Теологические и географические аспекты христианства как мировой религии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Теологические и географические аспекты христианства как мировой религии

2021-06-30 24
Теологические и географические аспекты христианства как мировой религии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Основал его Иисус Христос, по имени которого и была, потом названа эта религия. Время возникновения христианства часто относят к 33г - христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летосчисления.

Возникнув в Палестине, христианство стало быстро распространяться, вовлекая в свою орбиту все новые и новые земли. В год распятия Христа первые христиане появились также в Египте, Ливии, Сирии (включая входивший тогда в состав Сирии Ливан), Италии и некоторых других странах. Несколько позже, но тоже в I в., новая религия последовательно распространилась на территории современных Турции, Армении, Судана, Эфиопии, Греции, Кипра, Ирана, Ирака, Индии, Мальты, Хорватии, Югославии, Британии, Испании, Македонии, Албании, Туниса, Франции, Германии, Алжира, Румынии, Шри-Ланки, а также на Аравийском полуострове. В первом же веке апостол Андрей Первозванный проповедовал христианское вероучение на территории современных России и Украины. Во II в. сторонники христианства появились на территории современных Марокко, Болгарии, Португалии, Австрии, Швейцарии и Бельгии, в III в. - на территории современных Венгрии к Грузии, в IV в. - в Ирландии, в VII в. - на территории современных Югославии, Нидерландов, в VIII в. - в Исландии, в IX в. - в Дании, Чехии, Словакии, Швеции и Норвегии, в X в. - в Польше, в XI в. - в Финляндии. С конца XV в. европейские миссионеры начали обращать в христианство население Америки, в XVI в. было христианизировано большинство жителей Филиппин. С XV в. христианские миссионеры пытались обратить в свою веру народы Африки, жившие к югу от Сахары, однако им удалось добиться значительных успехов на этом поприще лишь в XX в. В XVII в. подобная деятельность была начата также и на некоторых островах Океании, но основная часть населения этого региона была обращена в христианство лишь в XIX-XX вв.

Особенно быстро христианство распространялось в первые пять столетий своего существования. Стремительное продвижение этой религии на все новые и новые территории было связано с некоторыми ее характерными чертами. Людей привлекали высокие нравственные идеалы христианства, его обращенность ко всем народам и самым разным социальным слоям. Определенную роль сыграла и заповедованная Иисусом Христом миссионерская деятельность служителей церкви.

Священная книга подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) - Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Впрочем, первая часть принимается представителями различных направлений христиан в разном объеме.

Ветхий Завет (называемый иудаистами Танахом), записанный еврейскими хранителями предания масоретами, состоит изС39 книгу' (их названия даются в православном и католическом вариантах): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Книга Руфи, Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги Царств (у католиков соответственно - Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей), Первая и Вторая книги Паралипоменон (у католиков - Первая и Вторая книги Хроник), Первая книга Ездры, Книга Неемии (у католиков - Вторая книга Ездры), Книга Есфири, Книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исайи, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, книги 12 так называемых малых пророков (Оссии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).

В III-II вв. до Р. X. Ветхий Завет был переведен на греческий в связи с массовым переходом на этот язык евреев диаспоры. В этом переводе, который стали называть Септуагинтой (поскольку его осуществили 70 толковников), оказалось на 10 книг больше (очевидно, переводчики работали с какими-то другими, отличными от масоретских рукописей, текстами). Этими книгами были Вторая книга Ездры (у католиков - Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В латинском переводе Библии - Вульгате (конец IV-начало V в.) имеется еще Третья книга Ездры (у католиков она разделена на две части - Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам, которые отсутствуют в масоретской Библии, различные направления христианства относятся по-разному. Последователи Римско-католической церкви ввели их в канон, православные, хотя и включили их в Библию, но выделили в качестве неканонических (полезных, назидательных, но не богодухновенных), протестанты же вообще их не признали и в Библию не включили.

