Театр в послевоенные десятилетия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Театр в послевоенные десятилетия

2021-06-24 36
Театр в послевоенные десятилетия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(40 -50-е годы XX века)

В конце 1940-х и начале 1950-х годов в театральной жизни Тамбова произошли изменения. Театр имени Луначарского, художественно окрепший, располагавший в то время хорошо подготовленной профессиональной труппой и умелым, творчески мыслящим руководством, вступил на путь создания самобытного репертуара.Неустанные репертуарные поиски, плодотворная работа с молодыми драматургами, определённые достижения в постановке советских и классических пьес выдвигают Тамбовский театр в число лучших периферийных театров. В эти годы на тамбовской сцене выступали: Екатерина Кудрявцева, Валентина Леонтьева, Сергей Мартинсон, Николай Озеров, Николай Пастухов, Владимир Хенкин.

Леонтьева Валентина Михайловна (1923 - 2007) – актриса, тележурналист и диктор.

Народная артистка СССР (1982), лауреат Государственной премии СССР (1975).

Родилась в Петрограде. В годы Великой Отечественной войны пережила блокаду Ленинграда. Занималась в театральной студии при Ленинградском ТЮЗе под руководством А.А. Брянцева. После окончания в Москве Школы-студии МХАТ (1948, курс В.С. Топоркова).

В 1948 году в труппу Тамбовского театра вошла новая актриса Валентина Леонтьева – будущий легендарный диктор и ведущая Центрального телевидения, Народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР, а тогда 25-летняя выпускница театрального училища. Сразу же Леонтьеву ввели в спектакль «Лгун» по комедии Карло Гольдони. Она играла маленькую роль юноши-пажа, выплывала на сцену в гондоле и приятно пела канцонетту. Как оказалось, выбор ею Тамбова был не случаен. В этом городе жил и учился дядя Леонтьевой – знаменитый архитектор Владимир Алексеевич Щуко.

По-видимому, Валентина Михайловна знала от него о Тамбове, о том, что это город с большими культурными традициями. «В Тамбове я родилась как актриса, - вспоминала она. – Я испытываю к этому городу чувство нежности и благодарности». Здесь был её первый и единственный в жизни театр.

Большим творческим достижением Леонтьевой стала роль Джеммы в спектакле «Овод» по роману Э. Войнич. Выдающийся актёр тех лет Александр Годлевский был постоянным партнёром молодой актрисы. Их ансамбль на сцене поражал зрителей высоким накалом чувств, искренностью, глубоким психологизмом.

Трудно жилось тогда в послевоенном Тамбове. У актёров не было элементарных условий для жизни. Но играли тогда с большим подъёмом. Валентина Михайловна считала, что эти годы были самыми счастливыми в её жизни. Среди наиболее значительных ролей, сыгранных Леонтьевой на тамбовской сцене – врач Горева в инсценировке романа П. Павленко «Счастье», Лариса в «Бесприданнице» А. Островского. Последней крупной ролью у неё была Лиза Калитина в инсценировке романа И. Тургенева «Дворянское гнездо». Главный режиссёр Тамбовского театра Владимир Галицкий выявил заложенные в Леонтьевой возможности большой драматической актрисы.

Валентина Леонтьева служила в Тамбовском театре около четырёх лет. Вся дальнейшая творческая судьба её связана с Центральным телевидением. Она стала всеобщей любимицей зрителей Советского Союза. Люди старшего поколения хорошо помнят её «Голубые огоньки», циклы публицистических передач «От всей души», а дети – теперь уже давно взрослые дяди и тёти – сказочные передачи тёти Вали «В гостях у сказки».

В 1989 году Валентина Михайловна выпустила книгу «Объяснение в любви». В ней она с горячей благодарностью вспоминает чудесного режиссёра Владимира Галицкого, своих партнёров на тамбовской сцене: Александра Годлевского, Ивана Марина, Анатолия Карантаева. На склоне лет Леонтьева вновь и вновь объясняется в любви к нашему городу, открывшему ей путь в большое творчество. В декабре 1990 года В.М. Леонтьева побывала в Тамбове, провела встречу с театральным зрителем.

 

Хенкин Владимир Яковлевич

(1883 - 1953) – актёр.

Народный артист РСФСР.

