Стилистика и Литературное редактирование — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Стилистика и Литературное редактирование

2021-06-23 29
Стилистика и Литературное редактирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.А. Брыкова

СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ

 

Литературное редактирование

Задания для практических занятий

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

42.03.02 Журналистика

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.. 4

РАБОТА РЕДАКТОРА С ФАКТОМ... 6

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ.. 8

КОМПОЗИЦИОННАЯ ПРАВКА ТЕКСТА.. 11

РАБОТА РЕДАКТОРА С ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ВИДОВ.. 15

РЕДАКТОРСКАЯ ПРАВКА ЛЕКСИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТЕКСТА.. 22

РЕДАКТОРСКАЯ ПРАВКА ГРАММАТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ТЕКСТА.. 28

РЕДАКТОРСКАЯ ПРАВКА ЗВУКОВОГО УРОВНЯ ТЕКСТА.. 35

РЕДАКТОРСКАЯ ПРАВКА УСТНОЙ РЕЧИ.. 37

КОРРЕКТОРСКАЯ ПРАВКА ТЕКСТА.. 43

СВОДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.. 45

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.. 52

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 55

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           

       Литературное редактирование – второй раздел курса «Стилистика и литературное редактирование», основная цель которого – выработать навык комплексной работы с текстом – оценки его стилистического качества и устранения ошибок фактологического, композиционного и речевого уровней.

       Задачи курса включают в себя формирование навыков:

· Анализа качества текста с точки зрения функционального стиля, жанра и поставленной коммуникативной цели;

· Выявления ошибок разных уровней: факт, структура, речевая реализация;

· Устранения выявленных ошибок (редактирование текста) без искажения исходного смысла текста;

· Оформления текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным текстам разных жанров.

Предлагаемое методическое пособие содержит тренировочные практические задания, выполнение которых предполагает комплексную оценку текста. Для большей эффективности рекомендовано использовать методическое пособие совместно с заданиями раздела «Практикум» книги И.Б. Голуб «Литературное редактирование» (М., 2010 год и другие издания). Задания «Практикума» нацелены на отработку отдельных видов правки (необходимых на первых этапах прохождения курса), в то время как задания предложенного пособия позволяют формировать комплексный редакторский навык. Именно поэтому в пособии представлены тексты разных журналистских жанров (заметка, статья, репортаж, интервью), варьирующиеся по объему, тематике и сложности. Тексты проводятся либо полностью, либо с незначительными купюрами, что позволяет должным образом оценить композицию оригинала и внести адекватные изменения. В конце пособия приводится пример оформления домашних заданий и список рекомендованной литературы. В приложении представлен список основных корректорских знаков.

 

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Литературное редактирование – прикладная дисциплина, основная цель которой привести текст в соответствие с задумкой автора, добиться, чтобы речевое оформление текста обеспечивало наиболее точную передачу информации.

Литературное редактирование соотносится с такими лингвистическими дисциплинами, как:

· функциональная стилистика: качественная редакторская правка не возможна без учета стиля и жанра конкретного текста;

· культура речи: речевая правка всегда производится с учетом существующих языковых норм - фонетических, лексических и грамматических.

 

Литературное редактирование: предварительный этап

 

Приступая к литературному редактированию, необходимо принимать во внимание:

· жанр, в котором написан текст (в рамках существующей системы стилей и жанров);

· потенциального читателя: даже в случае массовой коммуникации, необходимо четко понимать, для кого написан текст, какречевые характеристики текста соотносятся с возрастом, гендером, сферой интересов и речевой компетенцией потенциального читателя;

· авторский стиль (образ автора): особенно важен этот аспект для авторских жанров журналистики, текстов художественно-публицистического подстиля, где редакторская правка не должна нивелировать стилистические особенности журналистских произведений конкретного автора (если, конечно, они отвечают политике издания, для которого написан текст);

· тип реализации текста – устный или письменный, то есть рассчитанный на визуальное, аудио-визуальноеили исключительно аудиальное восприятие.

