Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-06-23 | 45 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
8 апреля 1942 года. <Самарканд>
Милый друг, пройти не удалось. Пойду отсюда к Гущиным. Привет от Готлиба, вчера спрашивал, как Ваше здоровье, советовал оставаться в больнице до выздоровления и передает Вам привет. Ира тоже приходила и не могла попасть, и передачу не приняли. Может быть, Ваша медсестра поможет мне. Мой вид: темный платок на голове, черный жакет и черное платье; в руках портфель.
Привыкли, живем лучше, судьба всех еще не определилась; занятия начались с понедельника. Ира целует, обнимаю, жду ответа, Галя.
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ*.
апреля 1942 года. Самарканд
Здравствуйте, Аничка.
Бесконечно благодарен за Ваше внимание и растроган; и это незаслуженно. Все еще в больнице, не столько потому, что болен, сколько оттого, что здесь лучше, чем на воле: есть мягкая кровать и кормят, хотя и неважно, но даром. И спокойно. Я еще не вполне окреп, но все же чувствую себя живым и так радуюсь солнечным дням и тихой развивающейся весне. Смотрю и думаю: я живой. Сознание, что я остался живым, приводит меня в восторженное состояние, и я называю это — чувством счастья. Впрочем, когда я умирал, то есть знал, что я непременно умру, это было на Петровском острове у Голубевых, куда на время переселился, потому что там, как мне все казалось, единственная в Ленинграде теплая комната — я тоже чувствовал этот восторг и счастье. Тогда именно я думал о Вас много. Думал, потому что в том напряжении души, которое я тогда испытывал, было нечто — как я уже писал Вам в записочке — похожее на чувство, жившее во мне в 20-х годах, когда я был с Вами. Мне кажется, я в первый раз так всеобъемлюще и широко понял Вас — именно потому, что это было совершенно бескорыстно, так как увидеть Вас когда-нибудь я, конечно, не рассчитывал, это было действительно предсмертное с Вами свидание и прощание. И мне показалось тогда, что нет другого человека, жизнь которого была бы так цельна и поэтому совершенна, как Ваша; от первых детских стихов (перчатка с левой руки) до пророческого бормотанья и вместе с тем гула поэмы*. Я тогда думал, что эта жизнь цельна не волей - и это мне казалось особенно ценным а той органичностью, то есть неизбежностью, которая от Вас как будто совсем не зависит. Теперь этого не написать, то есть всего того, что я тогда думал, но многое из того, что я не оправдывал в Вас, встало передо мной не только оправданным, но и, пожалуй, наиболее прекрасным. Вы знаете, многие осуждают Вас за Леву, но тогда мне было так ясно, что Вы сделали мудро и, безусловно, лучшее из того, что могли выбрать (я говорю о Бежецке*), и Лева не был бы тем, что он есть, не будь у него бежецкого детства. (Я и о Леве тогда много думал, но об этом как-нибудь другой раз — я виноват перед ним.)
|
В Вашей жизни есть крепость, как будто она высечена в камне и одним приемом очень опытной руки. Все это — я помню — наполнило меня тогда радостью и каким-то совсем не обычным, не сентиментальным умилением, а созерцательным, словно я стоял перед входом в Рай (вообще тогда много было от «Божественной Комедии»). И радовался я не столько за Вас, сколько за мироздание, потому что от всего этого я почувствовал, что нет личного бессмертия, а есть бессмертное. Это чувст во было особенно сильным. Умирать было не страшно, то есть я не имел никаких претензий персонально жить или сохраниться после смерти, почему-то я совсем не был в этом заинтересован, но что есть Бессмертное и я в нем окажусь — это было так прекрасно и так торжественно. Вы казались мне тогда - и сейчас тоже — высшим выражением Бессмертного, какое я только встречал в жизни. В больнице мне довелось перечитать «Бесов». Достоевский, как всегда, мне тяжел и совсем не для меня, но в конце романа, как золотая заря, среди страшного и неправдоподобного мрака, такие слова: «Одна уже всегдашняя мысль о том, что существует нечто безмерно справедливейшее и счастливейшее, чем я, уже наполняет и меня всего безмерным умилением и славой - о, кто бы я ни был, что бы ни сделал, человеку гораздо необходимее собственного счастья знать и каждое мгновение веровать в то, что есть где-то уже совершенное и спокойное счастье, для всех и для всего...» и т.д. Эти слова почти совершенное выражение того, что я тогда чувствовал. Именно — «и славой» — именно «спокойное счастье». Вы и были тогда выражением «спокойного счастья славы». Умирая, я к нему при ближался. Но я остался жить и сохранил и само это чувство и память о нем. Я так боюсь теперь его потерять и забыть и делаю усилия, чтобы этого не случилось, чтобы не случилось того, что так много раз случалось со мной в жизни: Вы знаете, как я легкомысленно, не делая никаких усилий, даже скорее с вызовом судьбе, терял лучшее, что она, судьба, мне давала. Солнце, которое я так люблю, после ледяного ленинградского ада, поддерживает меня, и мне легко беречь перед этой солнечной славой это чувство бессмертного. И я счастлив.
|
Мне хорошо здесь, и в больнице хорошо, рука почти зажила*, Вы видите, я пишу своим почерком - правда, много забот, как устроиться, как прокормиться, но они не поглощают меня так, как это бывало раньше. И мне не жаль брошенного, кроме некоторых вещей, которые я просто из-за спешки забыл взять.