  Артистическую деятельность начал в 1902 году в Феодосии. Далее служил в театрах Ташкента, Баку, Ростова-на-Дону, Киева и др. Разносторонние данные позволяли играть в драме, комедии, оперетте, водевиле. В 1908 году был приглашён в московский театр «Буфф». После Октября 1917 года талант В.Я. Хенкина раскрылся в полную силу. Руководил театром Политпросвета Кавказского фронта (1919 - 1921), затем московскими театрами «Палас» и «Вольный театр». В 1928 – 1934 годах играл в театре оперетты, затем в Московском театре сатиры. Здесь создал такие значительные образы, Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони), Синичкин («Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского), Безгольдер («Дорога цветов» В. Катаева), Зайчик («Неравный брак» бр. Тур и Л. Шейнина), Максим Максимович («Весенний смотр» В. Шкваркина) и др.

В ноябре 1948 года в гастрольных выступлениях В.Я. Хенкин блистал своим искусством на тамбовской сцене.

В спектакле «Роковое наследство» Л. Шейнина играл старого фотографаСемёна Тузова, привнеся в роль тонкие краски лиризма. Три дня спектакль повторяли в Тамбове, а затем два дня в Мичуринске. В 1950 году (19, 20 февраля) В.Я. Хенкин выступал в концертах мастеров искусств Москвы в Тамбовском драматическом театре, Суворовском училище и в редакции «Тамбовская правда».

Мартинсон Сергей Александрович (1899 - 1984) – актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1964).

Окончил Ленинградский институт театрального искусства (1923). Служил в театре Мейерхольда и в Московском театре революции (с 1924). Играл в театре-студии киноактёра, выступал в Московском мюзик-холле. Больше запомнился как киноактёр комедийных фильмов. Последний фильм, в котором снялся артист, - «И жизнь, и слёзы, и любовь». С Тамбовщиной С.А. Мартинсона связывают выступления в Тамбовском драматическом театре им. А.В. Луначарского в спектакле «Бесприданница» А. Островского в роли Карандышева (1949). «Трудно описать игру Мартинсона. Он являл собой совершенство». (В. Галицкий). Партнёром была Н. Алисова (Лиза).

Кудрявцева Екатерина Михайловна (1928)– актриса.

 Заслуженная артистка РСФСР.

Родилась в Москве. В 1950 году окончила ГИТИС и начала работать в Тамбове. Её первая роль – Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера. Тому способствовала и внешность молодой актрисы: «статна, красива, коса почти до пояса: ну прямо-таки «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт» (В. Галицкий). Она создала образ волевой, сильной натуры. Талантливо, с прочувственной и естественной грацией актриса сыграла Любушку в «Бедности не порок» А. Островского, создав замечательный ансамбль в эпизодах с Н. Пастуховым (Митя). Подлинным украшением стала Кудрявцева-Лизонька в спектакле «Пучина» А. Островского. Великолепными были и её Елена Андреевна, и Поля («Дядя Ваня», «Мещане» М. Горького), обаятельными детский врач Сомова и Галина («Печать доверия» Н. Архангельского, «Не называя фамилий» В. Минко). Правдивость, простота, необыкновенный лиризм окрашивали игру актрисы. Среди ролей – Таня («Её друзья» А. Арбузова), Анна Робчук («Под золотым орлом» Я. Галана). Покинув Тамбов в 1954 году, всю дальнейшую творческую жизнь Е.М. Кудрявцева связала Центральным театром Советской (ныне Российской) Армии в Москве, с 1956 по 2011 годы).

Пастухов Николай Исакович

(1923 - 2014) – актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1977).

Родился в Брянской области. Окончил студию при Центральном театре Советской Армии (1951) и начал актёрскую карьеру в труппе театра «Современник». Творческую деятельность продолжил в Тамбове под руководством В.А. Галицкого (1953 - 1957), заинтересовав коллег своим внешним обликом и неуёмным характером работы. Первая роль в Тамбовском театре – трактирный слуга в «Ревизоре» - была сыграна превосходно. Далее последовали: Митя («Бедность не порок» А. Островского), Родриго в Отелло У. Шекспира, где актёр «слепил образ богатого полудурка, которого Яго водил за нос, обещая приязнь Дездемоны». Интересны были его образы Герта Вилера, земледельца-колониста в пьесе К. Мюфка по роману «Тропою грома» П. Абрахамса, красноармейца Ивана Жаркого («Как закалялась сталь» Н. Островского), бродяги Иннокентия («Сердце не камень» А. Островского). Талантливо играл актёр в «Свадьбе с приданым» Н. Дьяконова (бригадир Орлов), в «Трёх годах спустя» Н. Вирты (Шандор Варра, сын начальника МТС), В «Золотой карете» Я. Галана (сержант Боб Фобер). В 1957 году Н.И. Пастухов вернулся в московский «Современник», а через год перешёл в Центральный театр Советской Армии. С 1970 года он стал постоянно сниматься в кино.