 

Основные виды редакторской правки:

· правка-переделка: полное изменение текста (его композиции и речевого оформления с сохранением фактологического уровня);

· правка-сокращение: устранение всего, что не раскрывает основной информации статьи;

· правка-обработка: допускает частичное изменение композиции, но основное внимание уделяется речевому уровню текста;

· чистовая правка: предполагает устранение мелких ошибок разных уровней текста без внесения в текст значительных изменений;

· правка-вычитка: необходима для устранения возможных опечаток и неточностей стиля.

 

Основные этапы редакторской правки:

· оценка соответствия текста заявленной теме и поставленной цели;

· оценка композиционной рамки: соотношения заголовка, введения и заключения;

· фактологическая правка: устранение фактических ошибок, проверка написания имен собственных;

· композиционная правка: оценка количества микротем, последовательности их подачи, стилистическая оценка встретившихся типов речи – повествования, описания, рассуждения;

· речевая правка: устранение ошибок и неточностей, встретившихся на разных уровнях текста:

o лексическом: устранение речевой избыточности / недостаточности, ошибок сочетаемости, оценка уместности употребления лексики разных пластов (историзмов, неологизмов, жаргонизмов и пр.), устранение ошибок при использовании фразеологизмов;

o морфологическом: устранение ошибок, связанных с употреблением падежных словоформ, форм прилагательных, глаголов и числительных;

o синтаксическом: устранение ошибок, связанныхс употреблением причастных и деепричастных оборотов, однородных членов, предложений разных типов; оценка длины предложения, его состава, уместности употребления вставных и обособленных конструкций, прямой речи.

· орфографическая и пунктуационная правка (при необходимости).

 

Основные принципы литературного редактирования:

· правка возможно только в том случае, если текст прочитан полностью (от заголовка до последней фразы);

· правка предполагает установку на возможную ошибку (редактору свойственно во всем сомневаться);

· правка предполагает необходимость учитывать более широкий контекст (изменение части текста всегда ведет к изменению всей структуру статьи);

· правка требует критического отношения к себе и постоянного сравнения оригинального и отредактированного варианта с предпочтением лучшего из них;

· правка не допускает искажения «авторского голоса» и по возможности должна быть минимальна;

· качественная редакторская правка – это проявление уважения к тексту, автору и потенциальному читателю.

 

РАБОТА РЕДАКТОРА С ФАКТОМ

 

Фактологическая правка предполагает обязательную проверку:

· правильности и единообразия написания имен, фамилий (в том числе инициалов). Особое внимание уделяется иностранным именам и названиям, написанным латиницей и кириллицей- в первую очередь именам с возможными вариантами написания е / э (например, Брэдбери), двойными согласными;

· правильности написания названий – организаций, газет, журналов, литературных произведений, в том числе корректности принятых переводных названий;

· дат;

· иных числовых обозначений, в том числе процентов.

 

Задание 1. Прочитайте заметку из «Российской газеты». Обращайте особое внимание на факты. Поведите фактологическую правку текста и другие виды правок (при необходимости).

Анализ ДНК не подтвердил родства между Сальвадором Дали и его "дочерью"

 

Сальвадор Дали остался бездетным. Как сообщает LaVangardia, проведенные анализы ДНК не подтвердили родства между известным художником и гадалкой из Жироны Марией Пилар Абель Мартинес, утверждающей, что она является дочерью великого сюрреалиста.

По данным издания, необходимые тесты были проведены в лабораториях Мадрида и Барселоны и их результаты переданы в суд. Поскольку ПиларАбел не имеет никаких письменных или иных доказательств, что Дали был ее отцом, анализ ДНК должен был поставить точку в растянувшемся на 10 лет разбирательстве. Ради этого даже было эксгумировано тело художника. После смерти сюрреалиста оно было забальзамировано и захоронено под полом одной из комнат театра-музея Дали в Фигейрасе. В конце июля склеп был вскрыт, и специалисты собрали необходимые для проведения экспертизы генетические образцы. Судебное заседание, на котором официально будет объявлено решение по делу, состоится 18 сентября.

Впервые Пилар Абель заявила о своих родственных связях с Дали в 2007 году. Тогда она тоже попыталась провести сравнение ДНК. Для анализа использовались фрагменты кожи и усов художника, но десять лет назад ученые не выявили никаких родственных связей между ними. Пилар Абель родилась в 1956 году и была зарегистрирована как дочь Хуана Абеля и Антонии Мартинес де Аро. Когда ей было восемь лет, ее бабушка рассказала ей, что ее биологическим отцом является Сальвадор Дали. Ее мать якобы тайно встречалась с ним в 1955 году, когда работала няней в доме недалеко от того места, где жил и работал художник.

