Тема: Гуморальная регуляция. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема: Гуморальная регуляция.

2021-06-30 17
Тема: Гуморальная регуляция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Гуморальная регуляция.

Задача урока:

• сформировать знания о гуморальной регуляциижизнедеятельности организмов; о гормонах и химических веществах и их роли в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся формируется представление о биологически активных веществах — гормонах и их роли.

Метапредметные: учащиеся учатся обобщать информацию, делать выводы.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Основные понятия урока: гормоны и гуморальная регуляция.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждение вопросов в паре, работа в тетради, работа в паре при составлении ответов на вопросы.

Ход урока

1. Организационный этап. (проверка готовности к уроку) Положите руки на плечи друга. Что почувствовали? Какие плечи у друга? На такие плечи можно опереться в трудную минуту.

Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, что изучали на прошлых уроках.

1 задание соотнести определение с объяснением (по рядам)

Размножение  Воспроизведение себе подобных организмовнаправленное на

                          увеличение численности вида.

Рост                      Увеличение размеров и массы тела организма

Развитие        Совокупность последовательных морфологических и физиологических

Изменений, претерпеваемых каждым организмом от момента его зарождения

                         до конца жизни.

Дыхание         Процесс газообмена в организме.

Питание        Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для

поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

Обмен веществ Поступление  в организм из внешней среды различных веществ, усвоение и

                          изменение этих веществ и в выделении образовавшихся продуктов распада.

Гуморальная регуляция

 Раздражимость Способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них.

- Какое слово лишнее? Кто знает, что это такое?

Значит,какая тема урока? Какие задачи поставим перед собой? А какая тема была на прошлом уроке?

Послушайте стихотворение


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


-Скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении (зима).

-Какие же изменения происходят с растениями к зиме? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву, закладка новых почек).

-А какова причины таких изменений? (растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды)

- С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ).

- То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.

 

Актуализация знаний.

Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний. И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно безучастия особых веществ. Как вы думаете каких?

Дети: Гормонов.

Учитель: Давайте выясним, что такое гормоны – это…?

Дети: Биологически активные вещества различной химической природы, образующиеся в железах внутренней секреции, регулирующие функции организма.

Учитель: Какие же именно функции, приведите примеры.

Дети:

· Изменяют рост и развитие организма;

· Регулируют обмен веществ, поддерживая организм в норме;

· Быстро разрушаются и поэтому должны постоянно поступать в организм;

· Носители информации – передают сигнал от одного органа к другому об изменениях, которые произошли;

· Действуют по принципу обратной 

Учитель: А теперь скажите, какие свойства характерны гормонам?

Дети:

· высокая биологическая активность;

· действия в малых концентрациях;

· строгая направленность действия;

· воздействие через кровь и лимфу;

· регулируют процессы обмена веществ, которые протекают в клетке.

Учитель: Молодцы! А скажите, какая регуляция функций осуществляется при участии гормонов?

Дети: Гуморальная регуляция.

Учитель: Что это такое?

Дети: Это координация физиологических функций организма человека через кровь, лимфу, тканевую жидкость, при участии гормонов.

- Реагируют ли на изменения окружающей среды животные и человек? (Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.)

-

-Вспомните ваши ощущения при просмотре? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

- Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение).

- А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра фильма ужасов или после посещениякабинета стоматолога?(боязнь заходить в темноту, в кабинет, страх).

- Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния? Значит кромеответной реакции организма на раздражение есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

- Гуморальная регуляция осуществляется биологически активными химическими веществами —гормонами, поступающими к тканям и органам через жидкости внутренней среды организма — кровь, лимфу, тканевую жидкость. Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции вдали от регулируемого органа и оказывают регулирующее воздействие сразу на многие органы и ткани. Как правило, гормональной регуляции подвергаются медленно протекающие процессы (рост тела, половое созревание и др.) СЛАЙД 8

- Всё вам понятно в тексте

.СЛАЙД 9

 

Первичное усвоение знаний.

Работа с учебником- параграф 37, стр.142-143, выписать определения.

Гуморальная регуляция — координация физиологических и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ.

Гормоны- биологически активные вещества.

Гормональная регуляция - регулирующее воздействие различных гормонов на функции организма.

5. Первичная проверка понимания. (работа с карточками)

-Представьте себе жаркий солнечный день.

-Чем покрывается ваша кожа? (потом).

-А чем выделяет пот? (потовыми железами).

-Куда выделяется пот? (на поверхность тела).

-А при помощи чего? (выводных протоков).

 

На рисунке изображён лимон.

-Что произошло? (выделение слюны).

-Что является причиной выделения слюны? (раздражитель).

-Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).

- Куда попадает слюна? (в полость тела).

- В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).

Первичное закрепление.

ответ на вопрос 2 к параграфу 37.

7. Домашнее задание. СЛАЙД 11

Изучить § 37.

Выполнить задание 4 к уроку 22 в рабочей тетради.

 

8. Рефлексия. СЛАЙД 12

Давайте составим синквейн по данной теме.

Гормон

Биологический,активный

Регулирует, управляет,координирует

Контролируют работу организма через кровь.

Органы

 

Размножение

Воспроизведение себе подобных организмов направленное на увеличение численности вида.

Рост                

Развитие

 Совокупность  последовательных морфологических и физиологических изменений, претерпеваемых каждым организмом от момента его зарождения

До конца жизни.