 

Озеров Николай Николаевич

(1922 - 1997) – актёр, спортивный комментатор Всесоюзного радио и телевидения (с 1950)

Народный артист РСФСР (1973),

заслуженный мастер спорта (1947), чемпион СССР по теннису (1940-1958).

Лауреат Государственной премии СССР (1982).

  Родился в Москве в семье выдающегося певца Большого театра Н.Н. Озерова. С детства увлекался спортом и одновременно театром. Окончил ГИТИС (1945), после чего был принят в труппу МХАТ.

В гастрольное лето 1956 года Озеров был приглашён в труппу Тамбовского драматического театра им. А.В. Луначарского. Он исполнял роль Кисельникова в «Пучине»А. Островского. Это была единственная большая роль Н.Н. Озерова в тамбовской труппе.В театре надолго он не задержался. Его увлекла деятельность спортивного комментатора на радио и телевидении.

Вторая половина XX века

В 70 – 80-е годы в театре им. Луначарского в подавляющем большинстве ставились пьесы советских драматургов, лишь немногие – по пьесам зарубежных и русских классиков. В спектаклях принимали участие столичные артисты. Среди них – Алла Тарасова, Василий Лановой. Несколько лет радовал тамбовских зрителей яркий талант Виктора Степанова.

Тарасова Алла Константиновна (1898 - 1973) – актриса. Народная артистка СССР (1937).

Герой Социалистического труда (1973), лауреат Сталинской премии (1941, 1946 – дважды, 1947, 1949).

Творческую жизнь начала в 1916 году во 2-й студии Московского Художественного театра. С 1924-го – актриса МХАТ. Среди ролей – Негина, Тугина («Таланты и поклонники», «Последняя жертва» А. Островского), Анна («Анна Каренина» по Л. Толстому), Аня, Соня, Маша («Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» А. Чехова), Мария («Мария Стюарт» Ф. Шиллера). Снималась в кинофильмах «Гроза», «Пётр Первый», «Без вины виноватые» и др. Вела большую общественную работу как депутат Верховного Совета СССР (1950 - 1962). Тамбовцы познакомились с блестящим талантом актрисы в 1970 году: вступала в Концертном зале филармонии вместе с народными артистами СССР А. Грибовым, П. Массальским, Б. Петкер. Играла сцены из пьес «Царская милость» К. Зидарова и «Без вины виноватые» А. Островского. В 1971 году (11, 12 и 13 марта) на сцене областного театра им. А.В. Луначарского актриса исполнила роль Кручининой в спектакле «Без вины виноватые» (режиссёр А. Иванов). Зрителей покорило обаяние, артистичность, удивительная одухотворённость игры. Выступление актрисы было воспринято тамбовцами как большой театральный праздник.

 

 

Степанов Виктор Фёдорович

(1947 - 2005) – актёр театра и кино.

Народный артист РФ (1995).

Родился в Северо-Курильске Сахалинской области. Окончил училище искусств в Ростове-на-Дону и в 1972 году режиссёрско-театральное отделение ТФ МГИК. В годы учёбы в Тамбове шло становление таланта актёра, формирование творческой индивидуальности. Виктор Фёдорович играл в Тамбовском драматическом театре им. А.В. Луначарского в 1972 – 1974 годах и с 1980 -по1990 годы. Здесь ярко проявил себя в постановках «Старший сын» и «Наваждение с гитарой» А. Вампилова (Бусыгин), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (Вожак), «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина (председатель колхоза Сагадеев), «Рядовые» В. Дударева (Дугин), «Что есть истина» (второе название «Губернатор») И. Елегечева (Бородин), «Саркофаг» В. Губарева (генерал МВД), «Последняя любовь Ходжи Насреддина» В. Константинова и Б. Рацера (главная роль), «Две стрелы» А. Володина и др.

Всеобъемлющее актёрское искусство В.Ф. Степанова было востребовано кинематографом. Артист снялся более чем в 50 фильмах. В 1994 году на фестивале «Созвездие» Степанов был назван лучшим актёром года.

В последние годы народный артист России жил в Киеве, работал на телевидении, поддерживал связи с Тамбовщиной.

 

Лановой Василий Семёнович

(1934) – актёр.

Народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской премии (1980).

Родился в Москве. Окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (1957), после чего вошёл в состав труппы Театра им. Евгения Вахтангова. Широкую популярность и любовь зрителей принесли актёру его работы в кино и на телевидении. Он показал героев сильных духом, с волевым характером, в героико-романтических и лирических красках. В их числе Павел Корчагин (в одноимённом фильме по роману «Как закалялась сталь» Н. Островского), Михаил Яровой («Любовь Яровая»), Иван Варавва («Офицеры»), полковник Костенко («Петровка, 38» и «Огарёва, 6»). Среди лучших – Анатоль Курагин («Война и мир»), Александр Вронский («Анна Каренина»), Шервинский («Дни Турбиных»).

