Конфликтоспособность и конфликтоустойчивость — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Конфликтоспособность и конфликтоустойчивость

2021-06-30 54
Конфликтоспособность и конфликтоустойчивость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

1. ПОМОГИТЕ - КОНФЛИКТ!

1.1. Конфликтоспособность и конфликтоустойчивость

1.2. Трудности в связи с двумя крайностями конфликтного поведения

1.3. Развитие способности отстаивать свои интересы — три упражнения.

ФАЗА I. Киллер-конфронтация

ФАЗА II. Уклончивое поведение

ФАЗА III. Сбалансированная, тактичная конфронтация.

1.4. Что, собственно, подразумевается под социальными конфликтами?

1.5. Изменения в личных факторах: причины и следствия

(1) Изменения в восприятии, представлении и мышлении

(2) Изменения в жизни чувств

(3) Изменения в жизни воли

(4) Изменения во внешнем поведении

1.6. Основной вопрос: "У меня конфликт?" — или "Яу конфликта?"

1.7. Конфликтоустойчивость организаций

 

2. МОЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

2.1.Тройственная сущность человеческой личности

2.2. Отношения между повседневным "Я" и высшей самостью

(1) Позиция судорожного самобичевания

(2) Бегство от собственного идеального образа

(3) Позиция покорной капитуляции

(4) Иллюзия совершенства

2.3. Проблематичные отношения между повседневным "Я" и двойником

(1) Позиция решительного укротителя зверей

(2) Позиция агрессивного подавления

(3) Позиция покорной капитуляции, бегства

(4) Позиция отождествления с чудовищем

2.4. Внутренняя напряженность выносится наружу

2.5. Некоторые основные формы межчеловеческих конфликтов, согласно Хорсту-Эберхарду Рихтеру

(1) "Я твой судья!"

(2) "Ты моя лучшая часть!"

(3) "Ты моя слабая часть!"

(4). "Ты опасная часть моего существа!"

(5) "Будь же нормальным, как и я!"

2.6. Позитивные позиции самоконфронтанции и саморазвития

2.7. Свет и тени в идентичности сообществ и организаций

 

3. КАК Я МОГУ В КОНФЛИКТАХ РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ?

3.1. Как я могу работать над проблематичными двусторонними отношениями?

(1) Критический ретроспективный обзор в конце дня по Р.Штайнеру (1905)

(2) Инвентаризация собственных идеалов и ценностей, сил и позитивных моральных свойств

(3) Отыскание забытых ценностей и идеалов по Р.Штайнеру

(4) Поиск сходств со своим недругом

(5) Проверка сцепленности с противником

(6) Поиск "золотых мгновений" в поведении противника — или "Михаил и дракон"

3.2. Вы можете освободить врага внутри себя

3.3. Как я могу работать с напряженностью между светом и тенью в группах?

(1) Развитие позитивного видения: светлая сторона группы

(2) Досье групповой личности: Светлая и теневая стороны группы

(3) Цели для изменения групповой идентичности: путь из тени в свет

(4) Пути преодоления напряженности между светом и тенью

(5) Рассмотрение расхождений между идеалом и действительностью в группе: "дельта-анализ"

 

4. ЧТО ФОРСИРУЕТ КОНФЛИКТЫ

4.1. Пороги эскалации.

4.2. Что ускоряет эскалацию?

 

5. УСУГУБЛЯЮЩИЙСЯ КОНФЛИКТ

5.1. Ступень эскалации 1: Усиление

5.2. Ступень эскалации 2: Дебаты и полемика

5.3. Ступень эскалации 3: Дела вместо слов

5.4. Ступень эскалации 4: Образы и коалиции

5.5. Ступень эскалации 5: Потеря лица

5.6. Ступень эскалации 6: Стратегия угроз

5.7. Ступень эскалации 7: Ограниченные уничтожающие удары

5.8. Ступень эскалации 8: Разгром врага

5.9. Ступень эскалации 9: Вместе в пропасть

5.10. Какие силы действуют в эскалации конфликта?

 

6. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, БУДУЧИ ВОВЛЕЧЕННЫМ В КОНФЛИКТ?

6.1. Односторонне высказывать "я-обращения"

6.2. Высказывать нежелательное (не-ценности, "non-values")

6.3. Рассматривать в группе начинающиеся конфликты

6.4. После самопомощи придет помощь соседей или профессиональная консультация

 

7. ЧТО Я САМ МОГУ СДЕЛАТЬ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТУПЕНЯХ ЭСКАЛАЦИИ?