Примечательно, что несмотря на отсутствие родственных связей, женщина действительно очень похожа на сюрреалиста. Если бы отцовство подтвердилось, Пилар Абель могла бы претендовать на 25 процентов наследства Дали, общая стоимость которого оценивается в 300 миллионов евро. Сам художник, скончавшийся в 1988 году, все свои работы завещал Испании.

 

 

Задание 2. Прочитайте заметку из «Российской газеты». Обращайте особое внимание на факты. Поведите фактологическую правку текста и другие виды правок (при необходимости).

 

Пустые хлопоты

 

Жители деревни Пустой Ярославль во Владимирской области, не дожидаясь дорожников, сами начали строительство дороги.

Пустому Ярославлю в этом году - 513 лет. И все это время жители добираются сюда по грунтовой дороге. Во время дождей она становится практически непроезжей. И это - большая проблема.

Из-за отсутствия регулярного сообщения с остальным миром, Пустой Ярославль к концу 1980-х пришел в упадок - в деревне не оказалось ни одного зарегистрированного жителя. Но летом, в сухую погоду, когда в деревню можно проехать, жители всякий раз возвращались в свои дома из Владимира, что в 30 километрах отсюда. Уже как дачники.

В Пустом Ярославле вообще упрямый народ. Жители не бросали свою деревню (в ту пору, возможно, село) ни во время монголо-татарского ига, ни в конце 1980-х, когда деревню хотели снести и устроить тут танковый полигон. Не бросают и сейчас. Так что Пустой Ярославль - не пустой.

Название это, как рассказывают, закрепилось как раз в ту пору, когда в окрестностях Владимира и Суздоля хозяйничали кочевники. Будто бы наместник хана отвечал в донесении предводителю, что после того как по селению прошлось полчище, в нем стало так же пусто, как и у хана, опустошившего к тому времени город Ярославль.

С тех пор в Пустом Ярославле много чего появилось. Мобильная связь; бензиновые косилки и пилы, с которыми местные отбиваются от напирающих с брошенных полей травы и леса; внедорожники - на них пытаются победить дорогу. Но и вездеходы все равно вязнут в здешней грязи. И это, как следует из "Материалов для оценки земель Владимирской губернии" 1897 года, не случайно.

Там со слов крестьян Пустого Ярославля записано, что здесь "земля после дождя лубенеет, затем сильно растрескивается". Тот же отзыв давали и крестьяне соседней деревни Фуфайки (Малый Ярославль тож), которые пахать все же предпочитали именно в сухую погоду, так как "в сырое время лошадь сильно "вязнет".

- Нам бы щебенки и песка с глиной, - мечтают местные жители. И на своих уазиках и тракторе, а так же с помощью совковых лопат выравнивают насыпанные на дорогу куски бетона, битый кирпич и прочий строительный мусор.

Но местными жители являются не вполне, так как прописаны, как правило, в городе.

В Пустом Ярославле же сейчас официально зарегистрирован один человек. Поэтому вести сюда дорогу, очевидно, считают нецелесообразным.

Получается замкнутый круг - жить все время тут нельзя, потому что нет дороги. Дороги нет, потому что тут почти никто постоянно не живет.

Но в мае этого года Суздальский районный суд все-таки обязал администрацию Суздальского района в течение полутора лет привести автомобильную дорогу Козики - Петраково - Пустой Ярославль в соответствие с требованиями ГОСТ. Это значит "дорога с гравийным покрытием или асфальтной крошкой".

Крошка! Как же по ней здесь скучают... Вообще-то по такому маршруту придется делать крюк, зато по такой дороге можно будет проехать всегда.

Когда дорожники приступят к строительству (и приступят ли вообще), в администрации Новоалександровского сельского поселения не отвечают. Глава администрации Елена Кашина очень занята.

Поэтому жителям Пустого Ярославля пока приходится обходиться своими силами.

Мост черезречку Колочку, например, давно требует ремонта. Этим летом рядом с ним администрация поставила красивую табличку. На ней сообщается, что это - пожарный водоем...

