Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

2021-06-24 31
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф.

- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.

- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять-таки подлежал смертной казни.

- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.

- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

- Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

 

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

 

- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.

- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернуться обратно к нему.

- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.

- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.

- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

- Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

 

- В своде законов Хаммурапи были защищены права и доброе имя священных сексуальных жриц женского пола. Тот же закон, который защищает замужних женщин от клеветы, применяется к ним и их детям. Они могли наследовать собственность от своих отцов, получать доход от земли, обработанной их братьями, и распоряжаться собственностью. Эти права были охарактеризованы как исключительные, учитывая роль женщин в то время.

Медицина в Шумере

Шумерская медицина начала формироваться и развиваться по традиционным для того исторического периода стадиям. Вначале неразрывно связанная с религиозными представлениями и жреческими ритуалами, на определенном этапе она перестает быть частью магии и прерогативой жреческого сословия.

Медицина древних цивилизаций всегда неразрывно связана с религиозными воззрениями общества. Шумеры опирались на представления о сосуществовании богов и людей. Боги обитали в некой разновидности рая, наслаждаясь всеми возможными радостями бытия, и создали людей для того, чтобы они служили им. Человеческая жизнь была «юдолью плача», да и посмертная участь не лучше. После смерти все люди попали в ад – пустынное пространство между землей и первозданным океаном, который был населен тенями умерших и демонов.

Боги вели себя как люди, были неблагодарны, коварны, непоследовательны, они управляли стихиями – землей, водой, воздухом и пр. Поэтому людям надо было постараться добиться их благосклонности, договориться с ними о материальных милостях – воде, урожае, здоровье. С этой целью создавались специальные жреческие ритуалы, предназначенные упросить, умилостивить богов с помощью специальных заклинаний и обращений.

Из жречества вырастала медицина, которая использовала более широкий арсенал средств защиты жизни и здоровья человека, обогащенный реальными способами избавления человека от болезни. Полусерьезно можно сказать, что наиболее архаичным элементом полумагического-полумедицинского характера было использование амулетов. Можно назвать их инструментами, предназначенными для получения защиты, охраны жизни и здоровья, обладающими огромным психотерапевтическим эффектом.

В 26-25 вв. до н.э. амулеты в Шумере использовались повсеместно, как впрочем, и в других государствах Месопотамии. Самые древние шумерские амулеты выполнены как скульптурные изображения животных. Символами плодородия, крепкого здоровья, мужской силы и плодовитости были лягушка, бык, овца, свинья, лошадь. Победу над врагом, здоровье и выносливость в сражениях приносили фигурки львов.

Интересно, что позже, в ассирийской традиции, центральной защитной фигурой становится собака. Считалось, что если по периметру дома закопать десять разноцветных фигурок собак – злые духи не нарушат границу надежно охраняемой территории. Быть может этимология нашего расхожего выражения «вот где собака зарыта» уходит корнями в Месопотамскую культуру.

Медицина Шумера была тесно связана с астрологией, которая зачастую была единственным критерием оценки прогноза болезни.

По мнению большинства исследователей, первыми врачами Шумера были жрецы. Впоследствии из их среды возникли два направления, «специализации». Первых называли прорицателями, заклинателями или представителями научного направления («ашипу», по-шумерски). Вторых – целителями или практиками, «асу», что по-шумерски означало «ведающий водой». «Ашипу» знали и применяли не только заклинания, но и прогностические предсказания, при этом использовали и лекарственные препараты. «Асу» - врачи-практики, были знатоками лечебных трав и снадобий.

Врачи-заклинатели рассматривали симптомы болезни как знаки, которые определяли исход болезни и выбор магических приемов против нее. Они тщательно осматривали больного, в нескольких местах проверяли температуру тела, изучали состояние кровеносных сосудов. Измеряя пульс больного, заклинатель рассматривал его не как симптом заболевания, а как знак, означающий судьбу больного. По выявленным знакам заклинатель определял, как долго будет продолжаться болезнь, насколько она серьезна, выживет больной или умрет. Дополнительной информацией для заклинателя являлись обстоятельства болезни - время, день, число, время года и пр.

Отличительной чертой обоих медицинских направлений, как заклинательного, так и практического, является взаимопроникновение их методов и полное отсутствие антагонизма. Интересно то, что практическое направление медицины после периода наивысшего подъема начало деградировать, уступая первенство заклинателям.

Считается, что у шумеров не было бога-покровителя медицины. Богиню Гулу называли великой врачевательницей, но первоначально это была богиня смерти, которая играла активную роль в культе, но не была покровительницей врачей. Она ведала свойствами растений и считалась «госпожой ядов». Правда, известна шумерская табличка, сохранившая оттиск печати врача Ур-лугалединна, который был придворным медиком правителя. На печати изображено бородатое божество в длинных одеждах, в руке у которого по всей вероятности таблетки. Кто это, пока неизвестно.

Практические врачи знали и применяли массаж, клизмы, припарки и компрессы, рекомендовали покой, отдых или специальную диету. Медицинские инструменты упоминаются редко, речь идет лишь о шпателях, металлических трубках, ланцетах.

Однако сегодня можно с уверенностью заключить, что шумерская и последующая месопотамская медицина была медициной народной. Лекарства, которые использовались, приготовлялись главным образом из местных трав и некоторых животных продуктов – жиров, крови, молока, кости и небольшого количества минеральных веществ. Нет упоминания о привозных и экзотических материалах, так же как и не отдается явного предпочтения ни одному способу применения лекарств. Использовались травы, корни, стебли, плоды растений, как в свежем, так и сухом, растертом виде. Их размачивали или разваривали в жидкостях, смешивали с водой, пивом, уксусом, медом или твердым жиром.

Некоторые лекарства глотали, некоторые были приготовлены как свечи или вводились с помощью клизмы, третьи втирались в кожу в виде лосьонов и мазей. Очевидно, что шумерам прекрасно были известны растения с послабляющим эффектом, диуретики, противокашлевые. Тема лекарственных препаратов заслуживает отдельного рассмотрения, так как в настоящее время имеется много информации, свидетельствующей об искусстве траволечения в шумерский и последующие периоды. Исследователи установили, что народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений. Учитывая, что «медицина» и «зелень», т.е. травы, у шумеров обозначались одним словом, можно представить направленность их знаний.

В заключение следует сказать, что шумеры имели санитарно-гигиенические традиции. Страна характеризовалась наличием смертоносной фауны, было известно около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Сохранилось большое количество текстов специальных заговоров против укусов, а также рецепты лечебных трав.

Коллективный опыт свидетельствовал о том, что нельзя пить из нечистой посуды, переедать, необходимо соблюдать чистоту тела. Жрецы не имели права простирать к богам немытые руки, обязаны были быть чисто вымытыми и выбритыми.

Сохранились шумерские таблички с описанием способа приготовления мыла – варили древесную золу с растительными маслами.

Пивоварение в Шумере


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.