7.1. К ступени эскалации 1: Усиление

7.2. К ступени эскалации 2: Дебаты, полемика

7.3. К ступени эскалации 3: Дела вместо слов

7.4. К ступени эскалации 4: Имиджи и коалиции

 

8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МОЖЕТ ИДТИ ДАЛЬШЕ!

8.1. Создание контактной или резонансной группы

8.2. Постановка задач для внешних консультантов

8.3. К ступени эскалации 5: Потеря лица

8.4. К ступени эскалации 6: Стратегия угроз

8.5. К ступени эскалации 7: Ограниченные уничтожающие удары

8.6. К ступени эскалации 8: Разгром

8.7. К ступени эскалации 9: Вместе в пропасть

 

9. САМОПОЗНАНИЕ И САМОПОМОЩЬ В КОНФЛИКТАХ

 

 

Об авторе: Фридрих Глазл родился в 1941 г. в Вене, получил профессию наборщика, затем изучал политические науки (Венский университет). В 1967 после защиты диссертации получил степень доктора политических наук. Работал в ЮНЕСКО, в городском управлении Линца-на-Дунае, в типографиях и издательствах, ассистентом режиссера камерного театра. В 1966 г. переехал в Голландию, где с 1967 по 1985 г. в НПИ — институте организационного развития (основанном Бернардом Ливехудом) — занимался консультированием предприятий и исследованиями. С 1983 г. вел занятия по организационным исследованиям (Вуппертальский университет). В 1985 г. вернулся в Австрию (Зальцбург), где стал одним из основателей консалтинговой фирмы "Тригон" и доцентом по организационному развитию (Зальцбургский университет). Наряду с научной и консультационной деятельностью известен как автор стихов и радиопостановок (2-я премия на международном конкурсе UNDA религиозных радиопостановок), совместно с женой руководит кукольным театром. Имеет две дочери и сына. Важнейшие публикации: "Предприятие будущего", "Конфликтменеджмент".

 

 

1. ПОМОГИТЕ - КОНФЛИКТ!

Эта книга возникла из ответов на многочисленные просьбы о помощи, с которыми обращались ко мне как к консультанту по конфликтам. В своей профессиональной практике я наблюдал постоянный рост противоречий, напряженности и трений. И я вновь и вновь констатирую, что многие люди оказываются беспомощными в таких ситуациях и что сообщества людей в большинстве случаев не готовы к конструктивной работе с конфликтами.

ФАЗА I. Киллер-конфронтация

1. Антон должен подумать о человеке, которому он уже давно хотел прямо сказать, что ему в нем не нравится, и как он к нему относится. Антон мысленно выбирает Петера, своего начальника, и объясняет Курту в нескольких словах, кто такой Петер и как он к нему обычно обращается. Большей информации не требуется.

2. Антон несколько минут готовится как "киллер" к тому, что он скажет своему шефу Петеру прямо в лицо. При этом он должен вести себя как можно более дерзко, бесцеремонно, агрессивно и оскорбительно и ни в коем случае не должен позволить "Петеру" каким-либо образом помешать выполнить задуманное.

3. Курт готовится сыграть роль "Петера" и при этом насколько возможно противодействовать конфронтации. Курт размышляет о том, как он мог бы наиболее эффективно увести Антона от конфронтации: угрозами или лестью, уклонением или нападением и т.д. Если он хорошо знает Антона, он, вероятно, хорошо знает и как он может сделать Антона "мягче".

4. Антон проводит свой киллер-конфронтационный разговор с "Петером" (его играет Курт), который пытается увести его от этого. Бригитта внимательно наблюдает, как себя ведет Антон. Примерно через 10 минут разговор прерывается.

5. Бригитта (как и другие наблюдатели) и Курт (как "Петер") сообщают о своих наблюдениях: что Антону полностью или частично удалось? Где он остался верен своим намерениям? Где пытался вмешаться Курт, чтобы сбить его с толку? Как они восприняли оскорбительное воздействие несдержанного, агрессивного поведения Антона? Было ли воздействие таким, как его замышлял Антон?

Естественно, Антон рассказывает, как он чувствовал себя при конфронтации, какие уловки Курта он разгадал и т.д.

Табл. 1.6 Конфронтация — фаза I — P.Block (1986).

Если это упражнение удается, Антон на деле узнает, как сильно его собственные — по большей части неподтвержденные — катастрофические фантазии мешали ему постоять за себя. В фазе 1 при шаге 5 для Антона является важным услышать позитивное мнение. Он должен почувствовать, где он проявил стойкость — даже если это проявилось пока только в бестактных высказываниях. И очень важно помочь Антону совершенно точно увидеть, как подействовало на других его поведение, которое он, возможно, уже ощутил как крайне грубое и оскорбительное, в то время как другие, возможно, открывают: "Теперь мы впервые увидели, какой ты!"

