Структура сочинения-рассуждения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Структура сочинения-рассуждения

2021-06-23 40
Структура сочинения-рассуждения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отцы и дети

 

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

 

Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все произведения, где показаны отношения «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.

Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.

Отношения между поколениями - это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?

 

Как можно раскрывать тему «Отцы и дети»

§ Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения.

§ Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений.

 

Обратите внимание

· Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

· Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.

· Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).

 

Алгоритм работы над сочинением

· Выбор и обдумывание темы сочинения.

· Выявление ключевых слов темы сочинения.

· Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

· Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

· Подбор литературного материала.

· Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

· Написание текста сочинения на черновике.

· Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

· Работа с орфографическим словарём.

 

Аргументы к сочинению

1. Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

2. факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

3. общеизвестные исторические факты;

4. результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

 

Рекомендации ФИПИ

«В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности».

 

Определение понятий

Оте́ц м.

1. Мужчина по отношению к своим детям.

2. Употребляется как фамильярное обращение к пожилому мужчине.

3. перен. разг. Тот, кто отечески заботится о других; покровитель, благодетель.

4. перен. разг. Родоначальник, основоположник чего-л.

5. Употребляется при назывании служителей культа, монахов или при обращении к ним (обычно присоединяется к имени или званию).

6. Самец по отношению к своему потомству (обычно о племенных, породистых лошадях, собаках и т.п.).

 

Отец (от праславянского *оtьсь из *оtьkъ, как предполагается слово возникло в детской речи и вытеснило и.-е. *pǝtēr) — разг. папа, батя, мужчина-родитель по отношению к своим детям.

В русском языке слово «отец» образовано от праславянского *otьcь из *otьkъ, производного от *оtъ с тем же значением. Основой является праиндоевропейское *at-ta (отец или мать) из детской речи. Схожие формы существуют в неиндоевропейских языках (ср. тур. ata, венг. atya).

Слова «папа» в русском языке французского происхождения (фр. papa), получило распространение в XVIII-XIX вв. в дворянской среде. Как и русское слово «тятя», происходит из детской речи.

Согласно некоторым антропологам, человек, осознающий, как правило, своё отцовство, отличается этим от животных (тем более высших приматов). Утверждения, согласно которым некоторые племена (в частности, это утверждалось об австралийских аборигенах реки Талли) не представляют, «откуда берутся дети» и/или не осознают отцовства конкретного лица (часто это связывали с предполагаемым институтом группового брака), современной наукой не подтверждаются[2].

Установление отцовства конкретного лица, неочевидного и связанного с событием зачатия и частной жизнью, является особой правовой проблемой. Известно латинское высказывание: «Mater semper certa; pater est quem nuptiae demonstrant» («мать всегда точно известна; отец определяется по браку»). Во многих правовых системах рождение ребёнка матерью довершалось особым актом со стороны отца, который признавал его своим (в римском праве — брал с земли на руки, tollere). Кодекс Наполеона ввёл формальную норму, согласно которой отцом ребёнка, рождённого замужней женщиной, считается её муж. В наше время для установления отцовства может привлекаться генетическая экспертиза.

В римском праве (как и во многих традиционных обществах с патриархатом) отец семейства имел преимущественные права по сравнению с членами своей семьи (вплоть до права жизни и смерти) и был посредником между ними и общественными институтами. Термин «отец» из-за этой особой роли исключительно часто используется в религии и идеологии.

Метафора отца как главы семьи и, шире, предка по мужской линии, распространяется на Бога как Творца (теонимы вроде Юпитер со словом «отец», обращение к Богу как отцу — молитва Отче наш), священника как главу общины (авва,патер, батюшка, приставка «отец» к имени) и правителя как главы общества (отец отечества, «отцы города»,патернализм, титул Сталина — Отец народов). Страна воспринимается как совокупность владения отцов — предков, отсюда термины отечество,патриотизм.

Имя отца у многих народов входит в состав личного имени, образуя отчество (у древних греков, славян, германцев, восточных народов), в дальнейшем такие отчества могут давать начало фамилиям, которые передаются (чаще всего по мужской линии) в следующие поколения.

 

Де́ти мн.

1. Мальчики, девочки в раннем возрасте, до отрочества.

2. разг. Детеныши животных или птенцы.

3. Сыновья, дочери (любого возраста).

4. Ближайшие потомки, молодое поколение.

5. перен. разг. Взрослые люди, отличающиеся ребяческой наивностью и неопытностью.

6. Несведущие в чем-либо люди.

7. Употребляется как дружеское обращение к взрослым, обычно младшим по возрасту или подчиненным.

8. Люди, являющиеся характерными представителями какой-л. среды, эпохи и т.п.

