Контекст (окружение) организации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Контекст (окружение) организации

2021-06-23 24
Контекст (окружение) организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     4.1 Понимание организации и ее контекста (окружения)

ОАО «Беларуськалий», как и любая организация находится и функционирует в рамках факторов внешней и внутренней среды, которые определяют успешность ее функционирования, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действиеорганизации возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Выявляя и анализируя внешние и внутренние факторы среды ОАО «Беларуськалий» имеет возможность принятия более эффективных управленческих решений, необходимых для успешной деятельности общества, расширения и укрепления конкурентного преимущества, поддержания потенциала на уровне, необходимом для достижения его целей и намеченных результатов работы.

Внешняя среда – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности общества и оказывают существенное воздействие на него. Общество находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала на должном уровне. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение). Различают глобальный, международный, национальный, региональный и местный уровни макроокружения.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность общества, но учет их необходим для выработки правильной стратегии управления.К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

Экономические – определяютобщий уровень экономическогоразвития, рыночных отношений, конкуренции, иными словами, техусловий, в которых действует организация. Основными показателямимакроэкономических процессов являются: величина валового внутреннего продукта (ВВП), уровень безработицы, инфляции, доходов населения, платежеспособность контрагентов, рост и спад промышленного производства, уровень и динамика цен, денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, спрос и предложение на рынке, курсы валют, цены на ТЭР, величина заработной платы и др. Изменения этих показателей влекут за собой колебания спроса на ту или иную продукцию, определяет уровень цен, прибыль, инвестиционную политику и пp.

Политические – определяют направление и темпы общественного развития, доминирующую идеологию, внешнюю и внутреннюю экономическую политику государства, государственные программы, политическую стабильность и т.д. и могут создавать новые возможности или трудности для ведения бизнеса.

Правовые – посредством государственного регулирования и законодательства, в том числе экологических норм,  устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений организации (права, обязанности, ответственность организаций, включая ограничения на отдельные виды деятельности и пр.). При изучении правовых факторов необходимо учитывать степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля, степень обязательности правовых норм и неотвратимость санкций в случае нарушения правовых норм.

Социокультурные – отражаютобщественные процессы и тенденции общественного развития, непосредственным образом влияющие на деятельность общества. Сюда относятся: общественные ценности, традиции, этические нормы, отношение людей к труду, привычки, вкусы, культуру и поведение населения и потребителей, демографические характеристики и пр.

Научно-технологические – представляют собой уровень научного и технологического прогресса. Анализ научных и технологических нововведений, инноваций и стандартов качествав отрасли и в мирепозволяет своевременно модернизировать производство, разрабатывать, применять и внедрять новыетехнологии и продукты, которые могут в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности производствав условиях постоянно развивающегося рынка.

Природно-климатические и экологические – географическое положение и климатические условия, горно-геологические характеристики и условия, запасы и качество сырья, условия залегания, доступность ТЭР, рациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, землепользование, экологические бедствия и др.

Международные – совокупность уникальных факторов (законодательство, экономика, культура, политическая стабильность, уровень технологий и др.), характеризующие каждую страну, с которыми осуществляет взаимодействие общество при ведении бизнеса и экспорте продукции.

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики, потребители, конкуренты, органы власти, контактные аудитории.

Потребители - непосредственные покупатели производимой организацией продукции (работ, услуг), включая торговые организации. Воздействие потребителей на деятельность организации может проявляться в разных формах: в виде требований к качеству товара и формам оплаты; в предпочтении к конкретным видам товара и торговым маркам.Потребительский спрос в значительной степени определяет ценообразование и производственную политику предприятия.

Поставщики - организации и физические лица, поставляющие организации необходимые ресурсы (товары, сырьё, материалы, энергию и пр.). Поставщики могут самым существенным образом воздействовать на деятельность организации, изменяя объёмы поставок и цены на ресурсы, создавая ресурсную зависимость.        

Конкуренты - предприятия, реализующие на одном рынке однородный товар (услуги, работы). Существует также понятие "потенциальные конкуренты"; так называют компании, которые только намереваются войти на рынок с товаром, аналогичным продукции предприятия.

Контактные аудитории представляют собой часть деловой среды, которая снабжает организацию необходимыми для ее нормального функционирования финансовыми, трудовыми, информационными и другими услугами и ресурсами. Контактные аудитории - это банки, финансовые и коммерческие организации, инвестиционные компании, биржи, аудиторские организации, арендаторы, акционеры, кредиторы, средства массовой информации, государственные учреждения, гражданские и общественные группы и организации, профсоюзы, общины и религиозные организации, граждане, инвесторы, трудовые ресурсы и собственный персонал, подрядные организации пр.