ЧТО ФОРСИРУЕТ КОНФЛИКТЫ

Тяжелые конфликты не падают с безоблачного неба, они начинаются и шаг за шагом становятся все более интенсивными. Но поскольку многие люди предпочитают уклоняться от конфликтов, они часто пропускают первые сигналы и сталкиваются с ситуацией лишь тогда, когда уже что-то произошло. Это показывают примеры одной фабрики и одной школы, которые приведены здесь для наглядности:

В Эразмус-гимназии после долгих и утомительных дебатов на коллегии внезапно объявили директора виновной в том, что она манипулировала финансами, вводя в заблуждение учителей. Решили, что этому следует положить конец, и директор должна оставить школу.

На заводе 3 акционерного общества "Кесселъверке" атмосфера долгое время была очень напряженной, и однажды случилось следующее: монтеры эксплуатационной службы не захотели больше терпеть "этот идиотизм " и начали стихийную забастовку, остановив на время часть производства на заводе 3.

Прежде чем бригада монтеров рискнула остановить работу предприятия, она должна была уже что-то пытаться делать и потерпела неудачу. И учительская коллегия не обвиняла бы директора в непозволительных поступках, если бы то одно, то другое не шло наперекосяк. Эскалация конфликтов происходит скачкообразно, они ступень за ступенью движутся вглубь — возможно, даже к пропасти.

Пороги эскалации.

Перед каждым шагом мы можем ощущать порог, который побуждает нас к осмыслению, остановке или повороту. На табл. 4.1 приведены вопросы, которые мы можем задавать сами себе, чтобы не быть втянутыми в дальнейший хаотический круговорот событий.

Находитесь ли Вы в состоянии напряженных отношений с другими людьми? Если да — дайте, пожалуйста, честные ответы на следующие вопросы:

1. Действительно ли я хочу, чтобы так шло и дальше?

2. В какой мере я сам себя еще контролирую?

3. Могу ли я видеть последствия моих поступков? Могу ли я представить непредвиденные побочные результаты моих поступков?

4. Действительно ли я готов взять на себя последствия моих действий и бездействия? Хочу ли я брать на себя ответственность за это?

У большинства людей имеется интуитивное опытное знание о таких порогах. Им ясно: если они не будут владеть собой, то наломают много дров, и взаимное доверие, возможно, никогда уже не будет восстановлено. Благодаря этому интуитивному знанию порогов эскалации причастные к этому — по крайней мере, какое-то время — сдерживаются и не сразу дают себе волю. Поэтому конфликт не сразу становится полностью деструктивным, а усиливается постепенно, поскольку ничего против этого не предпринимается. Эти пороги имеют предупреждающую, пробуждающую сознание, служащую самозащите сигнальную функцию. Мы можем их заметить, отнестись к ним должным образом и искать другие формы разрешения конфликта или помощи окружающих, или, соответственно, внешних консультантов. Или мы можем игнорировать эти сигналы у порога. Это происходит в слепом гневе, в озлобленности или из упрямства: "Ах, так! Ну, я им покажу!".

Пороги дают конфликтующим сторонам шанс, которым они могут воспользоваться или упустить. От них самих зависит, будут ли они "вне себя" или "в себе", и будут ли они контролировать свое мышление, чувство, волю и поступки. Основной вопрос для участвующих в конфликтах всегда следующий: Вы в своих действиях управляете собой или Вами управляют другие? Быть управляемым другими может означать, что люди действуют не с полным сознанием, а более или менее необдуманно реагируют на действия своего противника. На это указывают пороги.

Полезно при конфликте, который длится уже достаточно долго, задавать некоторые из следующих вопросов (табл. 4.2.) При этом будут выкристаллизовываться отдельные критические эпизоды, которые могут послужить ключом к работе с конфликтами.

1. Начиная с сегодняшнего дня, я смотрю назад, на предыдущую историю конфликта:

Какие моменты или события при их осмыслении вызывают сильное чувство негодования или гнева, боли или смущения?

Что для меня во всей этой истории еще остается загадочным?

2. Когда точно это было? Определите даты как можно более точно, например

(1) 12 апреля в 15.40.

(2) 15 марта в 9.45.

(3) 7 февраля в 11.20 и т.д.