Василий Лановой внёс лепту в культуру Тамбовщины. Искусством артиста восхищались тамбовцы в дни выступлений Василия Семёновича на сцене драматического театра им. А.В. Луначарского (8, 10, 11, 12 февраля 1981 г.). В ансамбле с труппой театра народный артист играл роль Сагадеева в спектакле «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина. В первый день спектакль был показан дважды, в другие - трижды.

 

 

Корифеи Тамбовской сцены

«Гордость тамбовской сцены» - говорят об Иване Никитовиче Марине. Несомненно, что актёр такого таланта украсил бы любую сцену страны.

Марин Иван Никитович (1905 - 1983) – актёр театра и кино. Народный артист СССР (1975), лауреат Сталинской премии (1952).

Редко кому из актёров выпадает столь счастливая творческая судьба, какую прожил Иван Никитич Марин. Сын служащих передвижной цирковой труппы из старинного городка Переславля-Залесского, молодой слесарь местной текстильной фабрики Иван Марин двадцатилетним юношей начал путь профессионального актёра. Судьба привела его в 1939 году в Тамбов, и на сцене нашего театра он работал 43 года. Разносторонний талант актёра позволял ему исполнять лирические, драматические, комедийные и сатирические роли, от мольеровского Тартюфа и Протасова из «Живого трупа» до главы рабочей семьи Василия Забродина в «Ленинградском проспекте» и колхозного пчеловода Прокопыча в пьесе тамбовского драматурга Дмитрия Девятова «В Лебяжьем», а всего Марин сыграл в Тамбове более двухсот ролей. Здесь он стал лауреатом Сталинской премии, Народным артистом СССР – единственным в труппе тамбовского театра завсю его историю.

Воктябре 1985 года на доме № 2а по улице Максима Горького, в котором с 1958 по 1982 год жил И.Н. Марин установлена мемориальная доска.

Рубцов Николай Николаевич (род. 21.09 1922 г) – актёр.

Заслуженный артист РСФСР (1983).

Родился в Тамбове. В 1944 году был принят в студию при Тамбовском драматическом театре, где уроки актёрского мастерства давал режиссёр А.Е. Ларионов.

Тогда же впервые сыграл в спектакле «Бессмертные» А. Арбузова и А. Гладкова. Затем работал в театре Великих Лук. В 1946 поступил на сцену Ленинградского ТЮЗа, совершенствовав актёрское мастерство. Вернувшись в Тамбов (1950), создал на его сцене десятки больших и малых разнохарактерных ролей в пьесах разных драматургов – от А. Островского и П. Кальдерона до своих современников – А. Вампилова, А. Галина. За 50 лет сценической жизни он талантливо сыграл Костылёва («На дне» М. Горького), дона Педро («С любовью не шутят» П. Кальдерона), Грознова, Константина, Чугунова («Правда – хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Волки и овцы» А. Островского), Хвощинского («Губернатор» И. Елегечева), Микеле («Филумена Мартурано» Э. де Филиппо), Аарне («Каменное гнездо, или женщины Нискавуори» Х. Вуолийоки,). Эти и другие герои, очень далёкие друг от друга, добрые или злые, милые или презираемые, но в интерпретации Рубцова всегда живые люди с присущими только им чертами, привычками, манерой ходить и мыслить. Н. Рубцов участвовал в спектакле «В Лебяжьем» Д. Девятова, отмеченном в 1952 году Государственной премией СССР. Среди лучших работ последних лет, по оценке критиков, - Фирс («Вишнёвый сад» А. Чехова), Мультик («Вечер» Г. Дударева), Чмутин («Ретро» А. Галина).

Литература

1. Белкин, А. Актёр старой школы [Текст] / Андрей Белкин// Тамб. жизнь. – 1996. – 27 июля.

О.Б.П. Шмите, актёре, заслуженном артисте Республики (1934)

2. Белкин, А. Актёрская династия Рыбаковых [Текст] / Андрей Белкин// Тамб. жизнь. – 2006. – 1 сент.

3. Белкин, А. Востребованность и доверие [Текст] / Андрей Белкин// Тамб. жизнь. – 2007. – 27 марта.

О Народном артисте СССР Ю.В. Шумском

4. Белкин, А. Звезда телеэкрана Валентина Леонтьева [Текст] / Андрей Белкин // Тамб. жизнь. – 2006. – 1 июля.

