Тренинговая программа на тему «Приручение страха» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тренинговая программа на тему «Приручение страха»

2021-06-23 25
Тренинговая программа на тему «Приручение страха» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренинговая программа на тему «Приручение страха»

 

Работа выполнена студентками 4 курса гр. 17.1-515

Гавриловой М.П. и Ильясовой А.Ш.

Руководитель: доцент кафедры педагогической психологии

Лопухова О.Г

 

 

Казань 2018

 

Программа тренинга «Приручение страха»

Тренинг направлен на работу с состоянием волнения перед спортивными соревнованиями.

Цель тренинга – научить самомобилизоваться в стрессовых ситуациях и справляться с эмоциями волнения и страха.

В тренинге используются следующие методы: арт-терапия, активная визуализация, мини-лекция, релаксационная гимнастика по Джекобсу, дыхательная техника, упражнения на разогрев и концентрацию внимания.

Формат работы 3 дня, занятие длится 1 час 20 минут.

День 1

Время, мин. Описание блока работы Цель упражнения 15 Приветствие, объявление цели встречи. Разъяснение понятия «тренинг», цели тренинга. Знакомство, установление контакта с группой 5 Разминочное упражнение «Строимся по цвету глаз» Разогрев 20 Мини-лекция. Темы: Разбор понятий страх, тревога. Взаимосвязь понятий. Для чего нужен страх? Позитивные функции страха. Ознакомление с механизмами возникновения страха, о природе тревоги и способах их преодоления

День 2

10 Упражнение «Поменяйтесь местами» Концентрация внимания, разогрев, сплочения 40 Упражнение на внимание Контроль за собственным состоянием, эмоциональная мобилизация 10  Дыхательная техника Расслабляющая воздействие 20 Упражнение «Все получится» Осознание и принятие своих эмоций в стрессовых ситуациях, получение поддержки

День 3

25 Упражнение на релаксацию мышечных зажимов Релаксация мышечных зажимов, методика для самостоятельной работы с мышечным панцирем 20 Упражнение «Скульптор и глина» Акцентирование внимания на телесном аспекте эмоций, развитие способности к эмпатии 10 Визуализация (релаксационная музыка) Символическое прощание со страхом, разотождествление с ним 10 Заключительное упражнение «Комплимент» Развитие умения видеть в любом человеке положительное 10 Подведение итогов, обратная связь  

 

Содержание

День 1. Упражнение «Строимся по цвету глаз»

Цель: Активизация участников, развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.

Ведущий предлагает участникам построиться в зависимости от цвета глаз. Например, сначала идут люди с голубыми глазами, затем зелеными, потом карими и т.д. Данное упражнение способствует психической разрядке и эмоциональному сближению участников тренинга, так как наверняка далеко не все участники знают цвет своих глаз и будут вынуждены спросить об этом партнера.

Мини-лекция.
Понятия страха, тревоги. Позитивные функции страха.

Страх – это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза, вызывающая страх, может затрагивать жизнь и здоровье человека, его материальное благополучие или статус в обществе, а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей. Страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться. Страх характеризуется тем, что у человека возникает повышенное внимание к опасной ситуации, человеку, событию (реально произошедшему или мнимому). Если страх у спортсмена возникает постоянно, причем безобъектный, всеохватывающий ужас, можно предположить, что он регрессирует к раннему младенчеству (0-2 мес.). В случае тотального страха или ужаса спортсмен всю энергию тратит на обеспечение своей безопасности, пытаясь спрятаться, укрыться, стать незаметным. Психологу нужно «выращивать» такого спортсмена, «вычерпывать» ужас, переходя от ужаса к страху, от страха – к беспокойству.

Тревога – это самая ранняя младенческая эмоция. Тревога возникает в ситуации слияния, там и тогда, когда это слияние находится под угрозой. Состояние слияния поддерживается без специально осознаваемой ориентации и специально направленного контроля, у человека одинокое сомневающееся «Я», порождающее страх изоляции, растворяется в «Мы». На данном этапе психолог выполняет функцию поддержки-контакта, и должен быть готов к проявлению тревоги, поскольку развитие самосознания усиливает тревогу.

А вы знали, что страх – это не только негативное переживание? Страх выполняет также и положительные функции.

Другие плюсы страха

Как показывает практика, сильный испуг меняет ощущение времени. Человек, который столкнулся с такой эмоцией, успевает намного больше, чем обычно. Но такой эффект длится не долго, и после него может возникать апатия и подавленность.