Что при этих Событиях было разрушено или утеряно? Что после этого стало заметно хуже? Как это было прежде? К (1) После этого: я подозреваю Анну в том, что она систематически обманывает нас. Никакого внимания к доброму имени школы. До этого: взаимное уважение; страх перед тем, что школа может стать предметом пересудов. К (2) После этого: пересуды по поводу Анны за ее спиной, вербовка сторонников тем, что я... До этого: постоянное старание в разговорах найти объяснение по острым темам. К (3) и т.д. 4. Какие критические эпизоды могла бы выделить Анна?

Что ускоряет эскалацию?

Когда возникают расхождения во мнениях, вести разговор становится все труднее и создается напряженность. Люди тогда испытывают стресс, реагируют друг на друга с нетерпимостью и раздражением, создавая тем самым новое раздражение, которое, со своей стороны, снова ведет к агрессивности — в словах и делах. Так может начинаться напряженность, которая уже через короткое время вызывает конфликт, развивающий собственную динамику, а именно, процесс заколдованных кругов, самоусиления и "самозаражения".

Уже с первых слабых расхождений и до глубочайших ступеней эскалации действуют побудительные механизмы, которые придают развитию конфликта все новую энергию. Усиление для причастных к этому происходит в основном незаметно. Я говорю о механизмах, так как они автоматически вызывают последствия, которых люди не осознают. И, как показано далее (табл. 4.3.), эти побудительные механизмы парадоксальным образом взаимосвязаны и усиливают друг друга.

А.1. Растущая лавина спорных пунктов: все больше спорных пунктов включаются в столкновение; заражение спорными пунктами и одновременно...

А.2…усиливающееся упрощение в отношении к спорным пунктам противоположных сторон: "Антон однозначно...!"

В.1. Расширение арены: все больше лиц втягиваются в борьбу, расширение круга участников, коллективизация и смешивание интересов многих людей/групп и одновременно...

В.2. возрастающая персонификация: "Антон — причина всех бед!"
"Убрать Антона!"

С.1. Пессимистические ожидания:

Я готовлюсь к худшей из возможностей, поскольку "все идет хуже, чем ты думаешь!" и одновременно...

С.2. самоисполняющееся предсказание: то, чему я хотел помешать, я как раз вызываю своими действиями!

В следующих разделах эти механизмы описываются более детально и иллюстрируются практическими примерами.

УСУГУБЛЯЮЩИЙСЯ КОНФЛИКТ

Если Вы знаете важнейшие признаки различных ступеней интенсивности конфликта, Вы можете своевременно что-то предпринять:

§ Вы можете или помешать дальнейшему нежелательному развитию эскалации, или сознательно позволить конфликту усиливаться дальше,

§ Вы можете сами найти конструктивное устранение существующих разногласий, или, зная, что на данной ступени эскалации Вы не в силах самостоятельно справиться с проблемой, Вы можете искать внешней помощи.

Как показывает глава 1, вопрос в целом стоит так: "у меня конфликт" или "я у конфликта". Расхождения в совместной жизни людей — обычное дело; они существуют всегда, и это еще не причина для конфликта. Все зависит от того, как люди относятся к этим расхождениям. Напряженность перерастает в конфликт, когда причастные к этому люди больше не могут обходиться с ней конструктивно.

Следующее ниже описание ограничивается ключевыми признаками ступеней конфликта (подробности смотри Glasl 1997, с. 183 и далее). Это ориентиры, могущие оказать большую помощь, если при этом обращать внимание не только на ряд каких-то признаков, но и на общую характеристику. Отдельные признаки позднейших ступеней могут появляться уже и в ранних стадиях, но еще не составляют определенную ступень.

Так, например, на ступени 3 (дела вместо слов) высказываются определенные "угрозы", как в нашем примере забастовки монтеров на заводе: "Если Вы тут же не отмените новую эксплуатационную систему, мы уволимся!" Но их неследует путать с сознательной стратегией угроз ступени 6, которая определяет все события и где противоположной стороне постоянно наносится ущерб.

Или: на ступени 4 (образы и коалиции) конфликтующие стороны начинают отпускать колкости в отношении друг друга. Причиняемый этим меньший ущерб все же никак не связан с ограниченными уничтожающими ударами ступени 7, поскольку там речь идет о сильном ущербе, создающем экзистенциальную опасность для противника.

Как в случае красного пятнышка на коже еще нельзя ставить диагноз "корь", так и отдельный признак еще не является правильным определением какой-либо ступени эскалации. На каждой ступени эскалации становится очевидным проявление многих механизмов и признаков в совместном взаимодействии, для которого подходит "основная формула" (например, "дела вместо слов"). И можно наблюдать так называемую "хронифи-кацию": образцы повторяются и имеют уже известную устойчивость.