В вагоне, когда я заболел, мне почему-то вспомнился Хлебников, и я воспринимал его, как самый чистый звук, самый чистый голос моего времени, и как синтез этого времени, по отношению к которому Маяковский что-то одностороннее, частный случай. Вы — не частный случай, но почему-то я не мог соотнести Вас с Хлебниковым, и это до сих пор мне не понятно.
Подъезжая к Ташкенту, я не надеялся Вас увидеть и обрадовался до слез, когда Вы пришли, и еще больше, когда узнал, что на другой день Вы снова были на вокзале. Ваше внимание ко мне бесконечно.
В телеграмме, которую вчера передала мне Ира, Вы спрашиваете, не надо ли чего прислать. Мне очень хочется приехать к Вам; это не скоро; еще неделю я пролежу здесь, а потом надо будет искать комнату и устраиваться. Если к тому времени мы еще не получим эвакуационных денег, я попрошу Вас прислать мне на дорогу. Но я слышал также, что Вы собираетесь в Самарканд, это было бы прекрасно. Мне бы хотелось, правда, лучше приехать к Вам, но одно другому не мешает. За телеграмму спасибо.
|
Аня, солнце и чистое небо, а ночью было так много крупных звезд, и я их вижу, а на Севере из-за своих глаз я их не видел.
Устал немного писать. Письмо вышло длинное и, пожалуй, бестолковое. Простите. Целую Ваши руки и еще раз спасибо за все.
К.-М.
ПРОФЕССОР
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПУНИН
CURRICULUM VITAE [Жизнеописание, - лат.]*
Родился в ноябре 1888 г. в семье военного врача (из мещан г. Петербурга). Среднее образование получил в Царскосельской мужской гимназии, которую окончил в 1907 г. В том же году поступил в Петербургский университет на юридический факультет, а затем перешел на историко-филологический, который и окончил в 1914 г., представив зачетное сочинение по специальности История искусств (у проф. Айналова) на тему «Черты античности в пейзаже Джотто».
В 1913 г. был приглашен Русским музеем на должность ученого регистратора по отделению древнерусской живописи, в каковой должности проработал до 1917 г.
В 1917 г. Советом Художественного отдала Русского музея был выбран секретарем «Общества по изу чению древнерусской живописи».
В 1913 г. были напечатаны первые научные работы по византийскому и древнерусскому искусству.
В январе 1919 г. был назначен комиссаром Рус ского музея и одновременно с этим членом Коллегии изобразительных искусств и членом Коллегии и замес тителем наркома т. Луначарского по делам музеев и охраны памятников, а затем, в период реорганизации, состоял комиссаром Государственного Эрмитажа. С осени того же года был назначен заведующим Петроградским отделом изобразительных искусств Наркомпроса, в ка ковой должности пробыл до момента ликвидации от делов ИЗО Наркомпроса в 1921 г.
В 1919 г. был приглашен в качестве профессора в Петроградские свободные государственные мастерские (Академия художеств), где вел курс по кафедре «История художественных форм» до 1936 г.
В 1922 г. был назначен и утвержден Государственным ученым советом при Наркомпросе научным сотрудником 1 -й категории по разряду истории изобразительных искусств Государственного института истории искусств, а в 1927 г. назначен и утвержден Государст венным советом при Наркомпросе действительным членом того же института, в каковом звании работал в институте до 1931 г.
|
С 1925 по 1930 г. вел курс по истории западного искусства XIX века на Высших курсах искусствознания при Институте истории искусств.
В 1923 г. был приглашен на должность доцента Ленинградского государственного университета по Отделению археологии и истории искусств Факультета общественных наук, в каковой должности вел занятия до 1925 г. С 1921 по 1923 г. состоял членом Художественного совета Музея художественной культуры, а после реорганизации Музея в Государственный институт художественной культуры назначен и утвержден Государственным ученым советом при Наркомпросе в должности действительного члена и заведующего Отделом общей методологии института, в каковой должности проработал до момента слияния Института художественной культуры с Государственным институтом истории искусств в 1927 г.
