Дороги местного значения (муниципальные) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Дороги местного значения (муниципальные)

2021-06-24 101
Дороги местного значения (муниципальные) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учимся «читать» дороги

 

Согласно федеральному закону №257, автомобильные дороги России делятся по значению:

  • федеральные трассы
  • региональные дороги
  • местные (муниципальные) дороги
  • частные автомобильные дороги.

Федеральные трассы

Бесплатные дороги федерального значения находятся в ведении Росавтодора. Все они имеют учётные номера с одной из трёх литер:

  • М — для федеральных трасс, соединяющих Москву с центрами субъектов или столицами иностранных государств
  • Р — для федеральных и региональных дорог, соединяющих административные центры субъектов РФ
  • А — для федеральных и региональных дорог, являющихся подъездами к крупным транспортным узлам

 

Подведомственная Росавтодору дорожная сеть имеет общую протяжённость более 50 000 км.

Структура Федерального дорожного агентства включает несколько десятков подведомственных учреждений (ФКУ). Они занимаются управлением федеральными трассами в разных регионах.

В Удмуртской Республике: трасса –М-7 «Волга», ФКУ Упрдор «Прикамье».

 

Региональные трассы

Региональные трассы находятся в зоне ответственности властей субъектов.

В Удмуртской Республике это Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР и КУ УР «Управтодор».

Подведомственная Миндортрансу УР дорожная сеть имеет общую протяжённость 5907 км. Полный список региональных трасс размещен на сайте регионального дорожного ведомства в разделе Отрасли министерства» Дорожное хозяйство» Список дорог и мостов.

На территории Удмуртии также есть платный участок автодороги регионального значения протяженностью 15 км, составляющий подходы к Камскому мосту. Этот участок дороги находится в ведении ООО «РИК».

Дороги местного значения (муниципальные)

Дороги внутри населенных пунктов входят в состав улично-дорожной сети муниципальных образований, и за их ремонт и обслуживание отвечают муниципальные администрации.

 

 

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ДОРОГА

Автомобильная дорога напоминает слоеный пирог, который выполняет важную задачу – перераспределяет нагрузку от движущихся автомобилей на грунт. Залогом долговечности всего «пирога» является основание дороги.

Толщина насыпного слоя щебня напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Щебень тщательно утрамбовывается катком, после чего стелется еще один слой. Для повышения качества используется вода, которой смачиваются слои. Чем лучше промочено и утрамбовано основание, тем надежнее будет конструкция. Во избежание образования колеи, присадок и других дефектов основание дорожной одежды армируют и разделяют на слои. Для этого применяют геотекстиль и пластиковые георешетки, которые предотвращают смешивание слоев, отводят влагу от полотна.

 

Перед началом укладки асфальтобетонной смеси поверхность основания обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией, затем асфальт выгружают, распределяют и уплотняют катками. Толщина асфальтового слоя, как и в случае со щебнем, напрямую зависит от предполагаемых нагрузок.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОГАМ

 

Какими должны быть дороги, регламентировано в ГОСТ Р 50597-2017.

РОВНОСТЬ ПОКРЫТИЯ является важным транспортноэксплуатационным показателем.

Ровность подразделяют на продольную и поперечную. Для ее оценки используют различные показатели и приборы. Например, для оценки продольной ровности используют показатель ровности по ПКРС-2У или показатель ровности по толчкомеру, а также просвет под трехметровой рейкой и амплитуду, определяемую продольным нивелированием.

Поперечную ровность или глубину колеи оценивают просветом под двух- или трехметровой рейкой.

 

СЦЕПЛЕНИЕ С ДОРОГОЙ

 

Коэффициент сцепления напрямую зависит от шероховатости поверхности, которая представляет собой совокупность неровностей на дорожном покрытии. Шероховатость обеспечивает сцепные качества автомобильного колеса в результате взаимодействия неровностей с шинами. Чем выше показатель шероховатости, тем лучше сцепление с дорожным покрытием.

 

 

НАРУШЕНИЯ И ДЕФЕКТЫ

Есть дефекты устранимые и неустранимые. Во втором случае речь идет о том, что асфальтобетон настолько разрушен, что нет смысла его ремонтировать, нужно полностью заменять полотно. К устранимым повреждениям относятся незначительные дефекты так называемой дорожной одежды, которое можно устранить без глобального вмешательства.

 

1. Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.

2. Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.

3. Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.

4. Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.

Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:

ПРОСАДКА — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями;

Причины возникновения: дефект в основании дорожной одежды – например, промоины, пучины, заиливание оснований, что приводит к деформации покрытия.