5. Белкин, А. Из провинции – в Александрин ку [Текст] / Андрей Белкин // Тамб. жизнь. – 1994. – 23 авг.

Актёр Чернов Александр Семёнович

6. Белкин, А. Он протестовал сме хом [Текст] / Андрей Белкин // Тамб. жизнь. – 2000. – 18 окт.

О корифее русской сцены Николае Карловиче Милославском.

7. Белкин, А.М. По страницам культурного прошлого [Текст]: краеведческие очерки / А.М. Белкин. – Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2005. – 132 с. – Из содерж.: Гиляровский Владимир Алексеевич. – С. 101-108.

8. Белкин, А.М. Тамбовский край навеки в сердце: краеведческие очерки [Текст] / А.М. Белкин. – Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2007. – 160 с. – Из содерж.:Негритянский трагик в русском провинциальном театре [Айра Олдридж]. – С. 31-33; Театральные дороги Марджанова[Константин Марджанов]. – С. 52-53; Давно не видели такой художественной игры» [Иван Москвин) – С. 90-91;Первая кинороль Ивана Марин» – С. 117- 119; Её полюбили миллионы зрителей» [Валентина Леонтьева]. – С. 125-128; «Театр – это вечный труд» [Татьяна Еремеева-Битрих]. – С. 132-137.

9. Галицкий, В. Записки периферийного главрежа [Текст]/В. Галицкий. - Тамбов, 2003. – 284 с. – Из содерж: А.Ф. Годлевский. – С. 90, 101, 109, 116, 123; И.В. Ильинский. – С. 140-141; Кудрявцева Екатерина Михайловна – С. 149, 152, 191, 192, 225; Мартинсон Сергей Александрович – С. 70-72; Озеров Николай Николаевич – С. 269-271; Пастухов Николай Исакович – С. 174, 177, 192, 196, 200, 220-221; Хенкин Владимир Яковлевич. – С. 127-132.

10. Горелов, А.А. Шли годы… [Текст]: хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом за период с 1636 по 1918 год /А.А. Горелов, Ю.К. Щукин. – Тамбов: Пролет. светоч, 2002. – 212 с. – Из содерж.:Олдридж А. – С. 67-68; Рыбаков Н.Х. – С. 82; Гиляровский В.А. – С. 83.

11. Горелов, А.А. Шли годы [Текст]: хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом за период с 1918 по 1941 год /А.А. Горелов, Ю.К. Щукин. – Тамбов, 2007. – 312 с. – Из содерж.:Давыдов В.Н. – С.65; Еремеева-Битрих Т.А. – С. 184, 208.

12. Долгушин, И.С. Хронология памятных дат и некоторых знаковых событий на Тамбовщине и в стране [Текст]: в 3-х т. / И.С. Долгушин. - Тамбов, 2010. - Т. 2, ч. 1. – Из содерж.: Рыбаков Николай Хрисанфович – С. 49-50.

13. Долгушин, И.С. Хронология памятных дат и некоторых знаковых событий на Тамбовщине и в стране [Текст]: в 3-х т. / И.С. Долгушин. - Тамбов, 2010. - Т. 2, ч. 2. – Из содерж.:Ванин Василий Васильевич – С.339-340; Гиляровский Владимир Алексеевич – С. 50; Качалов Василий Иванович – С. 51; Москвин Иван Михайлович – С. 42; Тарасова Алла Константиновна – С. 40.

14. Долгушин, И.С. Хронология памятных дат и некоторых знаковых событий на Тамбовщине и в стране [Текст]: в 3 т. / И.С. Долгушин. - Тамбов, 2010 – 584 с. – Т. 3, ч. 1. - Из содерж.:Еремеева-Битрих Татьяна Александровна – С. 182-183; Леонтьева Валентина Михайловна – С.388-389.

15. Ермаков, В. Ромео и Джульетта 1941-го [Текст] /В. Ермаков// Тамб. жизнь. – 2007. – 12 янв.

Еремеева -Битрих Т.А. на сцене Тамбовского театра

16. Историческое краеведение: история родного края [Текст]: уч. пособие для 7-9 кл. – Тамбов, 2007. – 304 с. - Из содерж.:[Н.Х. Рыбаков, В.А. Гиляровский, В.Н. Давыдов]. – С. 177.

17. Казьмина, Е.О. Созвездие «Тамбовская лира» [Текст]: справ. В 3 ч. Ч. 1 / Е.О. Казьмина, О.А. Казьмин. – Тамбов: Юлис, 2006. – 260 с. – Из содерж.: Ванин Василий Васильевич. – С. 55-56; Рубцов Николай Николаевич. – С. 80 – 81.