С 1923 г. по 1925 г. работал на Государственном фарфоровом заводе в качестве заведующего художественной частью завода.
С 1925 г. по 1927 г. состоял членом художественного совета Государственного декоративного института.
В 1927 г. был командирован в качестве генерального комиссара художественной выставки в Японию на 6 месяцев.
В 1926 г. был приглашен Государственным Русским музеем на должность хранителя, а затем заведующего Отделением новейшего искусства, а с 1928 г. назначен и утвержден Государственным ученым советом при Наркомпросе действительным членом художественного отдела Государственного Русского музея.
С 1931 г. по 1938 г. состоял заведующим отделом рисунков того же музея.
В 1932 г. был приглашен Институтом живописи, скульптуры и архитектуры в качестве профессора по кафедре всеобщей истории искусств, в каковой должности после реорганизации института во Всероссийскую Академию художеств состою и в настоящее время.
С 1933 г. по 1935 г. заведовал кафедрой истории искусств в том же институте.
В 1933 г. назначен ученым секретарем Научно-исследовательского института живописи, скульптуры и графики Всероссийской Академии художеств, а с сентября 1935 г. — заведующим кабинетом живописи того же института, в каковой должности состоял до ликвидации Института в 1937 г.
В 1937 г. приглашен архитектурным факультетом Ленинградского института инженеров коммунального строительства в качестве профессора для чтения лекций по истории западноевропейского искусства, в каковой должности состоял до эвакуации в 1942 г.
|
В 1942 г. утвержден ВКВШ заведующим кафедрой истории искусств В АХ.
Н.Пунин.
ДНЕВНИК. 1942 год.
сентября
Опять дневник, в который раз. И именно тогда, когда ничего не происходит. Мы сидим в Самарканде, время бежит, но день ничем не отличается от дня. Последние недели голода в Ленинграде я не писал дневника; между тем именно тогда он мог бы стать интересным. Умирал и умер брат*, умирали и умерли десятки людей, с которыми был связан. Но писать я не мог -голодный дистрофик; и чернила замерзли, и я едва двигался от стула к кровати. Я бы не выжил, если бы не эвакуация. Так мы проехали тысячи километров; воспоминания об этом смутны. Плохо помню международный вагон, людей, за окнами снега и вокзалы; плохо помню, как начали нас кормить и как мы все ехали, ехали больше месяца. Яснее память о последних днях пребывания в Самаркандской больнице и о первых днях по выходе из нее. Была весна; фруктовые деревья уже отцвели, и все быстро зеленело.
Из больницы написал два письма Ан. Она оказалась в Ташкенте и пришла к поезду, пока мы стояли. Была добра и ласкова, какой редко бывала раньше, и я помню, как потянулся к ней, и много думал о ней, и все простил, и во всем сознался, и как все это связалось с чувством бессмертия, которое пришло и легло на меня, когда я умирал с голода.<...>
Последние недели голода и в пути, и по выходе из больницы я находился в каком-то восторженном состоянии и был непрерывно как бы в некотором умилении и в постоянной радо сти, что живу. Не понимаю, было ли это от весны и солнца или от голода. Когда мы уезжали из Ленинграда, начиналась весна. Не помню, чтобы Ленинград был так красив, как в эту роковую зиму и этой весной: бело-серебряный, тихий под зеленым небом, действительно, как бы в саване. А мертвые, чаще всего завернутые (вероятно, близкими) в простыни, лежали по улицам, и бойцы воздушной обороны увозили их куда-то на листах фанеры. В гробах и на кладбищах не хоронили уже с ноября. Покойники были легкими и казались маленькими; бойцы с легкостью поднимали их со снега и клали на фанеру, и они не гнулись, потому что были замерзшими. Они лежали повсюду, в особенности по утрам. Вероятно, ночью их выносили из квартир кто куда мог.
В день эвакуации утром 19 февраля я долго стоял на набережной около Академии и прощался с куполом Псаакия; позо лоту соскоблили (или замазали) еще осенью*, и купол синел на солнце сквозь белую мглу. Снег под ногами еще хрустел, но на солнце как будто начинало подтаивать. В этот день, сколько я помню, впервые начали убирать с улиц снег. Группы людей, женщин преимущественно, закутанных как попало, лишь бы потеплее, людей, похожих на тяжелые мешки, скребли лопатами снег и свозили к спускам в Неву на тех же фанерах, на каких возили покойников. Хорошо помню их вялые и тяжелые движения, как они ходили, как все ходили в ту зиму по ленинградским улицам,- движения истощенных.
Под вечер мы уехали на Финляндский вокзал в автобусах. Я вез Ирину дочку — Малаичку.
