I. Анализ воспитательной работы школы за 2017/2018 учебный год — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

I. Анализ воспитательной работы школы за 2017/2018 учебный год

2021-06-24 26
I. Анализ воспитательной работы школы за 2017/2018 учебный год 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ООШ № 36

                                                                                                                                                                              ____________ З.М.Ткаченко

 

 

План воспитательной работы

        ГБОУ  ООШ №36

   на 2018 -2019 учебный год

 

      Из всех творений самое прекрасное —

получивший прекрасное воспитание человек

                                                                       Эпикте

                                          

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА

Воспитательной работы

ГБОУ ООШ № 36

I. Анализ воспитательной работы школы за 2017/2018 учебный год

II.Проблемная тема школы на 2018/2019

Учебный год

III.Цели и задачи воспитательной работы на 2018/2019 учебный год

IV.Содержание воспитательной работы на      2018/ 2019 учебный год

 

 

 

I. Анализ воспитательной работы школы за 2017 - 2018 учебный год

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в

Интересах человека, общества, государства. Общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить достойную жизнь, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами, готовых учиться и работать на благо страны и встать на ее защиту.

Основными параметрами развития личности ребенка на сегодняшний день педагоги школы считают его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, толерантность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Ценностные ориентации в воспитании изложены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитательная деятельность в 2017-2018 учебном году велась системно и в соответствии с «Законом об образовании РФ», «Законом  РФ  об основных гарантиях прав детей в РФ», «Законом РФ об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Конвенцией о правах ребенка» на основе плана по воспитательной работе, анализа результатов предыдущего учебного года.

                Цель воспитательной работы:

создание условий для социальной и образовательной успешности каждого юного Севастопольца;

достижение каждым обучающимся образовательных результатов,

необходимых для успешной социализации;

формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей,

культурной идентичности, коммуникативной компетенции;

сохранение и укрепление здоровья детей и подростков за счет создания

здоровьесберегающих условий обучения и реализации программ формирования здорового образа жизни;

· поддержка одаренных детей.

Воспитательная работа в школе ведётся по пяти основным направлениям и

ставит следующие задачи:

              Направления работы. Задачи.

Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

- воспитание активной социальной позиции школьников,

- развитие навыков самоорганизации и самоуправления,

- формирование школьного коллектива.

Экологическое воспитание

-  формирование понятий и представлений об окружающей среде;

- осознание красоты природы как уникального явления в жизни человека;

- необходимость гармоничного сосуществования человека и природы, ответственного отношения к ней.

Физическое воспитание и формирование ЗОЖ - формирование позитивного отношения к проблеме здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам,

- содействие правильному физическому развитию школьников

Эстетическое воспитание - развитие творческих способностей учащихся,

- воспитание у учащихся интереса и уважения к культурному наследию и традициям народа.

Приоритетным направлениям воспитательной системы школы. Контроль над воспитательной деятельностью классных руководителей осуществлялся через посещение мероприятий, классных часов, родительских собраний; персональный, классно-обобщающий контроль; проверку и анализ документации.

 Анализ и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общественных и социально- значимых задач и перспектив. Обучающиеся школы активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях района и другого уровня. В течении всего учебного года в школе велась серьёзная работа, которая была определена темой:

«74-годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны.

Эта деятельность обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром. Учащиеся овладевают знаниями истории страны, современной экономической, социально-политической, культурной жизни общества, у них развивается чувство гордости за свою страну.

Сентября 2016 года   актив учащихся ГБОУ ООШ № 36 «Патриот» побывали на открытии мемориальной доски на железобетонном блоке береговой батареи № 19, которой в дни обороны Севастополя 1941-1942 годов командовал капитан Марк Драпушко.

Ребята с удовольствием пообщались с полковником в отставке Остапенко Юрием Ивановичем, командиром береговой батареи № 19 с 1980 по 1991 г.г. С участниками Великой отечественной войны, узнали историю защитников Севастополя.

Ученик 8-го класса Клипачёв Антон принял участие в районном конкурсе чтецов «Шли в наступление строки», посвящённое Дню освобождения Балаклавы от немецко-фашистских захватчиков и занял 1 место, был приглашён для участие в гала-концерте к дню освобождения Балаклавы.

