Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-06-24 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ХОД УРОКА
Повторение имеющихся знаний по изучаемой теме
Запишите предложения с прямой речью,расставьте знаки препинания.Постройте схемы предложений,используя условные обозначения: А(а)-слова автора.П(п)- прямая речь.
1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться
7.Простите меня//сказала она,поправляя волосы//Почему вы не разбудили меня
8Славно//радостно воскликнул брат// Нашего полку прибыло
Проверьте работу.
1. А: «П!»
2. «П», – а.
3.
«П, – а, – п?»
4. «П! – а. – П?»
5. А: «П?»
6.
«П, - а, - п».
7 «П,- а.-П?»
8. «П!-а.-П!»
Вывод1
В графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1) прямая речь выделяется кавычками;
2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.
3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания-точка,восклицательный или вопросительный знаки. (Если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);
4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения
Какими в наших примерах?
ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ
· Запишите слова-синонимы,обозначающие говорение.
Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать
|
II.Изучение темы урока.
Прочитайте и законспектируйте теоретический материал.
Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть прямой речью и косвенной речью.
Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:
Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений.
Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
3Закрепление.
А.Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?
1) «Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио.
2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.
3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки
4) По радио сообщили о возможных осадках.
|
Б.Прочитайте предложения с прямой речью и запишите их втаблицув форме косвенной речи.
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. | |
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. | . |
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». | |
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» | |
«Который час?», - спросил я у соседа. | |
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. | |
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» |
В.Выполнивзадание,ответьте на вопросы (устно)
1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.
2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.
3. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение
4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в сложном предложении
5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:
- прямая речь - вопросительное предложение?
- прямая речь – побудительное предложение?
- прямая речь повествовательное предложение?
6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?
7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?
8. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?
9. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?
ХОД УРОКА
Повторение имеющихся знаний по изучаемой теме
Запишите предложения с прямой речью,расставьте знаки препинания.Постройте схемы предложений,используя условные обозначения: А(а)-слова автора.П(п)- прямая речь.
1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться
7.Простите меня//сказала она,поправляя волосы//Почему вы не разбудили меня
8Славно//радостно воскликнул брат// Нашего полку прибыло
Проверьте работу.
1. А: «П!»
2. «П», – а.
3.
|
«П, – а, – п?»
4. «П! – а. – П?»
5. А: «П?»
6.
«П, - а, - п».
7 «П,- а.-П?»
8. «П!-а.-П!»
Вывод1
В графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1) прямая речь выделяется кавычками;
2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.
3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания-точка,восклицательный или вопросительный знаки. (Если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);
4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения
Какими в наших примерах?
ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ
· Запишите слова-синонимы,обозначающие говорение.
Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать
II.Изучение темы урока.
Прочитайте и законспектируйте теоретический материал.
Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть прямой речью и косвенной речью.
Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:
Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений.
Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
|
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
3Закрепление.
А.Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?
1) «Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио.
2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.
3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки
4) По радио сообщили о возможных осадках.
Б.Прочитайте предложения с прямой речью и запишите их втаблицув форме косвенной речи.
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. | |
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. | . |
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». | |
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» | |
«Который час?», - спросил я у соседа. | |
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. | |
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» |
В.Выполнивзадание,ответьте на вопросы (устно)
1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.
2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.
3. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение
4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в сложном предложении
5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:
- прямая речь - вопросительное предложение?
- прямая речь – побудительное предложение?
- прямая речь повествовательное предложение?
6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?
7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?
8. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?
9. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!