В поезде, который нам предоставили, не хватало вагонов, в частности 11-го, в котором должен был ехать я. Уплотнили, и до следующего утра мы стояли на пути; вечером была тревога, первая после долгого зимнего перерыва. Уже тут начали нас кормить; от большого количества съеденного хлеба (нам его выдали на несколько дней вперед) мне стало плохо. Я вспомнил, что голодавшим нельзя много есть, и уже дальше старался есть как можно меньше, в особенности хлеба. Ну а потом медленное движение до Ладожского (до Борисовой Гривы), ледяной поход в автобусах через озеро и страшная Жихаревка*.
Наш автобус испортился за 5 километров до Жихаревки, и мы начали замерзать. 3 часа ночи, бараки в Жихаревке, пшенная каша, боль в животе, каждочасный стул где придется, запачканные кальсоны, мутное сознание, налет, пожар в бараках, брошенные на дороге вещи, посадка ночью при свете зарева горевшей нефти — международный вагон, самовар и электрический свет.
Все кончено; на рассвете отошел поезд; лежа на мягком диване в полусознании, слышал имена погибших в Жихаревке. И с тех пор, день за днем и неделя за неделями, едем и все едем, и становится все теплее, и как обрадовался первым цветам это были ирисы — где-то в Казахстане, а около Ташкента мне принесли в вагон ветку цветущего урюка — вот и все. Тика в том мире, со снегами и мертвыми, и мы, спасенные, на перроне Самарканда.
Из этого пути я помню яснее всего, как я в Жихаревке прикрывал ладонью голову плакавшей Малаички, когда вокруг сыпались бомбы, и чувствовал радость, похожую на счастье, что я с нею и могу прикрыть ее своим телом, а потом одной ночью, где-то уже за Новосибирском, невыносимую боль, и как она утихала после того, как Галя дала мне понтапон. Впрочем, помню еще разные кусочки: первый стакан сладкого крепкого явско-го чаю...
. 26 сентября
Что-то или кто-то прервал меня. А сейчас осень. С ночи ураган; самаркандская пыль во всех порах, теплое косое солнце. Все радости кончились; переехал со двора в комнату; тесно, грустно и уютно. Здесь зимовать, у этого квадратного маленького окна. Подобие суриковскому Менпшкову. Весной придет мальчик: дуду, ду-ду - и принесет Аничке весну, ду-ду, дуду... Полтора месяца ни одного слова от Тики.
Если она погибла или погибнет, мне, собственно, нечего делать на земле; «нечего» с эгоистической точки зрения. Эгоистически, отсчитывая от собственного счастья, может быть, даже наслаждения. С ней, еще с ней, только с ней... И это вовсе не «безумная любовь», это не любовь вообще. На земле около нее; если мир по одну сторону, она по другую, то с ней супротив мира или даже против мира и людей. Чувство, собственно, не новое. Оно даже, не без некоторого великолепия, выражено в словах: «Не потому, чтоб я ее любил, а потому, что я томлюсь с другими»*. Правда, это «некоторое великолепие», свойственное искусству, делает все более грубым. Ибо жизнь и деликатнее, и неожиданнее искусства.<...>.
сентября
Получил от нее телеграмму: «На днях выезжаю».
7 октября
Сегодня чудесное тепло. Отчего она не здесь. Во всем уже чувствуется осень. Виноградники зарыты землей, кое-где желтеют листья и падают. Облачно, но в самом воздухе тепло; я стоял, прислонившись к стене, — ее нет здесь.
Думал об одной своей ошибке. В книге о Лебедеве* я противопоставил Брака Пикассо и уверял, что Пикассо формалистичен. Правда, это со слов Лебедева, и это все-таки не оправдание. Все искусство Пикассо именно от внутреннего, от духа, именно не формалистично. То, что я мог так ошибиться, указывает на недостаточное понимание, на легкомыслие и нахальство.
Пикассо — это само время и сама жизнь.
8 октября
Опять стоял у стены и думал. Под ногами тихо шумел (журчал, как обычно говорят) арык; на той стороне, в проломе стены изумрудная трава, как у Сегонзака; деревья красно-коричневые, буро-зеленые. Быстро темнело; розово-оранжевые облака серели и пропадали в сумерках. Пока курил, все очертания смылись и все стало густым темно-зеленым. Было хорошо видно, как шло время.
. 16 октября
Один как исключение. Девять часов; горят две коптилоч ки — это хорошо, что они горят; керосин — 120 рублей. Немного мрачно. Появилась холера; зимой будет сыпняк. Как тут вы жить, а войне не видно конца.
Тика не едет; больше от нее нет известий. А если приедет, чем я ее накормлю; чем накормлю в октябре будущего года Ирочку и Малайку? Выдача зарплаты = двум литрам керосина.