Воинов 1941-1942 г.г.                                                                  

     

 7 БМП с. Хмельницкое    69 ДОТ, Черногорье

Конкурс рисунка «Спасибо деду за Победу!», выставки «Дети-герои Великой Отечественной войны», «Города герои Воинской доблести».

19.04.2018 команда "Патриот"ГБОУ ООШ №36 приняла участие в военно-исторической викторине "Памяти Героев",посвященной 72-ой годовщине Дня Победы и Дню освобождения Балаклавы, которую организовало Русское Географическое общество и Добровольная Народная Дружина Севастополя и ОО Береговых войск "Патриот ЧФ"им.генерала П.А.Моргунова.Ребята подошли к подготовке очень ответственно: на весенних каникулах ребятам было организовано 3 экскурсии по историческим местам Балаклавы.Ребята проштудировали много литературы, связанной с освобождение Балаклавы. Среди Балаклавских школ наши ребята заняли 1 –е место набрав 2400 баллов и показали очень высокие знания о истории героической Балаклавы.  

В апреле-мае ежегодно проходит месячник героико-патриотической работы, посвящённой Великой Победе над фашистской Германией, в рамках которой все учащиеся, родители, учителя принимают активное участие. В этом учебном году было много мероприятий, которые прошли на высоком уровне.

Отдалённость от города.

Планы классных руководителей предусматривали реализацию

 целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранности здоровья учащихся. Разработаны планы и реализован комплекс по охране и укреплению здоровья детей. Инструктажей по правилам техники безопасности.

Результат:

В сентябре- октябре 2017 года проходил месячник чистоты и порядка. Ученики школы благоустраивали свои территории школьного двора (вскапывали клумбы, убирали сухие однолетние растения и листья деревьев, мусор, подметали участки).

Учащиеся приняли участие в городской экологической акции «Чёрное море SOS», посвящённого Международному Дню Чёрного моря. Проведены беседы, выпустили брошюры «В защите Чёрного моря», организованы экскурсии в Аквариум, просмотр видеофильмов о жизни в Чёрном море. Учащиеся школы приняли активное участие в городских акциях «Зимующие птицы» ребята изготовили кормушки и развесили их на территории школьного двора.                               Экологический патруль организовал акцию «Ёлочка», были выпущены красочные буклеты о сохранности Крымской сосны и развешены на досках объявлений п. Черноречье, Первомайка, Хмельницкое, Оборонное, Алсу.

  Большое внимание уделялось не только благоустройству школьного двора, но и благоустройству памятников Великой Отечественной войны в рамках акции                  «Обелиски у дороги», ребята высаживали ирисы, тюльпаны, нарциссы, перекапывали участка, вырезали сухие поросли- руководитель педагог-организатор Облаченко М.А., учитель физкультуры Ефимова Е.В., учитель труда- Сейдалиева К.Э.,классные руководители.

 На протяжении учебного года классными руководителями проводились классные часы «Экологическая тропинка», «Встреча пернатых друзей», «Мы за них отвечаем», экскурсии к реке Чёрная-1 класс- Попова Л.Ф.

«Чистый источник», «Мой ласковый и нежный зверь», «Посажу дерево»,

«Зимующие птицы», подвижные игры с элементами техники туризма- 2 класс Вдовина Е.Ю.

«Сохраним красоту природы», «Подарки осени», «Посажу дерево», «Больно

Малообеспеченных семей.

Проблемное поле:

Детей.

2. Низкий уровень образования родителей.

Организована занятость детей во время летних каникул. С 26 мая в школе работала летняя оздоровительная площадка с дневным пребыванием              «Чайка» В этом году летнюю площадку посещало  33 ребёнка. Работники лагеря справились со своими обязанностями отлично. Дети остались очень довольны и питанием,

В школе есть актив «Память», который работает по военно-патриотическому направлению, это и акции ко 2-й обороне Севастополя, к 9 Мая, участие в военно-патриотической игре «Зарница», работа в школьном музее.

