В суровые годы Великой войны — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

В суровые годы Великой войны

2021-06-24 36
В суровые годы Великой войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начавшаяся Великая Отечественная война круто изменила жизнь страны. С первых же дней артисты театра имени Луначарского начали выступать с отрывками из спектаклей и концертными номерами в воинских частях, на призывных пунктах на вокзале. Театр был нужен для того, чтобы в бойцах Красной Армии и тех, кто завтра встанет в её ряды, пробуждать твёрдость духа, мужество, уверенность в победе. В эти годы на сцене провинциального театра выступали Т. Еремеева-Битрих, А. Годлевский, В. Леонтьева, А. Незнамов, Н. Ужвий, Б. Шмит, Шумский.

Годлевский Александр Фёдорович (1912 - 1980) – актёр. Заслуженный артист РСФСР.

  Родился в Симферополе в семье ремесленника. Школьный драмкружок и студия при городском театре – первые ступени постижения А.Ф. Годлевским актёрского искусства. Профессиональная деятельность началась с эпизодических ролей во вспомогательном и основном составах Симферопольского театра, затем работа продолжилась в Донецком, Благовещенском драматических театрах. С 1937 года Александр Фёдорович служил в Тамбовском драматическом театре им. А.В. Луначарского, отдав его служению двенадцать лет. Здесь одна из первых ролей – Калаф в «Принцессе Турандот» К. Гоцци – имела шумный успех и принесла артисту признание зрителей. Став ведущим актёром театра, исполнил весь его героико-романтический репертуар. Среди значительных работ А.Ф. Годлевского: пылко влюблённый Ромео («Ромео и Джульетта У. Шекспира»), блещущий умом Чацкий («Горе от ума» А. Грибоедова), «поразительно воздушный» Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя), очаровательный вертопрах Ветринский («Лев Гурыч Синичкин Д. Ленского»). С потрясающей силой трагизма А.Ф. Годлевский сыграл роль царевича Алексея в спектакле «Пётр Первый» А. Толстого. С началом войны связано рождение спектакля «Давным-давно», где блистательной Еремеевой-Битрих – Шуре Азаровой вполне соответствовал взбалмошный, пылкий, несколько самовлюблённый поручик Ржевский, воплощаемый Годлевским. Спектакль не сходил со сцены почти до конца войны, выдержав немыслимое для провинции число представлений.Не менее яркими были Мешем («Стакан воды» Э. Скриба), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Пётр («Последние М. Горького»), Фёдор Таланов («Нашествие» Л. Леонова), Сергей Тюленин («Молодая гвардия» А. Фадеева). В каждой роли артист выявлял своё особое умение раскрывать разные стороны своего таланта, главными из которых были эмоциональность. темперамент, изящество. Зрительская любовь к артисту была поистине фантастической. Последней работой А.Ф. Годлевского на тамбовской сцене стала роль Артура в спектакле «Овод» Э. Войнич. С 1950 года актёр служил в течение тридцати лет в Калининском драматическом театре.

Еремеева - Битрих Татьяна Александровна

(1913 - 2012). Выдающаяся актриса

XXвека.

Родилась в Астрахани в семье учёного-лесовода. Окончила студию при театре рабочей молодёжи. Творческий путь начала в театре Белорецка, продолжила в Великом Устюге, Севастополе, Могилёве, Рязани. С 1937 по 1944 годы она радовала своим творчеством тамбовских зрителей. Первой большой работой актрисы в Тамбове стал образ Луизы Миллер в трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Большой успех завоевала Татьяна Битрих в роли Абигайль в «Стакане воды» Скриба. «Наш «Стакан воды» был прелестный спектакль. Он был отмечен высоким вкусом и тщательной разработкой», - писала она. Битрих работает много, список её ролей расширяется. Лиза в «Горе от ума», десятиклассница Люба в «Весеннем смотре» Шваркина, Джен в трагедии Виктора Гюго «Мария Тюдор».

И вот настала очередь китайской принцессы Турандот в сказке Гоцци, ставшей одной из любимой ролей Битрих. Спектакль сразу полюбили и тамбовские зрители, а для актрисы он стал «первым праздником в театре». Она ощущала себя в нём раскованной и счастливой. Наступил лучший период творческой жизни Битрих.

Вслед за «Принцессой Турандот» главный режиссёр театра Лев Эльстон ставит «Ромео и Джульетту». Шекспира. Новый спектакль с участием Битрих в роли Джульетты имеет невиданный успех, становится событием в городе. Эта постановка выдвинула Тамбовский театр в число лучших периферийных театров страны.

Блистательным партнёром Битрих был красивый, темпераментный, обаятельный Александр Годлевский – Фердинанд, Калаф, Ромео. Их дуэт завоевал в Тамбове поистине легендарную популярность.