Стоят тихие осенние дни несравненной красоты. Днем так-тихо, что в ушах как бы лопается. Медленно желтеют, точнее, розовеют листья; земля отдыхает, согретая солнцем; временами прекрасная видимость; только по утрам и вечерам пар: по утрам - жемчужный, перед закатом и сразу после солнца — бурый, похожий на дым.
Н.Н.ПУНИН- М.А.ПУНИНОЙ*.
октября 1942 года. Самарканд
Здравствуй дорогая Миичка, жалею, что ты не получила письма, которое я послал тебе в августе. Так приятно читать твои письма, в которых слышится твой звонкий веселый голос. Ваш переезд в Шую и твое описание комнаты нас восхитило. «Мы сыты»,— пишешь ты, но нам хотелось бы знать, чем вы сыты. Это интересует нас, во-первых, потому что перед нами маячит вероятность переезда всех нас в ваши края: а во-вторых, оттого что проблема питания стоит у нас очень остро. Мы тоже сыты, но только ценою продажи всего, что у нас есть с собой. Мы грустно улыбались твоим перечислениям салфеток, полотенец и даже сукна на столе, потому что у нас этого давно уже нет, и уже нет ни Галиной, ни моей шубы, ни Ириного костюма и т.д.
Но мы не унываем, довольные теплом и многими очарованиями нашего края. Вчера был первый с мая дождь. Похолодало. Деревья розовые и листья падают. Виноградники зарыли на зиму землей, но третий урожай еще дозревает; много помидор и еще будет картошка. Только после событий на Юге сюда понаехало много народу, и цены приближаются к европейским. Сегодня мы впервые надели на себя теплое, а еще три дня тому назад на мне не было ничего, кроме рубашки, трусов и брюк — и было жарко. Сейчас вечер, сидим вокруг коптилки; за окнами словно снег — это луна. Окна у нас маленькие, квадратные и глубоко сидят в толстых глинобитных стенах. Анька спит. Нельзя сказать, чтоб она отличалась особой полнотой; по-прежнему любит хлеб и жует его непрестанно. Тебя вспоминает часто, но что она при этом представляет, решить трудно. Во всяком случае, есть Мара и есть Миичка — видимо, два разных
.лица; Миичку любит больше и ждет, что она приедет сюда. Занятия в Академии еще не начались, т.к. студенты на уборке хлопка, поэтому я бодро торгую на базаре и смотрю на горы; они еще синие, они еще не покрылись снегом. Зимой нам, вероятно, будет очень трудно: и некогда будет, да и нечего продавать. Хотели запасти на зиму муки, но это плохо удается: Ира каждый день что-нибудь печет, и это вкусно, и это съедается, и запасы тают.
Но ничего; вероятно, доживем до февраля — и тогда «мальчик спустится с гор и будет трубить «ду-ду-ду» и принесет все» -так рассказывает Аня.
Недавно получил письмо от Левы Пунина — невеселое; часто пишет Сарра; ну, как всегда, живут в обрез: теперь уже некому им послать денег, крутятся сами. Вообще до нас доходят вести со всех концов, только из Ленинграда нет ничего. Марта Андреевна так до сих пор и не приехала и уже больше месяца не подает голоса. Все ли там благополучно?
Читаю восхитительную книгу: Андре Антуан «Дневники директора театра». Рекомендуй ее маме; редко попадаются такие простые, благородные и точные книги. Это и есть жизнь.
Целую тебя крепко, дорогой маленький друг, живи так, как ты живешь, и все будет прекрасно.
Целуй маму и никогда не забывай нас. Твой Коленька.
ДНЕВНИК. 1942 год.
октября
Прошел дождь, первый с мая. Похолодало. Совсем одиноко. От Тики нет вестей и нет ответа на телеграмму, посланную 14 го. Перечитал ее грустные и прелестные письма, полные упреков. Их так мало, и с этой горсточкой теперь жить.
Доходят слухи, что Ленинград снова сильно бомбят и, вероятно, оттуда сейчас нельзя уехать — до декабря, вероятно. А в декабре по этой страшной ледяной дороге. Горько и больно, но разве я имею право жаловаться? Как это случилось, что она не уехала в августе?<...>.
октября
Я уже много раз замечал: когда любишь в разлуке с любимой, вдруг так захочется быть ею, а не самим собой. Шел сегодня, и впереди шла моя тень, и я видел на песке свои старые одутловатые щеки; я подумал, как было бы замечательно, если бы эта тень была похожа на нее. Кто это из нас двоих выдумал, что я ее не люблю? Вероятно, я. Какое грустное и смешное недоразумение.
Н.НЛТУНИН - М.А.ПУНИНОИ.
марта 1943 года. <Самарканд>
Милый друг, Марочка.