 

Вывод

 Исходя из анализа воспитательной работы. Необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2017-2018 учебном году можно считать решёнными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:

ü Совершенствовать систему формирования и развития РДШ и ЮНАРМИЯ в школе, классах;

ü Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

ü Гуманизация отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

ü Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

ü Добиваться большего охвата школьников занятиями в кружках и секциях;

ü Совершенствовать профилактическую работу среди

Самоуправления.                                                                                                   ЦЕЛЬ: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

 

II. ПРОБЛЕМНАЯ ТЕМА ШКОЛЫ

НА 2018-2019

УЧЕБНЫЙ ГОД

Обеспечение качественного образования, воспитания и развития школьников в соответствии с Федеральными государственными стандартами школьного образования на основе гуманного и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через совершенствование педагогических технологий, гуманизацию учебно- воспитательных интересов учащихся, повышение уровня преподавания и обучения

III. Цели и задачи воспитательной работы на 2018/2019 учебный год

 

Целью воспитательной работы школы в 2018 - 2019 учебном году является:

Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь классному руководителю.

Воспитательные модули:

Сентябрь «Школа приветствует ребят!»

ПРИОРИТЕТНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ

Экологическое воспитание

Методическая работа

1) Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;

IV.Содержание воспитательной работы на 2018/ 2019 учебный год

                         ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА

                                                                                               СЕНТЯБРЬ

«Школа приветствует ребят!»

I. Задачи:

- проведение Дня знаний; проведение мероприятий по ПДД;

- изучение интересов и запросов учащихся и осознанное совместное планирование деятельности ученического коллектива;

- вовлечение педагогического и ученического коллективов к выполнению намеченных задач;

- знакомство с Уставом школы, едиными требованиями к учащимся, правами и обязанностями.