 

Сплошные римские каникулы

Школьников Италии хотят избавить от домашнего задания

 

С нового учебного года на территории Апеннин была запущена новая экспериментальная модель обучения, предусматривающая полный отказ от домашнего задания в школах.

Италия решила перенять успешный опыт Финляндии, которая, отказавшись от устаревшей методики, за рекордно короткие сроки стала страной с одним из самых высоких уровней школьной подготовки в мире. На данный момент к этому пилотному проекту присоединилось 166 школ из трех областей Италии - Ломбардии, Пьемонта и Сицилии.

       Преподаватели и родители с энтузиазмом отнеслись к нововведению, полагая, что детям оно пойдет исключительно не на пользу. По их мнению, школе давно следовало отказаться от этой архаичной практики, которая не только не способствует закреплению знаний, а, напротив, лишает учащихся права на отдых, провоцируя стресс и семейные ссоры.

       Впредь, вместо того, чтобы корпеть над учебниками с родителями или со специально нанятыми репетиторами, итальянским школьникам придется проводить значительно больше времени в классе. Учащимся предложат теоретические занятия утром, а во второй половине дня преподаватели приступят к практике. Причем, предметы сгруппируют по трем направлением: литературному, научному и творческому, что будет выглядеть следующим образом: в течение одной недели школьники будут изучать один и тот же предмет, который по истечению это срока сменит другой. И так в течение всего учебного года.

       Авторы проекта убеждены, что применение этой методики в значительной степени ускорит усвоение материала, но позволит раз и навсегда избавить детей и родителей от выполнения уроков дома, а также даст им возможность использовать освободившееся время для совместных походов в музей, парк или бассейн. Если новый проект оправдает возложенные на него ожидания, в ближайшее время его используют еще в трех областях - Лацио, Умбрии и Тоскане. Он также станет одним из ключевых положений давно назревшей школьной реформы.

       В том, что итальянскую школу ждут большие перемены, сомневаться не приходится. На прошлой неделе министр образования Италии Валерия Феделли предложила использовать смартфоны в процессе обучения в школах и университетах. По мнению министра, новые технологии могут открыть "огромные возможности", если их использование будет находиться под соответствующим контролем. Для воплощения проекта в жизнь министр намеревается создать специальный комитет, который займется выработкой правил по интеграции смартфонов в итальянскую систему образования.

А как у нас?

Кошкин дом

Крупнейший в мире центр по изучению дальневосточного леопарда открылся в Приморье

 

Центр по сохранению дальневосточного леопарда построили в Хасанском районе Приморья в рамках Года экологии. Он разместился на территории нацпарка "Земля леопарда". В центре есть диспетчерская с системой видеонаблюдения за территорией, парк высокопроходимой техники, музей, зал переговоров, жилой и гостиничный корпуса.

       Национальный парк создан всего пять лет назад под патронажем Сергея Иванова, ныне спецпредставителя президента РФ по природоохранной деятельности, экологии и транспорту. За годы охранной деятельности удалось втрое увеличить популяцию леопардов с 30 до 70.

       - Территория нацпарка 282 тысячи гектаров. Ногами ее не обойдешь, поэтому сотрудникам нужны условия для работы: высокопроходимая автотехника, центр связи и наблюдения, возможности для образовательной деятельности. Все это теперь сосредоточено в центральной усадьбе "Земли леопарда", - говорит специалист Амурского филиала Фонда дикой природы Елена Старостина.

Действительно, нацпарк выполняет не только охранную функцию, не менее важна образовательная составляющая. Теперь есть что показать в музее, где разместить детей для проведения уроков экологии и туристов, чтобы рассказать о леопардах. В парке имеются несколько зеленых зон в форме отпечатка огромной лапы леопарда. Логично, что в центральную усадьбу из Владивостока переедут специалисты научного, экологического и экскурсионного отделов национального парка.

- Центр строился три года. Получился качественный и современный объект. В нем использованы 50 процентов отечественных материалов, работали отечественные проектировщики, - сказала генеральный директор АНО "Дальневосточные леопарды" Елена Гангало.

