Монофизизм как одна из ветвей Христианства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Монофизизм как одна из ветвей Христианства

2021-06-30 27
Монофизизм как одна из ветвей Христианства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для подавляющего числа стран.

Религиозная структура населения оказывает весьма большое влияние на многие стороны жизни той или иной страны. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быте, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д. Поэтому без знания этой структуры ситуация в каждой отдельной стране не может быть оценена адекватно.

Сам термин «религия» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. Религия в широком смысле слова - это важнейший элемент духовной культуры, олицетворяющий отношение людей к божественному, их веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле этого слова (конкретная религия) - своего рода духовная общность людей, признающая близкие вероучительные положения, имеющая сходную обрядность и не сводимая к более крупным общностям подобного же характера.

Таких конкретных религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм и синтоизм, а также несколько так называемых «новых религий», возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно - в XIX-XX.

Термин направления. Это крупные, обычно давно возникшие, имеющие свою четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве их пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство. В исламе имеются три направления: суннизм, шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Индуизм также подразделяется на три направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм.

 


Монофизизм как одна из ветвей Христианства

 

Теологические аспекты монофизизма

 

Монофизитство существенно уступает по своему влиянию таким направлениям христианства, как католицизм, православие и протестантизм. Следует также отметить, что сторонники этого направления отрицательно относятся к закрепившемуся за ними термину «монофизиты» и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви.

Решая вопрос о природе Иисуса Христа, Евтихий утверждал, что первоначально раздельно существовали два естества: божественное и человеческое, однако при боговоплощении осталась лишь одна - божественная - природа Христа. В остальном догматика монофизитов близка к православной. Правда, они признают лишь три первых вселенских собора: Никейский, Константинопольский и Эфесский, т.е. состоявшиеся до Халкидонского. Обрядность у монофизитов тоже близка православной, отличаясь от нее лишь некоторыми деталями, которые, кстати, заметно разнятся в отдельных монофизитских церквах.

Общая численность сторонников монофизитства составляет в настоящее время 36 млн человек. Основные монофизитские церковные организации - Армянская апостольская церковь, Коптская православная церковь (включая близкую к ней Эфиопскую церковь), Сирийская православная (яковитская) церковь (включая Маланкарскую провинцию Сирийской церкви и Малабарскую сирийскую церковь).


Географические аспекты возникновения и распространения монофизизма

Исторические особенности

 

Монофизитство сформировалось в 433 г. на Ближнем Востоке. Основателем его был архимандрит Евтихий, игумен одного из константинопольских монастырей. Официально монофизитское направление обособилось от ортодоксального христианства в 451 г., после того как на Халкидонском вселенском соборе было осуждено как ересь.

Церковь возглавляется патриархом-католикосом всех армян и Синодом. Численность армяно-григориан составляет около 5 млн человек, из них 2,6 млн живут в Армении, остальные расселены во многих десятках стран - По этнической принадлежности подавляющее большинство армяно-григориан - армяне.

Другая современная монофизитская церковная организация - Коптская православная церковь - была основана еще в I в. по Р. X. После Халкидонского собора Коптская церковь официально перешла к монофизитству.

Совершение таинств у армяно-григориан имеет свои особенности. Например, крещение младенцев совершается как троекратным окроплением, так и троекратным погружением в воду, соборование совершается только над духовными лицами, причем не при жизни, а сразу же после смерти. Для причастия готовится пресный хлеб, вино не разбавляется. Богослужения у армяно-григориан часто совершаются по ночам. Язык их богослужения - грабар (древнеармянский), хотя проповедь читается на новоармянском языке.

Культовая практика в Коптской православной церкви имеет свою специфику. Во время церковной службы весьма часто совершается каждение. Богослужение сопровождается пением и инструментальной музыкой - на флейте и ударных инструментах (треугольниках и тарелках). Литургия совершается в основном на арабском языке. Для Коптской церкви характерно особое почитание Богоматери, которой посвящено 32 праздника в году. Во главе церкви стоит патриарх.

Обрядность в Эфиопской церкви близка к принятой в Коптской церкви. Как и у коптов, у эфиопов очень развито почитание Богородицу в честь которой отмечается в году 33 праздника. Таинства совершается по коптскому чину. Некоторое влияние на Эфиопскую церковь оказал иудаизм.

Церковь возглавляется католикосом-патриархом. Церковные служители в ней делятся на две группы: рукоположенных священников, совершающих таинства (порой они оказываются малограмотными), и начетчиков - дабтара, не имеющих священного сана, но владеющих языком геэз, на котором ведется богослужение. Дабтара ведают чтением молитв, церковным пением и религиозным обучением. Среди священников имеется белое и черное (монашествующее) духовенство.

 

Заключение

 

При исследовании религиозной ситуации возникает вопрос: а какой же может стать общая конфессиональная картина в не столь отдаленном будущем, произойдут ли в ней какие-либо существенные изменения?

Поскольку религиозная ситуация теснейшим образом связана с ситуацией политической, социальной, культурной, самими по себе трудно предсказуемыми, прогнозировать динамику конфессиональной структуры - задача весьма и весьма сложная. Например, изменения в соотношении между верующей и неверующей частями населения мира будут в сильной степени зависеть от того, произойдет ли либерализация систем в тех странах, где атеизм долгие годы был и все еще остался, несмотря на декларируемую свободу совести, по сути дела, государственной идеологией.

Поэтому к любым прогнозируемым изменениям в религиозной сфере нужно относиться очень осторожно, помня, что это всего лишь более или менее вероятные прикидки, основывающиеся на некоторых тенденциях, характерных для сегодняшней ситуации (которые затем могут и измениться).