Жить нам плохо, и мы с Ирой обсуждали, кому можно пожаловаться, и решили, что лучше всего тебе. Твои столь жизнерадостные письма позволяют думать, что ты не придешь в уныние от наших жалоб. Жить нам стало совсем плохо. Вот конец марта, а весны все нет; еще пять дней тому назад лежал снег, а теперь - мелкий пронзительный дождь, и мы мерзнем в нашей глиняной комнате. К тому же стали плохо кормить: один обед — хряпа и блюдечко каши без всего. Только хлеб с небольшими перебоями. Продать из-за погоды ничего нельзя, да и цены на «скарб» так упали, что и продавать не стоит. Зима была холодная, так что зарплаты не хватало на дрова. Ветер выл два месяца, арыки обледенели. Уныние, напоминающее конец мира. Было радостно получить твои 100 рублей, а затем вскоре, когда пришла 1000 от Лени*, стало совсем весело. Накормили хоть Аньку, и она цветет, напоминая своими светло-рыжими волосами и розовыми круглыми щеками амуров Рубенса (если ты их знаешь). Как ты знаешь, здесь почти нет госснабжения, поэтому так и трудно. Местные жители живут своим хозяйством: у каждого чиновника, не говорю уже о крестьянах, есть корова или баран, огороды или фруктовые деревья - а у нас что? И сколько иронии в том, что при всем этом здесь самый дешевый рынок в стране, сколько мы об этом знаем. Ну, словом, смех и слезы. О нашем бедственном положении послали мы бумагу в Совнарком. Не знаю, что из этого выйдет, да и когда.
У Иры сейчас экзамены, и она много занимается, несмотря на голод. Она поправилась и относительно бодрая, но — жаловаться, так жаловаться - у нее мрачный характер: сидит как еж в норе, ни знакомых мальчиков, ни подруг, ни смеха; только хихикнет, если пристанешь к ней, или таращит глаза, когда дунешь на нее, чтобы смести с нее эту сонливость. Застенчивая и скрытная, робкая и упрямая, ничем ее не растолкать. Кое-что она все-таки могла слышать в нашем доме, кое-что читала, а между тем мало знает и робеет от этого еще больше. Хорошо, что она попала — силой вещей - на искусствоведческий факультет; все-таки это даст ей знания по истории, литературе и пр. А какие прекрасные способности! Мрачный характер, как у самаркандской зимы.
Анечка не в нее. Трещит без умолку и ничего не может делать, чтобы не говорить. Если говорить не с кем, играет и все что-то шепчет. Какое-то стихийное желание непрерывно выражать себя словами. Фантазер и враль — это в Гешку*. Выдумывает, вспоминая; хотя многое помнит, помнит даже Заполье: и Дусю, и Юру*, но, вспоминая, присочинит ворох неслыханных вещей — какие у нее были куклы, и бусы, и петухи, и платья, и как ее бомбили, и как ее спасали, и что говорили Лева или Сарра, или Саша, или Миичка. Я часто мысленно представляю себе ее встречу с тобою это было бы нечто весьма экспансивное и уж не знаю, кто кого заговорит. У нее легкий характер: она послушна, приветлива, никого не боится, у каждого что-нибудь выклянчит, все в Академии ее знают, помнят и любят. Немножко рева, но ненадолго; поревет с минуту, не больше, и опять сияет своими большими глазами, на которых еще не высохли слезы. Немножко обидчива, от этого главным образом и ревет; пробует быть упрямой, но с Ирой это трудно осуществить. От нее весело в комнате; топает своими рваными сапожками из утла в угол, в синей байковой спецовке — единственном своем зимнем наряде. На еду мало жалуется и голод переносит легко. Нет у нее, конечно, ни кукол, ни игрушек, разве что смастерит ей кто-нибудь куклу или лошадку из тряпок или бумаги. Но она играет чем попало, главным образом моим бритвенным прибором и песком или золой. Зиму она легко перенесла, почти не простужаясь; летом ей труднее, когда так сильно, как она говорит, «на голову капает солнце» при этом она делает изящный жест своей маленькой и пухлой рукой, перебирая на голове волосы.
Но от всего этого у меня разрывается сердце и хочется скорее конца. А конца не видно. Как переживем мы здесь следующую зиму, я не знаю. Может быть, и не все переживем.
Сейчас я один дома, Аня спит, Галя и Ира в Академии выстаивают хлеб и обед; за окном серо и безнадежно; еще хорошо, что не течет крыша, как во многих домах. И весну обещают не раньше 7 апреля.
Вашу жизнь мы себе более или менее представляем - а судя по твоей карточке, хотя ты и пишешь, что в натуре ты не такая толстая, можно думать, что жизнь эта, во всяком случае, терпима. Только вот много вы переезжаете, значит, мерзнете, но ведь и у вас скоро весна. Будем же ждать вместе весны, и поэтому прости мне мои жалобы; будет солнце, будет веселее.