Эскалация может пройти 9 ступеней и при этом пробуждать все более глубокие бессознательные слои в людях и группах, пока они полностью не потеряют контроль над собой. На этом основании здесь на схеме 5.1 эскалация представлена в форме ступеней, которые ведут вниз. Каждая ступень ограничена порогом, который может предупреждать сознание о переходе к более глубокой ступени эскалации. Жирные вертикальные линии символизируют эти пороги. Чем глубже ступень, тем интенсивнее и сильнее развитие конфликта. Действие конфликтных механизмов затягивает конфликт все дальше вглубь, если конфликтующие стороны не будут сознательно противостоять этой динамике. Но это требует знания механизмов, способности воспринимать происходящее и моральной силы. Помощь в этом призвана оказать данная книга.

В следующих отрывках основные признаки отдельных ступеней эскалации — как и в предыдущей главе 4 — будут иллюстрироваться теми же двумя конкретными примерами. Это машиностроительная фирма "Кессельверке" и реформаторская педагогическая "Эразмус-гимназия" в одном большом городе. Чтобы сохранить неузнанными организации, конфликты в которых послужили материалом для данного пособия, здесь обобщены черты многих подобных случаев. То есть рассматриваемые события никоим образом не выдуманы, а действительно происходили.

Табл. 5.1 Ступени эскалации.

Усиливать сочувствие

Ранее уже были представлены многие методы, которые служат для понимания и выражения измерений чувств. Это прежде всего: конструктивная конфронтация (табл. 1.6. - 8, с. 18 и далее), я-обращения (Табл. 6.3. с. 120 и далее) и Alter Ego-комментарии (табл. 7.6. с. 141 и далее), а также определение не-ценностей (табл. 6.4. с. 122 и далее). Следующие способы (табл. 7.9. с. 145 и табл. 7.10 с. 146) могут лучше всего применяться в группе. Они способствуют вживанию в мышление, чувства и волю противоположной стороны.

Всей группой выберите переживание, когда Вы не смогли понять и оценить поведение противоположной стороны:

1. Вместе вспомните события (здесь очень полезны детали), но не давайте оценки случившегося.

2. Установите, кто с противоположной стороны при этом выступал как "главные персоны": "Антон, Бригитта и Криста".

3. Некоторые члены группы идентифицируют себя примерно 10 минут только с Антоном ("Антоны"), тогда как другие только слушают и записывают высказывания. Все "Антоны" говорят от первого лица, что в этой ситуации мог думать, чувствовать и хотеть Антон. Если один человек выражает что-то негативное, то следующий должен добавить к этому что-то позитивное, затем снова выражается негативное и так далее. Когда высказывания противоречат друг другу, пусть это остается, как есть.

4. Другая часть группы идентифицирует себя следующие 10 минут только с Бригиттой ("Бригитты"), а другие делают записи. Все "Бригитты" выражают от первого лица, что могла думать, чувствовать и хотеть Бригитта. Снова за негативным высказыванием следует позитивное высказывание другого человека. Вполне возможны противоречия.

5. Снова другие члены группы идентифицируют себя 10 минут с Кристой, остальные записывают "я-высказывания", относящиеся к этому лицу. Негативные и позитивные высказывания чередуются.

6. Обменяйтесь опытом: какие высказывания были для Вас новыми? Каких Вы не ожидали? Насколько легко или тяжело было находить позитивные высказывания? Какие чувства при этом возникали?

7. Что следовало бы Вам изменить в собственном поведении, чтобы быть справедливым к тому, что стало доступно для переживания благодаря процессу идентификации?

Важно не дать вовлечь себя в чисто негативные фантазии о противоположной партии. После этого упражнения Вы можете взглянуть на собственную группу глазами противостоящей группы. Выскажите, что предположительно сказали бы о Вас Ваши противники. Когда Вы таким образом вживетесь в противоположную группу, спросите себя: что мешает диалогу с другой стороной? Где могут возникнуть трудности? Что можно сделать для их преодоления?

Следующий метод обмена ролями (табл. 7.10.) согласно М. Майлзу (Miles 1959) помогает при подготовке встречи с другой стороной. В конфликте в "Эразмус-школе" обмен ролей происходит так:

Анна из группы "за искусство" выступает в роли Бригитты (лидер "прогрессивных"), а Кристиан, другой член группы "за искусство" играет роль Дитера (лидер "прогрессивных").

1. Примерно в течение 7 минут Анна играет роль Бригитты ("прогрессивные") и представляет ее точку зрения, состоящую в том, что необходимо больше компьютерных занятий. Христиан играет роль Дитера ("прогрессивные") и представляет мнение его партии. Они при этом обсуждают спорные вопросы: форму обращения учительского персонала к ученицам и ученикам, поведение на переменах, прием пищи во время уроков и так далее. Другие члены группы наблюдают за происходящим, один человек следит за временем и соблюдением правил.