Директор национального парка Татьяна Барановская назвала центральную усадьбу лицом "Земли леопарда": "она станет дискуссионной и диалоговой площадкой для представителей власти, ученых, экологов. И также может быть своеобразным культурным центром для местных жителей, который способен стать толчком к развитию экологического туризма в Хасанском районе".

Тигры и леопарды - гордость животного мира Приморского края. Им посвящаются праздники, они - модели для художников, фотографов и кинематографистов. Только что приморцы отметили День леопарда. А 24 сентября в столице Приморья отметят День тигра, ставший визитной карточкой города. Сотни приморцев пройдут по Океанскому проспекту в костюмах тигра.

Справка

Государственный центр "Земля леопарда" создан 21 мая 2012 года. Под опекой учреждения находятся две соседствующие особо охраняемые природные территории в юго-западной части Приморского края: государственный природный биосферный заповедник "Кедровая Падь" (старейший заповедник Дальнего Востока, учрежден в 1916 году, входит во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО) и национальный парк "Земля леопарда".

 

Город Бехдет был столицей Южного Царства Древнего Египта до объединения двух царств. Как предполагают ученые, город мог быть основан еще в прединастический период, но Бехдет стал политическим центром только во времена шестой династии, в 24-23 веках до нашей эры.В эллинистический период на его территории был построен роскошный храм Гора, который дожил до нашего времени почти в первозданном виде.В середине ХХ века ученые обнаружили, что под холмами рядом с культовым сооружением скрывается целый древнеегипетский город, сохранивший в себе почти три тысячи лет непрерывной истории древней цивилизации.

 

Задание 6. Прочитайте статью из «Российской газеты». Оцените композицию текста, при необходимости выполните композиционную и другие виды правок.

 

Детский ответ

В стране заработал пакет "детских" законов

Президент Владимир Путин подписал "детские" законы, направленные на помощь семьям и улучшение демографической ситуации. И уже по всей стране начали принимать документы от граждан, которые имеют право на предусмотренные законами выплаты.

Впервые о президентских инициативах стало известно в начале декабря после заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. На этом заседании президент предложил пакет новых мер социальной поддержки семей с детьми. Фактически эти инициативы отвечали на запросы граждан, прозвучавшие во время президентской "Прямой линии" в июне 2017 года. О чем конкретно идет речь?

В общей сложности программа маткапитала работает на повышение рождаемости уже 10 лет. Государство стартовало в 2007 году с 250 тысяч рублей, причем получателей выплаты сразу же освободили от уплаты подоходного налога.

       Во-первых, действие программы материнского капитала продлено до 31 декабря 2021 года. Величина выплаты в 2018 году составит 453 026 рублей. Это уже не первая пролонгация: первоначально этот вид поддержки семей, решивших родить или усыновить еще одного ребенка, был рассчитан на срок до 2015 года, потом его действие продлили до 2018 года, и вот - еще одна трехлетняя отсрочка. Это означает, что воспользоваться "детскими деньгами" смогут семьи, в которых очередной ребенок будет рожден или усыновлен до конца 2021 года.

       Второе новшество: маткапитал теперь можно направлять не только на решение жилищных проблем, получение высшего или среднего специального образования детьми или увеличение пенсии матери, но также и на оплату образовательных услуг для дошколят.

       Идея в том, чтобы за счет "детских" денег малыша можно было отправить, скажем, в частные ясли и мама получила возможность закончить учебу или начать профессиональную карьеру. Также закон разрешает потратить эти деньги на товары и услуги для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов.

       Третья новость касается семей с невысокими доходами. В случае рождения ребенка такие семьи будут получать от государства (в дополнение ко всем уже имеющимся "детским" выплатам) еще одно, и довольно существенное.

Величина пособия будет привязана к уровню потребления в конкретном регионе - семья сможет получать выплату в размере прожиточного минимума на ребенка в регионе проживания. Ежемесячная выплата полагается только тем нуждающимся семьям, в которых второй ребенок родится или будет усыновлен после 1 января 2018 года.

 

Задание 7. Прочитайте статью из газеты «Известия». Оцените композицию текста, при необходимости выполните композиционную правку (правку-сокращение или правку-переделку) и другие виды правок.