Целую тебя и маму, благодарю за письма, не унывай. Любящий тебя Коленька.
Н.Н.ПУНИН - М.А.ПУНИНОЙ
9 июня 1943 года. <Самарканд>
Милая Миичка, прелесть и веселье! поздравляю тебя с такими большими годами жизни - хотя, по слухам, ты собираешься в Ленинград, но лучше приезжай к нам. Так тепло и так светло — теперь уже не будет дождя 6 месяцев - и небо синее.
.
В этом году несметное количество тутовника; валяется по земле, плывет по арыку, и Анька собирает его кружками в любое время дня — поэтому у нее болит живот. Появились абрикосы, вишни и молодая картошка. Все подешевело, даже мука. Мы сейчас заняты одной сложной и преисполненной трагического риска проблемой: хотим купить курдючного барана. В воскресенье идем на базар в старый город что из этого выйдет, одному Богу известно, но баран, видимо, будет куплен, и тогда мы будем обеспечены мясом и жиром на ползимы. Если предприятие это удастся, подробно напишем тебе обо всех актах этой сложной истории. Вся сложность заключается в том, что мы хотим его купить, имея в наличии не более 30 рублей, то есть повторить историю Чичикова; на современном языке это называется - воспользоваться кредитом.
А какие здесь славные бараны! а какие у них курдюки!
Словом, приезжай.
Огород наш тихо произрастает: около сорока кустов помидор (уже есть помидоринки, а когда ты будешь читать это письмо, мы, вероятно, уже будем их есть), пышно разрослись кабачки, по вершку в сутки прибавляет кукуруза. Что это за земля. Плюнешь, а на другой день в этом месте вырастет человек. Необычайное плодородие. Бьемся за воду; прямо деремся, потому что каждый норовит перехватить себе арык. Пускать к себе воду мы ходим целой артелью — иначе убьют. Да и то я не всегда спокоен, когда воду ходит пускать Ира. Если в один прекрасный день ты получишь телеграмму: «Ира убита», то знай, что она пала героически на арыке от удара чекменем по голове. Но огород все-таки есть: копал я, сажала Ира. Нацеливаемся еще на кусок земли. Здесь ведь собирают урожай три раза в лето. Чем мы хуже. Целую тебя крепко, жду писем; целуй маму и поблагодари ее за милое и сердечное письмо.
Твой дядя и друг.
ДНЕВНИК. 1943 год
<Без датъО. Самарканд
Для себя только.
Существуют бурные тайны, и они совершаются.
Души имеют вес, как цвета.
Сейчас легче на земле, земля легче, но это не ее нормальный вес.
Когда умирают люди с трудной и тяжелой жизнью, окружающим легче...
Пространство и время - божественные оболочки, в которых живет материя. Ни пространства, ни времени не создавал Бог; они были в нем; это — Он, это Его форма. Пространство и время — это среда, в которой живет материя; не душа живет в теле; тело живет в душе, то есть в пространстве и времени; тело умирает, но остается душа в бессмертном; мир конечен как материя, но безграничен в пространстве и времени.
Пространство не имеет меры и безгранично, но оно приобретает и меру и границы через материю; соизмерима материя, но не пространство и не время.
Пространство и время познаются душой через ритм.<...> Душа слышит ритм. Душа — это все, все это и есть душа; ей свойственны чувство ритма, гармонии, красоты, справедливости, также и еще многие чувства.<...>
Мироздание открыто, обнаружено и обращено, как открытое, ко всему живому ~ это пространство и время, душа, бессмертное, то есть божество или Бог, в пределах нашей вселенной материализованное как частный случай.<...>
Нельзя не чувствовать души, но в теле через материю она «осознает» себя, то есть ощущает себя в материи. Она «осознает» себя в мерах материи, с присущей материи ясностью и осязаемостью. Но это «осознание» ограничено самой материей, поэтому душа больше осознает меры материи и самую материю, чем самое себя; от этого так хрупко и смутно ее «осознание»; материя подставляет самое себя, благодаря чему она, материя, «осознается» интенсивнее, чем сама душа. Душа чувствует себя полнее вне материи, но ощущает себя интенсивнее в теле. Тело человека — наиболее совершенная форма материи.
Душа, как часть вселенной, как часть божества, обладающего временем, пространством, разумом, чувствами и многими другими качествами, по самой своей природе есть творческая энергия, творящее, вечно творящее. Это одно из основных свойств божественного. Жизнь в применении к душе значит творчество, жить для нее значит творить. Чем больше способна материя (тело, человек) к творчеству, тем больше в ней души, тем концентрированнее раствор души в этом куске материи. Творя, душа совершенствует материю. Так совершенствуется мироздание...