Органы власти – правительство,разнообразные органы государственного и муниципального управления, включая органы государственного надзора. Влияние этих органов на деятельность предприятия может проявляться в разной степени и отличаться по своему содержанию. Оно может варьировать от законодательного регулирования сферы деятельности до прямого вмешательства в дела организации.

Внутренняя среда общества часть общей среды, которая находится в его пределах, определяет технические и организационные условия работы общества и является результатом управленческих решений.

Во внутренней среде общества с учетом его специфики и отрасли выделяют следующие элементы:

- социально-культурный - сюда относят всех работников общества вместе с комплексом их взаимоотношений: найм персонала, квалификация, опыт, обучение и продвижение кадров, количественный состав работников, производительность труда, оценка результатов труда и стимулирование, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников, создание и поддержание взаимоотношений между работниками и вовлеченность, корпоративная этика, имидж и престиж организации и пр.;

- организационный - охватывает все процессы управления обществом, организации труда и производства: системы управления, организация коммуникаций, уровень менеджмента, цели, организационная структура, распределение полномочий, прав и ответственности, нормы, правила, процедуры, трудовой распорядок и пр.

- маркетинговый - охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции: номенклатура товаров и объемы продаж, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, конъюнктура рынка и спрос на продукцию, маркетинговые планы и программы, реклама, расчетно-платежные отношения с покупателями; 

- информационный - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих общество необходимой для её нормального функционирования информацией: коммерческой, технической, оперативной и пр.;       

- производственно-технический – процессы, связанные с непосредственным изготовлением продукта: объем, структура и темпы производства;номенклатура продукции, сырье, ресурсы, удельные нормы, снабжение и ведение складского хозяйства;инфраструктура и ее состояние, обслуживание и ремонт инфраструктуры; производственные мощности;развитие технологий;уровень технологических процессов, автоматизации и программного обеспечения; метрологическое обеспечение; контроль технологических процессов и качества продукции, логистика, экология, охрана труда и промышленная безопасность, горно-геологические условия и характеристики, уровень запасов, амортизационная политика, инвестиции, модернизация и пр.;

- финансово-экономический - совокупность экономических процессов, связанных с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии: финансовая устойчивость и платежеспособность, движение капитала и прав собственности, движение денежных средств, поддержание ликвидности, при-

 

быльность и рентабельность, ценовая политика и управление издержками, бухгалтерская политика и система учета, формирование бюджета и планирование прибыли, уменьшение затрат и себестоимости продукции, собственные и заемные средства и их соотношение и т.п.

Для принятия эффективных управленческих решений и разработки стратегии развития,руководство общества должно понимать и анализировать внешнюю и внутреннюю среду.

Мониторинг внешней среды включает в себя исследования, в том числе маркетинговые, сбор информации и отслеживание факторов прямого и косвенного воздействия на общество. Для данной цели руководители организации, руководители и специалисты структурных подразделений используют собственные наблюдения; анализ своей деятельности и опыт работы; официальные источники информации; информацию, полученную на выставках, презентациях, профессиональных конференциях, совещаниях и переговорах, при обмене опытом с другими организациями, от компаний, работающих на рынках сбыта продукции, субъектов товаропроводящей сети, потребителей; информационные ресурсы: интернет, средства массовой информации, специализированные журналы и др.

Факторы внешней среды являютсянеуправляемыми (косвенного воздействия) либо частично управляемыми (прямого воздействия) со стороны общества и его структурных подразделений. Под влиянием и с учетом событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководители,как правило, изменяют внутреннюю среду, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Изучение внутренней среды с учетом действующих или прогнозируемых факторов внешней среды, дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы, потенциал и возможности общества, позволяет лучше уяснить цели и задачи организации, принять эффективные управленческие решения. Выявляя сильные и слабые стороны общества, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем и рисков.

Руководство держит руку на пульсе контекста общества ежедневно. Организовано это через:

- совещания (планерки, собрания, конференции) по направлениям деятельности;

- планирование деятельности: Программа развития, бизнес-план, планы производства, планы работ подразделений, планы инвестиций, модернизации, техперевооружения, закупок товаров и услуг, НИР, программа энергосбережения,годовая и перспективная программы по охране окружающей среды, планы мониторинга и контроля и др.;

- издание локальных нормативных правовых актов;

- проведение анализадеятельности структурных подразделений и общества в целом (анализ данных мониторинга, анализ природоохранной деятельности, анализ со стороны руководства, отчеты по финансово-экономической деятельности, отчеты

 

по маркетинговой деятельности, рапорта, анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Беларуськалий», отчеты по МТО, анализ выполнения планов производства  и др.)

- проведение оценки воздействия на окружающую среду, государственной и общественной экологической экспертизы объектов, составление экологического паспорта предприятия;

- получение комплексного природоохранного разрешения, Специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности;

- проведение идентификации и оценки экологических рисков и возможностей;

- организацию работы с обращениями граждан и юридических лиц и другими контактными аудиториями.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.