Способы устранения: локальная замена основания на выбранном участке и последующее устройство новой дорожной одежды. Если просадки многочисленны, на дороге производится устройство поперечных прорезей, которые заполняются щебнем крупной фракции. Такие прорези обеспечивают водоотвод с проезжей части или земляного полотна. Дополнительно производится очистка продольных водоотводных канав для понижения уровня поверхностных вод.

· КОЛЕЯ — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката;

· Причины возникновения: несоответствие несущей способности дорожной одежды нагрузке, воспринимаемой от автомобилей, слабое дорожное основание

· Способы устранения:

ВИДЫ РЕМОНТА ДОРОГ

Дорожные работы в основном проводят в сухую, теплую погоду, если это не касается аварийных ситуаций. В период эксплуатации дороги выделяют следующие типы действий:

  • содержание дороги;
  • текущий ремонт;
  • средний ремонт;
  • капитальный дорожный ремонт.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГИ

Дорожно-ремонтные работы по содержанию группируют по сезонам, следующим образом:

  • зимние, заключающиеся в борьбе с гололедом, чистке от снежных наносов;
  • весенние, связанные с устранением последствий зимнего периода;
  • летние, обеспечивающие лучшее качество движения;
  • осенние по подготовке к зимнему периоду.

Этот комплекс действий проводится в течение всего года для обеспечения безопасности на дороге.

 

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ

Осуществляют такое исправление дорожного покрытия каждый год. В его целях устранение мелких разрушений, неполадок, деформаций полотна, системы водоотведения, дорожной одежды для профилактики развития более серьезных последствий. Сюда же включают очистку сооружений от пыли, грязи, остатков материалов.

 

СРЕДНИЙ РЕМОНТ

В этом случае проводят целый комплекс работ раз в несколько лет. Сюда можно отнести следующие действия: восстановление грунтовых, щебеночных покрытий и их выравнивание, возмещение и устройство слоев износа, перемощение неисправных участков мостовых, укрепление откосов, обочин полотна.

В период среднего ремонта проводят частичное несложное исправление тротуаров, ограждений, замену дорожных знаков.

 

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

При капитальном ремонте производят полную замену или восстановление изношенных, аварийных сооружений и покрытий. Здесь предусмотрены работы по переустройству и усовершенствованию отдельных дорожных элементов в целях повышения их устойчивости, прочности. В капитальный ремонт включают перестройку мостов, строительство тоннелей, вентиляционных шахт для них, подпорных стенок, установку улучшенной дренажной системы, восстановление поверхностной системы водоотведения, устройство новых бордюров, укрепительных полос, усиление и уширение дорожной одежды.

Кроме того, проводится укладка свежего асфальта, перед которой срезают старый верхний слой, выравнивают поверхность дорожного покрытия, латают ямы, трещины. Любые ремонтные работы приводят к общему урегулированию безопасности, качества движения, поэтому необходимо своевременное устранение неполадок и сохранение эксплуатационных свойств земляного полотна и дорожных сооружений.

 

УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ

Полная замена полотна

Подразумевает, что еще раз проводятся все необходимые исследования трассы, проверяется соответствие нормативам и находятся ошибки, которые были допущены ранее.

Важным этапом являются исследования грунта, включая подробное изучение состава подстилающего слоя. Оборудуется новый подстилающий слой, укладывается новая дорожная.

Ямочный ремонт

ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ИЛИ САНАЦИЯ ТРЕЩИНв асфальтобетонном покрытии — это комплекс технологических операций обеспечивающих качественную заделку швов и трещин полимерными или резинобитумными ремонтными составами.

Нерабочие мелкие трещины и стыковочные швы допускается санировать без расшивки при помощи стыковочных битумно-полимерных полос, специально предусмотренных для такого вида работ.

Как это делается:

· очистка и продувка полости трещины сжатым воздухом;

· раскладывание рулона вдоль трещины;

· удаление с внутреннего слоя ленты защитной пленки;

· прогрев клейкой стороны пластыря строительным феном или газовой горелкой до температуры 130—140°С.

· фиксация ремонтной полосы по оси разрыва;

· присыпка наклеенной ленты мелким песком.

В остальных случаях для заделки трещин применяются холодные или горячие ремонтные смеси.

Как проводится санация трещин (до 5 мм) жидкими герметиками:

· очистка сжатым воздухом полости разрыва;

· прогрев трещины до температуры не ниже 80°С;

· заполнение поврежденного участка готовой мастикой или битумной эмульсией;

· просушка уложенной смеси.