Дыхание      

Процесс газообмена в организме.

Питание 

Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

Обмен веществ

Гуморальная регуляция

Раздражимость

 Способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них.

Конспект урока по биологии "Гуморальная регуляция функций организма"

· Крамарова Елена Николаевна, учитель биологии

Разделы: Биология

Тема. Гуморальная регуляция функций организма.

Цели:

  • закрепить знания о гуморальном механизме как одном из способов регуляции функций организма;
  • продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;
  • определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;
  • развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач;
  • осуществлять гигиеническое воспитание школьников;
  • воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; рисунки-схемы с изображением строения железы внутренней и внешней секреции; рисованные модели желез внутренней секреции на магнитах, рисованное изображение профиля человека; таблица с изображением признаков различных заболеваний эндокринной системы; рисунок «Влияние пересадки половых желез на проявление вторичных половых признаков у кур»; карточки с биологическими задачами для организации парной работы, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. Формулирование цели. Постановка проблемного вопроса.

– На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с организмом человека. Прочтите тему урока (Гуморальная регуляция функций организма). Запишите тему в тетради.
– Итак, сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Гуморальная регуляция функций организма». Опираясь на содержание темы и тип урока, сформулируйте его цели.
– Кроме этого, в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?».

Самостоятельная работа в парах. Решение биологических задач с их последующей коллективной оценкой

Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

Задача 2. Рассмотрите таблицу на доске. Признаки каких заболеваний, связанных с нарушением функций гипофиза на ней изображены? Назовите причины и признаки этих болезней. Как вы считаете можно ли избавиться от этих болезненных состояний? Каким образом?

Задача 3. Почему при подозрениях на нарушение функций щитовидной железы пациента просят сделать обследование гипофиза? На какие две группы Вы разделили бы все железы по отношению к гипофизу. Как бы Вы обозвали эти группы? Какие железы вы бы отнесли в первую, какие во вторую группу?

Задача 4. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 5. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 6. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?

Задача 7. Известно, что адреналин относится к числу основных адаптивных гормонов, которые обеспечивают выживание организма в условиях с повышенных физических и умственных нагрузок. Вспомните, какие реакции в организме человека вызывает адреналин и какое значение для организма, находящегося в состоянии стресса могут иметь эти реакции. Какие еще железы, на Ваш взгляд, являются частью адаптивной системы организма?

Задача 8. В рассказе И.Тургенева "Живые мощи" есть такие строки: "Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос". Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?

Задача 9. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Задача 10. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови?

Задача 11. Рассмотрите рисунок "Влияние пересадки половых желез на вторичные половые признаки у кур". Приготовьте по нему рассказ. Сделайте вывод о функциях половых желез. Какие железы вырабатывают половые гормоны?

Задача 12. Одним из богатейших источников женского полового гормона, используемого для практических целей является моча молодых жеребцов. Почему?

Выполнение тестовой работы

Вариант 1.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. В клетках щитовидной железы больше, чем в остальных тканях содержится:

а) брома;
б) йода;
в) калия;
г) железа

2. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник;
б) кровяное русло;
в) тканевую жидкость;
г) нервные клетки.

3. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста;
б) глюкагон;
в) адреналин;
г) альдостерон.

4. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники;
б) гипофиз;
в) поджелудочную железу;
г) щитовидную железу.

5. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа;
б) гипофиз;
в) надпочечники;
г) поджелудочная железа.

Вариант 2.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. Сколько из названных желез имеет специальные протоки: слюнная, щитовидная, гипофиз, потовая, надпочечник:

а) три;
б) пять;
в) две;
г) четыре.

2. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции;
б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
в) соединения белков с витаминами;
г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

З. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы;
б) половых желез;
в) щитовидной железы;
г) надпочечников.

4. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови:
б) увеличение величины кровяного давления;
в) уменьшение уровня глюкозы в крови;
г) увеличение содержания глюкозы в крови.

5. Гигантизм связан с нарушением функций:

а) надпочечников;
б) гипофиза;
в) поджелудочной железы;
г) щитовидной железы.

Взаимоконтроль. Правильные ответы демонстрируются через мультимедийный проектор.

1 вариант – б, б, в, в, б.
2 вариант – в, г, в, г, б.

Подведение итогов урока

Обращение к цели урока. Обращение к проблемному вопросу урока: «Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?». Место темы в курсе. Выставление оценок.

Список использованной литературы:

1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе: Книга для учителя. – Воронеж: Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. – 196 с.
2. Колесов Д.В. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 336 с.
3. Лернер Г.И. ГИА 2009. Биология: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2008. –208 с. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс.
4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
5. Никишов А.И., Рохлов В.С. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: РАУБ, Топикал, 1995.
6. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. –

 

Тема: Гуморальная регуляция.

Задача урока:

• сформировать знания о гуморальной регуляциижизнедеятельности организмов; о гормонах и химических веществах и их роли в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся формируется представление о биологически активных веществах — гормонах и их роли.

Метапредметные: учащиеся учатся обобщать информацию, делать выводы.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Основные понятия урока: гормоны и гуморальная регуляция.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждение вопросов в паре, работа в тетради, работа в паре при составлении ответов на вопросы.

Ход урока

1. Организационный этап. (проверка готовности к уроку) Положите руки на плечи друга. Что почувствовали? Какие плечи у друга? На такие плечи можно опереться в трудную минуту.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.