И вот в мирную жизнь ворвалась грозная война. Театр в Тамбове продолжал работать. И странное дело: в трагические военные дни интерес к спектаклям не только не снижался, но даже возрос. Герои Шекспира, Шиллера или Гоцци по-прежнему волновали зрителей. Но театр ощущал потребность откликнуться на героические события, на патриотические чувства, вызванные войной. На сцене Тамбовского театра была поставлена комедия А. Гладкова «Давным-давно», посвящённая событиям войны с Наполеоном в 1812 году. Центральную роль «кавалерист-девицы» Шуры Азаровой с успехом исполняла Татьяна Битрих.

Война не пощадила и Тамбовский театр. Актриса рассказывала, что фашистской бомбой была разрушена часть здания, вышло из стоя отопление. Разбитую часть зала забивали фанерой и досками, театр не отапливался, и зрители сидели в шубах и аплодировали в варежках. Вот как вспоминала актриса первую военную зиму: «Тамбов был перенаселён эвакуированными и воинскими частями. Билетов не хватало. И наш коллектив принял решение играть по субботам два спектакля, а в воскресенье – три. Сбор же с понедельничного спектакля (нашего выходного) мы отдавали на строительство самолёта «Тамбовский театр» (такой самолёт был построен. Было очень тяжело. Ответственность за своё дело – вот что давало силы)». В промёрзшем, полуразрушенном театре Битрих выходила на сцену в лёгком крепдешиновом платье Турандот или в сцене смерти Джульетты несколько минут лежала неподвижно, покрытая лёгким тюлем.

Перенося все тяготы военных лет, Татьяна Битрих при этом создавала яркие, живые образы на сцене, заставляя зрителей смеяться, порой смахивать непрошенную слезу, сочувствовать, восхищаться, переживать, задумываться об увиденном.

Т.А. Еремеева создала целую галерею характеров своих современниц в пьесах советских авторов: Люба («Весенний смотр» В. Шкваркина), Ксения («Разлом» Б. Лавренёва), Варя и Лиза («Парень из нашего города», «Жди меня» К. Симонова), Машенька (одноименная пьеса А. Афиногенова), Люба («Домик в Черкизове» А. Арбузова) и др.

В Тамбове Битрих стала не просто профессиональной актрисой, а зрелым мастером, о котором заговорили в столице. В 1944 году её приглашают играть на сцене Малого театра в Москве, где проработала 60 лет она. Не без мучительных колебаний актриса покидает ставший ей дорогим Тамбов, любимый театр, несмотря на все трудности и лишения военного времени, немало высоких и подлинных творческих радостей. Позже Битрих называла Тамбов «своей артистической родиной». Актриса не прерывала связей с Тамбовом: присылала материалы для областной газеты. В 1990 году Татьяна Александровна приезжала в город своего творческого мужания на встречу с почитателями её таланта. В 2008 году на региональном фестивале театров им. Н.Х. Рыбакова в Тамбове 95-летняя актриса в составе труппы Малого театра сыграла роль Глафиры в спектакле «Волки и овцы» А. Островского, провела творческую встречу со зрителями. В 2009-м году была почётным членом жюри третьего фестиваля им. Н.Х. Рыбакова. Губернатор О.И. Бетин наградил Т.А. Еремееву Почётным знаком «За заслуги перед Тамбовской областью».

 

Незнамов Абрам Михайлович (1887- 1953) – актёр и режиссёр.

 Родился в Москве. По образованию врач. На тамбовскую сцену А.М. Незнамов пришёл блестящим мастером комедии, с ценнейшим опытом, но пожилым человеком. В 1920-х годах он выступал со знаменитыми Н.М. Радиным и К.А. Зубовым, Е.М. Шатровой и М.М. Блюменталь-Тамариной в бывшем Московском театре Ф.А. Корша. В Тамбове Абрам Михайлович работал в 1937 – 1945 годах как основной режиссёр и актёр. Тамбовскому зрителю Незнамов запомнился «как великолепный артист, мастер тонких, прозрачных красок…у него было органическое умение жить в роли без педалей, с той затратой сил, какая нужна была в данном отрезке пьесы» (Т. Битрих-Еремеева). Лучшими ролями Незнамова стали: блистательный дипломат, мастер политической интриги лорд Болингброк в «Стакане воды» Е. Скриба, опустошённый стареющий ловелас Цыганов в «Варварах» М. Горького, скрытный, злобный и очень вальяжный внешне Нарзулаев в «Павле Грекове» Б. Войтехова и Л. Ленча.

А.М. Незнамов проявил себя и как превосходный театральный педагог: учил молодых актёров умению «откладывать осмысленные впечатления в творческую копилку», воспитывал в них художественный вкус. Взрастил целую плеяду артистов, в частности, он способствовал расцвету таланта народной артистки России Т.А. Битрих-Еремеевой.