 

Происходит от формы, родств. ст.-слав. дѢти мн. От ф. ед. ч. *дѣть ж., собир.; ср.: укр. дитя́ (род. п. дитя́ти, дити́на), сербск.-церк.-слав. дѣть, болг. дете́ (собир. деца́ «дети», из *дѣтьца́), сербохорв. диjѐте (собир. ди̏jем ж. «дети»), словенск. dė́te (род. п. dėté̯ta, собир. dė́ca), чешск. dítě, словацк. diet’a, польск.dziecię, в.-луж. dźěćo, н.-луж. źěśe. Праслав. *dětę, *dětь. Форма на -i- в первом слоге исключительно вост.-слав., вероятно, результат ассимиляции *дѣтина. Эти слова восходят к индоевроп. *dhēi̯- «кормить грудью, сосать»; доить, дою́. Ср. др.-инд. dhēnúṣ ж. «дойная корова», авест. daēnu- «самка животного» с и.-е. oi, но ср. также лит. dėlė̃ «пиявка», pirm-dėlė̃ «корова, отелившаяся впервые», др.-инд. dhā́tavē «сосать», ádhāt «сосал», греч. θήσατο «сосал», θηλή «материнская грудь», лат. fēllāre «сосать», fēmina «женщина», ирл. dínim «сосу». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Синонимы

1. Ребятишки

Антонимы

1. взрослые

2. конверсив: родители

Гиперонимы

1. люди

2. родственники, потомки

Гипонимы

1. груднички, малышня, школьники

2. сыновья, дочери

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

· дети Арбата

· дети Божьи, Божьи дети

· дети младшего возраста, дети старшего возраста, дети школьного возраста, дети дошкольного возраста

· грудные дети

 

Темы.

 

1. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.

2. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

3. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

4. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

5. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

6. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

7. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

8. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

9. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

10. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?

11. Большинство из нас становятся родителями, ещё не перестав быть детьми. Миньон Маклофлин

12. Брак - это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей. Джордж Бернард Шоу

13. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?

14. В чем заключается конфликт между поколениями?

15. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

16. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?

17. Важно ли человеку получить родительское напутствие?

18. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

19. Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюэл Батлер

20. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?

21. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?

22. Всегда ли ценны заветы отцов?

23. Даже дьявол у себя в аду хотел бы иметь вежливых и послушных ангелочков. Владислав Гжегорчик

24. Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними. Элеанора Рузвельт

25. Дети и детство в русской литературе

26. Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям! Джордж Бернард Шоу

27. Если вы хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать все, что вы им даете. Генри Уилер Шоу

28. Если ребёнок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку - уж не помирать ли он собрался. Ралф Эмерсон

29. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?

30. Зачем уважать старших?

31. Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и т.д.

32. К чему ведет конфликт отцов и детей?

33. Как вы понимаете слова Г. Малкина: «Дети — плоды, не видящие корней»?

34. Как вы понимаете слова Жермены де Сталь: «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?

35. Как вы понимаете слова С. Моэма: «Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами»?

36. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?

37. Как помирить отцов и детей?

38. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?

39. Какими могут быть последствия конфликтов отцов и детей?

40. Какими могут быть причины конфликта поколений?

41. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?

42. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?

43. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?

44. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?

45. Какую роль в становлении личности может играть семья?

46. Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол. Валерий Миронов

47. Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили, они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою комнату. Вуди Аллен

48. Когда имеешь дело с пятилетним ребёнком, главная опасность заключается в том, что очень скоро сама начинаешь говорить как пятилетняя. Джин Керр

49. Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. Марк Твен.

50. Когда ребёнок подрос, для родителей самое время научиться стоять на собственных ногах. Фрэнсис Хоуп

51. Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав. Лоренс Питер.

52. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

53. Любовь и дети

54. Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

55. Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители. Веслав Брудзиньский.

56. Могут ли представители разных поколений жить без конфликтов?

57. Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало - своих родителей. Альфред Конар.

58. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

59. Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как родитель - ребенка. Ян Курчаб.

60. Никогда не отмечай сходства детей с их отцом: это может вызвать неприятное изумление. Станислав Ежи Лец.

61. Нужно ли всегда опираться на опыт предыдущих поколений?

62. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?

63. Отцов не должно быть ни видно, ни слышно. Только на этой основе можно построить прочную семью. Оскар Уайльд.

64. Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца. Неизвестный англичанин (XVIII в.).

65. Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую - дети. Кларенс Дарроу.

66. Почему «отцы и дети» – вечная тема?

67. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

68. Почему конфликт отцов и детей вечен?

69. Почему конфликт поколений вечен?

70. Почему нужно уважать старших?

71. Почему отцы всегда поучают детей?

72. Почему разные поколения не понимают друг друга?

73. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

74. Почему так важно сохранять связь между поколениями?

75. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

76. Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. Василий Ключевский.

77. Прокомментируйте слова Дж. Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее».

78. Родители и дети: спор или диалог?

79. Рождается ли истина в споре поколений?

80. Роль родительского наставления в жизни человека.

81. Роль семьи в жизни человека

82. Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели.