2. Следящий за временем прерывает беседу и предлагает Анне ("за искусство") теперь выступить в роли Дитера ("прогрессивные"), в то время как Кристиан ("за искусство") играет роль Бригитты ("прогрессивные"). Оба продолжают диспут с того места, на котором его прервали, поменявшись ролями, причем теперь они ведут себя так, как будто всегда выступали в этих ролях.

3. Примерно через 7 минут игра заканчивается и вместе анализируется, причем Анна и Кристиан описывают, как они чувствовали себя при обмене ролями. Группа обобщает то, что теперь им в точке зрения "прогрессивных" кажется понятным, приемлемым и оправданным.

Действие этого метода оказывается тем сильнее, чем больше людей проделали обмен ролями. Обмен ролями можно использовать и когда различные партии действительно сидят напротив. Однако не нужно ждать чудес, поскольку действие обмена ролями в настоящих конфликтах чаще всего оказывается не очень глубоким. Но как упражнение для усиления способности сочувствия оно оказывается весьма ценным.

Оглавление

1. ПОМОГИТЕ - КОНФЛИКТ!

1.1. Конфликтоспособность и конфликтоустойчивость

1.2. Трудности в связи с двумя крайностями конфликтного поведения

1.3. Развитие способности отстаивать свои интересы — три упражнения.

ФАЗА I. Киллер-конфронтация

ФАЗА II. Уклончивое поведение

ФАЗА III. Сбалансированная, тактичная конфронтация.

1.4. Что, собственно, подразумевается под социальными конфликтами?

1.5. Изменения в личных факторах: причины и следствия

(1) Изменения в восприятии, представлении и мышлении

(2) Изменения в жизни чувств

(3) Изменения в жизни воли

(4) Изменения во внешнем поведении

1.6. Основной вопрос: "У меня конфликт?" — или "Яу конфликта?"

1.7. Конфликтоустойчивость организаций

 

2. МОЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

2.1.Тройственная сущность человеческой личности

2.2. Отношения между повседневным "Я" и высшей самостью

(1) Позиция судорожного самобичевания

(2) Бегство от собственного идеального образа

(3) Позиция покорной капитуляции

(4) Иллюзия совершенства

2.3. Проблематичные отношения между повседневным "Я" и двойником

(1) Позиция решительного укротителя зверей

(2) Позиция агрессивного подавления

(3) Позиция покорной капитуляции, бегства

(4) Позиция отождествления с чудовищем

2.4. Внутренняя напряженность выносится наружу

2.5. Некоторые основные формы межчеловеческих конфликтов, согласно Хорсту-Эберхарду Рихтеру

(1) "Я твой судья!"

(2) "Ты моя лучшая часть!"

(3) "Ты моя слабая часть!"

(4). "Ты опасная часть моего существа!"

(5) "Будь же нормальным, как и я!"

2.6. Позитивные позиции самоконфронтанции и саморазвития

2.7. Свет и тени в идентичности сообществ и организаций

 

3. КАК Я МОГУ В КОНФЛИКТАХ РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ?

3.1. Как я могу работать над проблематичными двусторонними отношениями?

(1) Критический ретроспективный обзор в конце дня по Р.Штайнеру (1905)

(2) Инвентаризация собственных идеалов и ценностей, сил и позитивных моральных свойств

(3) Отыскание забытых ценностей и идеалов по Р.Штайнеру

(4) Поиск сходств со своим недругом

(5) Проверка сцепленности с противником

(6) Поиск "золотых мгновений" в поведении противника — или "Михаил и дракон"

3.2. Вы можете освободить врага внутри себя

3.3. Как я могу работать с напряженностью между светом и тенью в группах?

(1) Развитие позитивного видения: светлая сторона группы

(2) Досье групповой личности: Светлая и теневая стороны группы

(3) Цели для изменения групповой идентичности: путь из тени в свет

(4) Пути преодоления напряженности между светом и тенью

(5) Рассмотрение расхождений между идеалом и действительностью в группе: "дельта-анализ"

 

4. ЧТО ФОРСИРУЕТ КОНФЛИКТЫ

4.1. Пороги эскалации.

4.2. Что ускоряет эскалацию?