 

Шмит Борис Петрович

(1867 - 1951) – актёр.

Заслуженный артист Республики (1934).

  Родился в Одессе в семье банковского служащего. С детства влюбленный в театр и мечтавший стать артистом, окончил гимназию, по велению отца обучался в морском училище. Служил на флоте. Во время учёбы участвовал в драматическом кружке. Позже продолжал играть на любительской сцене, проходя морскую службу в Одессе, Николаеве, Севастополе. В 1904, оставив флот, дебютировал в Петербургском Новом театре, труппу которого возглавлял знаменитый М. Бородай. Сблизился с мастерами сцены В.Ф. Комиссаржевской, М.Г. Савиной, В.Н. Давыдовым. Общение с ними и самообразование стали для Б.П. Шмита школой актёрского искусства. С 1906 года начались скитанияпо провинциальным театрам городов Вильно, Риги, Киева, Саратова, Воронежа, Харькова, Иркутска, Омска и др. Играл в спектаклях всех жанров: от водевиля и фарса до трагедии. Его послужной список за три десятка лет вырос до 500 ролей. В 1937-м году Б.П. Шмит приехал в Тамбов. Художественным руководителем вновь созданного стационарного театра назначен был известный в провинции режиссёр Л. Эльстон. Борис Петрович только что получил звание заслуженного артиста Республики, был самым почитаемым актёром Уральского рабочего реалистического театра, основанного Эльстоном, он сразу же откликнулся на его приглашение. С 1937 года Шмит - ведущий артист Тамбовской драмы. На сцене драматического театра им. А.В. Луначарского он выступал до конца жизни. Первая роль в Тамбове – профессор Горностаев в «Любови Яровой» К. Тренёва. Далее впечатляюще создал образы Кулигина («Гроза» А. Островского), дона Альвареца («Испанцы» М. Лермонтова), графа Лудовико («Собака на сене» Лопе де Веги), Лоренцо в легендарном спектакле Л. Эльстона «Ромео и Джульетта». Артисту были «присущи такт большого художника и чутьё интеллигента», умение талантливого лицедея «рельефно обнажать характер играемого героя».

 

Ужвий Наталия Михайловна

(1898 - 1986) – актриса. Народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973), лауреат Сталинской премии (1946, 1949, 1951).

 

Родилась в городе Любомле на Волыни (Украина). С 1918 года участвовала в любительских спектаклях. Профессиональную сценическую деятельность начала в 1922 году в Киевском театре имени Т. Шевченко, затем играла в Одессе (1925), в Харькове (1926 - 1935). С 1936 года – в труппе Украинского театра им. И. Франко в Киеве. Среди лучших ролей: Анна («Украденное счастье» И. Франко), Оксана и Наталья Ковшик («Гибель эскадры», «Калиновая роща» А. Корнейчука), Варька («Бесталанная» И. Карпенко-Карыго), Сюзанна («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Беатриче («Много шума из ничего» У. Шекспира), Кручинина и Тугина («Без вины виноватые», «Последняя жертва» А. Островского), Раневская («Вишнёвый сад» А. Чехова). С 1926-го снималась в кино, создала впечатляющие образы украинских женщин, их возвышенный духовный мир. В составе труппы Киевского театра имени И. Франко в годы Великой Отечественной войны (в эвакуации) выступала на тамбовской сцене (сезон 1941/42) в спектаклях «Платон Кречет» А. Корнейчука,

«Украденное счастье» И. Франко, «Ой, не ходи, Грицю, та на вечерницi» М. Старицкого. Наталия Михайловна участвовала в концертной бригаде по обслуживанию воинских частей и раненых в госпиталях.

 

Шумский Юрий Васильевич

(1887 - 1954) – актёр. Народный артист СССР (1944), лауреат Сталинской премии (1950, 1951).

Родился в Тирасполе. В 1917 году Шумскийорганизовал вХерсоне драматический театр. С 1925-го он – актёр Одесского украинского театра, с 1934-го – Киевского драматического театра им. Ив. Франко. Среди сыгранных ролей – Галушка, Платон Кречет, Богдан Хмельницкий («В степях Украины», «Платон Кречет», «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука). Борис Годунов (одноимённая драма А. Пушкина), Городничий («Ревизор» Н. Гоголя), Филипп («Дон Карлос» Шиллера), Генерал Ватутин (одноимённая драма Л. Дмитерко) и др. Выступал как режиссёр. Снимался в кино (с 1926).

В составе труппы Киевского театра имени И. Франко в годы Великой Отечественной войны (в эвакуации) Юрий Шумский играл на тамбовской сцене (сезон 1941/1942), участвовал в концертной бригаде по обслуживанию воинских частей и раненых в госпиталях.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.