Повторение имеющихся знаний по изучаемой теме — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Повторение имеющихся знаний по изучаемой теме

2021-06-24 33
Повторение имеющихся знаний по изучаемой теме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХОД УРОКА

Повторение имеющихся знаний по изучаемой теме

Запишите предложения с прямой речью,расставьте знаки препинания.Постройте схемы предложений,используя условные обозначения: А(а)-слова автора.П(п)- прямая речь.

1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//

2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян

4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов

5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди

6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

7.Простите меня//сказала она,поправляя волосы//Почему вы не разбудили меня

8Славно//радостно воскликнул брат// Нашего полку прибыло

Проверьте работу.

1. А: «П!»

2. «П», – а.

3.

«П, – а, – п?»

4. «П! – а. – П?»

5. А: «П?»

6.

«П, - а, - п».

7 «П,- а.-П?»

8. «П!-а.-П!»

Вывод1

 В графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

1) прямая речь  выделяется кавычками;

2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.

3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания-точка,восклицательный или вопросительный знаки. (Если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);

4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения

Какими в наших примерах?

ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ

· Запишите слова-синонимы,обозначающие говорение.

Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать

II.Изучение темы урока.

Прочитайте и законспектируйте теоретический материал.

Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть прямой речью и косвенной речью.

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений.

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

3Закрепление.

А.Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) «Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио.

2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.

3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки

4) По радио сообщили о возможных осадках.

 

Б.Прочитайте предложения с прямой речью и запишите их втаблицув форме косвенной речи.

Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.  
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. .
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».  
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»  
«Который час?», - спросил я у соседа.  
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.  
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»  

В.Выполнивзадание,ответьте на вопросы (устно)

1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.

2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.

3. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение

4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в сложном предложении

5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

- прямая речь - вопросительное предложение?

- прямая речь – побудительное предложение?

- прямая речь повествовательное предложение?

6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

8. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

9. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?

 

ХОД УРОКА

Повторение имеющихся знаний по изучаемой теме

Запишите предложения с прямой речью,расставьте знаки препинания.Постройте схемы предложений,используя условные обозначения: А(а)-слова автора.П(п)- прямая речь.

1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//

2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян

4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов

5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди

6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

7.Простите меня//сказала она,поправляя волосы//Почему вы не разбудили меня

8Славно//радостно воскликнул брат// Нашего полку прибыло

Проверьте работу.

1. А: «П!»

2. «П», – а.

3.

«П, – а, – п?»

4. «П! – а. – П?»

5. А: «П?»

6.

«П, - а, - п».

7 «П,- а.-П?»

8. «П!-а.-П!»

Вывод1

 В графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

1) прямая речь  выделяется кавычками;

2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.

3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания-точка,восклицательный или вопросительный знаки. (Если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);

4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения

Какими в наших примерах?

ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ

· Запишите слова-синонимы,обозначающие говорение.

Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать

II.Изучение темы урока.

Прочитайте и законспектируйте теоретический материал.

Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть прямой речью и косвенной речью.

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений.

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

3Закрепление.

А.Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) «Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио.

2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.

3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки

4) По радио сообщили о возможных осадках.

 

Б.Прочитайте предложения с прямой речью и запишите их втаблицув форме косвенной речи.

Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.  
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. .
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».  
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»  
«Который час?», - спросил я у соседа.  
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.  
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»  

В.Выполнивзадание,ответьте на вопросы (устно)

1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.

2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.

3. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение

4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в сложном предложении

5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

- прямая речь - вопросительное предложение?

- прямая речь – побудительное предложение?

- прямая речь повествовательное предложение?

6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

8. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

9. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.