Кроме того, страх позволяет усилить вкус к жизни. Возможно, именно поэтому люди осознанно подвергают себя воздействию пугающих вещей: просматривают ужастики, занимаются экстремальными видами спорта, прыгают с парашютом и т.п. Ветераны войн часто вспоминают, что именно тяжелые времена боевых действия были наиболее счастливыми моментами их жизни.

Страх отлично снимает раздражительность, негативные эмоции и способен даже бороться с депрессиями и подавленными состояниями. Несмотря на то, что это утверждение довольно противоречит здравой логике, тем не менее, оно подтверждается неоднократными экспериментами нейробиологов.

Физиология

Во время испытания ужаса, наш организм проводит несколько различных процессов: он учащает дыхание и сердцебиение, напрягает мышцы тела, усиливает концентрацию внимания на возможной опасности, для того чтобы иметь возможность реализовать возможную реакцию. Такой страх может быть приятен, если человек осознает, что ему не угрожает реальная опасность. В организме при этом происходит синтез адреналина, который доставляет наслаждение и удовольствие.

Любовь к страху помогает человечеству получать новые знания и открывать новые территории, по максимуму окружив себя разными подстраховками для безопасности. Многие ученые уверенны, что именно адреналин является отличной движущей силой для научного прогресса.

День 2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: Осознание равноправия людей, вне зависимости от внешних признаков, внутреннего состояния и т. д.

Содержание. Все сидят в круге. У кого-нибудь убирается один стул, и этот подросток становится ведущим. Ведущий говорит: «-Поменяйтесь местами те, у кого …» и называет любые признаки, на свое усмотрение, например, …светлые волосы; …темные глаза; …синие джинсы; …есть домашние животные; …есть братья или сестры; …у родителей есть машина; …кто занимается спортом; …кто увлекается рисованием; …кто занимается музыкой; …кто любит рыбалку и т. д. Все меняются местами. Кто остался без стула, тот – ведущий.

Упражнение “Зеркало”

Ведущий предлагает добровольцу покинуть группу. Оставшиеся выбирают лидера, который начинает какое-либо движение, затем меняет его на другое остальные стараются повторять движения синхронно с лидером (отзеркалить). Ведущий приглашает добровольца, покинувшего группу, и просит его угадать, кто лидер. Когда он угадает, все становятся в круг, а лидер становится добровольцем. Он выходит, а группа выбирает нового лидера.

Упражнение: «Все получится»

Цель: осознание и принятие своих эмоций, получение поддержки

Материалы: ручки, листы бумаги

Ход работы: Ведущий «Легко, не задумываясь и не напрягаясь, перечислите несколько событий, а также материальных вещей, о которых вы мечтали в прошлом и получили. То есть мечта стала реальностью.
Подумайте и запишите, что вы для этого сделали. Например, установили цель, записали ее, читали молитвы, предпринимали действия конкретные действия. Вспомните детали, что вы при этом чувствовали и как сильно хотели получить что-либо. Запишите их. Поблагодарите высшие силы за их помощь вам в прошлом, настоящем и будущем. Почувствуйте радость от того, что получилось. Получается! У вас все получается! А разве может быть иначе? Закрепите это состояние уверенности и силы в своем сознании.
Возьмите ручку и запишите то, к чему вы стремитесь сейчас. Материальные предметы, духовные цели, любовь, здоровье, карьера. На состоянии уверенности в своих силах, полученном из предыдущего опыта, укрепитесь в сознании того, что вы обязательно получите желаемое.

Почаще перечитывайте то, что вы записали.

Давайте говорить вместо:

«Я не могу» – «Я хочу и сделаю!»

«Это невозможно» – «У меня все получается!»

«Это не для меня» – «Я выбираю только самое лучшее для себя!». Самое главное – наше подсознание создает и контролирует нашу действительность. Ральф Эмерсон сказал: «Если вы хотите разрушить несчастье, то создайте счастье. Если хотите убрать плохой мир, создайте хороший».

День 3. Мышечная релаксация

Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг. Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Упражнения:

Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.

Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.

Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.

Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.

Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.

Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.

Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.

Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.

Визуализация страха.

Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?

Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?

Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?

Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?

Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Тренинговая программа на тему «Приручение страха»

 

Работа выполнена студентками 4 курса гр. 17.1-515

Гавриловой М.П. и Ильясовой А.Ш.

Руководитель: доцент кафедры педагогической психологии

Лопухова О.Г

 

 

Казань 2018

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.