Средние и широкие полости шириной 5-20 мм, с повреждением кромок в границах 25-50 %, предварительно разделывают фрезой с целью создания достаточного размера камеры для мастики в верхней части трещины. Для создания оптимальных условий для работы герметика, ширина и глубина обработанного разрыва должна отвечать пропорциям 1:1–1:5.

 

МАТЕРИАЛЫ

Асфальтобетон — смесь битумного вяжущего и минеральных материалов. Он делится на три основных типа:

Щебёночно-мастичный асфальтобетон – ЩМА.
Самый износостойкий и долговечный вид асфальтобетонного покрытия. Используется на дорогах с интенсивным трафиком движения – федеральные трассы, центральные улицы городов (Ижевск). Битумное вяжущее смешивается с щебнем крупной фракции, минеральным порошком, песком (5-15%) и стабилизирующей добавкой.

Гравийный.
Стандартный тип асфальтобетона, чаще всего применяется на слабо загруженных дорогах и городских улицах. Битумное вяжущее смешивается с гравием и песком

Песчаный.
Самый простой и недорогой тип асфальтобетона. Подходит для покрытия во дворах и устройства объездных дорог. Битумное вяжущее смешивается с песком крупной фракции

В России на федеральных трассах применяется и цементобетон. Это прочный и долговечный материал, однако достаточно дорогой. При этом технология укладки предъявляет повышенные требования к качеству исходных материалов, рецептурному подбору смеси, технике и оборудованию, квалификации сотрудников. Участки с таким покрытием есть на трассах Р-22 «Каспий», Р-254 «Иртыш» и др.

 

 


ИСКУСТВЕННЫЕ НЕРОВНОСТИ

 

Искусственные неровности (ИН) устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением. ГОСТ 52605-2006 п.6

НОВЫЕ ГОСТы

С 1 июня 2020 года начал действовать новый ГОСТ Р 58406.2-2020«Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия». Новый норматив пришел на смену старому стандарту - ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», который полностью прекратит свое действие с 1 июня 2023 года. В чем принципиальные отличия?
По старому ГОСТу асфальт мог быть только пяти типов: А, Б, В, Г и Д в зависимости от содержания в смеси щебня или гравия (для А, Б, В) и песка (для Г и Д). Помимо этого асфальтовая смесь делилась на типы - I, II и III, в зависимости от того, какими характеристиками и показателями должна была обладать полученная смесь.

Новый ГОСТ предполагает классификацию асфальта по другим параметрам. Асфальт будет состоять из тех же компонентов, но их пропорции будут подобраны совершенно по-другому, с учетом климатических условий, транспортной нагрузки и геологических изысканий.
1) В зависимости от номинально максимального размера применяемого минерального заполнителя (смесь из щебня, песка и минерального порошка) он может быть следующих типов: А32, А22, А16, А11, А8 и А5.
2) В зависимости от слоя, куда пойдет смесь, ее подразделяют на виды: О (основание), Н (нижний слой) или В (верхний слой).
3) В зависимости от условий дорожного движения смеси подразделяют на: Л – смеси для дорог с легкими условиями движения, Н − смеси для дорог с нормальными условиями движения и Т − смеси для дорог с тяжелыми условиями движения.
Пример: смесь А16 НН может использоваться в качестве нижнего слоя покрытия на дорогах с нормальными условиями движения. Смесь будет содержать щебень максимального размера в 16 мм.
Также изменения коснулись методик контроля качества. По ГОСТу 58401.5 существует два вида контроля качества при производстве смесей: приемо-сдаточный контроль и периодический контроль. К приемо-сдаточному контролю относят такие показатели, как температура отгрузки, количество воздушных пустот, гранулометрический состав смеси, количество вяжущего и максимальная плотность. К периодическому контролю относятся, пустоты в минеральном заполнителе, пустоты, наполненные битумным вяжущим, стойкость к колееобразованию и водостойкость. Качество уплотнения асфальтобетона определяют по содержанию воздушных пустот в вырубках (кернах).
До 2023 года можно закладывать в техзадание асфальт по старым ГОСТам. Во многих, пока не реализованных проектах, уже заложены старые смеси, именно они прошли экспертизу, поэтому новый асфальт там появиться не может. В новое строительство чаще уже закладывают асфальт по новым ГОСТам.

Учимся «читать» дороги

 

Согласно федеральному закону №257, автомобильные дороги России делятся по значению:

  • федеральные трассы
  • региональные дороги
  • местные (муниципальные) дороги
  • частные автомобильные дороги.