 

5. УСУГУБЛЯЮЩИЙСЯ КОНФЛИКТ

5.1. Ступень эскалации 1: Усиление

5.2. Ступень эскалации 2: Дебаты и полемика

5.3. Ступень эскалации 3: Дела вместо слов

5.4. Ступень эскалации 4: Образы и коалиции

5.5. Ступень эскалации 5: Потеря лица

5.6. Ступень эскалации 6: Стратегия угроз

5.7. Ступень эскалации 7: Ограниченные уничтожающие удары

5.8. Ступень эскалации 8: Разгром врага

5.9. Ступень эскалации 9: Вместе в пропасть

5.10. Какие силы действуют в эскалации конфликта?

 

6. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, БУДУЧИ ВОВЛЕЧЕННЫМ В КОНФЛИКТ?

6.1. Односторонне высказывать "я-обращения"

6.2. Высказывать нежелательное (не-ценности, "non-values")

6.3. Рассматривать в группе начинающиеся конфликты

6.4. После самопомощи придет помощь соседей или профессиональная консультация

 

7. ЧТО Я САМ МОГУ СДЕЛАТЬ НА ОТДЕЛЬНЫХ СТУПЕНЯХ ЭСКАЛАЦИИ?

7.1. К ступени эскалации 1: Усиление

7.2. К ступени эскалации 2: Дебаты, полемика

7.3. К ступени эскалации 3: Дела вместо слов

7.4. К ступени эскалации 4: Имиджи и коалиции

 

8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МОЖЕТ ИДТИ ДАЛЬШЕ!

8.1. Создание контактной или резонансной группы

8.2. Постановка задач для внешних консультантов

8.3. К ступени эскалации 5: Потеря лица

8.4. К ступени эскалации 6: Стратегия угроз

8.5. К ступени эскалации 7: Ограниченные уничтожающие удары

8.6. К ступени эскалации 8: Разгром

8.7. К ступени эскалации 9: Вместе в пропасть

 

9. САМОПОЗНАНИЕ И САМОПОМОЩЬ В КОНФЛИКТАХ

 

 

Об авторе: Фридрих Глазл родился в 1941 г. в Вене, получил профессию наборщика, затем изучал политические науки (Венский университет). В 1967 после защиты диссертации получил степень доктора политических наук. Работал в ЮНЕСКО, в городском управлении Линца-на-Дунае, в типографиях и издательствах, ассистентом режиссера камерного театра. В 1966 г. переехал в Голландию, где с 1967 по 1985 г. в НПИ — институте организационного развития (основанном Бернардом Ливехудом) — занимался консультированием предприятий и исследованиями. С 1983 г. вел занятия по организационным исследованиям (Вуппертальский университет). В 1985 г. вернулся в Австрию (Зальцбург), где стал одним из основателей консалтинговой фирмы "Тригон" и доцентом по организационному развитию (Зальцбургский университет). Наряду с научной и консультационной деятельностью известен как автор стихов и радиопостановок (2-я премия на международном конкурсе UNDA религиозных радиопостановок), совместно с женой руководит кукольным театром. Имеет две дочери и сына. Важнейшие публикации: "Предприятие будущего", "Конфликтменеджмент".

 

 

1. ПОМОГИТЕ - КОНФЛИКТ!

Эта книга возникла из ответов на многочисленные просьбы о помощи, с которыми обращались ко мне как к консультанту по конфликтам. В своей профессиональной практике я наблюдал постоянный рост противоречий, напряженности и трений. И я вновь и вновь констатирую, что многие люди оказываются беспомощными в таких ситуациях и что сообщества людей в большинстве случаев не готовы к конструктивной работе с конфликтами.

Конфликтоспособность и конфликтоустойчивость

В то время как обширные изменения в экономике, политике и культуре могут в ближайшие десятилетия привести к еще большей борьбе, быть может, даже к применению силы, меня беспокоит фатальная недостаточность развития нашего общества (Glasl 1992), когда берутся только за политические и экономические меры и не предпринимается больших усилий, чтобы преодолеть беспомощность в обращении с конфликтами. Многие специалисты могут внести в это свой вклад. Правда, подготовить даже целый легион профессиональных консультантов по конфликтам или посредников было бы для этого недостаточным. И поэтому лучшее решение состоит в развитии у многих людей социальных способностей, чтобы в конфликтных ситуациях они, насколько это возможно, были способны помочь себе сами. Пусть даже при серьезных конфликтах помощь, в конечном счете, должна быть получена извне, — все же во многих столкновениях дело при этом не заходило бы так далеко. Эта книга призвана помогать при напряженности в отношениях между людьми. Это своего рода "Домашняя аптечка при конфликтах", набор "Первой помощи". Домашняя аптечка, конечно, не может заменить врачебную помощь там, где она необходима. Но ее средствами можно порой даже спасти жизнь, поэтому

они в первую очередь применяются для немедленной помощи при появлении первых симптомов или при несчастных случаях. Именно для этого предназначено данное руководство по оказанию самопомощи.