Выбери правильного героя

Сегодня в детском саду №249 очередной кинопросмотр: мальчишки и девчонки полностью погрузились в перипетии старого советского мультика "Дядя Миша". Приключения косолапого никого не оставляют равнодушным. По сценарию, Потапыч пытается заготовить урожай себе на зиму, да только ничего у него не получается. За что не возьмется - все на полдороги бросает. Ребятня ахает, когда медведь топчет грибы, возмущается: "Так нельзя!", видя, как обитатель леса вместо того, чтобы собрать с орешника плоды, вырывает с корнем все дерево…

       И не имеет значения, что мультфильм снят почти полвека назад, в далеком 1970-м. Ведь мораль сказки "Взялся, так уж делай до конца" со временем ничуть не поблекла.

Проект "Добрые мультфильмы маминого детства" реализуется в красноярском детсаду компенсирующего вида №249 уже третий год. Начало положил случай.

       - Мы как-то обратили внимание, что в одной из групп отношения между ребятами стали более агрессивными. Спросили у детей: "Почему вы так поступаете?" "Мы мультики смотрим, а там все так делают!" - был ответ. Это заставило нас задуматься, - рассказывает старший воспитатель Наталья Ситникова.

       Сотрудники детсада провели анкетирование среди родителей и выяснили, что больше половины пап и мам выбирают для своих чад мультфильмы, руководствуясь исключительно популярностью и зрелищностью. А 80 процентов родителей никогда не обсуждают с ребенком увиденное.

       - Это неправильно! - убеждена Наталья Ситникова. - Мы, педагоги, готовя проект, сами пересмотрели множество современных мультфильмов: анализировали содержание, сюжетные линии, характеры героев. И пришли к выводу, что некоторые из них не только не оказывают позитивного воздействия на ребятишек, а, напротив, учат ругаться, добиваться своего любыми средствами, прививают ложные модели поведения… Так возникло решение познакомить наших подопечных с классическими мультфильмами, которые хорошо знают их мамы и папы.

       Сейчас в коллекции проекта - около полусотни лент. Среди любимых - "Нехочуха", "Гуси-лебеди", "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Каникулы Бонифация", "Вовка в Тридевятом царстве", "Умка". Случайных мультфильмов в подборке нет - по словам воспитателей, они специально выбирали те, которые максимально развивают творческие способности, мышление и память ребят, формируют в детях способность к сопереживанию.

 

Богатырь пошел за данью

       - Есть и еще один очень важный аспект, - рассуждает заведующая детсадом Елена Никифорова. - Наше учреждение особое, для ребят с глубокими нарушениями речи. А что может лучше помочь справиться с этим недугом, как не правильный, образцовый язык, грамотная и внятная речь актеров, озвучивавших советские фильмы? Поэтому каждый такой сеанс - лечебный. Вдобавок после просмотра у нас - обязательное обсуждение увиденного, постановка импровизированных сценок, лепка и рисование полюбившихся персонажей. Как итог, у детей увеличился словарный запас, изменилось поведение - они стали добрее, заботливее, чаще оказывают помощь друг другу и взрослым.

       Воспитатели подчеркивают: цель их проекта ни в коем случае не состоит в том, чтобы вычеркнуть из жизни детей все современное, заменив на идеалы советских времен. Да это и невозможно. Достаточно и того, что ребята учатся думать и рассуждать на примере мультгероев: что делать можно, а чего лучше избегать.

       Правда, к нынешним мультфильмам, даже отечественным, действительно много вопросов. И речь даже не о знаменитых "Маше и Медведе", хотя в детском саду и говорят: если бы их подопечные вели себя как героиня мегапопулярного сериала, папам и мамам это вряд ли бы пришлось по душе. Мягко говоря.

       - Взять тот же цикл про трех богатырей. Остроумный сюжет, забавные герои, но с точки зрения истории все поставлено с ног на голову. И если взрослый, посмотрев, как киевский князь отправляет Добрыню Никитича к татарам за данью, просто улыбнется, ребенок воспримет ложный исторический факт как реальный, - комментирует Наталья Ситникова.

 

"Эх, медведь!"

       К слову, к необычному проекту с интересом отнеслись не только сами ребята, но и их родители. Многие начали по вечерам обсуждать с сыном или дочкой, что именно он смотрел сегодня в детском саду, какие выводы сделал из сюжета, понравилось ли. Или приходят в садик за советом: "Заметили, что наш Гриша начал жадничать. Какой мультик можно дать ему посмотреть, чтобы отучить?"