18. Казьмина, Е.О. Созвездие «Тамбовская лира» [Текст]: справ. В 3 ч. Ч. 1 / Е.О. Казьмина, О.А. Казьмин. – Тамбов, 2010. – 640 с. – Из содерж.: Актеры и режиссеры театра и кино. – С. 107-295.

19. Карманов, П.И. Путь исканий. Тамбовский театр с Державинских времён… [Текст] /П.И. Карманов. – Тамбов, 2011. – 200 с. – Из содерж.: Зарождение театра. - С. 12-15; В суровые годы войны. - С. 58-63; П. С. Мочалов. – С. 19-20; В.В. Самойлов. – С. 20; В.И. Живокини. –  С. 20-21; А.Олдридж. – С. 23; В.А. Гиляровский. – С. 25; В.Н. Давыдов. – С. 25-27; Н.Х. Рыбаков. – С. 26-27; Г.Н.Федотова. – С. 30; И.М. Москвин. – С.31; В.И. Качалов. – С. 31; Братья Адельгейм. – С. 31, 50; П.Н.Орленев. – С. 36; М.М. Петипа. – С. 39; В.В. Ванин. – С. 40-41; Т.А. Еремеева-Битрих. – С. 57, 61; В.М. Леонтьева. – С. 69-70; И.Н. Марин. – С. 145-146.

20. Карманов, П.И. Тамбовскому драматическому театру имени А.В. Луначарского – 175 лет [Текст] / П.И. Карманов. – Тамбов: Кн. изд-во, 1962. – 64 с. – Из содерж.: [П.С. Мочалов, Н.Х. Рыбаков, В.В. Самойлов, В.И.Живокини]. - С. 9-10, 11-12; [Американский трагик негр Айра Олдридж].- С. 13;Н.Х. Рыбаков.- С. 16-17;Г.Н. Федотова. - С. 17; Братья Адельгейм -С. 19;П.Н. Орленев. – С.19;Е.М. Кудрявцева. – С. 39;А. М. Незнамов]. – С. 34.

21. Матюшина, М. От фестиваля к фестивалю [Текст] / М. Матюшина // Тамб. жизнь. – 2007. – 22 мая.

Театральный фестиваль им. Н.Х. Рыбакова в Тамбове; биография знаменитого актёра

22. Матюшина, М. Чтобы снова быть [Текст] / М. Матюшина. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2014. – 436 с. – Из содерж.: Вечный театральный скиталец: [Н.Х. Рыбаков]. – С. 259-264; От Ивана Грозного до ветеринара Гусакова: [И.Н. Марин]. - С. 268-269; Достояние Тамбовщины: [Н.Н. Рубцов]. – С. 295 – 299; Неистовость таланта: [В.Ф. Степанов]. – С. 313-319.

23. Милованова, Е. Тамбовский эпизод из жизни Аллы Тарасовой [Текст] / Е. Милованова // Тамб. жизнь. – 2005. – 21 сент.

24. Особая энергетика азарта [Текст]: из воспоминаний Е. Кашириной // Тамб. курьер. – 2006. – 16 янв. – С.16.

Памяти актёра В.Ф. Степанова

25. Петров, А. «Золотая маска» провинциальных актёров [Текст] / А. Петров // Тамб. жизнь. – 2007. – 11 мая.

О Николае Хрисанфовиче Рыбакове

26. С четырёх сторон Росс ия [Текст]: Тамбовский край на карте страны. – Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2003. – 312 с. – Из содерж.:Ванин Василий Васильевич. – С. 225; Годлевский Александр Фёдорович. – С. 227; Давыдов Владимир Николаевич. – С. 227; Марин Иван Никитич. – С. 229; Рыбаков Николай Хрисанфович. – С. 230.

27. Славина, М. Неугасимый свет таланта [Текст] /М. Славина. – Тамб. жизнь. – 2007. – 13 июля.

О Викторе Фёдоровиче Степанове.

28. Смирнов, А. Театр и вся жизнь [Текст] / Александр Смирнов. - Тамбов: Юлис, 2005. – 424 с. – Из содерж.: Братья Адельгейм. – С. 36; А.Ф. Годлевский. – С. 249 – 257; Т.А. Еремеева-Битрих. – С. 69-71, 84-86, 230-248;И.В. Ильинский. – С. 100, 103, 244, 246-247;Е.М.Кудрявцева. – С. 100, 267;В.С.Лановой. – 149, 220;В.М. Леонтьева. – С. 100, 163, 267; И.Н.Марин –С. 264-269;С.А. Мартинсон. – С. 103; А.М. Незнамов. – С. 218-219; Н.И. Пастухов. – С. 100, 163, 267;Н.Х. Рыбаков. – С. 219-223; В.Я.Хенкин. – С. 97, 100; Б.П. Шмит. – С. 224-228; Ю.В. Шумский. – С. 80.

