Секрет производства (ноу-хау) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Секрет производства (ноу-хау)

2021-06-24 28
Секрет производства (ноу-хау) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ноу-хау признаются сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные и другие. В это число входят сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у них нет свободного доступа и в отношении которых введен режим коммерческой тайны (ст. 1465).

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Результат творческой (эвристической) деятельности. Совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые ещё не стали всеобщим достоянием.

Как правило, под ноу-хау подразумевают новшества, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам, причём в отношении этих инноваций приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности (в том числе, путём введения режима коммерческой тайны). В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

В соответствии с международным законодательством, для монопольного использования некоторой инновации можно использовать один из двух методов защиты – патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая – не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.

Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом.

 

Средства индивидуализации

Средство индивидуализации – обозначение, служащее для различения товаров, услуг, предприятий, организаций и других объектов в сфере хозяйственного оборота.

К средствам индивидуализации обычно относят:

- товарный знак, знак обслуживания;

- фирменное наименование, наименование некоммерческой организации;

- коммерческое обозначение;

- наименование места происхождения товара.

Товарные знаки

Товарный знак (знак обслуживания) – это символьное обозначение, зарегистрированное Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ с целью индивидуализации товаров, работ или услуг правообладателя в гражданском обороте среди однородных аналогов. Если товарные знаки предназначены индивидуализировать товары, то знак обслуживания – соответственно работы или услуги (с целью упрощения текста далее под товарным знаком также понимается знак обслуживания). В правовом смысле режимы товарных знаков и знаков обслуживания совпадают, а различия проявляются только на стадии выбора соответствующих видов деятельности в сфере будущей экономической монополии правообладателя на использование данных обозначений по международной классификации товаров и услуг (МКТУ) на этапе государственной регистрации знака.

Обладателями исключительного права на товарный знак могут быть только юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) или индивидуальные предприниматели.

Критерии охраноспособности товарных знаков законом не формализованы. Поэтому в доктрине выделяют, например, такие необходимые правовые признаки, как новизна и различительная способность.

При этом под новизной понимается отсутствие тождественных и сходных до степени смешения обозначений для однородной группы товаров или видов деятельности не только в части средств индивидуализации как приравненных к результатам интеллектуальной деятельности, так и не относящихся к сфере интеллектуальной собственности (доменные имена, знаки соответствия), но и в отношении результатов интеллектуальной деятельности авторского, патентного и иных видов интеллектуальных прав.

Различительная способность знака означает наличие устойчивой ассоциации с товарами, работами или услугами конкретного производителя, не допускающей заблуждения относительно сходных аналогов продукции или деятельности других производителей. Иными словами, такая ассоциация – это устоявшееся состояние (социальная связь) соотнесения потребителями индивидуализирующего обозначения с идентифицируемой им продукцией как изготовленной определенным производителем и предполагающей соответствующее качество. Следовательно, товарный знак приобретет различительную способность не только фактического, но и социального характера в глазах потребителей не сразу с момента государственной регистрации знака, а только с течением времени при активной деятельности правообладателя по продвижению продуктов, маркированных товарным знаком, в гражданском обороте.

Виды товарных знаков

По форме внешнего выражения знаки подразделяются на: словесные (литературные); изобразительные (художественные); объемные (трехмерные); комбинированные; звуковые; обонятельные; световые.

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.

К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида, изобразительных, словесных, объемных и т. д.

По числу правообладателей знаки дифференцируются на индивидуальные и коллективные. При этом индивидуальные товарные знаки регистрируются на одного правообладателя, а коллективные на объединение лиц, существование которого не противоречит закону страны происхождения, даже если эти объединения не являются владельцами промышленного или торгового предприятия.

Коллективный знак – это товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Право на коллективный знак является неотчуждаемым и не может быть предметом лицензионного договора. Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком.

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

По степени известности среди потребителей выделяют локальные (обычные), общеизвестные и мировые знаки.

Фирменное наименование

Фирменное наименование это условное обозначение коммерческой организации, которое индивидуализирует ее в качестве профессионального участника предпринимательской деятельности и гражданского оборота.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Таким образом, использование фирменного наименования является не столько правом, сколько публично-правовой обязанностью каждой коммерческой организации.

Регистрация фирменных наименований происходит попутно при соответствующей регистрации юридического лица. Отдельного реестра по учету таких наименований законом не предусмотрено.

Обязательными элементами внутренней структуры фирменного наименования являются указание на организационно-правовую форму юридического лица и фантазийное (вымышленное) наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В зависимости от статуса коммерческой организации в состав ее фирменного наименования могут включаться дополнительные элементы. Например, фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридиче­ское лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

- полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

- полные или сокращенные наименования общественных объединений;

- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует вышеуказанным требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Исключительное право на сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов РФ и иностранных языках возникает только при условии их включения в единый Государственный реестр юридических лиц.

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Таким образом, исключительное право на фирменное наименование по своему характеру является полностью необоротоспособным и неотчуждаемым, в связи с чем, возникают вопросы о целесообразности закрепления в сфере регулирования интеллектуальной собственности этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Правообладатель может предоставить другому лицу право использо­вания своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение – средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий.

Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования является то, что коммерческое обозначение не обязательно должно быть указано в учредительных документах организации и не подлежит регистрации. Оно является средством индивидуализации не организации или индивидуального предпринимателя, а предприятия как имущественного комплекса. Коммерческое обозначение индивидуализирует принадлежащее организации или предпринимателю предприятие (бизнес) путём нанесения этого обозначения на вывесках, на выпускаемых товарах, использования его в объявлениях и рекламе.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Лицо, нарушившее данное условие, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или его отдельные элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака. Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Лицо, нарушившее указанные требования, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Таким образом, особенностями исключительного права на коммерческое обозначение являются:

- неформализованный момент его признания (возникновения) за правообладателем по истечении неопределенного периода времени, когда «вывеска» предприятия, обладающая различительной способностью, приобретет некоторую известность в пределах определенной территории;

- распоряжение исключительным правом на коммерческое обозначение, ограниченное возможностями его передачи только в составе предприятия или временного предоставления прав использования коммерческого обозначения только по договорам аренды предприятия или коммерческой концессии;

- исключительное право на коммерческое обозначение, которое прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

На территории РФ действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории РФ (пределы исключительного права по территории).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.