Что касается Нового Завета, то он безоговорочно принимается подавляющим большинством христиан (за исключением нескольких достаточно обособленных групп). Новый Завет был написан намного позже Ветхого Завета - в I в. христианской эры учениками Иисуса Христа - апостолами после Его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов, 21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Вопреки положению о единой церкви, которое содержится в Никео - Константинопольском символе веры, принимаемом большей частью христиан, в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Как мы уже отметили, основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства очень трудно. Тем не менее, есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике это, прежде всего вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу. По представлению христиан, существуют два принципиально различных бытия: абсолютное, не созданное, или нетварное, и созданное, или тварное. Абсолютное бытие - это Бог. Все же остальное - тварное бытие. Существующий мир был создан Богом из ничего. Христиане считают, что еще до сотворения мира Бог знал о грехопадении человека и о том, что единство человека с Богом будет восстановлено Сыном Божьим - Иисусом Христом. Большинство последователей христианства считают Иисуса Христа Богочеловеком (т.е. имеющим два естества: божественное и человеческое). Важным общепринятым положением христианства является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно которой Он сошел на землю, чтобы своей мученической смертью на кресте искупить грехи людей. Христиане верят также в воскресение Христа, вознесение Его на небо и в грядущее второе пришествие для свершения праведного суда над людьми. Для подавляющего большинства направлений христианства характерна, кроме того, вера в бессмертие души и посмертное воздаяние. Большая часть христиан считают, что после второго пришествия Иисуса Христа воскреснут все умершие и после Страшного суда праведники обретут жизнь в раю, а грешники будут преданы вечным мукам в аду.

В краткой форме главные догматы христианства изложены в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео - Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов - Апостольский - был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ считается наиболее авторитетным во многих христианских конфессиях, прежде всего протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео - Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском в 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры - Афанасьевский (названный так по имени жившего в конце III-IV вв. александрийского епископа св. Афанасия Великого, которому приписывалось авторство этого символа1) - от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица.

В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам, содержались еще в ветхозаветных заповедях Закона Божия, но затем были углублены и расширены в Нагорной проповеди Иисуса Христа в Его девяти) заповедях блаженства. Христос призывал знать ветхозаветные заповеди и следовать им, но при этом учил исполнять эти заповеди еще более совершенно, чем в ветхозаветные времена.

Первые четыре заповеди Закона Божия носят не только этический, но и догматический характер: они посвящены отношению человека к Богу. Шесть других заповедей посвящены любви человека к ближнему. Так, пятая заповедь требует от христиан почитать родителей, молиться за них Богу, оказывать им помощь, особенно в старости. Эта же заповедь обязывает почтительно относиться к духовным отцам, а также ко всем, кто занимает более высокое положение или старше по возрасту.

Шестая заповедь предписывает: «Не убий». Если в Ветхом Завете эта заповедь трактовалась буквально, то Иисус Христос запретил не только физическое отнятие жизни у человека в любых обстоятельствах (кроме, как и в Ветхом Завете, случаев убийства неприятеля на войне за отечество или исполнения смертного приговора преступнику), но и возложил грех убийства даже на того, кто, хотя сам и не убивал, содействовал убийству приказом, советом, пособничеством, согласием или не избавил человека от убийства, будучи в состоянии это сделать. Было запрещено также укрывать или освобождать убийцу, поскольку это может способствовать новым убийствам. Та же заповедь запрещает и считает грехом гнев, ненависть, зависть; ссоры и драки, жестокосердие по отношению к ближнему. Самый же страшный грех, согласно шестой заповеди, это грех самоубийства. В соответствии с шестой заповедью христиане должны также помогать бедным и больным, утешать печальных и несчастных. Со всеми людьми необходимо обращаться кротко и любовно, нужно примиряться с гневающимися, прощать обиды и делать добро даже врагам.

Седьмая заповедь объявляет грехом прелюбодеяние так же, как и беспорядочные половые связи. Этой же заповедью воспрещаются обжорство, пьянство, сквернословие, нескромное поведение.

Восьмая заповедь гласит: «Не укради» и предостерегает верующего от воровства, грабительства, присвоения чужой собственности хитростью и обманом, невыплаты заработанного и получения незаработанного. Эта же заповедь осуждает святотатство, т.е. присвоение и осквернение того, что посвящено Богу и что принадлежит церкви. Чтобы не согрешить против восьмой заповеди, человек должен быть бескорыстным, честным, трудолюбивым, милосердным и правдивым.

В девятой заповеди говорится о греховности лжесвидетельства и любого ложного слова, способного нанести вред ближнему. Недопустима ДЛЯ верующего и всякая ложь вообще, даже если в ней нет намерения причинить зло ближнему, поскольку любая ложь несовместима с любовью к ближнему. Одновременно с этим не следует осуждать и укорять другого человека.