Направления воспитательной работы Мероприятия Дата Класс Ответственный Отметка о выполнении
Гражданско-патриотическое воспитание Праздник «Первый звонок нас зовёт на урок». Всероссийский урок «Мир на планете Земля».  День солидарности в борьбе с терроризмом  Крымский военно-исторический фестиваль План мероприятий посвящённых 77-годовщине со дня начала Героической обороны Севастополя 1941-1942г.г. (Приложение 2) Региональный слёт активистов РДШ в ЛАСПИ. 01.09.18 03.09.2018 13-16.09.18 13-16.09.18 1-9 1-9 5-9 7,8 Облаченко М.А. Облаченко М.А. Кл.руководитель Облаченко М.А. Куратор РДШ –Облаченко М.А. + + + + +
Нравственное и духовное воспитание Общешкольная линейка «День памяти трагедии в Беслане. Противодействие терроризму». Акция «Зажги свечу». Минута молчания. Конкурс рисунка «Мы рисуем  мир!» Раздача листовок учащимся и родителям                          « Террор –это страшно». План мероприятий посвящённых 77-летию со дня начала Героической обороны Севастополя 1941-1942г.г. (Приложение 2) 03.09.2018 03.09.2018 06.09.2018 07.09.2018 1-9 1-9 5-9 6-9 Облаченко М.А. Сейдалиева К.Э. Классные руководители Классные руководители Облаченко М.А.     классные руководители + + + + +
Интеллектуальное воспитание  Серия классных часов, посвящённая подвигу защитников Героической обороны Севастополя.    В течении месяца   1 -9 классы  Классные руководители  
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Составление графика дежурства классов по школе. Выборы органов ученического самоуправления в классах. Встречи с сотрудниками п/ч № 4 по вопросам безопасности и действий при пожарах и других чрезвычайных ситуациях. 1 неделя 2-3 неделя Сентябрь 5-9 1-9 Администрация Классные руководители Облаченко М.А. + +
Здоровье сберегающее воспитание Общешкольная линейка по ТБ.в школе, школьном дворе, переменах и на дорогах. Тренировка-эвакуация по сигналу «Пожар» Месячник безопасности  детей с 06.09.2018 по 05.10.2018. (Приложение 1) Неделя безопасности (приложение 2) Всероссийская акция «Кросс нации» Проверка наличия у учащихся 1-5 классов схем      «Мой безопасный путь в школу» 03.09.2018 13.09.18  14.09.18-14.10.2018  16.09.2018   20.09.2018 1-9 1-9 1-9  Сборная школы 1-5 Администрация Ткаченко З.М. Ковалевская Е.С. Теверовская З.А. Облаченко М.А. Ефимова Е.В. Актив РДШ + + + + + + +
Социокультурное и медиакультурное воспитание Праздник первого звонка. Общешкольная линейка «День памяти трагедии в Беслане. Противодействие терроризму». Акция» Зажги свечу». Минута молчания Конкурс рисунка «Мы рисуем мир!». Крымский военно-исторический фестиваль. Классные часы,посвящённые памяти жертв Беслана. Час общения «Огонь бывает разным» 01.09.2018 03.09.2018 06.09.2018 13-16.09.18 1-9 1-9 2-9 1-9 Облаченко М.А. Облаченко М.А. Классные руководители Классные руководители Классные руководители     Мустафаева З.Н. + + + + + + +
Культуротворческое и эстетическое воспитание  Крымский военно-исторический фестиваль. Рейды-проверки внешнего вида учащихся(форма). Беседы по ведению дневников и сохранности учебников.  13-16.09.18 1-2 неделя сентября 2 неделя сентября   1-9 класс Классные руков. Дежурный класс Классные руков. Актив РДШ + + +
Правовое воспитание и культура безопасности Месячник безопасности детей. Единый классный час по ознакомлению учащихся с Уставом школы, правилам внутреннего распорядка. Общешкольная линейка «Трагедия в Беслане. Противодействие терроризму» Выставка- предосторежение «Террору скажем –нет» Беседы у выставки.  Составление социальных паспортов класса и школы. С06.09-05.10.18 1-3 сентября 03.09.2018 03.09.2018 До 10.09.17 1-9 7,8,9 Классные руководители Облаченко М.А. Крапко С.Ф. Библиотекарь Теверовская З.А. + + + + + +
Экологическое воспитание Экологические субботники по благоустройству школьного двора. Экскурсии по экологической тропе «Я в мир удивительный этот пришёл»  В течение месяца. По заявкам кл.руковод. 1-9 Учитель технологии, классные руководители. +
 Воспитание коммуникативной культуры Выборы актива РДШ. Выборы актива школьной печати и выпуск школьной газеты «РДШ в действии». Уч-ся школы Информац. Центр РДШ 6-9 Облаченко М.А. Учитель информатики. +
Семейное воспитание Составление социального паспорта класса, школы; беседы классных руководителей с родителями учащихся школы. Общешкольное родительское собрание по итогам работы 2017/2018 года. Задачи на 2018/2019 учебный год. Безопасность детей. Участие в IV Всероссийском Интернет-фотоконкурсе «Семьи счастливые моменты» 1 неделя сентября. 21 сентября До 30.09.18 Участники родители-дети Социолог,педагог-организатор. Администрация Довели до сведения-классные руководители + +

                                                                                           ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

Февраль

ИЮНЬ

Задачи:

- организация досуга учащихся;

- оказание психологической помощи выпускникам 9-го класса при сдаче экзаменов.

Направления воспитательной работы Мероприятия Дата Класс Ответственный Отметка о выполнении
Гражданско-патриотическое воспитание Мероприятия по плану-сетке ДОЛ  «Чайка»        
Нравственное и духовное воспитание Конкурсно- развлекательная программа, посвященная Дню защиты детей. 01.06.2019 Лагерь                     «Чайка» Начальник ДОЛ «Чайка»  
Интеллектуальное воспитание Мероприятия по плану-сетке ДОЛ  «Чайка»        
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Мероприятия по плану-сетке ДОЛ  «Чайка»        
Здоровье сберегающее воспитание Мероприятия по плану-сетке ДОЛ  «Чайка»        
Социокультурное и медиакультурное воспитание Мероприятия по плану-сетке ДОЛ  «Чайка»        
Культуротворческое и эстетическое воспитание Выпускной вечер «Есть только миг, между прошлым и будущим…»     Облаченко М.А. РК 9-го класса  
Правовое воспитание и культура безопасности          
Экологическое воспитание          
Воспитание коммуникативной культуры          
Семейное воспитание          

                                                     

                                       Ожидаемые результаты:

· Повышение уровня воспитанности обучающихся

· Увеличение числа выпускников с оптимальным уровнем социальной зрелости

· Повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне района, республики (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.)

· Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности.

                    Основные направления организации воспитания и социализации учащихся

 Направления деятельности Цель
Организация методической работы Оказание методической помощи классным руководителям, органам учениче­ского самоуправления.
Г ражданско-патриотическое Воспитание высоких нравственных качеств личности, воспитание гражданского достоинства; формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, развитие интереса к истории города, школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, любви к родному краю, знание прав и обязанностей человека современного общества
Духовно - нравственное Воспитание духовно-нравственных основ и толерантности, свободы и чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения. Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Т ворческо-трудовое Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства, условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека. Формирование компетенций, связанных с выбором будущей профессии. Формирование лидерских качеств.
Интеллектуальное Формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства, Раскрытие, развитие и реализация творческих способностей в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса. Стремление к достижению личного успеха в жизни.
Здоровосберегающее Формирование здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.
Художественно (культуротворческое)-эстетическое Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию; организация и проведение мероприятий, конкурсов творческой направленности; воспитание художественно - эстетического вкуса, чувства красоты, мастерства.
Правовое Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся.
Семейное Налаживание взаимообразной связи «ученик - школа - родитель», через привлечения родителей к участию в воспитательных мероприятиях, * организуемых в школе; создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи; создание системы целенаправленной работы для совместного проведения досуга детей и родителей.
Коммуникативная культура Формирование у обучающихся навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Экологическое Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

               


      План работы с родителями

Цель: Усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ученика.

Задачи: Обеспечить плодотворное и полноценное сотрудничество с родителями в образовательном процессе школы; установить неиспользованный резерв семейного воспитания и повысить ответственность родителей за результат воспитания.

Основные функции взаимодействия школы с родителями, с семьей в целом:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса.

На 2018 - 2019 учебный год

Для обучающихся 1 - ых классов:

1.Сентябрь(1-2 неделя): «Первые дни ребенка в школе. Безопасный путь в школу»;

2.Ноябрь(2-3неделя): «Психические особенности первоклассника» Как организовать помощь выполнении домашних заданий;

3.Январь 2-3 неделя: «Психологические особенности младшего школьного возраста»;

4.Март (3 неделя): «Развитие речи и общения детей»;

Май (2-3 неделя) Итоги учебного года. Подготовка к новому учебному году. «Дети –полноправные участники дорожного движения».

Для обучающихся 2 - ых классов:

Март (3 неделя): «Непослушный ребенок: пути воспитания, «кнут и пряник»; 5. Май (2-3 неделя) «Итоги учебного года. Подготовка к новому учебному году».

Для обучающихся 3 - ых классов:

1.Сентябрь (1-2 неделя): «Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника»;

2.Ноябрь(2-3неделя): «В воспитании мелочей не бывает. Моделирование воспитательной системы класса»;

3.Январь 2-3 неделя: «Итоги успеваемости за вторую четверть и первое полугодие. Как воспитать у ребенка чувство ответственности»;

4Март (3 неделя): «Вырастить талант? Можно!»- тренинг для родителей;

Май (2-3 неделя): «Итоговая аттестация. Подготовка к новому учебному году.

Для обучающихся 8-9-ых классов:

1.Сентябрь (1-2 неделя): «Адаптация учащихся в начале учебного года. Развитие мотивации к образованию всех участников образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей.

Май (2-3 неделя): «Итоговая аттестация. Подготовка к новому учебному году.

 

 

                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ООШ № 36

                                                                                                                                                                              ____________ З.М.Ткаченко

 

          Перспективный

план воспитательной работы

                педагога-организатора

        ГБОУ  ООШ №36

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ООШ № 36

                                                                                                                                                                              ____________ З.М.Ткаченко

 

 

План воспитательной работы

        ГБОУ  ООШ №36

   на 2018 -2019 учебный год

 

      Из всех творений самое прекрасное —

получивший прекрасное воспитание человек

                                                                       Эпикте

                                          

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА

Воспитательной работы

ГБОУ ООШ № 36

I. Анализ воспитательной работы школы за 2017/2018 учебный год

II.Проблемная тема школы на 2018/2019

Учебный год


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.