавану пришли два чистых брахмана. Когда они услышали необычайную историю возвращения Гопала во Врадж, им тоже захотелось почтить Господа. Мадхавендра Пури отнесся к брахманам с большой заботой и вниманием, и оба они стали учениками Шри Мадхавендры, который попросил их ежедневно служить Гопалу в храме. Постепенно поклонение стало регулярным и пышным, Мадхавендра чувствовал себя счастливым. Прошло два года.

И вот однажды Мадхавендре приснился сон. Гопал снова пришел к нему.

— Мне невыносимо жарко! — сказал Он. — И ничто не приносит облегчения! О Мадхавендра, добудь Мне сандаловой пасты малаи-джа, которую делают близ Джаганнатха Пури, и нанеси ее на мое тело. Тогда жар спадет и станет легче. Поспеши! Никто кроме тебя не поможет Мне.

Мадхавендра пребывал в блаженстве, счастливый любовью к Гопалу и служением Ему. О Господь! Столько лет Ты томился в джунглях, ветры иссушали Тебя, палило солнце, и теперь даже тысячи кувшинов воды не остужают Твоего жара и не утоляют жажды.

Мадхавендра Пури сделал необходимые распоряжения, заботясь о том, чтобы поклонение Божеству продолжалось. Сотни людей были заняты в этом служении. Когда все было готово, во исполнение воли Гопала он отправился на восток, в Бенгалию. Путь лежал через Шантипур, где жил Адвайта Ачарья, который высоко почитал Мадхавендру Пури за его возвышенные качества и любовь к Богу. Шри Пурипада владел сокровищем бхакти и мог одарить им искреннего человека. Поэтому Адвайта попросил у него благословения стать его учеником. Когда обряд был завершен, Шри Мадхавендра отправился дальше, в Южную Индию.

Через несколько дней он достиг деревни Ремуны, где стоял храм Гопинатхи. Когда Мадхавендра увидел красоту Гопинатхи, волны необычайной любви побежали по его телу. Он танцевал у самого входа в храм, не приближаясь к алтарю, и пел святые имена Господа. Мимо проходил служитель-брахман, и Мадхавендра спросил, что обычно они предлагают Гопинатхе. В ответ он услышал названия самых изысканных блюд. “В этом храме хорошо служат Господу, — подумал он. — Нужно подробнее узнать, что здесь обычно готовят для Гопинатхи, чтобы предлагать такие блюда Шри Гопалу!»

Услышав вопрос, служитель с готовностью рассказал, что каждый вечер божеству подносят сладкий рис в двенадцати глиняных горшочках.

— Вкус этого риса подобен амрите, небесному нектару, — объяснял он, — и потому называется амрита-кели. Наш сладкий рис известен во всей Индии. Его называют Гопинатха- кшира. Нигде в мире не предлагают больше Господу такого замечательного риса!

В это время зазвонил колокольчик — на алтаре перед Гопинатхой стояли двенадцать горшочков сладкого риса. Пуджари совершал подношение Божеству. Наблюдая церемонию, Мадхавендра думал: «Конечно, я не буду просить, но если посчастливится, я с удовольствием попробую его, чтобы приготовить такой же для моего Гопала». Но в то же мгновенье он устыдился своих мыслей: как посмел он возжелать подношения для Господа? И Мадхавендра обратил мысленный взор на Господа Вишну. Тем временем предложение прасада закончилось и началась вечерняя служба. Вскоре Мадхавендра Пури, воздав молитвы божеству, покинул храм. Он ничего никому так не сказал.

Он не имел обыкновения просить о чем-либо. Безразличный к радостям этого мира, он был свободен от пристрастий. Нет, он никогда ничего не просил. Если кто-нибудь приносил ему поесть, он ел, если нет — постился. Мадхавендра был настолько возвышен, что одолел потребность в сне, еде и плотских наслаждениях. Всегда смиренный, Пурипада служил Господу днем и ночью.

Мадхавендра Пури пошел в деревню и сел на базарной площади. Людей почти не было, и он спокойно повторял мантру Харе Кришна на четках. В этот час в храме Гопинатху укладывали спать. Завершив дневные обязанности, служитель тоже решил немного отдохнуть и прилег на свою подстилку. Вскоре он задремал, и во сне к нему пришел Господь Гопинатха.

— Пожалуйста, поднимись и открой дверь храма! Я спрятал горшочек сладкого риса. Он стоит за Моей накидкой. Возьми его и пойди в деревню на базарную площадь — сейчас там безлюдно. Найди санньяси по имени Мадхавендра Пури и отдай ему рис!

Брахман тут же поднялся и поспешил в алтарную, чуть не забыв, что прежде нужно омыться после сна. Приведя себя в порядок, он открыл дверь храма и подошел к алтарю, осторожно заглянув за накидку божества. Каково же было его изумление, когда он увидел там горшочек сладкого риса! Как и было велено, он взял этот горшочек, протер место, где он стоял, и вышел из храма. В деревне брахман разыскивал Мадхавендру Пури, заглядывал в каждый хлев и сарай:

— Кого здесь звать Мадхавендра Пури? Иди сюда и забери этот горшочек! Гопинатха украл его для тебя! — но никто не отзывался, и он шел дальше. — Где санньяси по имени Мадхавендра Пури? Эй, подойди и возьми горшочек риса. Насладись нектарным вкусом прасада и будь счастлив! Ты самый удачливый во всех трех мирах!

Наконец Мадхавендра услышал, что его к


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.