29. Степанов, В. «Я коренной тамбовчанин » [Текст] /Виктор Степанов. – Телесемь. – 2007. – 11-17 июня.

30. Тамбов в прошлом, настоящем и будущем [Текст]: материалы Всероссийской научн. конф., посвящ. 380-летию Тамбова. – Тамбов: ТПС, 2016. – 344 с. – Из содерж.: Сергей Мартинсон в «Бесприданнице» на тамбовской сцене. – С. 183-186.

31. Тамбовская энциклопедия [Текст]/гл. науч. ред. Л.Г. Протасов, сост. А.Н. Смирнов. – Тамбов: Юлис, 2004. – 704 с. – Из содерж.: Ванин Василий Васильевич. – С. 83; Гиляровский Владимир Алексеевич. – С. 128; Давыдов Владимир Николаевич. – С. 154;Еремеева-Битрих Татьяна Александровна. – С. 183; Леонтьева Валентина Михайловна – С. 300; Марин Иван Никитич. – С. 321; Москвин Иван Михайлович. – С. 355 – 356; Олдридж Айра. – С. 413;Рубцов Николай Николаевич. – С. 501; Рыбаков Николай Хрисанфович. – С. 503-504; В.Ф.Степанов. – С. 555; Федотова Гликерия Николаевна. – С. 634-635; Б.П.Шмит – С. 679.

32. Тамбовские даты. 1993 год [Текст]: рек. указ. лит. / сост. З.Ф. Александрова. – Тамбов, 1993. – 116 с. – Из содерж.: Татьяна Александровна Еремеева (Битрих) – С. 67-68; Владимир Алексеевич Гиляровский – С. 97.

33. Тамбовские даты. 1995 год [Текст]: рек. указ. лит. / сост. О. Л. Пенькова. – Тамбов, 1995. – 98 с. – Из содерж.: Иван Никитич Марин. – С. 19-20.

34. Тамбовские даты 199 6 [Текст]: рек. указ. лит./ сост. О.Л. Пенькова [и др.]. - Тамбов, 1996.- 96 с. – Из содерж.: Тамбовский областной драматический театр– С. 72-73.

К 210-летию со дня основания театра

35. Тамбовские даты. 1998 год [Текст]: рек. указ. лит. / сост. О.Л. Пенькова – Тамбов, 1998. – 110 с. – Из содерж.: Василий Васильевич Ванин.– С. 19-20.

36. Тамбовские даты. 2006 год [Текст]: календарь знам. и памятных дат по Тамбовской области / сост. И.Н. Гнеушева. – Тамбов, 2005. – 110 с. – Из содерж.: Константин Николаевич Рыбаков. – С. 86-87.

37. Тамбовские даты.2007 год [Текст]: календарь знам. и памятных дат по Тамбовской области / сост. С.В. Булыгина [и др.]. – Тамбов: Пролет. светоч, 2006. – 150 с. – Из содерж.: Виктор Фёдорович Степанов. – С. 91-93.

38. Тамбовские даты. 2013 год [Текст]: библиогр. календарь-справ. / сост. Н.Н. Трусова, Е.О. Окорокова – Тамбов, 2012. – 304 с. – Из содерж.: Валентина Михайловна Леонтьева – С. 202-206.