Душа, собственно, не может страдать в обычном, нашем смысле слова; она чувствует все то, что сопровождает творчество; основное ее состояние — ликование. Душа страдает лишь в несовершенстве и от несовершенства материи, которую она одолевает, с которой борется, которую окружает, насыщая ее,— но это лишь частный случай ее бытия.
Не удивительно ли, что люди, в общем, всегда посредственные, благоговейно относятся к гению, чтут его и допускают его превосходство. Ими руководит чувство совершенства.<...>
.Это и свидетельствует о присутствии внематериально данного чувства совершенства, идеи совершенства, о котором люди знают непосредственно от души.
Материя — это форма и, как форма, она есть структура души; как композиция - структура замысла. В этом отношении душа так же индивидуальна, как и материя.<...>
Пространство и время свойственны миру; ему свойственно также беспредельное и вечное творчество. Мир — это всюду и вечно творящая духовная сила. Вечно и всюду творя, эта сила породила, создала из себя материю и затем все, что в материи. С этого началась вселенная. Итак, вселенная есть частный случай мира. За пределами вселенной существует мир, несоизмеримый со вселенной. Существуют ли за этим пределом еще вселенные, мы, конечно, никогда не узнаем, но мы можем представить себе, что их количество беспредельно и что они создаются вечно. Моя душа была там и может еще быть там, как только она отпустит от себя, освободит из себя, как бы выдохнет материю (мое тело). Может она, впрочем, породить, создать другое тело в пределах той же вселенной.
Есть бессмертное — это мир; вселенная смертна.
Мир представляется мне непрерывным и неделимым и всегда и повсюду себя чувствующим.
Того, как родилась вселенная, мы никогда не узнаем; не узнаем, как творческий дух породил материю, впитал ее в себя и насытил себя ею. Мы не узнаем этого, ограниченные своей системой; вселенная уже дана нам в материи; так человек, едущий в автомобиле, не может увидеть себя сидящим в нем. Мы можем только представить себе эту самую глубокую и бурную тайну мира.
Судьба это структура вселенной, ее план, композиция.
Рок — это инерция вселенной, сопротивление материи творчеству души. Судьба строга и неумолима, но не враждебна; рок — это царство зла. Слышать судьбу - значит выполнять план; рок разрушает замысел души.
Люди неравны, существуют градации — иерархия людей. В первом ряду стоят творящие тождество вселенной, наиболее творческие, наиболее близкие сферам души — это художники всех видов, затем философы и духовные лица. Это священная категория, требующая высшей бережности.
А.А.АХМАТОВА - И.Н.ПУНИНОЙ.
августа 1943 года. <Ташкент>
Дорогая Ирочка, туфель еще нет (будут), но посмотри - какую я заказала куклу твоей Анюте.
.Сегодня ровно два года, как мы узнали о блокаде Ленинграда и даже оказались в ней, помнишь?!
Не болей, учись, читай книги (легко давать советы) и не забывай меня. Я пока в Ташкенте.
Целую тебя. Акума.
Папиросы и приветы родителям.
А.А.АХМАТОВА - Н.Н.ПУНИНУ
1 сентября 1943 года. Ташкент
Милый Николай Николаевич, это Рафа Такташ. Поговорите с ним и поделитесь с ним Вашей мудростью. Он хочет поступать в нашу Академию.
Я хвораю с 15 авг. довольно тяжело.
Эрос-Зуммер* опять выманивает Вас в Ташкент.
Напишите мне. Поздравляем с нашими победами.
А.
Башмачки будут вот-вот.
ДНЕВНИК. 1943 года
1 сентября
В конце ноября* она приехала, и стало ясно, что я не люблю ее; все, что было записано год тому назад иллюзорные чувствах...>
Иллюзорные чувства достаточно часты; многие живут ими. Она приехала с такой обидой на меня и с такой горечью от смерти Тошки*, что ничего нельзя было спасти. Мне казалось, что она считает меня виноватым за его смерть.<...>
Трудно установить, какие чувства и когда иллюзорны. Лучше это делает смерть.
В субботу 28-го умерла Галя. Тихо умерла, могу сказать, на моих руках.
Пусто; можно подумать, что я жил для нее, но этого же не было уже давно. Месяц тому назад был в Ташкенте, у Ани. Тихо провел в ее доме 8 дней.
Хорошо бы было, если бы жизнь кончилась, а она не кончилась, потому что все думаю о будущем, о том. что буду делать.
АННА АХМАТОВА
ВСТРЕЧА
Как будто страшной песенки
Веселенький припев –
Идет по шаткой лестнице,
Разлуку одолев.
Не я к нему, а он ко мне —
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!