Федеральные трассы

Бесплатные дороги федерального значения находятся в ведении Росавтодора. Все они имеют учётные номера с одной из трёх литер:

  • М — для федеральных трасс, соединяющих Москву с центрами субъектов или столицами иностранных государств
  • Р — для федеральных и региональных дорог, соединяющих административные центры субъектов РФ
  • А — для федеральных и региональных дорог, являющихся подъездами к крупным транспортным узлам

 

Подведомственная Росавтодору дорожная сеть имеет общую протяжённость более 50 000 км.

Структура Федерального дорожного агентства включает несколько десятков подведомственных учреждений (ФКУ). Они занимаются управлением федеральными трассами в разных регионах.

В Удмуртской Республике: трасса –М-7 «Волга», ФКУ Упрдор «Прикамье».

 

Региональные трассы

Региональные трассы находятся в зоне ответственности властей субъектов.

В Удмуртской Республике это Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР и КУ УР «Управтодор».

Подведомственная Миндортрансу УР дорожная сеть имеет общую протяжённость 5907 км. Полный список региональных трасс размещен на сайте регионального дорожного ведомства в разделе Отрасли министерства» Дорожное хозяйство» Список дорог и мостов.

На территории Удмуртии также есть платный участок автодороги регионального значения протяженностью 15 км, составляющий подходы к Камскому мосту. Этот участок дороги находится в ведении ООО «РИК».

Дороги местного значения (муниципальные)

Дороги внутри населенных пунктов входят в состав улично-дорожной сети муниципальных образований, и за их ремонт и обслуживание отвечают муниципальные администрации.

 

 

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ДОРОГА

Автомобильная дорога напоминает слоеный пирог, который выполняет важную задачу – перераспределяет нагрузку от движущихся автомобилей на грунт. Залогом долговечности всего «пирога» является основание дороги.

Толщина насыпного слоя щебня напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Щебень тщательно утрамбовывается катком, после чего стелется еще один слой. Для повышения качества используется вода, которой смачиваются слои. Чем лучше промочено и утрамбовано основание, тем надежнее будет конструкция. Во избежание образования колеи, присадок и других дефектов основание дорожной одежды армируют и разделяют на слои. Для этого применяют геотекстиль и пластиковые георешетки, которые предотвращают смешивание слоев, отводят влагу от полотна.

 

Перед началом укладки асфальтобетонной смеси поверхность основания обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией, затем асфальт выгружают, распределяют и уплотняют катками. Толщина асфальтового слоя, как и в случае со щебнем, напрямую зависит от предполагаемых нагрузок.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОГАМ

 

Какими должны быть дороги, регламентировано в ГОСТ Р 50597-2017.

РОВНОСТЬ ПОКРЫТИЯ является важным транспортноэксплуатационным показателем.

Ровность подразделяют на продольную и поперечную. Для ее оценки используют различные показатели и приборы. Например, для оценки продольной ровности используют показатель ровности по ПКРС-2У или показатель ровности по толчкомеру, а также просвет под трехметровой рейкой и амплитуду, определяемую продольным нивелированием.

Поперечную ровность или глубину колеи оценивают просветом под двух- или трехметровой рейкой.

 

СЦЕПЛЕНИЕ С ДОРОГОЙ

 

Коэффициент сцепления напрямую зависит от шероховатости поверхности, которая представляет собой совокупность неровностей на дорожном покрытии. Шероховатость обеспечивает сцепные качества автомобильного колеса в результате взаимодействия неровностей с шинами. Чем выше показатель шероховатости, тем лучше сцепление с дорожным покрытием.

 

 

НАРУШЕНИЯ И ДЕФЕКТЫ

Есть дефекты устранимые и неустранимые. Во втором случае речь идет о том, что асфальтобетон настолько разрушен, что нет смысла его ремонтировать, нужно полностью заменять полотно. К устранимым повреждениям относятся незначительные дефекты так называемой дорожной одежды, которое можно устранить без глобального вмешательства.

 

1. Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.

2. Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.

3. Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.

4. Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.

Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:

ПРОСАДКА — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями;

Причины возникновения: дефект в основании дорожной одежды – например, промоины, пучины, заиливание оснований, что приводит к деформации покрытия.

Способы устранения: локальная замена основания на выбранном участке и последующее устройство новой дорожной одежды. Если просадки многочисленны, на дороге производится устройство поперечных прорезей, которые заполняются щебнем крупной фракции. Такие прорези обеспечивают водоотвод с проезжей части или земляного полотна. Дополнительно производится очистка продольных водоотводных канав для понижения уровня поверхностных вод.

· КОЛЕЯ — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката;

· Причины возникновения: несоответствие несущей способности дорожной одежды нагрузке, воспринимаемой от автомобилей, слабое дорожное основание

· Способы устранения:


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.