Наиболее аргументированные расчеты будущей динамики численности последователей разных религий дает специалист по конфессиональной статистике Дэвид Б. Барретт.

Так, он прогнозирует, что за 30-летний период - с 1995 г. по 2025 г. численность христиан возрастет с 1928 млн. до 3051 млн. (т.е. на 58%), численность мусульман - с 1100 млн. до 1710 млн. (на 55%), индуистов - с 781 млн. до 1089 млн. (на 40%), буддистов - с 324 млн. до 453 млн. (на 40%), сторонников «новых религий» - с 121 млн. до 217 млн. (на 78%), сикхов - с 19 млн. до 28 млн. (на 48%), иудаистов - с 14 млн. до 15 млн. (на 7%). Согласно прогнозам Д.Б1 Баррета, несколько увеличивается в абсолютных цифрах и число неверующих (вместе с обычно отдельно исчисляемыми активными атеистами, к которым в этих подсчетах относят главным образом членов компартий) - с 1061 млн. до 1521 млн. рост на 43%). А вот последователей родоплеменных культов станет заметно меньше 77 млн. вместо 112 млн. (уменьшение на 31%). Если учитывать, что рост всего населения мира за указанный 30-летний период составит, по оценке Статистического управления ООН, 48%, то можно предположить, что только три религиозные группы увеличат свою долю в общем населении мира - христиане (с 34% до 36%), мусульмане (с 19% до 20%) и адепты «новых религий» (с 2% до 3%). Все остальные основные религиозные группы, согласно прогнозу, несколько снизят свою долю в населении мира: индуисты - с 14% до 12%, буддисты - с 6% до 5%, сторонники родоплеменных верований - с 2% до 1% и т.д.

Как видим, христиане, в последние годы уступавшие мусульманам по темпам роста, в предстоящее 30-летие, согласно прогнозу, дадут больший прирост, чем мусульмане, не только в абсолютных цифрах, но и в процентах. По-видимому, это связано с тремя главными обстоятельствами: во-первых, с резкой интенсификацией деятельности христианских миссионеров (прежде всего в Черной Африке), во-вторых, с очень высоким естественным приростом (из-за высокой рождаемости и относительно низкой смертности), который наблюдается в одном из главных районов современного сосредоточения христиан - Латинской Америке, и, в-третьих, с тем, что сохраняется большой ресурс прироста в посткоммунистических странах, где после десятилетий гонений на религию многие отошли от веры и теперь, в условиях свободы, возвращаются к ней вновь.

Еще более быстрыми темпами, чем численность христиан, будет расти число приверженцев «новых религий», сосредоточенных, в первую очередь, в Японии и ряде других азиатских государств, что, вероятно, может быть объяснено духовными исканиями, характерными для некоторых групп населения этих стран.

Снижение в ближайшие 30 лет темпа роста численности индуистов будет обусловлено, по-видимому, не столько обращением их в другие религии, сколько активными мерами по планированию семьи в Индии, где слишком большое «давление населения на площадь» заставляет искать пути снижения рождаемости.

Вполне понятно сильное уменьшение язычников, сконцентрированных, как известно, в основном в Африке. Причинами этого, вероятно, станут очень активная миссионерская деятельность на Черном континенте, о которой говорилось выше, и, возможно, сильное замедление, а может быть, и полное прекращение естественного прироста в связи с катастрофическим распространением во многих африканских странах СПИДа (некоторые демографы даже утверждают, что Африка в XXI в. может превратиться в «гигантский морг»).

Прогнозируемое снижение доли неверующих, по-видимому, может быть обусловлено, прежде всего продолжающимся увеличением влияния религии в посткоммунистических государствах.

 


Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990.

2. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991.

3. Зеньковский СЛ. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.

.   Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1995.

.   Переломов JI.C. Слово Конфуция. М., 1992.

.   Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I-II. М., 1992.

.   Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

.   Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

.   Религиозные объединения в современной России. М., 1996.

.   Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. М., 1996.

.   Религиозные организации России (Справочник). М., 1994.

.   Русская православная церковь в советское время (1917-1991). 14. Тальберг И. История христианской церкви. М., Нью-Йорк, 1991.

15.Токарев СЛ. Ранние формы религии. М., 1990.

16.Хопко Ф. Основы православия. Минск, 1991.

17.Христианство: Энциклопедический словарь в 3 т. Т. 1-3. М., 1993-1995.

18.Цыпин В. История Русской православной церкви. 1917-1990. М., 1994.

Введение

 

В современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для подавляющего числа стран.

Религиозная структура населения оказывает весьма большое влияние на многие стороны жизни той или иной страны. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быте, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д. Поэтому без знания этой структуры ситуация в каждой отдельной стране не может быть оценена адекватно.

Сам термин «религия» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. Религия в широком смысле слова - это важнейший элемент духовной культуры, олицетворяющий отношение людей к божественному, их веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле этого слова (конкретная религия) - своего рода духовная общность людей, признающая близкие вероучительные положения, имеющая сходную обрядность и не сводимая к более крупным общностям подобного же характера.

Таких конкретных религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм и синтоизм, а также несколько так называемых «новых религий», возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно - в XIX-XX.

Термин направления. Это крупные, обычно давно возникшие, имеющие свою четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве их пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство. В исламе имеются три направления: суннизм, шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Индуизм также подразделяется на три направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм.

 


Монофизизм как одна из ветвей Христианства

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.