Именной указатель

Адельгейм, братья Роберт Львович и Рафаил Львович–

18, 19, 20, 28

Ванин Василий Васильевич – 13, 17, 19, 26, 31, 35

Гиляровский Владимир Алексеевич – 7, 10, 13, 16, 18,

19, 31, 32

Годлевский Александр Фёдорович – 9, 26, 28

Давыдов Владимир Николаевич– 11, 16, 18, 19, 26,

31

Еремеева–Битрих Татьяна Александровна – 8, 11, 14,

15, 19, 28, 31, 32

Живокини Василий Игнатьевич– 18, 19, 20

Ильинский Игорь Владимирович– 9, 18, 28

Качалов Василий Иванович – 13, 18, 19

Кудрявцева Екатерина Михайловна– 9, 18, 20, 28

Лановой Василий Семёнович– 18, 28

Леонтьева Валентина Михайловна - 4, 8, 14, 18, 19,

28, 31, 38

Марджанов Константин Александрович – 8, 18

Марин Иван Никитич – 8, 18, 19, 22, 26, 28, 31, 33

Мартинсон Сергей Александрович– 9, 18, 28, 30

Милославский Николай Карлович – 6, 18

Москвин Иван Михайлович – 8, 13, 18, 19, 31

Мочалов Павел Семёнович– 18, 19, 20

Незнамов Абрам Михайлович– 18, 20, 28

Озеров Николай Николаевич– 9, 18

Олдридж Айра – 8, 10, 19, 20, 31

Орленев Павел Николаевич– 18, 19, 20

Пастухов Николай Исакович– 9, 18, 28

Петипа Марий Мариусович– 18, 19

Рубцов Николай Николаевич – 17, 18, 22, 31

Рыбаков Константин Николаевич – 2, 18, 36

Рыбаков Николай Хрисанфович – 2, 10, 12, 16, 18, 19,

20, 21, 22, 25, 26, 28, 31

Савина Мария Гавриловна - 18

Садовский Пров Михайлович - 18

Самойлов Василий Васильевич – 18, 19, 20

Степанов Виктор Фёдорович – 18, 22, 24, 27, 29, 31,

37

  Тарасова Алла Николаевна – 13, 18, 23

  Ужвий Наталия Михайловна - 18

Федотова Гликерия Николаевна– 18, 19, 20, 31

Хенкин Владимир Яковлевич– 9, 18, 28

Чернов Александр Семёнович – 5, 18

Шмит Борис Петрович - 1, 18, 28, 31

Шумский Юрий Васильевич – 3, 18, 28

 

Содержание

Обращение к читателю …………………………………….. 3

Возникновение театра в Тамбове ……………………..... 4 – 5

Первая половина XIXвека ………………………………… 5 – 11

  Садовский Пров Михайлович ………………………. 6

  Мочалов Павел Степанович …………………………. 7

  Рыбаков Николай Хрисанфович …………………… 8 – 9

  Самойлов Василий Васильевич …………………….. 9 – 10

  Живокини Василий Игнатьевич …………………. 10 – 11

Вторая половина XIXвека ……………………………….. 11 – 21

  Олдридж Айра …………………………………………. 12 – 13

  Милославский Николай Карлович ……………….. 13 - 14

Гиляровский Владимир Алексеевич …………….. 14

  Давыдов Владимир Николаевич …………………. 15

  Рыбаков Константин Николаевич …………………16 – 17

  Чернов Александр Семёнович ………………………17

  Савина Мария Гавриловна ………………………… 18 – 19

  Федотова Гликерия Николаевна ………………….19 – 20

  Москвин Иван Михайлович ……………………….. 20 – 21

Начало XXвека ……………………………………………… 22 – 26

  Адельгейм, братья: Роберт и Рафаил Львовичи 22 – 23

  Орленев Павел Николаевич ……………………….. 23 – 24

  Марджанов Константин Александрович ………. 24 – 25

  Качалов Василий Иванович ……………………….. 25 – 26

Тамбовский театр в первые годы Советской власти 26 – 29

  Петипа Марий Мариусович ……………………….. 27

  Ванин Василий Васильевич ……………………….. 27 – 28

  Ильинский Игорь Владимирович ………………… 28 – 29

В суровые годы войны ……………………………………. 29 – 38

  Годлевский Александр Фёдорович ………………. 30 – 31

  Еремеева-Битрих Татьяна Александровна ……. 31 – 34

  Незнамов Абрам Михайлович …………………….. 34 – 35

  Шмит Борис Петрович ……………………………… 35-36

  Ужвий Наталия Михайловна ……………………… 36 – 37

  Шумский Юрий Васильевич ……………………… 37 – 38

Театр в послевоенные десятилетия …………………… 38-44

Леонтьева Валентина Михайловна ………………. 38 – 40

  Хенкин Владимир Яковлевич …………………….. 40 – 41

  Мартинсон Сергей Александрович ……………… 41 – 42

  Кудрявцева Екатерина Михайловна ……………42

  Пастухов Николай Исакович ………………………43

  Озеров Николай Николаевич ……………………… 44

Вторая половина XXвека ……………………………….. 44- 47

  Тарасова Алла Николаевна ………………………… 45

  Степанов Виктор Фёдорович ……………………… 46

  Лановой Василий Семёнович ……………………… 47

Корифеи Тамбовской сцены …………………………….. 48-49   Марин Иван Никитович ……………………………. …….48

  Рубцов Николай Николаевич ……………………… 49

Литература …………………………………………………… 50 – 56

Именной указатель ………………………………………… 56 - 57

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.