Если вы, уважаемые читательницы и читатели, хотите улучшить свою способность обхождения с конфликтами, то концепции и методы этой книги могут оказаться весьма полезными. Предложенные здесь "практическая теория" и упражнения должны помочь Вам, участнику конфликта, обнаруживать конфликты в самом начале и ясно понимать их в последующих стадиях. Эти концепции подобны карте, которая облегчает Вам ориентацию, чтобы в труднопроходимой местности Вы, с одной стороны, могли определить свое собственное положение, а с другой стороны, не теряли из виду общую картину. С этими упражнениями и техникой Вы можете самостоятельно работать с конфликтами в сообществах — на предприятиях, в учреждениях, в школах, церкви, в больницах, исследовательских институтах и так далее. Широкое применение предложенных методов улучшит Вашу конфликтоспособность.

Для меня конфликтоспособность означает следующее:

§ Вы воспринимаете конфликтные явления в себе самих и в своем окружении как можно раньше и отчетливее.

§ Вы понимаете, какие механизмы способствуют усилению конфликта и осложнению ситуации.

§ Вы можете применять различные методы, которыми Вы выражаете свои намерения, не ухудшая по существу ситуацию.

§ Вы знаете пути и можете применять средства, которые способствуют прояснению точек зрения и ситуации.

§ Вы хорошо знаете, где проходят границы Вашего знания и умения, и где, следовательно, Вы должны позаботиться о помощи извне.

Если многие люди станут более "конфликтоспособными", то они могут сделать организации, в которых работают, более "конфликтоустойчивыми". Под конфликтоустойчивостью я подразумеваю, что организации в состоянии конструктивно работать с расхождениями, трениями и напряженностью. Они не будут при напряженности сбиты с толку, решения не будут блокироваться, когда возникает какое-то сопротивление. Похожим образом говорят сегодня о машинах и аппаратах, что они имеют высокую устойчивость к неблагоприятным воздействиям, что они противоударные, с твердой поверхностью, водонепроницаемые, защищены от магнитных и электронных полей. После таких воздействий они должны исправно работать дальше. Но именно этого не хватает многим организациям. Они созданы только для "хорошей погоды" и тяжело переносят жару, холод или дождь, а буря или град оказываются для них губительными.

 

1.2. Трудности в связи с двумя крайностями конфликтного поведения

Мне приходится консультировать и сопровождать людей в конфликтных ситуациях, и я часто наблюдаю две совершенно разные, чрезвычайно односторонние позиции в конфликтах: люди или очень боятся конфликтов, или усиленно стремятся к ним! Там, где это отношение разделяется многими членами сообщества, в первом случае возникает организационная культура избежания и подавления конфликтов, которая ведет к застою, к потере радости, творчества и жизненности, а во втором случае идет упорная борьба всех за все, вплоть до того, что эта общность разрушается (табл. 1.1). Но ни одна, ни другая позиция не позволяют конструктивно работать с расхождениями, напряженностью и конфликтами. Всякая односторонняя позиция становится роковой.

Здесь на первый взгляд неразрешимая дилемма. Ведь какую бы позицию вы ни взяли, ни к чему хорошему она не ведет! — Я ни в коей мере не являюсь представителем фаталистического понимания конфликтов, а лишь указываю на то, что обе позиции являются односторонними и необходимо что-то иное. Когда эти позиции усиливаются в своей односторонности, они могут разрушить коллектив. Зайдет ли все так далеко, всегда зависит от самих людей, участвующих в этом!

Поэтому между этими двумя крайностями я ставлю третью позицию, третий род поведения: что касается людей, я выступаю за развитие личной "конфликтоспособности", а для организаций основным принципом формирования считаю "конфликто-устойчивость". Сначала я глубже рассмотрю две крайние личные позиции и покажу противоположные тенденции поведения.

В целом в основе каждой из этих позиций лежат определенные опасения (см. Richter 1980):

Табл. 1.1 Крайности личного отношения к конфликтам и культуры организации.

  Боязнь конфликта Стремление к конфликту
Личная позиция Осторожность, уклонение, зашита, боязнь столкновений, гнев и эмоциональное выражение подавляются, расхождения скрываются от общественности. Нападение, агрессия, тяга к столкновениям; сильное выражение эмоций; расхождения становятся достоянием общественности.
Культура организации Преимущественно формальное общение; структуры и процессы, требующие дис

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.