       А детям так и вовсе все любопытно - и тщательная, любовная прорисовка каждого кадра вместо уже привычной компьютерной графики и 3D-эффектов. И то, что их папы и мамы, бабушки и дедушки смотрели мультики не только по телевизору, но и с помощью специальных приспособлений, прокручивающих диафильмы. Кстати, в углу так называемой мультипликационной гостиной собрано несколько таких раритетов родом из 70-х - детей от них за уши не оттащишь. И то, что из каждого сюжета можно извлечь какую-то незамысловатую мораль. ("Эх, медведь! Хотел запасы на зиму сделать, а сам забор развалил и вообще все испортил!" - с неодобрением покачал головой после просмотра "Дяди Миши" один мальчуган).

       - Моя мама была педагогом, поэтому строго следила за тем, что и когда я смотрю, - вспоминает мама дошкольника Семена Алеся Медведева. - Мы обязательно разговаривали об увиденном, делали выводы, думали, как бы поступили на месте того или иного героя. Я ей так благодарна за это! Сейчас точно так же действуем с Семеном - совместное обсуждение уже вошло у нас в привычку.

       А в самом детском саду уже задумываются над новым проектом: мультики можно ведь не только смотреть, но и самим рисовать. Благо, и идей, и вдохновения у тамошних обитателей теперь хоть отбавляй.

Комментарий

Юлиана Позолотина, директор красноярского творческого объединения "Твори-Гора":

       - Роль мультфильмов в жизни ребенка значительна и очень радует, что есть воспитатели, готовые участвовать в таком важном и актуальном процессе воспитания личности. Хорошо, когда просмотр мультфильмов отсылает к традиционным ценностям и, что очень важно, дает повод для содержательного обсуждения. Такой подход превращает просмотр "мультика" ребенком не в бездумное развлечение, а в осознанный процесс, делает мультфильм инструментом воспитания нравственных качеств, формирует критическое мышление.

       Также, считаю, родителям необходимо самим вырабатывать критический взгляд на то, что предлагается ребенку, уделять больше внимания чтению и обсуждению сказок. Список, предложенный воспитателями детского сада №249, можно и нужно дополнять современной анимацией, но родителю необходимо уделять время на предпросмотр, подходить к оценке сюжета критически. Здесь хорошо сработает метод "Посмотри мультик и почувствуй себя на месте ребенка", кроме того, нужно учитывать возрастные ограничения мультфильмов. Кстати, предлагаем обратить внимание на современных режиссеров, это Светлана Андриянова, Полина Минченок, сборник сказок "Гора самоцветов", сборник Лизы Скворцовой "Колыбельные мира".

Рецепт мульт-терапии:

В зависимости от особенностей поведения детей педагоги детского сада №249 составили десятку "самых волшебных" мультиков:

1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы - смотрите "Королева Зубная щетка" (1962 г.).

2. Отказывается убирать игрушки, одеваться - "Нехочуха" (1986 г.).

3. Боится темноты, собак - мультик "Ахи-страхи" (1981-1983гг).

4. Ленится - "Сказка про лень" (1976 г.).

5. Не умеет дружить - "Мой друг зонтик" (1982 г.).

6. Жадничает - мультик "Два жадных медвежонка", снятый по венгерской народной сказке.

7. Обманывает - "Замок лгунов" (1983 г.).

8. Говорит маме: "Я тебя не люблю" - мультик "Мама для мамонтенка" (1981 г.).

9. Не хочет учиться - "Наш друг Пиши-Читай" (1978 г.).

10. Хвастается - мультик "Лягушка-путешественница" (1965 г.).

 

Задание 10. Прочитайте статью из научно-популярного журнала «Наука и жизнь», особое внимание обращайте на определения. При необходимости дайте определение отдельным терминам, соблюдая основные правила толкования понятий.