83. Смысл названия романа "Отцы и дети"

84. Современные проблемы детей

85. Согласны ли вы с В. Шойхером: «Спором поколений обычно называются вздорные препирательства юношеских безумств со старческим слабоумием»?

86. Согласны ли вы с высказыванием Ф.И. Тютчева: «Одно поколение, словно волна, набегает на другое, совсем не зная друг друга»?

87. Согласны ли вы с фразой А. Адлера «Никому еще не удавалось вырасти, не совершив при этом ошибок»?

88. Согласны ли вы с фразой О. Аниной: «Дайте возможность детям ошибаться. Вы дарите им жизнь, но не имеете на неё никаких прав»?

89. Спор поколений — вечный или временный?

90. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).

91. Трудно ли быть взрослым?

92. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

93. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?

94. Что значит быть взрослым?

95. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?

96. Что такое преемственность поколений?

97. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

98. Является ли вечным спор поколений?

 

Литература.

Айтматов Ч. «Буранный полустанок»

Алексин. А. «Актриса», «Безумная Евдокия», «Шаги», «Раздел имущества», «Прости меня, мама»,

Брэдбери Р. «451 градус по Фаренгейту», «Вельд»

Бунин И.А. «Тёмные аллеи», «Сверчок»

Вампилов А. «Старший сын»

Васильев Б. «Завтра была война»

Гарин-Михайловский Н.М. «Детство Темы»

Гоголь. Н.В. «Тарас Бульба», «Мертвые души»

Гончаров И.А. «Обломов»;

Горький М. «Детство»

Грибоедов А.С. «Горе от ума»

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;

Екимов Б. «Говори,мама,говори», "Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", "Одинокая старость. Полынь"

Есенин С. А. «Письмо матери»

Железников В. «Чучело», «Ночной ветер»

Закруткин В.А. «Матерь Человеческая»

Короленко В.Г. «В дурном обществе»

Коротков Ю.М. «Седой»

Курамшина И. «Сыновий долг»

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»

Лиханов. А. «Мой генерал»

Осеева В. «Бабка»

Островский А.Н., «Гроза»;

Паустовский К.Г. «Телеграмма»

Пушкин А.С. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»

Распутин В.Г. «Уроки французского», «Женский разговор»

Салтыков-Щедрин М.Е. «Премудрый пескарь»

Тендряков В. «Расплата»

Толстой Л.Н. «Война и мир»; «Детство», «Отрочество», «Юность»,

Фонвизин Д.И. «Недоросль»

Цветаева М. «Бабушке»

Чехов А.П. «Вишневый сад»

Шекспир В. "Король Лир", «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

Шолохов М.А. «Родинка», «Тихий Дон», «Судьба человека»;

 

Банк аргументов

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность. Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.

А. Н. Островский. «Гроза»

Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену. Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы. Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе. Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.

М. Цветаева «Бабушке»

Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.

И. А. Гончаров «Обломов»

В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов жил в точности, как его родители: неспешно, однообразно. Он был ленив и боялся перемен, из-за чего даже потерял свою возлюбленную. Абсолютная противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц. Он был воспитан в трудолюбивой, образованной семье предпринимателей, поэтому и вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества.

А. П. Чехов «Вишневый сад»

Проблема взаимоотношений поколений в пьесе показана в ином ракурсе, когда дети берут на себя роль родителей. Родной и приемной дочерям Раневской Любови Андреевны самим приходится разбираться с обанкротившимся семейным имением и думать о своем будущем после продажи дома и сада за долги. В то время как наивная Раневская до последнего не верит в то, что поместье отберут, а в итоге лишается всего.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

Пантелей Мелехов, отец Григория, Петра и Дуняши Мелеховых, держит детей в строгости. Узнав о связи старшего сына с замужней женщиной, насильно женил его на Наталье Коршуновой. Но семейная жизнь не сложилась, и Григорий ушел на войну вместе с Петром, который оставил в отцовском доме жену Дарью. Девушка вскоре осквернила имя семьи, за что была выпорота свекром Пантелеем. Но после революции власть отца ослабевает, и дети перестают подчинятся его казачьим законам.

Б. Васильев «Завтра была война»

В центре произведения повзрослевшие школьники-комсомольцы. Искра Полякова – активистка класса, воспитывается в строгости властной матерью-комиссаром. Она резка со всеми, даже с матерью. Вика Люберецкая – девочка из интеллигентной, зажиточной семьи инженера, живет с отцом, который относится к ней с нежностью и делает всякие послабления. Искра недолюбливает одноклассницу, но, когда с Викой случается беда, – первая оказывает ей поддержку. Сама же Люберецкая не может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид.

 

Отцы и дети

 

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

 

Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все произведения, где показаны отношения «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.

Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.

Отношения между поколениями - это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?

 

Как можно раскрывать тему «Отцы и дети»

§ Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения.

§ Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений.

 

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

 

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

 

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

 

Обратите внимание

· Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

· Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.

· Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.