Десятая заповедь запрещает не только делать плохое, но и желать недозволенного и даже в мыслях присваивать себе то, что принадлежит другому. Эта заповедь требует доброжелательно относиться ко всем людям и хранить чистоту сердца.

Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, ни в коей мере не нарушают заповедей Закона Божия. Более того, в определенном смысле те и другие заповеди взаимно восполняют друг друга. Если заповеди Закона Божия даны были в ветхозаветные времена, чтобы удержать людей от зла, то заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, как им еще больше приблизиться к Богу, обрести святость и блаженство, т.е. наивысшее счастье. Новозаветный закон Христа - это закон Божественной любви. Иисус Христос зовет верующих в вечное Царство Божие и указывает пути к нему через выполнение Его заповедей.

В заповедях блаженства Христос призывает к смирению и укрощению гордыни. Верующие обязаны также скорбеть о своих грехах и о несчастьях, постигших ближних, однако эта скорбь должна быть искренней и сопровождаться делами милосердия; печаль же, вызванная неудовлетворением честолюбивых стремлений, греховна. Христианину подобает кротость, ибо она означает спокойствие, полное христианской любви. Иисус Христос также наставляет людей всегда желать правды, стремясь угодить этим Богу: Следует быть и милостивыми, оказывая ближнему всякую помощь и не отвечая злом на зло. Христос объявляет блаженными также чистых сердцем, т.е. тех, кто не только явно не грешит, но даже не допускает греховных мыслей, желаний и чувств. Он учит людей жить со всеми в мире и согласии, стараться примирить враждующих. В заповедях блаженства говорится и о том, что люди, преследуемые за правду, но не изменяющие ей, достигнут Царства Небесного. Блаженными объявляются и гонимые за Христову веру; подвиг, когда человек за веру идет на страдания и даже на смерть, называется мученичеством и является самым высшим.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств - особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, считая их простыми обрядами.

Культовая практика у христиан разных направлений тоже весьма различна. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика отличается простотой (англичане в этом смысле занимают промежуточное положение).

Разные христианские конфессии существенно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь и несторианская Ассирийская церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане, в то время как в православии, и монофизитстве имеется значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.

Кроме того, в христианстве есть конфессии, которые трудно отнести к какому-либо из пяти основных его направлений.

Символическим знаком христианства, а в определенном смысле и самого Иисуса Христа у большей части христиан является крест, напоминающий верующим о крестной жертве Спасителя, принявшего мученическую смерть, для того чтобы искупить грехи людей.

Формы креста в разных направлениях христианства различны. В православии приняты и восьмиконечные, и шестиконечные, и четырехконечные кресты, старообрядческая ветвь православия признает только восьмиконечный крест, католики и часть протестантов (англичане, лютеране) преимущественно используют четырехконечный крест (другая часть протестантов - кальвинисты, баптисты, пятидесятники и т.д. - вообще не считают крест своим официальным символом).

Крест не сразу стал главным символическим знаком христианства, у ранних христиан в качестве символа некоторое время использовалось изображение рыбы.

Христианство исповедовали в 1996 г. по данным известного английского религиоведа Дэвида Б. Барретта, 1955 млн человек, т.е. 34% всего населения Земли. По численности приверженцев христианство почти вдвое превосходит вторую по влиянию мировую религию - ислам.

Христианство является основной конфессией во всех странах Европы, кроме Албании и европейской части Турции, во всех странах Америки, в Австралии и Океании, во многих государствах Центральной, Восточной и Южной Африки, а также в четырех государствах Азии - в Грузии, Армении, на Кипре и Филиппинах (еще в двух азиатских странах - Ливане и Южной Корее - христиане составляют более трети населения).

Несмотря на то, что раньше христианство считалось преимущественно европейской религией, сейчас наибольшее число христиан сконцентрировано не в Европе, а в Америке - 711 млн. человек в 1996 г. (36% христианского населения земного шара и 90% всех жителей этой части света). По данным на тот же 1996 г., в Европе жило 556 млн. христиан (28% всех приверженцев христианской религии и 70% всего населения данной части света), в Африке - 361 млн. (соответственно 18% и 48%), в Азии - 303 млн. (16% и 9%), в Австралии и Океании - 24 млн.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.