 

Рафаэль в огороде

 

Как один пенсионер создал 19 музеев

По неофициальным данным, в России каждый год исчезает тысяча деревень. По данным Росстата, с 2002 по 2010 год число сельских населенных пунктов в стране уменьшилось почти на 9000. Возможно, та же участь постигла бы и село Толбухино Ярославской области. Но в этом году в местную школу пришло 17 (почти в два раза больше, чем обычно) первоклассников. И открылось 19 музеев. Потому что некоторые из его жителей поверили в то, что "избяной космос" спасет туризм, и пытаются превратить свое село в туристическую Мекку местного розлива. Корреспонденты "РГ" отправились в Толбухино, чтобы понять, что для этого нужно.

 

У Толбухино три плюса: больница, районная школа и город на расстоянии 19 км. Местная интеллигенция считает, что последние два пункта не дают селу перейти в разряд исчезающего. Из минусов: скромные зарплаты, разрушающееся жилье. Жителей аварийных домов, которых в селе немало, расселяют в соседние села.

- Когда мы начали раскочегаривать в селе жизнь, неожиданно начали застраиваться частники. Даже москвичи приехали, - начинает толбухинскую экскурсию Владимир Иванович Столяров.

Он живет в Ярославле. Но три года назад, выйдя на пенсию, появился в Толбухино. С письмами и планами отремонтировать старые купеческие усадьбы и открыть в них музеи: Бронзового века, хрусталя, чаепития, Петра I и много чего еще. "Мы уже набрали экспозиций для 30 музеев, но туристам пока показываем 19", - с гордостью сообщает.

Столяров намерен конкурировать с Вятским - соседним селом, которое коллекционер и бизнесмен, лауреат Государственной премии Олег Жаров превратил в "Самую красивую деревню" России и музей под открытым небом ("РГ" писала об этом в номере от 12.04.2016). Про Вятское и Жарова вспоминает на каждом шагу, все время сравнивая. Но сравнение хромает: Вятское обустроил бизнесмен, Толбухино - пенсионер.

Свой энтузиазм Столяров (по профессии строитель) объясняет просто: вышел на пенсию, заниматься нечем. Но на пенсию выходят миллионы, а села восстанавливают единицы.

Миссию он себе определил сложную - окультурить массы. А там, может, и жизнь наладится, и туризм спасет хрупкий мир деревни.

       Сначала он мечтал спасти не Толбухино - Великое. Красивейшее село, подаренное Петром I фельдмаршалу Репнину. "Там 200 памятников культурного наследия, - рассказывает. - Пришел к главе района, говорю, дайте мне пару разрушающихся усадеб, я найду деньги. Будем создавать музеи, приглашать туристов". Предложение понравилось, но... "Год ходил - ни с места. Написал письмо в район, там потребовали концепцию. Написал. Потеряли. А потом зам главы предложила посмотреть Толбухино".

       Про Толбухино ни в стране, ни в области никто ничего не знал. И тогда Столяров придумал референдум по созданию в нем... музея Сталина. "В Толбухино собираются открыть музей тирана!" - не возмутился только ленивый. Но это был лишь рекламный трюк, PR- акция Столярова: чтобы все узнали о Толбухино. "В село приехали все телеканалы! В Интернете развернулась дискуссия!" - доволен результатами автор беспроигрышного фейка.

       Он вообще мастер добрых фейков. Однажды, чтобы привлечь граждан к участию в празднике, пожертвовал своей коллекцией колоколов. Спрятал их и навел на след искусственного клада журналистов. На следующий день все местные телеканалы рассказали: найден невероятный клад! Праздник удался, но разыграл он не только народ, но и себя: милиция долго не хотела отдавать ему найденные сокровища.

       Но не из одних фейков состоит эта история. На ремонт усадеб и обустройство музеев Столяров потратил около 15 миллионов. Привлек предпринимателей, продал свое имущество, набрал кредитов. "Иногда проснусь ночью: мама родная, сколько за сутки у меня процентов натикало? Надо срочно искать способы перекредитоваться". Просрочек он не допускает. Однажды, чтобы расплатиться по кредитам, продал собственный двухэтажный гараж. К счастью, супруга ко всему относится философски. Разве что спросит: "Когда ты закончишь хоронить деньги в Толбухино?". Но ясно же, что не всякая жена обрадуется мужу, который за семейный счет проводит деревенскую реновацию.

       В Толбухино на улицах - ни души. К берегу крошечного прудика пришвартована самодельная ладья с драконом на боку - это осколки летнего детского военно-морского фестиваля: с музыкантами, ката<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.